Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2009

Партнерство

Технология подготовки команды актива к участию в управлении ОУ

На наших страницах – методическое пособие об обучении команд актива ученического самоуправления в школах и на муниципальном уровне. Подготовлено оно в Белгородском региональном институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов и адресовано замдиректора по ВР, классным руководителям, организаторам ученического самоуправления ОУ, старшим вожатым, методистам учреждений допобразования.

Продолжение. Начало см. № 20/2009 «УШ»

Глава 2. Командообразование

Тема: «Выдвижение лидера команды» (продолжение)

«Нестереотипность мышления»

Цель: объединить лидера и его группу, поднять командный дух, научить активистов работать вместе.

Ведущий: «Кто вы: творческая команда или исполнители, генераторы идей или восторженные поклонники чужих талантов? Вот это мы сейчас проверим с помощью теста. Вам предлагается 10 задач-головоломок разной степени сложности. На выполнение дается 15 минут. Все, что решено вами после этого срока, значительно искажает результаты.

Сразу настройтесь на то, что вопросы с хитринкой, то есть отвечать на них нужно таким образом, чтобы предложить, на ваш взгляд, неординарное и неожиданное решение».

Вопросы:

1. Как бросить теннисный мяч так, чтобы он, пролетев короткое расстояние, остановился и начал двигаться в противоположном направлении? (При условии, что он не должен встретить на своем пути препятствие, по нему нельзя ударять или к чему-нибудь привязывать.)
2. Отношение возраста одного мальчика к возрасту другого несколько лет назад было таким же, как и сейчас. Какое это было отношение?
3. В темной комнате стоит ящик, в котором лежат вперемешку 24 красных и 24 синих маленьких шариков. Какое их наименьшее число следует взять, чтобы можно было составить пару одного цвета?
4. Врач прописал больному три таблетки и велел принимать их через каждые полчаса. Сколько времени уйдет на прием лекарства?
5. Двое подошли к широкой реке. У берега стоит пустая лодка. Как им при помощи нее переправиться на другую сторону, чтобы после переправы она осталась стоять на прежнем месте?
6. У некой дамы не было при себе водительских прав. Она не остановилась на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум оказался опущен и, не обращая внимания на знак одностороннего движения, двинулась в противоположном направлении. Все это происходило на глазах инспектора ДПС, но он не задержал нарушительницу. Почему?
7. Из одной точки на столе взлетели одновременно 2 мухи под углом 45 градусов к поверхности стола со скоростью 1 м/сек. Через 1 секунду после них из этой же точки взлетела строго вертикально еще одна со скоростью 2 м/сек. Когда все три насекомых окажутся в одной плоскости?
8. Кузнецу принесли 5 обрывков цепи по 3 кольца в каждом и заказали соединить их в одну. Он задумался над тем, сколько колец ему понадобится раскрыть для восстановления обрывков, а потом вновь заковать. Решил, что четыре. Нельзя ли выполнить эту работу, раскрыв и закрыв меньшее число колец?
9. Какое наибольшее число можно написать четырьмя единицами?
10. Сколько раз встретится цифра 9 в любом сочетании в ряду натуральных чисел от 1 до 100?

Верные ответы:

1. Мяч нужно бросить вверх.
2. Отношение возрастов мальчиков равно единице. Иными словами, они одногодки.
3. Наименьшее количество шариков, гарантирующее образование пары, – 3.
4. На прием трех таблеток уйдет 1 час.
5. Если два человека подошли с разных берегов реки, то переправу начнет тот, с чьей стороны лодка, а закончит тот, кто с другой стороны, – он и вернет ее на место.
6. Даму не задержали, потому что она – пешеход.
7. Три мухи всегда находятся в одной плоскости.
8. Нужно разжать три кольца одного из пяти обрывков.
9. Одиннадцать в одиннадцатой степени.
10. Девятнадцать раз.

Интерпретация результатов:

8–10 правильных ответов. Да вы просто настоящий генератор идей! Вами все восхищаются и завидуют: еще бы – даже в обыкновенной капле воды вы способны увидеть океан! Совет: если вы все еще простой служащий, займитесь, наконец-то, настоящей творческой работой. Поверьте, именно она приведет вас на вершину успеха.

