Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2004


Направления эксперимента

Объять необъятное не требуется

Экспериментальная работа по введению профильного обучения разворачивается в десяти регионах страны по Постановлению Правительства РФ № 334 от 9 июня 2003 года и в соответствии с «Планом-графиком мероприятий по подготовке и введению профильного обучения», утвержденным Приказом Минобразования РФ № 2757 от 26 июня 2003 года. В основе содержания эксперимента лежат направления развития отечественного школьного образования, отраженные в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (распоряжение Правительства РФ
№ 1756-р от 29 декабря 2001 года).
Один из основных докладов на семинаре, посвященном введению профильного обучения, сделал академик-секретарь отделения общего образования РАО Александр КУЗНЕЦОВ. В виде обзора он представил направления экспериментальной работы по введению профильного обучения в 2004/2005 учебном году в десятых классах. По ходу выступления Александр Андреевич не переставал повторять, что этот вариант открыт для обсуждения и внесения корректив.

Ни времени, ни финансов

Кузнецов признался: были предложения расширить состав участников, но делать этого не стали и оставили эксперимент в десяти регионах в небольшом количестве школ. Причина фактически одна: ни финансово, ни организационно Россия не потянет сейчас расширение эксперимента.

Профильное обучение принесет в содержание и организацию обучения, в нормативную базу много новых факторов, которые хорошо было бы изучить. Но сделать это невозможно. Во-первых, на эксперимент отведено по существу два года. И во-вторых, расширение состава изучаемых факторов приведет к тому, что эксперимент усложнится, потребует новых затрат – и материальных, и кадровых, и т. д. Поэтому организаторы пошли по пути выделения ключевых факторов – тех, что окажут наибольшее влияние на эффективность введения и реализации профильного обучения. Число таких факторов в настоящее время равняется восьми. Иными словами, это восемь направлений экспериментальной работы.

Разнохарактерный их состав определяет и различные подходы к организации, целям и содержанию работы в ходе эксперимента. То есть в одних случаях сейчас важнее всего собрать фактический материал, набрать статистику, чтобы оценить, во что реально выльются те или иные структурные изменения при переходе массовой школы на профильное обучение. Иногда эксперимент примет констатирующий характер – надо будет изучить состояние дел на местах (это не менее трети общего содержания работы по всему эксперименту). В других случаях предстоит обобщить опыт регионов. Ведь есть вопросы, ответы на которые еще находятся в стадии становления, предположений относительно возможных путей их решения. И здесь то, что может сам «нащупать» регион, чрезвычайно важно. А так как ставится задача обобщения опыта, поиска наиболее интересных решений, с тем чтобы можно было их потом распространить как передовой опыт на другие регионы, а затем и на массовую школу, часть работы называют не просто экспериментальной, а опытно-экспериментальной.

Но по целому ряду направлений может быть организован классический педагогический эксперимент, когда в явном виде определена гипотеза эксперимента, касающаяся влияния тех или иных факторов, в частности на организацию и содержание профильного обучения.

Следует остановиться и на проблеме охвата направлений эксперимента отдельными регионами, муниципалитетами, школами. Опыт показывает, что особенно на первых порах – чрезвычайно затруднительно одновременно, детально и целенаправленно изучать там влияние всех факторов. С одной стороны, очень трудно организовать комплексный эксперимент. Управленцам на местах советуют даже не пытаться брать на себя в первый год эксперимента слишком много направлений. Разумеется, никто не избежит, например, внедрения базисного учебного плана – если его не внедрять, то эксперимента не будет. Не обойтись без использования нового учебно-методического обеспечения профильного обучения и элективных курсов. Но делать каждое из этих направлений предметом целенаправленного, глубокого изучения не следует. Максимум что нужно: в зависимости от своего кадрового потенциала, от реальных возможностей сосредоточить внимание на том, как сделать предметом углубленного изучения только два, три, четыре (выбирать вам) направления экспериментальной работы. Однако взвалить на себя все направления никто запретить не вправе.

В этой статье будут представлены только те направления опытно-экспериментальной работы, которые станут носить массовый характер. Вместе с тем, естественно, есть такие течения в эксперименте, которые невозможно организовать и воспроизвести в массовом порядке. К примеру, предполагается изучить влияние структурных изменений содержания образования на работоспособность и здоровье школьников. Применяемые здесь методики и аппаратура не могут быть использованы в массовой школе в силу того, что эти методики дорогостоящие, а оборудование для этих исследований достаточно уникальное. Подобный эксперимент проводится в двух-трех школах. Их выберут из числа экспериментальных школ Российской академии образования.

И последнее, что надо иметь в виду: речь идет только о десятом классе. Экспериментальная работа по одиннадцатому классу планируется уже на 2005/2006 учебный год. В нее могут быть внесены серьезные коррективы.

