РУБРИКИ
N16 (399), 16-30.04.2004
ССЫЛКИ 

Архив

Выбор "УШ"

Курсы повышения квалификации

Разное



Симон Соловейчик

Почему учитель боится дать свободу детям?

Что, учитель – враг детям? Властолюбец? Тиран по природе?
Конечно, нет. Просто сама идея свободы в обыденном педагогическом сознании противоречит главному условию нормальной школьной жизни – дисциплине.
Мы внутренне сопротивляемся свободе, потому что боимся, не разрушит ли она дисциплину и, следовательно, не разрушит ли она школу.
Школа в нашем сознании – это прежде всего порядок. Учитель не может учить и ничему не научит, если в классе нет дисциплины. Чуть жестче, чуть мягче, но дисциплина. Это очевидно.
А свобода, кажется нам, противоречит дисциплине. Свобода ведь и состоит, полагаем мы, в отсутствии дисциплины, иначе какая же это свобода.
Мы размышляем: или свобода, или дисциплина. И выбираем, разумеется, дисциплину, потому что без нее нельзя. Без свободы проживем, а без дисциплины на уроке – нет.
Свободе в таком выборе не остается места. Но так ли это все в действительности? Существует ли выбор, существует ли противоречие между свободой и дисциплиной? Противоположна ли свобода дисциплине?

Что такое дисциплина?

Каждый учитель из опыта своего знает, что такое дисциплина и как трудно в классе, который не слушает, не слышит учителя.
Дисциплина в распространенном понимании – это послушание, подчинение школьным порядкам. Дисциплина – это подчинение. Disciplus – ученик; ученик обязан слушаться учителя.
Но для чего? Чтобы учитель мог учить, чтобы класс и каждый из учеников в отдельности работали – учились и продвигались вперед, иначе школа перестает быть школой.
Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, в работоспособности класса и ученика.
Дисциплина – это не послушание, а трудоспособность, сосредоточение на работе.
Дисциплинированный класс не тот, где все сидят и смотрят в рот учителю, боясь под страхом окрика или наказания шелохнуться, а тот, который работает на уроке. Все работают. Все заняты делом – слушают объяснения учителя, обсуждают проблемы вместе или в маленьких группах, решают задачи, проводят опыты.
Все работают с известным напряжением сил и потому продуктивно.
Дисциплина класса измеряется продуктивностью его работы. И больше ничем. Точно так же дисциплина в армии измеряется боеспособностью части.
И вот тут начинается главное. Вдумаемся, и мы увидим, что работа, работоспособность, продуктивность школьного класса достигаются не одним только, а двумя способами, между которыми нам и приходится выбирать.
В действительности учитель выбирает не между дисциплиной и свободой, а между одним или другим способом достижения дисциплины.
...Задержитесь, пожалуйста, на этой мысли. Если ее понять и принять, то мы увидим, что между свободой и дисциплиной вообще нет никакого противоречия и что весь вопрос переносится в новую плоскость: какими способами добывается дисциплина.
Один способ достижения дисциплины – с применением репрессивных средств: замечание, суровый голос учителя, окрик, угроза, плохая отметка, наказание и его высшая мера – исключение. Этот репрессивный, агрессивный метод чаще всего порождает ответную агрессию ученика. Иногда ее удается подавить, иногда нет – тогда этого ученика рассматривают как недисциплинированного со всеми вытекающими отсюда последствиями, вплоть до колонии.
Такой метод, такую школу принято называть авторитарными, но это не совсем правильно, потому что авторитет учителя необходим в любой школе; учитель без авторитета, учитель, с которым дети не считаются, – не учитель. Сущность такой школы не в том, что она авторитарная, а в том, какими способами добывается учительский авторитет – репрессивными или какими-то иными.

  • Симон СОЛОВЕЙЧИК
    • Почему учитель боится дать свободу детям!
    • Что такое дисциплина?
  • Круг обязанностей
    • Кто за что отвечает. Продолжение. См. N 2, 5, 7, 13/04
  • Экономика школы
    • ДМИТРИЙ РАСТИМЕШИН. Школьная бухгалтерия
  • Мониторинг образования
  • Абитуриенты
  • Инновации
    • Инна АЛЕЙНИКОВА. Управление судьбой
  • Одаренные дети
    • Татьяна ЛЕСНЯКОВА, Наталья ДЕМЧЕНКОВА. Увидеть талант в каждом ребенке
  • Секреты общения
    • Сергей СТЕПАНОВ. Корректный отказ
  • Любовь ПЛАХОВА. Курс молодого директора. Продолжение. Начало см. N 2-9, 13, 14, 15/04
  • Школьная пресса
    • Инна АЛЕЙНИКОВА. Юная правда

Издательский дом  «Первое сентября» 
Подписка 
Рекламодателю 
Наши 
координаты 

Подшивка 1999-2016 



Редколлегия 


главный редактор 
Ефим РАЧЕВСКИЙ 
зам. гл. редактора 
Инна АЛЕЙНИКОВА 
лит. редактор 
М. КОСОБОК 
корректор 
О. МЕДВЕДСКАЯ 
верстка 
Д. КАРДАНОВСКАЯ 
дизайн макета 
И. ЛУКЬЯНОВ 

Почтовый адрес: 121151, Москва, ул. Платовская, д. 4
Телефон: +7 (495) 637-82-73
Электронный адрес: periodical@1sept.ru
Журналы Издательского дома «Первое сентября»

Издательский дом «Первое сентября»

Рейтинг@Mail.ru
© «Первое сентября» 
 
Рейтинг@Mail.ru