5–7 правильных ответов. То, что вы – личность интересная, в этом сомневаться не приходится. Правда, порой вам требуется длительный отдых для восстановления творческих сил. Вдохновение, знаете ли, по заказу не приходит…

2–4 правильных ответа. Вот наконец-то нормальный здравомыслящий человек. Со здоровым чувством юмора и правильной ориентацией в пространстве. Он не тратит драгоценное время на выдумывание всякой ерунды, а, задумав удивить друзей, просто идет в магазин и покупает книгу с кучей полезных советов. Зачем заново велосипед изобретать? Лучше проявить оригинальность, пользуясь опытом оригинальных людей.

Меньше 2-х правильных ответов. Все по расписанию и все по правилам, да? Скучно вам жить, наверное, господин хороший. Зато ничего непредсказуемого в вашей личности нет – очень удобно для окружающих.

Тема: «Качества команды, о которой можно только мечтать»

Все преуспевающие команды имеют несколько характерных черт. Если вы сможете развивать эти качества в своей группе, то они помогут ей стать крепче, выполнить любую задачу. Члены команды:

  • Заботятся друг о друге. Нельзя сформировать группу единомышленников без крепкой взаимосвязи активистов. Иначе она никогда не станет достаточно сплоченной, чтобы добиться успеха.

  • Знают, что каждый из них важен. Главное, чтобы группа работала как единое целое. Любой активист должен четко усвоить, что он является необходимым для всех.

  • Поддерживают общение друг с другом. Участники чувствуют, что находятся в дружественном окружении. Открытое общение между товарищами по группе повышает продуктивность ее работы.

  • Растут вместе. Рост активистов дает развитие всей группе. Обучаться необходимо каждому участнику. Это важно для того, чтобы все по-прежнему были связаны между собой.

  • С уважением и доверием относятся друг к другу. Это позволяет начать работать как единое целое. Когда активисты хорошо знакомы, доверяют товарищам, тогда и начинает выявляться лицо команды.

  • Ставят свои интересы ниже интересов команды. Успех активистов будет приходить с успехом всей группы. Индивидуализм дает серебро, а взаимодействие – золото.

  • По отдельности играют особую роль. Участники берут на себя ответственность в соответствии с целями группы, собственным талантом и способностями. Когда какая-нибудь задача не выполняется, страдает вся команда. В этом случае необходимо регулировать распределение обязанностей.

Тема: «Согласование правил поведения»

Как любой группе, команде нужны правила игры. Они должны поощрять проявление интереса к решаемой задаче, поддерживать открытость участников, их вовлеченность в работу и, прежде всего, заинтересованность в успешном результате. Во всякой команде правила уникальны. Это могут быть нормы поведения на совещаниях. В работе над принятием правил необходимо поработать каждому. Они обсуждаются и принимаются всей командой.

«10 правил работы в команде»

Ведущий: «Для того чтобы команда была эффективной, советуем принять правила. Например:

– следовать намеченной цели;
– оказывать поддержку друг другу;
– проявлять высокую дисциплину;
– поддерживать в команде доброжелательные и доверительные отношения;
– критиковать по делу;
– быть пунктуальным;
– уважать мнение каждого участника;
– работать увлеченно, творчески, эффективно и с удовольствием;
– решать конфликтные ситуации;
– рационально распределять между собой роли.

Вам необходимо организовать дискуссию, целью которой будет выработка ряда основных правил работы в команде».

«Создание образа команды»

Ведущий объясняет, что необходимо создать образ желаемого будущего команды в противовес предсказываемому. То есть говорить не о том, что возможно, а о том, что хочется.

Ведущий: «Пусть надежды и мечты каждого выльются в яркие, позитивные образы, в которых и отразятся идеальные перспективы. Участники делятся на три группы, изображают на листах бумаги в виде картинок, карикатур, схем, списков и т.п. свою команду два года спустя. Все листы вывешиваются на доске. Группы представляют свои идеальные образы и отвечают на вопрос, благодаря кому или чему они станут такими».

