Основанием для выстраивания такого
сотрудничества в практике работы педагогов
Образовательного центра (ОЦ) ОАО «Газпром» стала
технология ИСУД (цикл лекций Н.Л. Галеевой в
газете «Управление школой» № 18–20/2007).
Обсуждая в нашем коллективе
перспективы ее освоения, мы обозначили для себя
следующие вопросы:
– Что дает технология ИСУД учителю?
– Как она влияет на качество
образовательного результата?
– Какова должна быть модель
взаимодействия в системах «ученик – психолог»,
«учитель – психолог», чтобы эффективно
использовать ИСУД как внутренний ресурс
повышения качества образования в школе?
Мы рассматриваем данную технологию с
точки зрения психологизации образовательного
процесса и выделяем несколько позиций,
являющихся определенным обоснованием для ее
использования:
– она является в большей степени
образовательной, т.к. содержит в себе
значительный потенциал для развития учителя,
формирования у него психологической компетенции
и социализации ученика относительно
выработки способности к саморазвитию;
– она позволяет эффективно
использовать знания о внутренних ресурсах
каждого ученика для обеспечения качественного
образования;
– она структурирует
взаимодействие психолога с учеником и учителем.
Психолог помогает учителю выстраивать
субъект-субъектные отношения с ребенком,
«переводить» особенности его развития на язык
педагогических приемов работы с ним в учебном
процессе. Так происходит формирование
важнейшего для профессионального
взаимодействия единого
психолого-педагогического языка.
В результате в школе был создан алгоритм
психолого-педагогического взаимодействия
учителя и психолога, включающий:
1. Проведение психологической
(психологом) и педагогической (учителем)
диагностики учащихся класса (таблица 1).
Таблица 1
Психологические показатели и
критерии обследования интеллектуальной сферы
учащихся начальной и средней школы для выявления
индивидуального стиля учебной деятельности
Показатели |
Критерии |
Внимание |
Устойчивость,
распределение, переключение, объем |
Память |
Уровень
развития кратковременной – долговременной
слуховой, зрительной, кинестетической памяти |
Ведущая
модальность |
Аудиал,
визуал, кинестет |
Доминирование
полушарий |
Правое,
левое |
Развитие
мыслительных операций |
Классификация,
анализ, обобщение, логика |
Особенности
нервной системы |
Устойчивость,
врабатываемость – истощаемость, сила – слабость |
Ведущий
мотив |
Учебный,
социальный, внешний, позиционный, игровой,
оценочный |
2. Сопоставление
результатов педагогического наблюдения и
психологической диагностики учащихся. На данном
этапе важно обозначить зоны совпадения
результатов диагностики, совместно составить
психолого-педагогический портрет каждого
ребенка в классе, выделив индивидуальные
особенности организации познавательной и
мотивационно-потребностной сферы. Такая работа
ляжет в основу третьего шага взаимодействия.
3. Определение учителем
совместно с психологом приемов и педагогических
техник для каждого конкретного ученика на
различных этапах урока, при подготовке домашнего
задания, в процессе выполнения диагностических
работ.
4. Посещение психологом уроков
и его совместный с учителем анализ по
результатам использования различных техник и
приемов учебной деятельности. На этом этапе
происходит корректировка содержания работы с
учащимися.
5. Проведение повторной
психологической и педагогической диагностики
(осуществление мониторинга показателей развития
детей) для оценки динамики роста познавательной
и мотивационно-потребностой сферы учащихся.
Практическую реализацию
перечисленных выше шагов можно отследить на
примере работы психолога и учителя географии ОЦ
ОАО «Газпром» А.Ю. Пузановой с 5-м «Д» классом.
В рамках микроисследования было
решено начать совместное сотрудничество на
основе такого важного параметра учебного успеха
ребенка, как мотивация. Вот как реализовался наш
алгоритм.
1. В октябре 2008 г.
психологом была проведена диагностика ведущего
мотива учащихся класса по методике А.К. Марковой1. В результате оказалось, что
у 80% детей ведущим оказался позиционный мотив, а у
20% – социальный.
