Я хотела бы поднять проблему
формирования профессиональной готовности
студентов педвуза и остановиться на такой форме,
как Неделя педагогики.
Развивать субъектность школьников и
выстраивать их отношение к выбору
индивидуальной жизненной стратегии может только
педагог, который обладает необходимыми для этого
качествами – креативностью, готовностью к
толерантности, поликультурному диалогу,
желанием разобраться в себе самом…
Что мы наблюдаем на практике? К
сожалению, сейчас у нас идет поколение студентов,
которое не всегда выходит на уровень осознанного
отношения к выбору педагогической профессии,
есть элементарная неграмотность, достаточно
низкий уровень познавательной активности.
Еще отмечу проблему сниженной
потребности получать теоретические знания.
Более того, иногда создается впечатление, что и
учителя со стажем не всегда оценивают пользу
теории. Как-то был организован круглый стол, где
собрались заместители директоров по
воспитательной работе. И когда мы спросили,
какова, на их взгляд, роль теоретических знаний,
то один из присутствующих удивился: «Ну, какая?
Конечно, никакая. Мы же практики». А ведь теория,
как известно, обладает особой, разъяснительной
силой. Это нужно понимать.
Обозначенные проблемы явились поводом
провести Неделю педагогики. Главной задачей
стало – создать атмосферу коллективного
«заражения», того «просаливания», чему много
внимания уделяется в системе развивающего
обучения. Важно было увлечь студентов и побудить
их к осмыслению собственной позиции – пусть
пока еще формирующейся. Нам хотелось развивать
необходимое для современных педагогов
качество – рефлексивность сознания, чтобы
наши студенты учились отдавать себе отчет и
выстраивали новые профессиональные задачи
роста.
Когда мы спросили
заместителей директоров, какова, на их взгляд,
роль теоретических знаний, то один из
присутствующих удивился: «Ну, какая? Конечно,
никакая. Мы же практики».
|
Подобная форма работы со
студентами достаточно распространенная. Однако
мы пытались внести в нее что-то свое. Прежде всего
начали с конкурса на выбор символичного названия
Недели, и в результате она прошла под именем
«Педагогика + я», потому что, лишь имея
субъектную, профессиональную позицию, педагог
сможет стать результативным в общении с детьми,
будет генерировать идеи, а не останется
ведомым – в школах я не раз наблюдала случаи
«зависимого» профессионального мышления у
учителей (особенно в начальных классах).
Первый день был посвящен
представлению команд. Здесь все принималось во
внимание – вплоть до мелочей. Название
команды, ее девиз, символика, внешняя форма
презентации создали нужный эмоциональный заряд.
В этом плане уже начальный этап Недели дал
результат: в полном актовом зале возникло то
коллективное «заражение», о котором я говорила.
Оно толкает к открытию новых истин, может быть,
даже в простых вещах.
В этот же день проходила защита
творческого проекта в виде компьютерной
презентации либо фильма. Ребята увидели работы
своих товарищей. Одни воспользовались
результатами практики, а кто-то просто
транслировал идею «Педагогика+я» так, как он
видит ее, начиная прямо с учебника педагогики.
Среди презентаций встречались очень интересные
находки.
Во второй день открылись
педагогические мастерские. В частности, моя
коллега провела социопсихологическую игру
«Родители и дети». А я организовала практикум по
работе с родителями. Тему выбрала неслучайно.
Неоднократно приходится сталкиваться с фактом
профессиональной беспомощности
учителей-практиков при организации
взаимодействия с семьями. Часто они ссылаются на
то, что родители сейчас не такие, как раньше.
На третий день нашим гостем стала
учительница начальных классов одной из
столичных школ – лауреат премии Президента,
по-настоящему увлеченный человек. Студентам было
очень интересно выйти на взаимодействие с
практиком. Она устроила великолепную
компьютерную презентацию, после чего ей
адресовались самые разные вопросы. Получился
живой, энергичный диалог.
Четвертый день задумали днем
проведения конкурса педагогического мастерства.
Это традиционная составляющая Недели.
Фото Е.Крылова
В заключение прошел фестиваль
народной педагогики, и затем мы подвели итоги.
Каждый день завершался рефлексией по
поводу того, что было организовано.
Так как я являлась организатором
данной Недели, то могу сказать, что, без сомнения,
необходимо выделить роль организационно-подготовительного
этапа, который определяет успешность всей
последующей работы. За месяц до запланированного
мероприятия начались встречи со студентами, где,
по сути, была воспроизведена методика
коллективной творческой деятельности.
Второй этап – содержательно-технологический.
Третий – аналитический, когда
через проведение анкетирования изучалась
результативность всей Недели.
Безусловно, побуждать студентов
приходится только через моделирование ситуации
выбора. Невозможно сказать: «Вы обязаны!» (хотя
такие приемы в стенах вузов, надо признать, не
редкость).
Если Неделя педагогики станет традиционной, то,
мне кажется, мы непременно повысим уровень
осознанного отношения будущих учителей к своей
деятельности. Наше мероприятие было заявлено как
Неделя повышения профессиональной мотивации.
Такая форма действительно способствует
достижению этой немаловажной цели, потому что от
мотивационной включенности студента зависит его
рост в профессии и реализация многих идей на
практике.
____________________
* Подготовлено по
выступлению на научно-практической конференции
«Научный поиск в воспитании: парадигмы,
стратегии, практика».
|