Тема: «Корпоративная культура»

Корпоративная культура есть и будет одним из ключевых инструментов управления, дающих серьезное преимущество. Этот термин впервые применил немецкий фельдмаршал и военный теоретик Мольтке. Он использовал его, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде. А правила поведения (как писаные, так и неписаные) сложились внутри профессиональных сообществ еще в средневековых гильдиях, причем представители сообществ уже тогда имели внешние атрибуты: покрой и цвет одежды, аксессуары, тайные символы принадлежности, поведенческие знаки.

Можно привести немало примеров, как элементы корпоративной культуры по истечении лет, не видоизменившись, дошли до сегодняшних дней. Например, студенты Оксфордского и Кембриджского университетов уже не одно столетие носят галстуки определенных цветов.

Культура – это нормы поведения, ценности, обычаи, ритуалы и табу, принятые в команде. Сюда относится все, что принято называть системой взаимоотношений. Формированием корпоративной культуры следует заниматься размеренно и продуманно и лучше всего на начальном этапе создания команды, под непосредственным руководством куратора. Именно дальновидные руководители рассматривают ее как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать всех активистов на общие цели и ценностные установки, обеспечивать преданность делу, облегчать общение и достигать взаимопонимания.

Эти принципы и обязательства позволяют сплотиться. Они включают следующие компоненты:

  • все готовы выполнять свои обязанности;

  • брать на себя инициативу;

  • приспосабливаться к переменам;

  • принимать решения;

  • работать в команде;

  • быть «открытым» для информации, знаний или новостей о грядущих или актуальных проблемах;

  • доверять и быть достойным доверия.

Команда должна определить свою миссию, символы, ритуалы; формировать традиции.

«Личное дело команды»

Заполните таблицы 1 и 2.

Таблица 1

Личное дело команды (школа № _______)

Фамилия, имя

Должность, орган самоуправления

Класс

Дата рождения

Адрес, телефон

1

         

2

         

3

         

4

         

5

         

6

         

7

         

Таблица 2

Характерные черты

Название команды

Миссия (главная идея)

Девиз

Традиции

Ритуалы

Символика

           

Глава 3. Технологии управления

Тема: «Постановка цели команды»

Важным моментом является как можно более быстрое определение начальных целей работы – сложных, но реальных. Достигнув их, команда понимает, что идет по правильному пути и может перейти к решению задач потруднее. Главное, чтобы цели выходили за пределы возможностей обычной рабочей группы. При этом абсолютно нормально, что участники сталкиваются с локальными неудачами и совершают ошибки. Важнейший момент – у них должно быть достаточно честолюбия и внутренней убежденности в том, что они в состоянии сделать невозможное.

Определите цель и задачи своей деятельности.

Требования к цели:

– Цель должна быть реальная и достижимая.

– Управленческая цель предполагает развитие и совершенствование как всей системы ученического самоуправления, так и отдельных форм и методов.

Для достижения цели нужно решить задачи (микроцели).

Тема: «Постановка командной задачи»

В самом начале работы над задачей все участники должны убедиться в ее ценности и важности для деятельности коллектива. Активистам неплохо было бы знать, чего от них ожидают. Когда команда убеждена в своем решающем вкладе в общий успех, она уже из честолюбия стремится к преодолению серьезных трудностей для решения поставленных целей. Причем они должны быть сформулированы таким образом, чтобы было понятно, как должно выглядеть желаемое решение. С другой стороны, команде необходимо предоставить свободу действия, это поможет ей точнее и глубже воспринять проблему. Это означает, что участники вправе при необходимости подкорректировать задачу, уточнив и переформулировав ее.

«Определение миссии команды актива»

Ведущий: «Команде, особенно на начальной стадии работы важно знать суть командной задачи, в какой срок и какие результаты должны быть достигнуты. Для этого необходимо ответить на два вопроса: “Что мы делаем?” и “Для кого мы это делаем?” Каждый участник предлагает свой вариант ответов. Далее команда редактирует написанное, пока все не придут к окончательному согласию. Путем мозгового штурма на каждый вопрос отбираются по пять самых актуальных предложений.

Какие чувства вызывает у вас формулировка перспективных задач команды: гордость и радость за свое дело, неуверенность и неопределенность и т.д.?

Далее необходимо обсудить результаты и определить последовательность, сроки решения задач и ответственных за определенный этап деятельности.

