Эксперименту – быть!
О Центре образования (ЦО) № 118, что
на юго-западе столицы, мы рассказывали в № 21/2008 нашей газеты. Напомним
читателям, что это образовательное учреждение
родилось в 2005 году путем слияния Центра детского
творчества, искусства и спорта и школы № 118.
После такого объединения новый педагогический
коллектив очень много размышлял о том, как ему
предстоит работать дальше.
«Когда полтора года назад мы услышали
об эксперименте по созданию шестилетней
начальной школы, нам эта идея понравилась, –
вспоминает директор Центра образования № 118
Сергей Юрьевич Михин. – Нам удалось побывать в
нескольких школах, где проходит эксперимент
“Шестилетняя начальная школа”, которым
руководит Яков Семенович Турбовской*.
Спасибо ему за то, что он не говорил, что и как
делать. Мы сами, посещая весь прошлый и
позапрошлый год семинары, смотрели и учились.
Поэтому у нас выработался свой путь развития,
связанный с понятием шестилетняя начальная
школа».
Об опыте участия в этом эксперименте
педагоги ЦО № 118 рассказывали на городском
семинаре «Особенности построения модели
“Шестилетняя начальная школа” для школ,
включившихся в эксперимент на II уровне».
«Этот семинар свидетельствует о
жизненности идеи шестилетней школы и о
продуктивности той модели, которая уже несколько
лет отрабатывается», – уверен Я.С. Турбовской.
Структуру экспериментальной площадки
ЦО № 118 и выбор образовательных, психологических
и сопровождающих программ в соответствии с
условиями эксперимента «Шестилетняя начальная
школа» представила заместитель директора по УВР
Ольга Владимировна Карпичко. Она напомнила о том,
что в системе образования все большее значение
приобретают вопросы научного осмысления
управления образовательным процессом. Поэтому
каждый шаг проводящегося в школе эксперимента
имеет научную основу.
Недаром в педагогическом коллективе
Центра образования трудятся кандидаты наук, а
совсем скоро их станет еще больше, так как у
многих сотрудников на подходе защита
диссертаций. Помимо этого, каждый учитель здесь
обязательно публикует в средствах массовой
информации свой опыт, накопленный за
определенный период времени.
Воспитание и обучение едины!
Каковы же причины, побудившие
администрацию ОУ вступить в эксперимент
«Шестилетняя начальная школа»? Прежде всего это
вызвано появлением национальной инициативы
«Новая начальная школа», где сформулированы
подходы, требующие повышения качества
образования, поиска новых форм и методов
организации учебного процесса в учреждениях,
интегрирующих общее и дополнительное
образование. Кроме того, педагогическое
сообщество беспокоят и резкое снижение
успеваемости в 5–6-х классах, существенное
изменение поведения вчерашних
четвероклассников, наблюдаемое ухудшение
психологического состояния детей при переходе с
первой ступени обучения на вторую.
Проанализировав деятельность школ,
вступивших в данный эксперимент, ЦО № 118
предложил свой вариант построения модели
шестилетней начальной школы в условиях
учреждения, имеющего статус центра образования.
При этом основной целью стало обеспечение
полноценного неразрывного обучения, воспитания
и развития детей начиная с дошкольного возраста
с учетом преемственности на каждом этапе
обучения на основе создания индивидуального
пути психологического сопровождения каждого
учащегося.
Статья опубликована при поддержке демо магазина "Время Мам". Всё для ухода, питания и развития детей, одежда для беременных и рожениц, средства по уходу для женщин и мужчин, а также товары для дома и интерьера. Доступные цены, большой выбор качественных товаров, доставка курьером и самовывоз, наличный и безналичный расчёт. Посмотреть каталог товаров, цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу:
http://vremya-mam.ru/.
Для достижения данного результата
были поставлены следующие задачи:
– научить детей учиться (как основная
цель обучения и воспитания);
– диагностировать изменение
психологического состояния каждого ребенка,
учитывая все показания, включая уровень
обученности;
– создать условия для расширения
сферы общения учащихся I ступени обучения с
целью обеспечения их безболезненного перехода
на II ступень, а также решить проблемы
коммуникативной направленности обучения и
воспитания;
– создать условия для обеспечения
интеграции дошкольного образования в рамках
дополнительного ЦО и школы в рамках I ступени
обучения, преимущественно опирающегося на
игровую деятельность, с целью формирования
поддерживающей среды обучения младших
школьников;
– обеспечить взаимосвязь I и II
ступеней обучения за счет перевода
педагога-наставника – воспитателя группы
продленного дня – из четвертого класса I ступени обучения в пятый класс II
ступени обучения;
– раскрыть пути и возможности
органичного объединения содержания изучаемого
материала с личным опытом ребенка, чтобы он мог
применять полученные знания на практике.
МНЕНИЕ
УЧЕНОГО
О сути эксперимента
«Шестилетняя начальная школа» рассказывает
д.п.н., академик, профессор Яков Семенович
Турбовской:
– Первый этап эксперимента закончился в
прошлом году. Наша площадка получила официальное
признание. Мы вышли на второй уровень
экспериментальной работы с теми задачами,
которые нам еще предстоит решить.
