Будет что
вспомнить?
Иногда в нашем Издательском доме
«Первое сентября», отвлекаясь от работы (за
обедом, просто беседуя в коридоре или, скажем,
отмечая какой-либо праздник), мы вспоминаем, как
сами учились в школе. Не с профессиональной точки
зрения, а с обычной, человеческой. И знаете, что
выясняется? Независимо от того, кто в какой школе
учился – обычной ли, физико-математической,
специальной с английским языком и т.д., – помним
мы только тех учителей, кто так или иначе
выделялся среди своих коллег, был личностью,
человеком, умеющим заинтересовать, удивить, а
может, и поразить наше детское воображение.
Оказалось, что не вспоминаются равнодушные лица
педагогов, пересказывавших день за днем учебник
и скучным голосом дававших задания на дом. В
памяти всплывает особый речевой стиль, голос и
манера поведения учителя, притягивавшие прийти
на факультатив после уроков. Это мог быть
педагог, который обустраивал свой класс,
развешивая на стенах многочисленные
схемы-графики, таблицы-формулы так, что, куда ни
глянь, обнаружишь не голую, покрашенную унылой,
блеклой краской стену, а пеструю, веселую,
расцвеченную всеми цветами радуги выставку. Или
же это могла быть молодая учительница русского
языка и литературы, вчерашняя выпускница
института, которая на каждом уроке находила
время, чтобы рассказать о новом номере толстого
журнала, напечатанном в нем произведении и
предложить нам отыскать этот журнал и прочитать
его. А на переменах она, вместо того чтобы сидеть
в учительской, общалась с детьми, обсуждая самые
разные, подчас и вовсе бытовые вопросы.
Я тоже помню учителей, чьи предметы никак не
относились к числу моих любимых. Скажем, учитель
по алгебре и геометрии Михаил Львович Галицкий
удивлял своим мягким юмором, без которого не
обходился ни один урок, своей интеллигентной и
уважительной манерой общения (это в советской-то
школе!), бесконечным терпением, с которым он в
сотый раз рассказывал нам с подругой про
логарифмы и тригонометрические функции. А улыбки
и серьезность, неиссякаемые шутки и
настойчивость, умение одним строгим, но добрым
взглядом подчинить себе внимание всего класса
всегда подкупали на уроках физики у Елены
Петровны Хайловой.
Не знаю, трудятся ли сейчас эти педагоги в школах,
учат ли по-прежнему детей. Но я знаю, что моих
одноклассников именно они научили не просто
своему предмету. Они учили нас раскованности,
доброте, умению быть отзывчивыми, терпеливыми и
настойчивыми. Учили становиться личностью. Учили
каждый день, стоя у доски, своим собственным
примером.
…Наверное, это все банальные вещи, давно и хорошо
всем известные. Не менее известно и то, что
учителя-личность отыскать нынче в школе нелегко
– сегодняшняя зарплата и отношение к учителю в
обществе объясняют многое. (Какие тут шутки да
терпение, когда денег не платят!) Только что же
будут вспоминать потом в своих офисах
сегодняшние дети?
Яна САРТАН
- Яна САРТАН. Будет что
вспомнить?
- Образовательные реформы
- Позиция
- Инновации
- "Директор создает нам все
условия". Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА
- Коллеги
- Противостояние "черным
ножницам". Подготовила Инна АЛЕЙНИКОВА
- Не вставая с дивана. По
материалам информационного бюллетеня Microsoft
"Использование информационных технологий в
школьном образовании"
- Юридический практикум.
Рубрику ведет Сергей ХМЕЛЬКОВ
- Отпуск для совместителей
- Заработная плата
- Консультация
- Коллективный договор: ваша
правовая лаборатория. Подготовила Овена ЖИЛИНА
- Кадры
- "Учителя надо
заинтересовать". С Евгением КАРПОВЫМ
беседовала Яна САРТАН
- События
- Секреты общения
- Сергей СТЕПАНОВ. Давайте
говорить друг другу комплименты
- Психолог в школе
- Марина БИТЯНОВА. С чего
начинается школьный психолог?
- Любовь ПЛАХОВА. Курс молодого
директора. Часть 2. Продолжение. Начало см. N 2-9,
13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 23, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 42, 43/04
|