Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2004


Экстернат

Бег с препятствиями

Всероссийский семинар «Проблемы экстерната в общем образовании», на два дня собравший в столице гостей из разных регионов страны, уже с первых выступлений показал, что слово «проблемы» в его названии – ключевое. До последнего момента хотелось верить, что организаторы – Минобразования РФ и Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования – просто сгущают краски, выбрав докладчиков исключительно с темами поострее. Но и неформальное общение со школьными директорами и руководителями муниципальных органов управления образованием, к сожалению, подтвердило, что бесчисленные болевые точки для экстерната – вещь не надуманная…

Регион-зеркало

– То, что я услышала, актуально для нас, – считает Вера ЕРМОЛАЕВА, заместитель начальника Департамента народного образования Мытищинского района Московской области. – Сколько лет занимаемся экстернатом, но варимся только в собственном соку. А это тяжело и непродуктивно.

Мытищинский район вполне можно принять за модель среднестатистического российского региона: как и везде, экстернат здесь очень востребован, однако документы, на первый взгляд четко регламентирующие работу на местах, на деле не отвечают на массу вопросов. Участники семинара плодотворно работали на «круглых столах», чтобы, по их словам, создать задел брошюры, которая была бы полезна директорам, завучам и начальникам отделов управлений образования (ориентировочно она будет издана Министерством образования в конце марта). Несомненно, войдет в брошюру и опыт Мытищ.

Для более полной картины – пару слов об описываемом районе. Это северо-восток области, территория непосредственно прилегающая к Москве. По количеству населения район достаточно крупный. Жители в основном городские: сельские пункты встречаются нечасто и заметно удалены друг от друга. Недавно Мытищи отметили 380-летний юбилей. Город много занимается благоустройством; здесь активно строится жилье, к 1 сентября прошлого года введены в действие две школы. В школах района учится около 19 тысяч детей. Вопросами экстерната занимаются с момента выхода в свет Закона «Об образовании», где прописана эта форма, то есть примерно 12 лет. При создании нормативно-правовой базы руководствовались только примерным положением.

Спасение – в интенсиве

В США 970 тысяч человек предпочитают экстернат привычному обучению, в Великобритании – 142 тысячи, во Франции – 210 тысяч, в России – 18 тысяч. В последнюю упомянутую величину Мытищинский район внес свой скромный вклад. В 1993 году тут насчитывалось 5 экстернов (четверо окончили 11-й класс, один – 9-й). Ушедший год принес 149 экстернов (из них 93 человека выпущено из средней школы, остальные окончили 9-й класс). А за 12 лет таким путем 461 выпускник получил среднее образование и 176 – основное.

Можно говорить о том, что в районе наметилось несколько категорий людей, желающих учиться интенсивнее.

Во-первых, это так называемые социально ориентированные дети (их около 60%). Они определились с выбором жизненного пути и хотят, побыстрее освободившись от изучения традиционного набора предметов, получить время для усиленной подготовки в определенный вуз. Из анкеты мальчика-экстерна: «Экстерном учатся самые самостоятельные, добросовестные и трудолюбивые». Нескромно по отношению к себе, но верно.

Некогда ходить в очную школу и ребятам, профессионально занимающимся спортом: в экстернат их приводят постоянные соревнования и сборы.

Вторая категория – дети, не посещающие образовательные учреждения по состоянию здоровья.

В-третьих, пользуются возможностями экстерната и взрослые люди. Одни отслужили армию, другие отучились в ПТУ, многие обзавелись семьями, но никто не имеет аттестата о среднем образовании, что затрудняет продвижение по карьерной лестнице. Согласно мытищинской статистике, 12% экстернов последний раз сидели за школьной партой 10 лет назад!

Четвертое. В Мытищах вспоминают времена, когда в середине учебного года за помощью в Департамент образования приходили родители, чьих детей отчисляли из платных школ: цены росли в геометрической прогрессии, а зарплаты оставались к этому глухи. Ребят брали и в обычные школы, но случалось, что надо было искать что-то другое. Этим «другим» становился экстернат.

Сюда же, в категорию, ставшую историей, входили школьники с низкими образовательными потребностями, – как правило, из социально неблагополучных семей. В короткий период своеобразной анархии, царившей в образовании, таких учеников исключали без ограничений. Выручал их экстернат.