Должен признать, что мы стоим на пороге
проблемы «Новой школы». Она заключается в том,
что как только кто-либо из руководителей нашего
государства произносит какую-нибудь программную
речь, то сразу возникает ситуация «партия
сказала – надо, комсомол ответил – есть!». И
я очень боюсь, что призыв Дмитрия Анатольевича
Медведева к созданию новой школы может
ограничиться чиновничьим набором необходимых
нововведений, а школа какой была, такой и
останется.
Наш президент не обозначил основные
характеристики этой новой школы. А они состоят в
том, что школа из здания, где учат
полунасильно-полудобровольно, превращается в
сферу социального формирования
конкурентоспособной личности. Это –
принципиально новое отношение к школе и
пониманию ее предназначения.
Экспериментальная шестилетняя
начальная школа не только является прообразом
новой школы, а выражает ее сущностное понимание,
то есть то, что она может собой представлять.
И через двести лет школы будут учить,
имея дефицит и научных знаний, и требований, и,
может быть, материальной обеспеченности. Так
было и тысячу, и сто лет назад. Но всегда от школы
будет зависеть самое главное – как она
относится к ребенку, которого приняла. Ведь не
случайно в зародыше начальная школа называлась
материнской.
Этот смысл мы и хотим вернуть школе –
как материнской среде обитания. Мы хотим, чтобы
родители любили школу, чтобы они желали отдать в
нее своих детей, чтобы их всегда встречали в этой
самой школе, а не преграждали бы путь турникетами
якобы из-за боязни проникновения террористов.
Проблема заключается в том, что школа – не
место удобства для кого-то, а место эмоционально
комфортного пребывания любого ученика. |
Жизнь на планете знаний
Главную задачу – научить
учиться – педагогический коллектив реализует
благодаря выбору единого учебно-методического
комплекса для всех классов. Это позволяет
администрации четко отслеживать уровень
обученности, качество знаний, различные
достижения учащихся.
Учебная деятельность Центра
образования осуществляется по двум УМК –
«Планета знаний» (в котором отражены все
основные принципы последних стандартов второго
поколения), и «Английский язык для
1–4-х классов» З.Н. Никитенко. В настоящий
момент в 5–6-х классах школа работает с
экспериментальной базой учебников, поддерживая
контакт непосредственно с Зинаидой Николаевной
Никитенко, профессором кафедры методики
преподавания иностранного языка МПГУ. Данные УМК
отличает то, что в каждом его учебнике
используется игровая деятельность, что
исключительно важно для шестилетней начальной
школы.
Задачу, связанную с психологическим
сопровождением детей как одним из элементов
поддерживающей и развивающей среды школьного
образования в эксперименте «Шестилетняя
начальная школа», успешно решают психологи
Центра образования №118.
Для диагностического этапа ими было
выбрано методическое руководство Л.А. Ясюковой в
3 частях. Для реализации эксперимента 1–6 здесь
используются часть I «Методика определения
готовности к школе, прогноз и профилактика
проблем обучения в начальной школе» и часть II
«Прогноз и профилактика проблем обучения в 3–6-х
классах».
В рамках развивающего этапа
психологического сопровождения учащихся
психологи Центра используют различные
современные психолого-педагогические программы,
в том числе и авторские. В частности, для младших
школьников были выбраны две психологические
развивающие программы: О.В. Хухлаевой «Тропинка к
своему Я» и Н.П. Локаловой «120 уроков
психологического развития младших школьников».
«Особое внимание уделяется нашим
воспитанникам в периоды их
социально-психологической адаптации (первые и
пятые классы, а также вновь поступившие в школу
дети) и возрастных кризисов развития, –
рассказывает педагог-психолог Елена Леонидовна
Лукьяшина. – Психологическое обследование,
проведенное в 3-м (4-м) классе, позволяет
определить наиболее вероятные учебные проблемы
5–9-х классов (предметы, отдельные темы) задолго
до того, как ученик с ними столкнется, и составить
рекомендации по их предупреждению».
«Классная» у нас – мама!
В чем же особенность модели
шестилетней начальной школы Центра образования
№ 118?
Рассказывает Ольга Владимировна
Карпичко:
– Мы решили, что во второй половине дня
в пятом классе на второй ступени обучения с
нашими учениками будет оставаться воспитатель
группы продленного дня из четвертого класса. В
связи с чем нам нужно было обучить наших
сотрудников, чтобы они смогли полноценно
обеспечивать сопровождение детей в рамках
эксперимента «Шестилетняя начальная школа» в
5–6-х класах.
Психологическая составляющая
подготовки воспитателей к работе по программе
«Шестилетняя начальная школа» предусматривает
регулярное проведение обучающих семинаров.
