Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2004


Мониторинг образования

В одной цифре

Совершенствование системы статистического наблюдения и мониторинга образования (в рамках проекта «Реформа системы образования»)

В рамках проекта «Реформа системы образования», финансируемого Всемирным банком, начал реализоваться новый подход к организации статистики и мониторинга отрасли. Его цель – сделать результаты статистического наблюдения и мониторинга максимально полезными для принятия решений управленцами, родителями, экспертами, представителями общественных организаций.
Мы хотели бы обратить внимание читателей на этот проект, потому что сегодня можно не только узнать о тех правилах, по которым нам всем жить завтра, но и успеть повлиять на их создание, присоединившись к рабочим группам в регионах.

Создадим новую структуру…

Уже в ближайшие годы ответственность за сбор статистической государственной отчетности и проведение выборочных мониторинговых обследований во многом ляжет на специальные региональные центры (их задачей станет информационное обслуживание заинтересованных пользователей в регионе, а также передача данных в федеральный центр, который будет заниматься анализом ситуации по стране в целом). Недавно в подмосковном Голицыне состоялся семинар, на котором обсуждались идеи по разработке именно региональных систем мониторинга и статистики образования. В нем приняли участие представители 4-х российских регионов: Самарской, Воронежской, Ярославской областей и Республики Чувашия, а также организаторы и эксперты из Министерства образования, Национального фонда подготовки кадров, Института общего среднего образования РАО, отраслевого профсоюза.

Участники семинара предположили, что создание новой структуры – даже на базе уже существующего учреждения или организации – потребует заключить ряд соглашений о сотрудничестве, взаимодействии, информационном обмене с партнерами, также занятыми сбором и обработкой статистических и социологических данных о системе образования (реально в регионах их оказывается до десятка – от органов управления образованием до служб профессиональной переподготовки и повышения квалификации). А как же иначе воплотить так называемую «идею одного окна», т.е. идею единого банка данных, одного места, где можно получить любую интересующую информацию по системе образования.

Все также сошлись на том, что региональная система мониторинга и статистики образования должна выполнять аналитические функции. «Но сможем ли мы найти достаточное число специалистов с необходимой квалификацией?» – озадачились представители регионов. Вероятно, при каждой «технической» службе мониторинга и статистики должен существовать некий аналитический совет, куда, возможно на внештатной основе, войдут эксперты из органов управления образованием, образовательных учреждений, общественных организаций.

Рассуждали и вот о чем: если мы хотим помочь родителям сделать выбор школы, дающей качественное образование, то, очевидно, должна стать открытой информация, касающаяся работы отдельных образовательных учреждений.

Участники семинара обсудили темы выборочных обследований, которые необходимо провести в ближайшее время (выборочные обследования дополняют обязательную государственную статистику). Одинаково высоко представители регионов оценили значимость таких тем, как «Здоровье участников образовательного процесса», «Ресурсы и использование информационно-компьютерных технологий в образовании», «Взаимосвязь и взаимодействие систем образования различного уровня и соответствующих рынков труда», «Влияние модернизации образования на структурные и финансово-экономические изменения в системе».

***

Национальный фонд подготовки кадров уже готов профинансировать апробацию лучших проектов региональных систем мониторинга и статистики в образовании. По всей видимости, первыми станут Чувашская Республика и Самарская область. Остальных изменения коснуться позже. Чуть позже.

…И выберем показатели

Показатель статистики (иногда его называают индикатором) обычно суммирует большой объем информации в одной цифре таким образом, чтобы показать изменения в течение определенного периода. Обычно термин «показатель» расшифровывается так: интерпретация результатов требует определенного подхода. Полезность показателей определяется их надежностью и значимостью. Они должны быть напрямую связаны с целями деятельности системы.

Создание новых форм государственной статистической отчетности – часть проекта, в разработке которой принимают участие ученые из Государственного университета «Высшая школа экономики». Сегодня уже готовы пробные варианты ОУ-1 и ОУ-2 (формы, касающиеся учреждений общего образования), НПО-1, 2 (формы для учреждений начального профессионального образования), а также так называемые «анкеты руководителя». Хотя в настоящий момент формы готовятся к апробации в регионах России (уже идет разработка инструкций), точку в вопросе о показателях, под которые собираются данные, ставить рано.

История вопроса

По отдельным оценкам, работники управления образованием используют менее 5 % имеющихся статистических данных по системе образования, родители при выборе образовательного учреждения ориентируются главным образом на мнение знакомых. В чем же причины явно недостаточного использования статистики в принятии решений? Можно назвать несколько.

  • Неподготовленность самих пользователей к работе со статистической и социологической информацией.

  • Ограниченность доступа к данным.

  • Невозможность преобразовать имеющуюся информацию для ответа на содержательный запрос (например, родители спрашивают, какая школа хорошая, а статистика отвечает: «В вашем районе столько-то школ, в которых учится столько-то детей и работает столько-то педагогов»).

  • Наконец, набор показателей, по которым традиционно собираются данные, во многом не соответствующие современному состоянию системы образования и тенденциям ее изменения.

Именно на последней проблеме сосредоточились разработчики из ГУ–ВШЭ.

Взгляды реформаторов

На очередной рабочей встрече участники проекта «Реформа системы образования» говорили о трудностях и соблазнах, которые подстерегают реформаторов отраслевой статистики.

Прежде всего отметили, что при разработке статистических показателей и форм важно привлекать специалистов из самых разных учреждений и ведомств, создавать коалиции. Например, это могут быть представители органов социальной защиты, не говоря уже об экспертах Федеральной службы статистики (бывшего Госкомстата). Если согласовать состав и процедуры сбора данных, касающихся образования и детства по различным отраслям, данные можно будет сопоставлять и, следовательно, давать «надведомственную» оценку.
Разность интересов порой порождает соблазн мистификации, осознанной или неосознанной, благо современная статистика знает немало соответствующих приемов. Один из простейших – манипуляции при построении графика. Стоит уменьшить или увеличить временной интервал измерения и его масштаб – и график будет читаться иначе.
Может появиться соблазн во всем уповать на статистику и бросать на ее развитие избыточные ресурсы. Аппетит у реформаторов должен быть умеренным, т.е. адекватным поставленным задачам. Нельзя забывать, что современная статистика образования – это средство, один из инструментов для принятия решений, но не цель.
В то же время, какими бы совершенными ни были новые формы и способы статистического наблюдения, дополнительных мониторинговых обследований, вряд ли можно рассчитывать на единство их толкования независимыми аналитиками и властными структурами. Причем последние, пожалуй, в большинстве случаев и будут оплачивать проведение мониторинга.
А свободное распространение статистических данных об образовании, к которому стремится Минобразования России, вызовет множество толкований, в том числе и дилетантских, например со стороны СМИ (представим себе предвзятое, политизированное или просто неграмотное объяснение результатов международных сопоставительных исследований о качестве образования в школах).
Одна из важных составляющих проекта – обучение представителей прессы и общественности методам анализа и интерпретации данных статистики образования.

История ответа

По мнению участников проекта, при разработке новых форм статистической отчетности необходимо учесть потребности в информации правительства, населения и руководителей образовательных учреждений, включить показатели качества образования, усилить внимание к экономической деятельности учреждений – попытаться уловить финансовые потоки, которые до сих пор выпадали из государственной статистики.

Особенность подхода, предложенного разработчиками из ГУ–ВШЭ, также в том, чтобы сводить данные не по типам и видам образовательных учреждений, а по уровням образовательных программ (дошкольное образование, общее, дополнительное, профессиональное), кто бы их ни осуществлял. Что же касается статистических форм, направляемых непосредственно в образовательные учреждения, то они должны стать менее громоздкими, чем прежде. Сами формы, видимо, будут дополнены так называемой «Анкетой руководителя», в которой нужно обвести кружком подходящий вариант. По проекту, директорам школ предложат оценить по 5-балльной шкале подготовку пришедших к ним детсадовцев, соответствие учебного здания СанПиНам, рассказать, как сложилась судьба выпускников основной и старшей ступени. Вероятно, такая анкета будет предлагаться не каждый год; как написано в инструкции, «конфиденциальность участия гарантируется».

Почему нельзя ставить точку

Сегодня как никогда обострилась необходимость вести мониторинг профессионализма, социального статуса и социально-экономического положения воспитателей, учителей, педагогов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Речь идет о показателях профессиональной подготовки и переподготовки педагогов, закрепления молодых кадров, предоставления педагогам жилья, в том числе на условиях ипотечного кредитования, и т.д. К сожалению, раздел «сведения о персонале учреждения», предусмотренный в новых статистических формах, не позволяет ответить на эти вопросы. Быть может, эти вопросы смогут стать основой выборочных статистических и социологических исследований?

Овена Корсунова

Рейтинг@Mail.ru