Уйдет ли в прошлое принцип «деньги
за часы»?
В разгар первого летнего месяца в
Москве состоялось заседание ученого совета по
проблемам образования, которое провел
Государственный университет – Высшая школа
экономики (ГУ–ВШЭ). Здесь был впервые озвучен
проект Концепции штатно-окладной системы оплаты
труда учителей, разработанной в соответствии с
заданием Министерства образования рабочей
группой под руководством Анатолия Пинского. В
состав группы входили представители
Минобразования, работники региональных
управлений образования, директора школ,
экономисты и юристы, специалисты в области
нормирования труда.
Обсуждение проекта именно сейчас неслучайно.
Ведь в 2005 году в нашей стране планируется
изменение систем оплаты труда работников
бюджетной сферы (упразднение Единой тарифной
сетки и переход к отраслевым системам).
Напомню, что главный недостаток существующей
системы оплаты труда разработчики видят в
экономическом стимулировании перегрузки детей,
когда учитель превращается в так называемого
«часодавателя». Что, разумеется, отражается на
качестве образования. Среди других недостатков
– отсутствие верхнего предела учебной нагрузки
и системной оплаты внеурочной, внеклассной и
воспитательной работы учителя.
Первоначальная экспертная оценка проекта
новой концепции, проведенная рядом директоров
школ, показывает, что введение новой системы
может дать ряд преимуществ, но необходимо
предусмотреть возможные проблемы и риски. В их
числе, например, риск снижения качества
преподавания при ведении одним учителем без
специальной подготовки нескольких предметов и
сложность с распределением урочной нагрузки по
предметам с большим количеством недельных часов
(русский язык, литература, математика).
Остаются пока без ответов и другие вопросы.
Например, сколько учителей при сокращении в
школах числа класс-комплектов останется без
работы? Или, скажем, как быть с индивидуализацией
обучения, за которую боролись последние 10–12 лет?
Ведь при росте соотношения «учитель–ученик» (а
именно это предлагают разработчики, утверждая,
что пропорцию 1:11 не может себе позволить ни одна
богатая страна мира, кроме бедной России) слова
об индивидуальном подходе к каждому учащемуся
навсегда останутся лишь благим намерением.
Возможно, к осени, когда концепция будет
доработана, ряд ответов будет найден. По крайней
мере надеяться на это очень хочется. А пока же
предлагаем вам изучить собственно предлагаемый
проект новой Концепции штатно-окладной системы
оплаты труда учителей. Мы будем рады, если своими
комментариями вы поделитесь с нами.
А еще мы желаем вам замечательного летнего
отдыха и возвращения в свою школу с новыми силами
и приятным настроением!
Редакция
- Уйдет ли в прошлое принцип "деньги за часы"?
- Оплата труда
- Круг обязанностей
- Любовь АСМОЛОВА. Кто за что отвечает
- Инновация
- Школьный уклад
- Практические рекомендации по организации
системной комплексной работы по сохранению и
укреплению здоровья школьников в
образовательных учреждениях
- Тема номера: учебная мебель
- Здоровье нации - на совести директора. С Ириной
БОРИСОВОЙ беседовала Инна АЛЕЙНИКОВА
- Методические рекомендации по комплектованию
учебной мебелью общеобразовательных учреждений
- Пера ГРИШИНА. Школьная мебель должна быть
эргономична
- Леонид ФЕЙГИН: "Если бы школы проектировали
"по уму"..." Подготовила Светлана
КИРИЛЛОВА
|