Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2004


Учебно-методическое обеспечение

Учебник с «прицепом»

Книги для профильного обучения снабдят подробными рекомендациями

Семинар региональных и муниципальных координаторов эксперимента по введению профильного обучения вмещал множество вопросов. Но уже во вступительном слове заместитель руководителя Департамента общего и дошкольного образования Минобразования РФ Светлана Иванова заговорила о подготовке учебно-методического обеспечения, тем самым вынося эту проблему в разряд наиболее существенных.

Книжное столпотворение

– Учитель привык: учебник у него неудовлетворительный, знаний надо дать намного больше, чем минимум, чтобы ребенок поступал в вуз, – сказала Светлана Вениаминовна. – wpe178.jpg (12442 bytes)Медико-физиологический мониторинг показал, что немереное количество домашних заданий, вузовские методики, превышение объемов учебного материала нас с вами дальше удовлетворять не могут! Нужно идти по новому пути – поменять сознание учителя, сказав ему: не приносите на урок три учебника по конкретному предмету – там разная терминология, разный стиль изложения материала, особенно в старших классах. С пятого класса по литературе – два-три учебника; у выпускников по физике тоже не один учебник: такой материал возьмите здесь, а такой там – и так далее. Неправильной подход, перегружающий ученика! Министерство проводит мониторинг. Видим, что подчас используется одна образовательная система, а пособие по математике, например, из другой. Возникает удивление: учебник поменяли на лучший, а ребята плохо усваивают. Так разрушена же целостность системы! Детям предлагаются новые подходы, когда они психологически не готовы быстро измениться в восприятии материала.

На плечи экспериментальных школ ложится внедрение в практику предлагаемых издательствами учебных пособий. Руководители федерального эксперимента с нетерпением ждут сообщений из регионов о том, что «не идет», какие предложения по изменению возникают. Из этой важной информации вырастут те рекомендации, которые получат школы при массовом введении профильного обучения в России.

«Евгений Онегин» помолодел

wpe179.jpg (8084 bytes)Старые учебники забыты не будут. Школы продолжат по ним работать, но лишь с учетом рекомендаций. На семинаре о судьбе проверенных временем книг и их будущем в свете профильного обучения рассказала начальник отдела учебного книгоиздания, библиотек и медиатек Департамента общего и дошкольного образования Минобразования Елена Зинина.

По ее убеждению, и успех эксперимента, и культура работы учителя, и защищенность ученика зависят от того, по каким учебникам будет вестись обучение, какую помощь окажут государство и издательства. Новые стандарты во многом изменяют и содержание образования, и структуру. Происходит некоторое перераспределение содержания учебного материала между ступенями образования. Потребуется серьезная переработка действующих учебников с учетом идеи вариативности. Их очень много. В одночасье изменить эту базу просто невозможно. Скорость здесь губительна, потому что учебник может потерять, а не приобрести. Поэтому пошли следующим путем: не тормозя процесс эксперимента, обратились к издательствам с просьбой активизировать работу авторских коллективов и подготовить методические рекомендации по действующим учебникам для старшей школы.

Главное, что беспокоило: не потеряет ли каких-то знаний школьник, учившийся до девятого класса по старому минимуму, а с десятого перешедший на новое содержание образования? В соответствующем департаменте Минобразования провели большую работу, и все специалисты, курирующие те или иные предметы, сказали, что ситуация вполне благополучная.

Исключение одно – предмет «литература». Следует предупредить учителей: в этой дисциплине произошло существенное перераспределение учебного материала между основной и старшей школой. Три романа – «Герой нашего времени», «Евгений Онегин» и «Мертвые души» – по старому минимуму изучались в десятом классе. По новому минимуму, они, как было до 1998 года, отнесены в основную школу. Тем самым разгружен десятый класс: школьники не успевали прочитать столь объемные произведения. Кстати, значительная часть школ так и продолжала по старинке изучать эти романы в девятом классе. И тогда беспокоиться нечего. Но если названные произведения не читались в расчете на то, что их изучение пройдет в десятом классе, то нужно спасать ребят. Предлагается использовать дополнительные возможности: либо брать из школьного компонента часы на фундаментальное изучение литературы, либо в непростой переходный момент потратить элективный курс и полноценно изучить эти романы.