Четыре раза в год во время школьных каникул
воспитатели группы продленного дня знакомятся с
важными для их практики понятиями теоретической
и практической психологии, принимают участие в
тренинговых занятиях. В соответствии с
разрабатываемой моделью организации учебного
процесса в 1–6-х классах занятия проводятся по
трем тематическим блокам, отражающим некоторые
положения психологии развития, педагогической и
социальной психологии.
Первый блок касается психологических
особенностей учащихся разных возрастов. Второй
представляет собой основы психологии обучения.
Третий – основы психологии конструктивного
общения.
В обязанности воспитателя группы
продленного дня входит и ведение электронного
журнала. Следовательно, такой педагог знакомится
с успеваемостью каждого ученика своего класса,
может донести сведения до родителей и
посоветовать им обратиться к тому или иному
преподавателю за консультацией.
Воспитатели группы продленного дня
полностью занимаются заполнением домашнего
задания в электронном виде. Таким образом, семья
имеет прямую связь со школой, а воспитатель
знает, кому что было задано, и может
проконтролировать выполнение этого задания.
Для Центра образования,
обеспечивающего дополнительное образование
детей во второй половине дня, важно, чтобы
воспитатель являлся связующим звеном между
преподавательским составом и родителями.
Впоследствии планируется полностью
передать воспитателям функции классного
руководителя, педагога-наставника, который
обеспечивает именно сопровождение ребенка.
Учиться надо весело!
Важным ноу-хау Центра образования в
рамках эксперимента «Шестилетняя начальная
школа» являются так называемые динамические
паузы. Они проводятся с 1-го по 5-й класс в
специально оборудованной игровой комнате от
одного до трех раз в неделю (в зависимости от
возраста учащихся) с использованием
рекомендаций психолого-педагогической службы
образовательного учреждения.
Участникам семинара показали
видеозаписи, где можно посмотреть, насколько
увлеченно воспитатель группы продленного дня
Зоя Александровна Александрова занимается со
своими подопечными. Под специально подобранную
музыку ребята выполняют разнообразные
увлекательные упражнения. Прежде всего речь идет
о подвижных играх, но есть место викторинам и
интеллектуальным конкурсам, которые направлены
на развитие памяти, внимания, мышления.
Таким образом, кругозор детей
расширяется, а пройденный на уроках материал
закрепляется в игровой форме.
«Эти занятия предназначены не только
для снятия напряжения и увеличения двигательной
активности учащихся, но и для дополнительной
работы над развитием памяти, внимания и
мышления, – делится своими наблюдениями Зоя
Александровна. – Благодаря динамическим
паузам эффективно корректируются нарушения или
незначительные отклонения от нормы в области
основных психических процессов, формируются
навыки игры и работы в команде».
Все динамические паузы носят
тематический характер с учетом уровня
подготовленности класса и возрастных
особенностей детей. Их названия вполне
традиционны: «Вспомним лето и его игры»,
«Здравствуйте, школа и мои друзья!», «Встречаем
осень», «День учителя», «Наши первые сказки»,
«Сказки А.С. Пушкина», «Рождество и Святки»,
«Сказки Шарля Перро», «Рыцарский турнир»,
«Весенний бал прекрасных дам», «Масленица»,
«Приглашаем на космодром и межпланетную
станцию», «День Победы – славный праздник»...
Нетрудно догадаться, чему посвящены эти занятия.
Есть динамические паузы и с более
интригующими названиями: «Сбежавший зоопарк»,
«Здравствуй, цирк!», «Путешествие с паровозиком
из Ромашкова по России» (подвижные и развивающие
игры народов России), «Уроки исполнения желаний».
Пожалуй, такие темы могут стать подспорьем не
только воспитателям групп продленного дня, но и
другим членам педагогического коллектива –
классным руководителям, старшим вожатым,
организаторам.
Чтобы сформировать ребенка…
Негласным модератором семинара стал
Я.С. Турбовской, комментировавший каждое
выступление и задававший докладчикам вопросы.
Например, корректно ли при приеме в начальную
школу делить детей на классы по каким-либо
признакам, нужно ли приучать учеников к смирению
или учить их вести споры и отстаивать свою точку
зрения, каким образом воспитателя группы
продленного дня превратить в классного
руководителя и т.п.
Учителя охотно высказывали свое
мнение, хотя поднятые проблемы не всегда могут
быть решены однозначно.
Подводя итоги встречи, Яков Семенович
высказал участникам эксперимента свои
пожелания. В частности, ученый напомнил
приверженцам шестилетней начальной школы
следующий постулат: «Я бы очень хотел, чтобы мы
понимали, что шестилетняя школа нужна не сама по
себе. Я не из-за формы отстаиваю эту модель. Она
нужна именно для того, чтобы гарантированно
обеспечить формирование подростка, чтобы к
завершению шестого класса мы смогли
сформировать ребенка как субъекта
самовоспитания и воспитания».
___________
* Я.С. Турбовской –
научный руководитель экспериментальной
площадки «Шестилетняя начальная школа»,
заведующий лабораторией «Методологии
управляемого развития образования» МЦКО, д.п.н.,
академик, профессор.
|