Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2004


Абитуриенты

Перпетуум-мобиле

Демократизация приема в институты потребует массовых жертв

До вступительных экзаменов осталось времени всего ничего, а поводов для волнений у абитуриентов с каждым днем все больше. Новый «Порядок приема в государственные профессиональные высшие учебные заведения» число вопросов выпускников-2004 лишь множит.

Чиновники от вопросов отмахиваются. Понятно, что все их время и силы сегодня поглощает пересадка в кабинетах. Стараясь не мешать этому важному процессу, мы тем не менее оглашаем информацию для размышления о сюрпризах, подготовленных без пяти минут абитуриентам.

ЕГЭ как был, так и останется экспериментом, большинство ребят сдадут вступительные экзамены по старинке. При этом осторожничающая с «единым» столица предоставит места лишь 23 тысячам своих родненьких выпускников (хотя желающих вдвое больше). Родители встревожены: конкурс резко возрастает за счет егэшников из провинции. Каждый из вузов пересчитывает итоги «единого» со 100-балльной шкалы на собственную – 10 – 12- или 20-балльную, после чего шансы коренных москвичей падают еще ниже.

Отдельный сюжет – с гуманитарными дисциплинами. Ни история, ни иностранные языки вовсе не включены в столичный набор егэшных испытаний. Что это значит? Ущемлены права тысяч ребят, уже избравших свой жизненный путь и по-прежнему обреченных на двойной экзаменационный стресс, который оборачивается для многих серьезным расстройством здоровья.

Другое нововведение, демократическое по замыслу и дискриминационное по исполнению: двери государственных академий, институтов и университетов России широко распахнутся перед гражданами Республики Беларусь, соотечественниками из зарубежья и даже лицами без гражданства. Минус еще несколько тысяч вакансий для своих ребят.

Отменены «совмещенные экзамены» для питомцев профильных спецшкол и гимназий. Допустим, у школы два учредителя – Департамент образования столицы и МИФИ. Раньше более 600 из 1,5 тыс. московских средних учебных заведений, заключивших договора о сотрудничестве с вузами, практиковали формулу «один экзамен вместо двух». Отныне гарантированные всем абитуриентам Конституцией РФ равные (хотя и конкурсные) стартовые условия восстановлены.

«Бурное развитие договорных отношений между вузами и «подшефными» школами было на руку жителям столицы и других мегаполисов, – объяснила начальник отдела Департамента образовательных программ и стандартов Минобразования РФ Ирина Правкина. – Сельские выпускники оказывались в положении бедных родственников. Мы искупили перед ними вину».

С точкой зрения г-жи Правкиной категорически не согласна филолог и мама выпускника-2004 Анна ИЛЬИНА: «В течение многих лет я составляла списки школ, практикующих совмещенные экзамены. Так делают многие мои знакомые, чтобы после 9 с лишним лет общего образования отдать детей в добротное учебное заведение, предметно профилирующее их по любимой специальности. Это великолепная услуга, упразднение которой выбрасывает наших детей за борт. У нас в стране сложилась весьма специфическая школа, не совместимая ни с «уравниловкой» по-советски, ни с новаторскими тестовыми процедурами импортного происхождения. Вообще эти изменения в правилах поступления более чем рискованны в ситуации, когда полномочия бывшего министра Филиппова до конца не определены, а его преемник Фурсенко честно признался журналистам, что в образовании он пока «не копенгаген». Почему расплачиваться за кадровую чехарду должны дети?..»

Покончено с установлением и своевольным ограничением сроков подачи документов в приемную комиссию вузами, чьи аббревиатуры не нуждаются в рекламе. Делалось это ими с целью приберечь места для «позвоночных» абитуриентов. Отныне «Порядок приема...» устанавливает жесткий срок приема заявлений о допуске к экзаменам для всех государственных вузов: с 1 июня по 15 июля. Возникает больше риска не успеть сдать по второму разу экзамены, проваленные в институте по соседству. С другой стороны, в этой части правил появились и свои прелести: наконец официально определен временной интервал (два рабочих дня после финала вступительных испытаний), в течение которого подавший заявления в несколько учебных заведений предоставляет оригинал школьного аттестата в «основной» вуз.

Теперь о льготах и послаблениях.

Вуз обязан познакомить каждого абитуриента со своим уставом, лицензией на право образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации. Факт знакомства гипотетического студента с этими ценными бумагами скрепляется его личной подписью.

За 10 дней до начала приема документов институт обязан обнародовать не только расписание экзаменов, но и лимит бесплатных мест, в том числе для «целевиков», принимаемых по заявкам местных администраций.

Медалисты, а также ребята, с отличием окончившие технические колледжи и лицеи, по-прежнему будут приниматься в вузы по результатам собеседования или итогам сдачи профильного экзамена.

Кстати

МГУ в преддверии ЕГЭ спешит отобрать самых умных школьников

Поступить в МГУ им. Ломоносова теперь можно в обход общих вступительных экзаменов – одержав победу в столичных, областных или региональных олимпиадах.
Об изменениях в правилах приема в МГУ говорил на пресс-конференции ректор университета Виктор Садовничий. «В этом году нами предпринят новый шаг навстречу регионам. По результатам региональных олимпиад мы собираемся зачислить около 600–700 призеров», – рассказал Виктор Антонович. Помимо этого без экзаменов в ряды студентов вуза-флагмана вольются порядка 200–300 победителей московских олимпиад. То есть значительная часть «элитных скамеек» в этом году будет предоставлена призерам московских, областных и региональных интеллектуальных соревнований. Так что у московских ребят, не успевших подать заявления на участие в ЕГЭ, появляется новая возможность стать студентами – через региональную олимпиаду.

Вне конкурса, при условии сдачи «вступительных стрессов» хотя бы на тройки, принимаются дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей. Наконец теперь всем вузам дано право зачислять без экзаменов победителей региональных олимпиад. При этом ограничивается число «олимпийцев»: не более 10 % от участников «забега».

Что касается пресловутых «образовательных ваучеров» – государственных именных финансовых обязательств (ГИФО), слухи об их пришествии все-таки сильно преувеличены. Эксперимент в трех регионах, по нашим данным, то ли демонстративно буксует, то ли давным-давно свернут.

Стоит ли игра – с перелицовыванием вузовских вступительных правил – тех самых свеч?

Около 900 млн. долл. ежегодно тратят россияне на поступление в вузы, судя по данным ГУ «Высшая школа экономики».

Сюда входят не только обучение на платных курсах, оплата услуг репетиторов, но и взятки сотрудникам элитных университетов. 64% родителей предпочитают платить непосредственно преподавателям, а не в институтскую бухгалтерию. 50% опрошенных россиян признались, что их дети занимаются на платных курсах, а каждый пятый, кроме того, посещает репетитора.

В целом же строка «образование» удерживает в бюджете россиян одну из ведущих позиций, оставляя далеко позади расходы на лечение, развлечения и отдых. Почти у 30 % семей, воспитывающих студента, треть семейного дохода съедает именно статья «образование».

Новые правила не только не учитывают – демонстративно игнорируют «теневой бюджет» российского образования. Тот, кто в состоянии был дать взятку за прием чада в студенты в прошлом году, без труда сможет это сделать и грядущим летом.

Антон ЗВЕРЕВ

Рейтинг@Mail.ru