Экспертное сито – нетривиальное решение

Итак, какие методические рекомендации получит учитель? Договариваясь с издательствами, министерство просило, чтобы подготовленные ими материалы отвечали на два вопроса.

Вопрос первый: какие параграфы можно будет опустить при изучении предмета на базовом и профильном уровнях (на базовом уровне тоже возможно изъятие текстов, ведь задача принятых стандартов – разгрузка содержания образования).

Второй вопрос: чего в учебнике не хватает для изучения данной дисциплины – как на базовом, так и на профильном уровнях? Педагогу укажут источники, чтобы он компенсировал отсутствие материала в учебнике. Авторские коллективы обстоятельно поработали над этой проблематикой.

Было принято решение, что методические рекомендации обязательно рассмотрит Федеральный экспертный совет. Это нетривиальное решение. Дело в том, что книги, попадающие на стол ученику, непременно должны иметь гриф Министерства образования. А рекомендации для учителя, как правило, грифа не имеют. В данном случае мера ответственности высока, поэтому книги будут оценивать эксперты.

Какова картина сейчас? Работа ведется уже не один месяц, практически большая часть методических рекомендаций поступила в Федеральный экспертный совет. ФЭС – это общественная организация, которая не «берет под козырек» и не дает на любую методическую рекомендацию положительное заключение. Примерно 15% рассмотренных рекомендаций получили его, а значит, и гриф Министерства образования. Около 40% направлено на повторное обсуждение, то есть на доработку. Это очень хорошо, но есть лимит времени, и, очевидно, будет принято такое решение: если рекомендации не получили гриф, в экспериментальные школы они все-таки будут направлены, но уже с определенной доработкой, на которую укажут авторским коллективам после рассмотрения в федеральном экспертном совете. Если на обложке грифа нет, это нестрашно: издания все равно прошли определенное экспертное сито.

wpe17A.jpg (4071 bytes)Авторы по-разному отнеслись к поставленной задаче. Одни выполнили ее на десяти страницах, у других получилась полноценная брошюра.

К следующей встрече с представителями экспериментальных школ в мае издательства перенесут подготовленный материал на CD. Это поможет учителям сориентироваться, подстраховать себя теми источниками, на которые ссылаются методические рекомендации. А за лето тексты перенесут на бумажные носители и направят в регионы.

За ошибки ответит школа

Гораздо труднее в правовом отношении решается вопрос с элективными курсами. С одной стороны, как уже говорилось, все учебники и учебные пособия, лежащие на парте, должны иметь гриф Министерства образования. Известен целый ряд скандалов по поводу некачественной продукции, когда, скажем, неправильно назывались города, «терялись» целые территории и т. д. То, что ориентирует ребенка в нашем мире, требует тщательного рассмотрения и уточнения во избежание любых ошибок.

Но в обязательном порядке «грифуются» учебники, которые реализуют федеральный компонент. Элективные же курсы – это не федеральный компонент содержания образования. Предположим, школа, имея талантливого педагога, создает учебное пособие. Закон «Об образовании» этому не препятствует, а даже поощряет. Вероятно, считают в министерстве, необходимо внести в законодательство фразу об ответственности образовательного учреждения в таких случаях, и юристы правового управления министерства этот вопрос уже прорабатывают.

Другой вариант – «грифование» и элективных курсов тоже (трудно спорить с тем, что гриф совершенствует, улучшает учебники!). Кроме того, получив грифы, пособия попадают в федеральный перечень учебных изданий и таким образом расширяется объем необходимой информации о том, что наработано в России.

Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru