Профильное
обучение. Пока только эксперимент
Номер полностью посвящен теме
введения профильного обучения в российских
школах. Вы, конечно же, знаете, что основную цель
профильного обучения представители
Минобразования определяют как средство
индивидуального подхода к обучению, позволяющее
более полно учитывать интересы, склонности и
способности учащихся, создавать условия для
обучения старшеклассников в соответствии с их
профессиональными интересами и намерениями в
отношении продолжения образования. Цель вроде бы
благая. Только вот средства для ее достижения
видятся пока весьма туманно.
И даже такая простая на первый взгляд вещь, как
индивидуализация учебного процесса, при
ближайшем рассмотрении требует серьезных
усилий: здесь и нормативно-правовые вопросы, и
организационные, и кадровые, и финансовые… В
итоге факт остается фактом: школа в массе своей
пока не способна предложить детям
индивидуальную образовательную траекторию.
Возможно, конечно, введение профильного обучения
приблизит нас к решению этой задачи, разъяснит
какие-то спорные моменты, определит дальнейшие
шаги. Выяснить это предстоит школам в десяти
регионах России, которые включены на сегодняшний
день в эксперимент по введению профильного
обучения в 10-х классах в 2004/2005 учебном году. Это
Республики Саха (Якутия) и Татарстан,
Краснодарский край, а также области
Калининградская, Кемеровская, Московская,
Новгородская, Псковская, Самарская и
Челябинская.
Некоторые материалы этого номера были собраны в
ходе недавнего семинара по профильному обучению,
прошедшего в столице. Его организаторами
выступили Министерство образования и науки РФ,
Академия повышения квалификации и
переподготовки работников образования,
представители рабочей группы по введению
профильного обучения Минобразования России,
Государственного университета – Высшей школы
экономики, РАО. В его рамках, помимо обсуждения
целей и задач эксперимента, были сформированы
проекты региональных и муниципальных программ
опытно-экспериментальной работы на ближайший
учебный год. Организаторы семинара постоянно
напоминали о том, что работа ведется в рамках
эксперимента, а потому они ждут от
педагогической общественности критических
замечаний и предложений.
Мы надеемся, что, ознакомившись с предлагаемыми в
этом номере документами и рекомендациями, вы
сможете составить собственное представление об
эксперименте, а возможно, и предложить свое
видение каких-то вопросов. Может быть,
предложение ваше и ваших коллег попадет «в
яблочко». Ведь кто, как не вы, хорошо чувствует
свою школу и знает, что именно ей сегодня нужно…
Яна Сартан
- Яна САРТАН. Профильное
обучение. Пока только эксперимент
- Направления эксперимента
- Учебные планы
- Федеральный базисный учебный
план и примерные учебные планы для
образовательных учреждений РФ, реализующих
программы общего образования
- Рекомендации по реализации
профильного обучения на третьей ступени общего
образования в форме индивидуального учебного
плана обучающегося. ПРОЕКТ Департамент общего
и дошкольного образования Министерства
образования РФ
- Теория на практике
- С.Г. БРОНЕВЩУК. К профилю готов?
Всегда готов!
- Учебно-методическое
обеспечение
- Профориентация
- Готовься к профессии смолоду.
Подготовила Вероника МАРИЧЕВА
- Опыт
- Игорь СОЛОМИН. Технология
профконсультирования
- Профессия – консультант
- Александр ШАДУРА. Из истории
развития консультирования в США
|