Подводя итоги, ответьте на вопросы:

1. В чем состоит цель вашей команды?
2. Что является ее основной задачей?
3. Какая проблема стоит перед вами?
4. В чем заключается успешность вашей деятельности?
5. Что произойдет, если команда добьется успеха?
6. По каким признакам оценят успешную деятельность учащиеся, учителя?»

Тема: «Распределение ролей и обязанностей в команде»

С той же энергией, с какой команда решает поставленную перед ней задачу, нужно продумать подходящую стратегию. Работа должна быть выстроена так, чтобы каждый, в том числе и руководитель, выполнил свою часть поставленной задачи. Члены команд определяют, кто возьмет на себя решение тех или иных вопросов и в каких временных рамках допустимо действовать, какими навыками нужно овладеть каждому, как будут приниматься решения, кто с кем должен и начнет взаимодействовать, по каким критериям будет оцениваться участие каждого и как при необходимости его следует корректировать. Все эти вопросы должны быть обсуждены в процессе открытой и честной дискуссии.

В хороших командах любой участник способен выполнять роли в зависимости от ситуации. Каждому надо подмечать свои сильные и слабые стороны и понимать при этом, какие возможности и ограничения есть у остальных. Постоянно нужно обсуждать индивидуальный вклад в процесс развития команды.

Для эффективного взаимодействия необходимо распределение ролей.

Определите более точно, что это означает.

  • Во-первых, правильное выделение обязанностей, согласно выполняемым задачам.

  • Во-вторых, установление правил взаимодействия между ними.

  • В-третьих, расстановка активистов по ролям, которые им более всего подходят.

«Я в роли…»

Ведущий: «Я прошу вас встать в круг. Нас ждет серьезное упражнение. А сейчас – небольшая разминка, которая поможет нам его выполнить. Каждому следует придумать себе какую-нибудь роль. Это может быть любой неодушевленный предмет (чайник, фикус) или какое-то живое существо (слон, попугай, чиновник). Теперь надо на несколько секунд взять на себя его роль, представившись соседу справа. Нужно изобразить движение и звук.

Показываю: Юля, я – душ: «П-шшшш!» (из шланга-руки льется вода). Юля повторяет мою роль со словами: «Ну, если ты душ, п-шшш (повторяет мое движение и звук), тогда я – ручеек: "Буль-буль" (показывает своему соседу справа бегущий ручеек). И так далее. Давайте попробуем!»

В команде каждый выполняет определенную роль в соответствии с его интересами, возможностями, желаниями.

Можно провести тест «Типы ролей в команде» (он будет опубликован в одном из следующих номеров «УШ»), который поможет узнать потенциальные возможности и качества участников, необходимые в той или иной деятельности.

Поручения и должностные обязанности активист будет выполнять с удовольствием, если учитываются его интересы и желания. Для этого необходимо заполнить таблицу 3 с последующим обсуждением.

Таблица 3

Что я могу

Что я хочу

Чему бы хотел научиться

       

После распределения ролей, определите перечень должностных обязанностей активистов. Таблицу 4 можно заполнить в ходе обсуждения вопросов всей командой или разделить ее на группы (после обсуждения и заполнения таблицы каждая представляет свой вариант).

Таблица 4

Должность

Условия

Должностные обязанности

 

Что необходимо знать

 
     
     
 

Что необходимо уметь

 
     
     

Благодаря тому, что каждый участник берет на себя ответственность за результат всей группы, он получает право выражать личное мнение на всех этапах рабочего процесса, требовать, чтобы его выслушивали и относились к его словам со всей серьезностью. Осознание коллективной ответственности возникает постепенно в ходе становления команды. Когда все справляются с основной задачей и достигают поставленных целей, оно усиливается и растет по мере того, как команда переживает успех. Совместно пережитые неудачи и преодоленные трудности, без сомнения, усиливают это чувство.

Тема: «Стратегия деятельности команды актива»

Если команда прошла стадию командообразования, определила цели, задачи, роли и должностные обязанности, следующим этапом будет определение стратегии. Для этого необходимо разработать алгоритм действий.