Категория пятая. Две ученицы из престижного образовательного учреждения, идущие на медаль, окончив 10-й класс, изъявили желание перейти на экстернат. Изумленные взрослые не могли взять в толк, зачем отказываться от углубленного изучения дисциплин в пользу обычной общеобразовательной программы! Ответ оказался прост: детям слишком трудно стал доставаться выпускной класс. Каждый учитель считает, что углубленная подготовка должна пройти и через его предмет. Девочки не вынесли перегрузки.

Пример из практики для шестой категории предложил на семинаре директор Центра образования № 548 «Царицыно», принимавший участников, Ефим Рачевский. Его ученица, получившая за ошибку в диктанте оценку ниже, чем ее одноклассница за тот же промах, не нашла понимания у учителя и отправилась к директору. Рачевский взял с полки первую попавшуюся книгу (ни много ни мало «Концепцию модернизации российского образования») и устроил импровизированный диктант прямо у себя в кабинете. Ни единой ошибки! «Маша, завтра с мамой приходите и напишите заявление о переходе по русскому языку на экстернат», – вынес вердикт директор. Другими словами, экстернат – ко всему прочему – призван разрешать конфликтные ситуации.

У России растет потребность в экстернате

– Экстернат – очень сложная форма, – считает Вера Ермолаева. – Ни один директор не пришел к нам и не сказал: «Хочу, чтобы моя школа стала базовой». Люди боятся, не хотят большого напряжения. И в течение длительного времени у нас только одна школа вплотную занималась этим вопросом.

Исходя из потребностей наших жителей, 8 лет назад в качестве платной образовательной услуги мы организовали занятия в опорной школе. В соответствии с положением об оказании подобных услуг подготовили документацию и заключили соответствующие договоры. Наш анализ показывает: 80% детей, выбравших экстернат, хотят посещать эти курсы. Подчеркну, это добровольная подготовка!

Занятия организованы во второй половине дня. Начинаются они 1 октября и длятся до конца апреля. Наполняемость групп – 12–15 человек. В этом году открыто по одной группе для учащихся 9-х и 10-х классов, две – для одиннадцатиклассников, и создана группа ускоренной подготовки, где изучают программу за 10-й и 11-й классы.

Для удобства учащихся и преподавателей промежуточная аттестация проходит в три этапа: в январе, например, сдаются обществознание и геометрия, в марте – история, география и биология, остальное – в апреле-мае.

От ребят поступают заявки на включение физкультуры в список экзаменационных предметов, но учителей не хватает. В Мытищах надеются, что просьбы добавить в курсовую подготовку черчение и информатику решатся проще.

Методики – особые: от учителя требуется за одно занятие осветить целый раздел, отработав при этом и теорию, и практику.

Какие проблемы терзают мытищинское руководство в связи с данной формой получения образования?

– Самой важной проблемой остается отсутствие учебно-методического комплекса для ученика и педагога, – сетует Вера Николаевна. – Ребята получают школьные учебники, но нужны другие пособия. Их стараются нарабатывать на местах, но я отдаю себе отчет в том, что нам это не решить.

Финансово не определена промежуточная аттестация. При финансировании экстерната мы пользуемся старыми документами 93-го года. Там указаны составы комиссий, оплата консультационных часов, проверка тетрадей и т.д. Но наши финансисты всегда поднимают вопрос об отсутствии документа по промежуточной аттестации.

Всплыла проблема зачета оценки, полученной ребенком в другом образовательном учреждении. Положение о получении среднего образования в форме экстерната указывает, что директор школы вправе учесть прежние оценки. А в письме Министерства образования РФ от 23 октября 2003 года прием руководителем справок о промежуточной аттестации без проверки признается нарушением…

…Семинар собрал народу меньше, чем планировалось: не все изыскали время и деньги на поездку в Москву. Но методических рекомендаций, собранных участниками и теперь требующих обобщения, управленцы ждут с нетерпением: по прогнозам, в ближайшие 3–4 года у России появится потребность в экстернате и будет шанс вырваться за 18-тысячный предел, а делать рывки, имея на ногах пудовые гири проблем, не всем под силу…

Инна АЛЕЙНИКОВА

В этом ноиере, на с. 10 мы публикуем методические рекомендации, предлагаемые Министерством образования РФ. На сегодняшний день этот документ пока является главным ориентиром для школьной администрации.

Рейтинг@Mail.ru