Создавая образовательную среду школы,
нам хотелось включить книгу в разные сферы жизни
ребят. И это удалось! В качестве примера
расскажем о том, как в одном из классов начальной
школы, на кабинете которого красуется надпись
«Изумрудный город», родилась воспитательная
система, построенная на основе этого
литературного произведения.
Воспитательная система – это
«способ организации жизнедеятельности и
воспитания членов классного сообщества,
представляющий собой целостную и упорядоченную
совокупность взаимодействующих компонентов и
способствующих развитию личности и коллектива».3
«Волшебник изумрудного города»
А.М. Волкова – сказка, ставшая основой
жизнедеятельности учащихся. Ее персонажи, их
поступки и дела во взаимодействии с
разнообразными видами деятельности, творчеством
и педагогическим мастерством учителя помогают
ребятам в освоении нравственных ценностей, новых
социальных ролей.
Цель нашей воспитательной
системы – на основе создания атмосферы
комфортности, защищенности и творческого
содружества в совместной деятельности
содействовать проявлению и развитию
способностей детей.
Ее задачи:
Развивать личность каждого ребенка и
его познавательную активность.
Формировать в классе благоприятную
среду для развития учащихся и их личностных
достижений.
Создавать необходимые условия для
проявления творческой индивидуальности каждого
ребенка.
Способствовать формированию основ
культуры общения и построения межличностных
отношений.
Осуществлять коррекцию поведения и
развития детей.
Наша задача – помочь детям
научиться ценить себя. Когда человек успешен, он
переносит это чувство на взаимоотношения с
окружающими.
Воспитательная система «Изумрудный
город» основывается на таких ключевых
понятиях, как: педагогика успеха, традиции,
дом, социализация, Санкт-Петербург,
индивидуальность, доброта, творчество,
активность, коллектив. Но одной из главных
составляющих является чтение как феномен
цивилизации, на протяжении веков находящийся в
центре внимания науки и культуры.
Личностно ориентированная
коллективная творческая деятельность (ЛО КТД),
направленная на помощь в развитии каждого
ученика, как системообразующий фактор
основывается на «трех китах»:
отношения (воспитатели и
воспитанники действуют как старшие и младшие
товарищи);
организация (самоуправление –
коллективная организация жизни);
деятельность (коллективная и
творческая).
Ее основные направления следующие:
познавательное (интеллектуальное);
гражданско-патриотическое;
ценностно-нравственное;
коммуникативное;
художественно-эстетическое.
Основу составляет годовой круг
традиционных дел, объединенных тематическими
программами. Каждая из них не существует
отдельно, а связана с остальными посредством
интеграции.
Направления воспитательной системы
«Изумрудный город» – это «заветные желания»
каждого из героев книги, исполнения которых они
добились сами, без помощи волшебства, благодаря
дружбе:
Страшила –
познавательно-интеллектуальное;
Элли – гражданско-патриотическое;
Лев – художественно-эстетическое;
Тотошка – коммуникативное;
Дровосек –
ценностно-нравственное.
Все они реализуются силами класса в
рамках общешкольного проекта «Хорошее время
читать», целевых программ «Ученик –
исследователь» и «Толерантность», театральной
студии «Юные артисты», а также – клуба
семейного чтения. Кроме того, некоторые проекты
осуществляются только в нашем коллективе:
образовательная программа «Зоопарк», история
города (кружок и содружество с центром детских
экскурсий), цикл тематических классных часов и
родительских собраний.
У «Изумрудного города» есть свой герб,
придуманный и нарисованный самими учениками,
гимн – «Песенка друзей» И.Ефремова и
И.Токмаковой, «городское» самоуправление,
состоящее из совета командиров, избираемого на
небольшой срок (1–2 недели). Главный решающий
орган управления – общий сбор, на который, при
необходимости, приглашается Совет
старейшин – родители.
Жителями «Изумрудного города»
являются не только 24 ученика и их классный
руководитель, но также мамы и папы, принимающие
непосредственное участие в жизни класса и школы.
Мы убеждены, что огромное влияние на
формирование читательских интересов ребенка
оказывает семья, поэтому и старались сделать
родителей активными участниками проекта,
вовлечь их в решение проблемы поддержки чтения.
И, к нашей радости, получили содействие с их
стороны.
Главное условие успеха –
добровольность и взаимная заинтересованность.
Очень важно не только довести до сознания
родителей значимость проблемы детского чтения, но
и привлекать их к совместным действиям по ее
решению.
В «Изумрудном городе» организован
клуб семейного чтения. Он преследует следующие цели:
Привлечение родителей к активной
поддержке детского чтения.
Поиск и использование новых активных
форм мотивации чтения школьников.
Воспитание у детей любви к чтению.
Задачи:
Педагогическое просвещение
родителей по проблемам чтения.
Развитие культуры чтения у детей и их
родителей.
Совершенствование навыков чтения
детей.
В процессе работы клуба родители:
Учатся простым и действенным
педагогическим способам привлечения своего
ребенка к чтению.
Открывают для себя новые
воспитательные возможности детской литературы.
Получают удовольствие от творческого
взаимодействия со своим ребенком в совместных
мероприятиях.
Содержание и формы работы клуба самые
разнообразные, что позволяет учесть возможности
и потребности всех участников. Это организация и
проведение массовых мероприятий, родительских
собраний, открытых заседаний, постановки
спектаклей, дней отдыха детей и родителей,
конкурсов, встреч, вечеров, привлечение к
сотрудничеству других организаций.
Постановка творческих спектаклей –
одна из традиций клуба. Работа над ними проходит
в несколько этапов: выбор произведения,
совместное чтение родителями и детьми, домашнее
обсуждение, написание сценария, распределение
ролей, подготовка костюмов и декораций,
репетиции, выступления на общем заседании клуба,
перед другими классами, школой.
Подобная деятельность, связанная не
только общим делом, но и заинтересованностью
одним произведением, позволяет ребенку увидеть
близкого ему человека увлеченным чтением.
Ценностно-смысловое ядро
воспитательной системы состоит из двух
равноправных частей: человек и коллектив.
Результат, который можно увидеть на примере
нашей работы, выглядит следующим образом.
Относительно человека:
воспитание культурной, творческой,
активной, позитивно относящейся к окружающему
миру личности, ценящей других людей, уважающей их
мнение;
умение работать над собой,
самокритично, адекватно оценивать свои
способности и возможности.
Что касается коллектива, то нам
удалось:
сплотить единомышленников,
представляющих собой дружную семью, имеющую
традиции, ценящую и развивающую их;
создать коллектив, основанный на
доверии, уважении и взаимопомощи, в котором дети
и родители являлись бы единым целым;
в каждом развить творческие
способности и индивидуальность;
создать условия для развития и
поддержки творческих устремлений и проявлений
самовыражения;
Воспитательная система – это
взаимосвязь всех компонентов учебной и
внеучебной работы, субъектов воспитательного
процесса, образовательного учреждения и
окружающей среды. И книга может стать добрым
другом, помощником, советчиком для каждого
ребенка, частью его повседневной жизни в школе и
дома, тем связующим звеном, которое объединит
учителя, родителей и учеников.
_____________
1 Подробнее об
этом см. «Управление школой» № 1/2009.
2 Чтение детей и
взрослых в меняющемся мире: сборник статей и
учебно-методических материалов к международной
конференции / редакторы-сост.: Т.Г. Браже,
Т.Г. Галактионова, Т.И. Полякова. – СПб:
СПбАППО, 2007.
3 Воспитательная
система класса: теория и практика. Методические
рекомендации / под ред. Е.Н. Степанова. –
М.: ТЦ Сфера, 2005.
|