Он может быть примерно таким:

– Изучаем потребности (предложения) учащихся школы через анкетирование, опрос. Обрабатываем результаты.
– Планируем работу актива.
– Проводим собрание актива, корректируем план.
– Организуем и проводим ученическую конференцию.
– Утверждаем план, обсуждаем проблемы самоуправления учащихся в школе, принимаем решения.
– Участвуем в работе педагогического совета по определенным вопросам.
– Участвуем в общешкольном собрании с вопросами активизации ученического самоуправления.
– Разрабатываем локальные акты, документы (положение об активе школы, класса, кодексы, памятки и т.д.)
– Устанавливаем связи с общественностью (СМИ, учреждения дополнительного образования, общественные организации и т.д.).
– Реализуем план работы: проекты, переговоры, совещания.

Для составления этого алгоритма можно разделить команду на несколько рабочих групп. Каждой из них дать задание составить свой вариант. Провести презентацию. Обсудить предложенные мероприятия. Определить единый образ действий, уточнить сроки.

Тема: «Планирование работы команды актива»

  • Правильно поставленная цель формулирует план.

  • План приводит к действию.

  • Действие достигает результата.

  • Результат приносит успех.

План – намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения, необходимых ресурсов и ответственных лиц. Прежде чем планировать какие-либо действия, активу необходимо изучить потребности учащихся, связанные с жизнью и деятельностью в вашей школе. Организуйте с активом анкетирование, обработайте результаты. Перечень вопросов может быть примерно таким, как в таблице 5.

Таблица 5

Вопрос

Ответ

1

Что тебе нравится в нашей школе?

 

2

Что бы ты хотел(а) изменить?

 

3

Какие дела, мероприятия, проводимые в прошлом году, тебе понравились?

 

4

Какие бы мероприятия ты организовал(а) сам(а)?

 

5

Что бы ты мог (могла) предложить провести в этом году?

 

6

Какие дополнительные органы самоуправления можно организовать в нашей школе?

 

7

Какие вопросы ты мог (могла) бы предложить на обсуждение ученической конференции?

 

8

Есть ли такие проблемы, которые необходимо обсудить на педагогическом совете? Какие?

 

9

Если бы у тебя была возможность, какой вопрос ты бы задал(а) директору своей школы?

 

10

Что бы ты пожелал(а) активу ученического самоуправления: а) школы; б) класса?

 

Внесите в план перечень мероприятий, определите сроки их выполнения и ответственных. Ежемесячно проверяйте, как успешно он действует (таблица 6).

Таблица 6

Примерный план работы актива

Наименование мероприятий

Сроки

Ответственные

Примечания

1

Участие в конференции образовательного учреждения. Перечисляются вопросы

     

2

Проведение ученической конференции. Указываются темы

     

3

Участие в педагогическом совете. Перечисляются проблемы

     

4

Работа конфликтной комиссии. Называется список мероприятий

     

5

Работа с активами классов

     

6

Работа органов ученического самоуправления по  направлениям деятельности

     

Тема: «Технология проведения собрания»

Общее собрание коллектива укрепляет демократический уклад. В условиях школы, создающей действующую модель демократического общества, важно обеспечить возможность каждому ощущать свою причастность к решению общих вопросов, к соблюдению и защите прав человека. Существует как минимум три варианта коллектива:

– общее собрание всех членов школьного коллектива, начиная с 6–7-го класса,

– конференция представителей классных коллективов,

– школьный парламент (совет школы), избираемый путем прямого и равного голосования.

При выборе важно учитывать условия образовательного учреждения, его традиции и особенности, но главное – обеспечить возможность каждому почувствовать свою причастность.

Определяя функции высшего органа, надо избегать передачи ему текущих дел. Очевидно, что собирать его часто в большой школе нецелесообразно, поэтому с его помощью стоит решать самые важные вопросы общей жизни.

По каждому поднятому вопросу сразу же принимается решение большинством голосов. Направленность общего собрания коллектива как высшего органа может быть следующая:

1. Регулярные ежедневные, еженедельные, ежемесячные сборы по обсуждению итогов прошедшего периода (что было хорошего или наоборот не понравилось, что можно сделать лучше).
2. Сборы по рассмотрению одной из проблем, актуальной для всех (каким образом бороться с вандализмом, на что израсходовать денежные средства, как готовить и проводить защиту итоговых творческих работ, что можно сделать для жителей своего микрорайона и т.п.). По каждому поднятому вопросу здесь же принимается решение большинством голосов.
3. Собрания по обсуждению проекта важных документов (устава ОУ, изменений в конституцию школы, нового школьного закона и др.).
4. Общий сбор по просьбе одного из членов коллектива образовательного учреждения (жалоба, нарушение законных прав и свобод).