Мы поняли, что большинству ребят на
уроке интересно и они проявляют активность, если
им отведена значимая для них позиция. Например,
если ребенку нравится быть ведущим, лидером, то
на уроке ему важно дать роль руководителя при
выполнении групповой работы; если кто-то любит
выступать перед публикой – ему стоит
предоставить возможность презентовать общие
результаты.
Психологическая диагностика показала,
что двум учащимся класса важно, чтобы в ходе
урока они понимали, зачем им нужно выполнять то
или иное задание и как им это пригодится в
будущем (при поступлении в вуз, в будущей
профессиональной деятельности и т.п.).
Одновременно учитель диагностировал и
мотивационно-потребностные свойства детей по
методике, предложенной автором технологии ИСУД
Н.Л. Галеевой. Выяснилось, что большинству
учащихся свойственен базовый уровень развития
мотивационно-потребностной сферы, в меньшей
степени – социальный.
Ребятам важно было в течение урока
получать поддержку и поощрение со стороны
учителя и действовать сообща, имея возможность
помогать друг другу. Педагогу необходимо в этой
ситуации организовывать свободный выбор
заданий, ситуацию успеха, стимулирующее
оценивание, групповую работу.
2. Сравнивая результаты
психологического и педагогического
исследования, учитель и психолог пришли к выводу,
что анкета-микроисследование сопоставима с
методикой диагностики ведущего мотива по
А.К. Марковой. Итоги диагностик оказались
сопоставимыми, дополняющими друг друга.
3. Далее важно было определить
педагогические приемы работы с учащимися на
уроке. Психолог совместно с учителем осознали,
что существует разрыв между тем, какой набор
приемов, форм и видов деятельности предлагается
детям, и тем, что на самом деле ими востребовано.
На уроках использовались
познавательные задания (создание проблемных
ситуаций, творческие задания, «мозговая атака»,
побуждение к поиску альтернативных решений и
т.д.), а для данных учащихся оказалось важным
сконцентрироваться на приемах работы,
опирающихся на эмоциональную сферу и социальный
смысл деятельности (больше видеофильмов, опытов,
похвала за проделанную работу, озвучивание
успехов и позитивной динамики развития каждого,
групповая и парная работа, взаимопроверка и т.д.).
Взаимодействие психолога и учителя
позволило составить совместный план урока
географии с учетом вышеуказанных позиций.
4. После завершения занятия ребятам
были предложены вопросы на основе только что
отработанного учебного материала. Ответы
учеников позволили сделать вывод о том, что все
они (даже после только одного урока с учетом
уровня мотивации) акцентировали для себя как
значимые именно познавательные достижения: «я
теперь умею», «я теперь знаю, как...».
Это позволяет считать апробируемую
технологию эффективной для обеспечения развития
учебной мотивации.
5. Положительная динамика в развитии
детей на основе проделанной совместной работы
психолога и учителя подтвердила эффективность
учета индивидуальных особенностей учащихся (в
частности, такого ведущего параметра, как
мотивация).
***
В школе планируется масштабное
исследование мотивационно-потребностной сферы
учеников, где будут использованы несколько
методик диагностики мотивации. В перспективе в
рамках такой совместной работы предполагается
определение педагогических приемов и на их
основе планирование уроков с учетом ведущей
модальности учащихся и других индивидуальных
характеристик учебно-познавательной сферы
учащихся.
Сотрудничая таким образом с учителем,
психолог решает несколько очень важных
профессиональных задач:
разрабатывает и реализует программу
повышения психологической компетентности
педагогов;
совместно с ними разрабатывает
траектории обучения и развития детей силами
учебного предмета;
разрабатывает совместно с учителем
траектории образования учащихся.
Такая система взаимодействия
психолога и учителя позволяет говорить о
содержательном насыщении деятельности по
решению задач инновационного развития системы
психологического сопровождения
образовательного процесса.
______________
1 А.К. Маркова.
Мотивация учебной деятельности // Вопросы
психологии, № 3/1978.
|