Учебник с «прицепом»
Книги для профильного
обучения снабдят подробными рекомендациями
Семинар региональных и
муниципальных координаторов эксперимента по
введению профильного обучения вмещал множество
вопросов. Но уже во вступительном слове
заместитель руководителя Департамента общего и
дошкольного образования Минобразования РФ
Светлана Иванова заговорила о подготовке
учебно-методического обеспечения, тем самым
вынося эту проблему в разряд наиболее
существенных.
Книжное столпотворение
– Учитель привык: учебник у него
неудовлетворительный, знаний надо дать намного
больше, чем минимум, чтобы ребенок поступал в вуз,
– сказала Светлана Вениаминовна. – Медико-физиологический мониторинг
показал, что немереное количество домашних
заданий, вузовские методики, превышение объемов
учебного материала нас с вами дальше
удовлетворять не могут! Нужно идти по новому пути
– поменять сознание учителя, сказав ему: не
приносите на урок три учебника по конкретному
предмету – там разная терминология, разный стиль
изложения материала, особенно в старших классах.
С пятого класса по литературе – два-три учебника;
у выпускников по физике тоже не один учебник:
такой материал возьмите здесь, а такой там – и
так далее. Неправильной подход, перегружающий
ученика! Министерство проводит мониторинг.
Видим, что подчас используется одна
образовательная система, а пособие по
математике, например, из другой. Возникает
удивление: учебник поменяли на лучший, а ребята
плохо усваивают. Так разрушена же целостность
системы! Детям предлагаются новые подходы, когда
они психологически не готовы быстро измениться в
восприятии материала.
На плечи экспериментальных школ
ложится внедрение в практику предлагаемых
издательствами учебных пособий. Руководители
федерального эксперимента с нетерпением ждут
сообщений из регионов о том, что «не идет», какие
предложения по изменению возникают. Из этой
важной информации вырастут те рекомендации,
которые получат школы при массовом введении
профильного обучения в России.
«Евгений Онегин» помолодел
Старые
учебники забыты не будут. Школы продолжат по ним
работать, но лишь с учетом рекомендаций. На
семинаре о судьбе проверенных временем книг и их
будущем в свете профильного обучения рассказала
начальник отдела учебного книгоиздания,
библиотек и медиатек Департамента общего и
дошкольного образования Минобразования Елена
Зинина.
По ее убеждению, и успех эксперимента,
и культура работы учителя, и защищенность
ученика зависят от того, по каким учебникам будет
вестись обучение, какую помощь окажут
государство и издательства. Новые стандарты во
многом изменяют и содержание образования, и
структуру. Происходит некоторое
перераспределение содержания учебного
материала между ступенями образования.
Потребуется серьезная переработка действующих
учебников с учетом идеи вариативности. Их очень
много. В одночасье изменить эту базу просто
невозможно. Скорость здесь губительна, потому
что учебник может потерять, а не приобрести.
Поэтому пошли следующим путем: не тормозя
процесс эксперимента, обратились к
издательствам с просьбой активизировать работу
авторских коллективов и подготовить
методические рекомендации по действующим
учебникам для старшей школы.
Главное, что беспокоило: не потеряет ли
каких-то знаний школьник, учившийся до девятого
класса по старому минимуму, а с десятого
перешедший на новое содержание образования? В
соответствующем департаменте Минобразования
провели большую работу, и все специалисты,
курирующие те или иные предметы, сказали, что
ситуация вполне благополучная.
Исключение одно – предмет
«литература». Следует предупредить учителей: в
этой дисциплине произошло существенное
перераспределение учебного материала между
основной и старшей школой. Три романа – «Герой
нашего времени», «Евгений Онегин» и «Мертвые
души» – по старому минимуму изучались в десятом
классе. По новому минимуму, они, как было до 1998
года, отнесены в основную школу. Тем самым
разгружен десятый класс: школьники не успевали
прочитать столь объемные произведения. Кстати,
значительная часть школ так и продолжала по
старинке изучать эти романы в девятом классе. И
тогда беспокоиться нечего. Но если названные
произведения не читались в расчете на то, что их
изучение пройдет в десятом классе, то нужно
спасать ребят. Предлагается использовать
дополнительные возможности: либо брать из
школьного компонента часы на фундаментальное
изучение литературы, либо в непростой переходный
момент потратить элективный курс и полноценно
изучить эти романы.