Новый БУП

Первое направление связано с введением нового базисного учебного плана, о чем в начале марта был подписан приказ Министерства образования. Он коренным образом отличается от всех прежних вариантов базисных учебных планов, существовавших в нашей школе начиная с 1927 года, когда появился первый единый для всех БУП. Понятно, что в прежних условиях базисный учебный план прекрасно служил эталоном для учебных планов во всех образовательных учреждениях.

20.jpg (11311 bytes)Теперь ситуация коренным образом изменилась – изменились функции БУПа. Он больше не реальный нормативный документ, а виртуальный – дающий некие ориентиры, точки, от которых надо отталкиваться при создании учебного плана школы.

Опыт работы на семинарах со многими директорами показывает: всплывает масса всякого рода вопросов, которые порой невозможно предвидеть и предугадать в рамках кабинетного решения. Значит, нужен эксперимент, результаты которого отразятся в рекомендациях.

Возникают два вопроса, которые фактически становятся предметом эксперимента в рамках этого направления. Есть два варианта работы с базисным учебным планом. Это зависит от того, какая форма организации профильного обучения выбрана. Если речь идет о внутришкольной профилизации, то есть о создании классов или, может быть, даже отдельных групп, реализующих те или иные профили обучения, то создается одна ситуация в школе – и тогда идет работа по созданию учебного плана образовательного учреждения одним образом.

Совершенно другая ситуация возникает тогда, когда школа сама по себе остается непрофильной, но предоставляет возможность своим учащимся, используя совокупный ресурс образовательной сети учреждения, создавать индивидуальные образовательные программы. Здесь задача еще более сложная. Впервые встает проблема сетевой организации работы по профильному обучению в массовом порядке. Как ее организовать: как создать учебный план, если одни предметы будут изучаться в родной школе, другие – в соседней, в системе дополнительного образования или в системе довузовской подготовки? Как быть с расписанием: как его сделать гибким, мобильным? Определенные наработки сделаны, определенные предложения есть. Но опять же встает вопрос: насколько они реально дееспособны, насколько они эффективны?

Экспериментальная проверка учебно-методического обеспечения преподавания

Проверка учебно-методического обеспечения преподавания предметов на базовом и профильном уровнях идет по двум линиям.

Анализ востребованности отдельных учебных предметов связан с набором материала, с набором статистики. Нужно понять общую тенденцию: сколько предметов при переходе на профильное обучение будет изучаться на базовом уровне, а сколько – на профильном? В рамках широкомасштабного эксперимента получены данные по 250 школам. Но там произошла стихийная профилизация не на основе предлагаемых министерством решений. И картина настолько пестрая, что она не может сейчас быть основанием для каких-либо управленческих и методических решений. Придется собрать новый материал – фактологический и статистический: зафиксировать факт, обобщить и попытаться сделать какие-то выводы.

Другая ситуация с апробацией технического обеспечения на базовом и профильном уровнях. Понятно, что мы впервые сталкиваемся с новой ситуацией, когда у нас двухуровневое содержание обучения. Оно потребует нового и учебного и методического обеспечения. Такая работа ведется. По многим учебным предметам делаются рекомендации для учителей – для тех учебников, которые признаны потенциально приемлемыми для профильного обучения. Другие учебники перерабатываются частично (подробнее о рекомендациях к учебникам читайте на с. 22).

Предлагаемые решения позволят хотя бы временно снять те проблемы, которые встают. Но вполне может оказаться, что учебник даже с написанной к нему методической рекомендацией получится совершенно неприемлемым, неэффективным. И придется все равно делать принципиально новый учебник для этого предмета на базовом и на профильном уровнях. Иначе говоря, конечным результатом будет то, что нарисуется более адекватная картина, какие учебные пособия могут быть использованы в условиях профильного обучения, а какие нет, и понадобятся ли новые учебники.

Апробация элективных курсов

Сейчас создано порядка 60–70 элективных курсов по всем учебным предметам. По каждому учебному предмету у нас есть программы и рукописи учебных элективных курсов, которые будут подготовлены издательствами для эксперимента. Но если внимательно прочитатать методическое письмо по элективным курсам, то станет ясно, как много у них функций и задач. А справится ли с ними система, которая предлагается сейчас по результатам конкурса, проведенного национальным фондом по подготовке кадров? Может быть, ситуация здесь отнюдь не такая радужная, как кажется. И может быть, наборы элективных курсов по предметам однобокие, односторонние и не могут решить все задачи элективных курсов. Есть явные пробелы, которые на следующем этапе надо закрывать.

Портфель учебных достижений («портфолио»)

Портфолио – одна из новых форм оценки учебных достижений школьника. Чем обусловлена необходимость такого направления? Любая оценка – это показатель эффективности реализации целей обучения, которые ставятся. Если вернуться к концепции профильного обучения и посмотреть, какие цели стоят перед ним, то видно, что цели эти носят комплексный, разносторонний характер. И одна-единственная балловая оценка здесь не годится. Ну а раз так, надо искать формы, которые в целом придадут системе оценивания более интегральный и более эффективный характер.

Одним из направлений этого года по предпрофильной подготовке является система портфолио – система накопительной оценки. В настоящее время по результатам эксперимента нынешнего года создано несколько вариантов-моделей портфолио и даны методические рекомендации к их использованию. Тут можно провести сравнительный эксперимент, то есть сравнить эффективность различных предлагаемых моделей накопительных оценок.

Организация профильного обучения

Речь идет об оценке эффективности различных форм реализации профильного обучения. Новые формы отражены в концепции профильного обучения, их не раз обсуждали.

Предлагаются три варианта.

Внутришкольная профилизация, когда школа своими силами, своими ресурсами создает классы или, например, группы, в которых реализуется тот или иной профиль обучения.

Второй вариант – это сетевая организация, когда несколько образовательных учреждений кооперируют, объединяют свои образовательные ресурсы.

И, наконец, вариант ресурсного центра – одной мощной образовательной организации, имеющей большой потенциал – кадровый, материальный и т. д., который становится в рамках своего муниципалитета ресурсным центром, где школьники получают то, чего не могут в силу разных причин получить в родной школе.

За этим есть, конечно, определенный опыт, разработки, но все это, по сути, не носило никогда массового характера. Поэтому будут оцениваться возможности, целесообразность и эффективность использования каждой формы; нужно описать те условия, в которых эта форма становится рабочей, то есть подготовить требования к сетям, ресурсному центру.

Педагогические кадры

Одним из главных факторов успешности введения профильного обучения является соответствующая подготовка педагогических кадров. Подготовка – разнообразная по характеру. С одной стороны, это специфика методики преподавания на базовом и профильном уровнях. Но это и множество организационных вопросов, связанных с освоением работником образования новых нормативных документов, и др. Закономерно будут возникать различные региональные, а может быть, и муниципальные варианты организации и содержания переподготовки и повышения квалификации учителей. Минобразования ждет находок, удачных вариантов построения, которые можно было бы после доработки внедрять в массовом порядке. В итоге выйдут рекомендации по организации и содержанию повышения квалификации кадров на региональном и муниципальном уровнях с учетом специфики и возможностей.

Нормативная база введения профильного обучения

Нормативная база резко изменится: потребуется вносить коррективы во множество нормативных документов, которые касаются организации, финансирования и прочих вещей. Апробировать эти предложения собираются в массовой аудитории практиков образования и на основе предложений попробуют определить, реально ли то, что предлагается, или пока это еще умозрительные заключения, которые в практику внедриться не могут и ждут изменений.

Необходимо разработать и апробировать следующие механизмы для профильного оубчения старшеклассников:

  • оплата деления классов на подгруппы;
  • использование надтарифных фондов и различных стимулирующих надбавок;
  • организация платных образовательных услуг;
  • финансовое обеспечение повышения квалификации педкадров и работников образования иных категорий;
  • взаимное финансирование образовательных учреждений, реализующих профильное обучение в сетевых формах;
  • расчет дифференцированных нормативов бюджетного финансирования профильного обучения (в том числе для определения региональных субвенций в муниципальные бюджеты по финансированию муниципальных образовательных учреждений).

Также необходимо заложить основу для сопряжения профильного обучения с разрабатываемой (и планируемой к введению в 2005 – 2006 гг.) новой системой оплаты труда в сфере общего образования.

Предпрофессиональная подготовка как направление профильного обучения в старших классах

Продолжение образования учащихся на старшей ступени – это прежде всего ориентир на вузы. Но тем не менее остается немалая возможность для того, чтобы провести работу со школьниками, связанную с ориентацией на варианты рабочих профессий и др.

В составе рекомендуемых профилей обучения есть несколько связанных с технологической подготовкой – агротехнологический, индустриально-технологический и др. При этом возможны несколько вариантов организации работы таких профилей обучения. Прежде всего на базе внешкольных учебно-производственных комбинатов. Не надо забывать о большом опыте, который накоплен в этой области. Его можно эффективно использовать. Здесь возникают и новые ситуации, и соответственно они требуют новых решений, в том числе и экспериментальных.

Второй вариант – это взаимодействие, кооперация в системе начального и среднего профессионального образования, как это сказано в «Концепции модернизации российского образования», утвержденной правительством. Опыт такой кооперации есть. Но в условиях именно профилизации обучения он должен быть скорректирован, и требуется найти организационные решения в этой области.

Несмотря на то что школьник, определяя профиль обучения на старшей ступени, фактически в той или иной мере сделал свой выбор, этот выбор пока связан не с будущей профессией, а с профилем продолжения образования. Это не отменяет необходимости профориентационной работы. Работа эта очень важна (подробнее о профориентации читайте на с. 24). По данным Международной организации труда, примерно 40% выпускников профессиональных учебных заведений во всем мире меняют свою профессию в течение первых двух лет после окончания образовательного учреждения.

Эта острая проблема стоит и перед Россией. Поэтому необходимо продолжать профориентационную работу и в рамках отдельных профилей обучения. Понятно, что здесь возникает много новых методологических и организационных моментов, которые тоже требуют экспериментальной проверки.

Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru