От детской
мозаики – к вере
Не прекращающаяся информация
в СМИ о проблеме преподавания в школах «Основ
православной культуры», заседания и конференции
на тему церкви и школы, возмущение и недоумение
учителей и родителей вызвали в моей памяти одну
картинку: развешанные на стене школьного
коридора детские рисунки с изображениями церкви
и подписями на английском языке. На английском –
потому что это была американская начальная школа
при баптистской церкви. Подписи гласили: «Майк
любит в церкви петь», «Рейчел любит в церкви
играть», «Джесси любит в церкви мечтать» и т.д.
Из разговора с директором, привлекательной
молодой женщиной, наша группа (педагоги и
журналисты) узнала, что ее ученики – дети жителей
окрестных домов, причем необязательно из тех
семей, что сами посещают эту церковь по
воскресеньям. Мы были удивлены, когда в ходе
дальнейшей беседы выяснилось, что изучение
религии как таковой не является в школе главной
целью, хотя за ремонт школьного здания и
постоянный уход за ним полностью отвечает
церковь, родительские же деньги покрывают
зарплату педагогов, методические материалы и
питание. Кроме того, детям не читают здесь Библию,
не проводят для них лекции о вере и безверии, не
заставляют посещать церковные службы.
Знакомство с религией и церковью происходит
исключительно в игровой, увлекательной форме.
Упомянутые выше рисунки, аппликации из бумаги,
мозаика – вот тот нехитрый арсенал средств,
которые используют здесь педагоги для бесед со
своими воспитанниками о церкви.
Все еще недоумевающие по поводу такого
ненавязчивого и одновременно крепкого тандема
между школой и церковью, мы робко задали
директору вопрос: «А если ребенок не любит ходить
в церковь, а если и ходит, то ему там ничего не
нравится делать, что он напишет на своем
рисунке?» – «Сначала ничего, – последовал ответ.
– Но через неделю, месяц, год он может написать
там все что захочет, когда поймет, что именно ему
нравится делать в церкви».
...Эти американские дети перейдут из
начальной школы в обычную массовую, где, конечно,
уже не будут складывать из мозаики изображение
храма. Но мысль о том, что в церкви человеку может
понравиться что-то делать, останется в душе.
Поиск этого «понравится», но уже в более
осмысленном, взрослом варианте скорее всего
продолжится. Откроются новые смыслы, придет
желание вникнуть в Библию… Однако все это
возможно не потому, что на это направлены
«воспитательно-ориентированные стандарты
школьного образования», и даже не потому, что
что-то будет «приведено в соответствие,
закреплено законодательно и совместно
продумано». У этих детей образ церкви останется
жив в душе, и те простые слова, которые они писали
на своих рисунках, были искренними и
прочувствованными, а значит, вызваны эмоциями. И
эмоциями только своими, а не педагога или
родителя.
Можно ли воспитать эмоции? Можно ли
приохотить к вере? Странные вопросы, не правда ли?
Но похоже, что именно их сегодня ставят перед
школой. Интересно, те, кто их ставит, пробовали
отвечать на вопрос, что им нравится делать в
церкви?..
Яна Сартан
- Циклограмма (март)
- Экстернат
- Инна АЛЕЙНИКОВА. Бег с
препятствиями
- Методические рекомендации по
организации получения общего образования в
форме экстерната в общеобразовательных
учреждениях Российской Федерации
- Взгляд
- Директору на заметку
- Сергей СТЕПАНОВ. Руководство
без крайностей
- Психолог в школе
- Галина БАРАБАНОВА. Дневник
педагогических наблюдений
- Педагогическая
мастерская
- Ольга ЛЕОНТЬЕВА. Когда в
журнале нет двоек
- Коллеги
- Бетси Роджерс: "Дети подобны
бутонам роз..." Американский учитель года
учит своих коллег быть лидерами. По материала
Education World подготовила Юлия МИФАЕВА
- Любовь ПЛАХОВА. Курс молодого
директора
|