Экспертное сито – нетривиальное решение
Итак, какие методические рекомендации
получит учитель? Договариваясь с издательствами,
министерство просило, чтобы подготовленные ими
материалы отвечали на два вопроса.
Вопрос первый: какие параграфы можно
будет опустить при изучении предмета на базовом
и профильном уровнях (на базовом уровне тоже
возможно изъятие текстов, ведь задача принятых
стандартов – разгрузка содержания образования).
Второй вопрос: чего в учебнике не
хватает для изучения данной дисциплины – как на
базовом, так и на профильном уровнях? Педагогу
укажут источники, чтобы он компенсировал
отсутствие материала в учебнике. Авторские
коллективы обстоятельно поработали над этой
проблематикой.
Было принято решение, что методические
рекомендации обязательно рассмотрит
Федеральный экспертный совет. Это нетривиальное
решение. Дело в том, что книги, попадающие на стол
ученику, непременно должны иметь гриф
Министерства образования. А рекомендации для
учителя, как правило, грифа не имеют. В данном
случае мера ответственности высока, поэтому
книги будут оценивать эксперты.
Какова картина сейчас? Работа ведется
уже не один месяц, практически большая часть
методических рекомендаций поступила в
Федеральный экспертный совет. ФЭС – это
общественная организация, которая не «берет под
козырек» и не дает на любую методическую
рекомендацию положительное заключение. Примерно
15% рассмотренных рекомендаций получили его, а
значит, и гриф Министерства образования. Около 40%
направлено на повторное обсуждение, то есть на
доработку. Это очень хорошо, но есть лимит
времени, и, очевидно, будет принято такое решение:
если рекомендации не получили гриф, в
экспериментальные школы они все-таки будут
направлены, но уже с определенной доработкой, на
которую укажут авторским коллективам после
рассмотрения в федеральном экспертном совете.
Если на обложке грифа нет, это нестрашно: издания
все равно прошли определенное экспертное сито.
Авторы
по-разному отнеслись к поставленной задаче. Одни
выполнили ее на десяти страницах, у других
получилась полноценная брошюра.
К следующей встрече с представителями
экспериментальных школ в мае издательства
перенесут подготовленный материал на CD. Это
поможет учителям сориентироваться,
подстраховать себя теми источниками, на которые
ссылаются методические рекомендации. А за лето
тексты перенесут на бумажные носители и направят
в регионы.
За ошибки ответит школа
Гораздо труднее в правовом отношении
решается вопрос с элективными курсами. С одной
стороны, как уже говорилось, все учебники и
учебные пособия, лежащие на парте, должны иметь
гриф Министерства образования. Известен целый
ряд скандалов по поводу некачественной
продукции, когда, скажем, неправильно назывались
города, «терялись» целые территории и т. д. То, что
ориентирует ребенка в нашем мире, требует
тщательного рассмотрения и уточнения во
избежание любых ошибок.
Но в обязательном порядке «грифуются»
учебники, которые реализуют федеральный
компонент. Элективные же курсы – это не
федеральный компонент содержания образования.
Предположим, школа, имея талантливого педагога,
создает учебное пособие. Закон «Об образовании»
этому не препятствует, а даже поощряет. Вероятно,
считают в министерстве, необходимо внести в
законодательство фразу об ответственности
образовательного учреждения в таких случаях, и
юристы правового управления министерства этот
вопрос уже прорабатывают.
Другой вариант – «грифование» и
элективных курсов тоже (трудно спорить с тем, что
гриф совершенствует, улучшает учебники!). Кроме
того, получив грифы, пособия попадают в
федеральный перечень учебных изданий и таким
образом расширяется объем необходимой
информации о том, что наработано в России.
Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА
|