Естественно, что в зависимости от направленности процедура подготовки и проведения будет различной. В одних случаях требуются тщательные приготовления (например, проекта изменений в основной закон или обсуждения актуальной проблемы), в других (при подведении итогов или анализе конфликтной ситуации) этого делать не нужно.

В начале собрания следует не только коротко и понятно изложить информацию по обсуждаемому вопросу, но и сделать ее проблемной. Например, предложить два-три противоположных взгляда на ее решение, пару взаимоисключающих мнений, привести данные предварительного анкетирования членов коллектива. Это побуждает каждого отнестись к одному из вариантов или высказать свой.

Собрания являются весьма ответственной частью коллективной работы. А умение провести их с максимальной пользой считается ценным качеством лидера.

Прежде чем проводить собрание, разработайте с активом алгоритм действий, придерживаясь следующей схемы:

– Обсудите повестку дня.

– Определите цели.

– Позвольте каждому из участников высказать свое мнение.

– Подытожьте и запишите решения, выработанные в ходе собрания.

– Подведите итоги по каждому пункту плана, согласуйте дальнейшие действия, ответственных и срок исполнения.

– В течение суток обнародуйте результаты.

Помните, что короткие собрания и четкие краткие списки необходимых мер и ответственных за их выполнение помогут вам удержать в памяти все необходимое.

Составьте план, образец которого представлен в таблице 7.

Таблица 7

План действий по итогам собрания

Что сделать

Кто ответственный

Когда

Примечания

1

       

2

       

3

       

4

       

5

       

«Типичные ошибки проведения собраний»

Команда делится на 3 группы.

Ведущий: «Учитывая алгоритм, вам предстоит определить причины, по которым собрание может быть бесполезным и неудачным. На это вам отводится 10 минут. Затем каждая команда представляет свой вариант типичных ошибок».

После этого ведущий дополняет перечень:

  • Отсутствие ясно выраженной цели (за исключением, может быть, того, что «сегодня среда, а собрания мы проводим именно по этим дням»).

  • Озвучена конкретная цель, но по истечении получаса вам кажется, что вы не туда попали.

  • Собрание не начинается в назначенный час, так как все те, кто пришел вовремя, ждут одного–двух человек.

  • Плана собрания не существует, а если он есть и его озвучили, все равно говорят о совсем других проблемах.

  • Председательствующий дает слово только одному–двум присутствующим (они злоупотребляют этим положением даже тогда, когда нечего сказать).

  • Вопрос, которого вы ожидали, откладывается «на потом», поскольку все отпущенное время уже потрачено на обсуждение менее важных пунктов.

  • Несмотря на то что времени осталось только на подведение итогов, несколько человек подкидывают важные вопросы, заслуживающие проведения отдельного собрания.

Тема: «Как научиться принимать решения»

Чтобы разобраться с проблемой, необходимо принять решение. Насколько вы готовы к этому? Важно получить ответы на следующие вопросы: что делать? как делать? что для этого необходимо? кому поручить работу? что это дает?

Алгоритм принятия решения:

  • Определение проблемы.

  • Прояснение ситуации.

  • Формулирование и заслушивание вариантов.

  • Принятие решения.

  • Назначение ответственных за выполнение.

  • Доведение решений до коллектива образовательного учреждения.

  • Выполнение.

  • Контроль за исполнением.

  • Получение информации о ходе выполнения.

  • Ее анализ.

  • Оценка деятельности.

«Необитаемый остров»*

Упражнение моделирует групповую дискуссию, развивает навык принятия командных решений.

Ведущий зачитывает описание ситуации: «Ваша группа летела на ковре-самолете и случайно попала неизвестно куда. Оказалось, что это необитаемый остров с обрывистыми скалистыми берегами и узкой полоской земли внизу, на побережье. Он представляет собой высоко поднятое над морем плато, на котором есть деревья, животные, пресная вода, то есть условия для жизни. На побережье нет ничего. Поэтому на острове можно просуществовать лишь несколько дней.

Исследуя местность, вы обнаруживаете в скале пещеру, и от случайно произнесенных слов, которых никто не запомнил, она неожиданно открылась. В ней есть любые предметы. Каждый из вас может взять лишь 10 из них. Советоваться с остальными нельзя. Поделиться, обменяться с другими участниками потом тоже запрещено.

Составьте список тех предметов, которые вы хотели бы взять из пещеры. Время – 7–8 минут».

Далее следует дополнительное условие: «У каждого из вас есть по 10 предметов, однако ситуация такова, что вся группа может унести из пещеры только 10 из них. В течение 20-ти минут вы должны посоветоваться между собой и составить единый общегрупповой список».

При анализе упражнения группа обсуждает следующие вопросы:

– Удалось ли участникам договориться? Если нет, то почему?

– Какие формы взаимодействия способствовали достижению результата, а какие препятствовали?

– Был ли в дискуссии лидер? Назначили его сознательно или он проявил себя сам?

В процессе обсуждения можно выйти на алгоритм принятия решения:

Постановка (выявление) проблемы.

Прояснение ситуации.

Формулирование и заслушивание вариантов.

Обсуждение последствий каждого из них.

Принятие единого решения.

Упражнение можно продолжить, усложнив задачу – список предметов сокращается до пяти наименований, время на обдумывание – 10 минут.

Решение может быть выработано методом мозгового штурма.

Приведем 8 правил для его участников:

1. Все садятся за общий стол лицом друг к другу.
2. Запрещены споры, критика и какие-либо оценки того, что говорится.
3. Время выступления одного человека 1–2 минуты.
4. Высказываются любые идеи, вплоть до утопических, «бредовых».
5. Количество идей важнее их качества.
6. Обсуждается и оценивается каждое предложение.
7. Соображения, обсуждение которых требует много времени, лучше повторно рассмотреть позже.
8. Выступать можно много раз, но нельзя одному человеку говорить долго.

«Спасение медведя»

Упражнение дает участникам возможность потренировать навыки командной работы в режиме мозгового штурма; отработать взаимодействие на разных его этапах; «примерить» на себя те или иные роли.

Группа размещается вокруг большого стола.

Ведущий в форме экспресс-лекции напоминает участникам о распределении обязанностей, этапы и правила мозгового штурма.

Далее он описывает ситуацию и обозначает проблему, которую надо разрешить: «Некоему зоопарку требовался медведь. Зверя отловили в сибирских лесах. Посадили в просторную клетку и водным путем, сначала по реке, потом по Северному морскому пути и каналам, доставили к месту назначения. В силу объективных причин путешествие заняло несколько месяцев. К прибытию медведя в зоопарке была подготовлена новая, тщательно оборудованная, обширная территория.

Однако за время путешествия животное так привыкло к своей клетке, что, когда она была поставлена в этот новый вольер, оно не захотело ее покидать. Дальнейшее пребывание медведя в тесноте грозило ему гиподинамией, ожирением и т.д. Поэтому срочно была созвана группа экспертов для разрешения проблемы».

Команда получает инструкцию: «Вы – те самые эксперты. В течение 20-ти минут, обсудив ситуацию, необходимо разработать программу действий для сотрудников зоопарка. По итогам ее реализации медведь должен добровольно, без психических травм, покинуть клетку и начать осваивать территорию вольера».

Через 20 минут группе предлагают огласить свои предложения.

После окончания упражнения обсуждаются следующие вопросы:

– Удалось ли выполнить инструкцию и четко держать роли?

– У кого не получилось и почему?

– Что самое сложное в использовании техники мозгового штурма?

– Имели ли место непродуктивные потери времени? На каком этапе? По каким причинам?

– Какие основные ошибки были допущены?

Можно проводить упражнение в соревновательном ключе, разделив группу на две команды.

_________

*Браткин А.Л., Скоробогатова И.А. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. – М., 2006.

Продолжение читайте в следующем номере.

Рейтинг@Mail.ru