Не мешает ли борьба учить детей?..
Последние 12 лет, что прошли с
принятия самого либерального в мире Закона «Об
образовании», стали временем, когда именно
директор школы – он же по традиции глава
педсовета – мог принимать ответственные решения
и в связи с этим возросла роль педагогических
советов. Поскольку от их решений зависело многое:
напряженность и эффективность педагогического
процесса, смыслы образовательной политики (у
школы появилась образовательная политика!!),
целесообразность и разумность управленческих
шагов в безграничном море образовательного
либерализма, благосостояние сотрудников школы и
развитие ее материальной базы. У директора
появился шанс перестать осознавать себя ротным
командиром, выполняющим волю неизвестных штабов,
– появились варианты и альтернативы.
Следовательно, мы все чаще стали попадать в
ситуацию ответственного выбора и принятия
решений. Мы стали реальными субъектами права,
хозяйствования и образовательной политики. Наша
лексика обогатилась такими словами, как
менеджмент, самобаланс, оперативное управление,
учредительство, субсидиарная ответственность,
арендные отношения, конкурентные преимущества,
софинансирование и др.
Мы стали участниками рынка и борьбы за
клиента. Как бы это ни резало наш тонкий
педагогический слух и подвижническое
просвещенчество, но сегодня семья, имеющая детей,
– наш клиент, а школа – место, в которое этот
клиент обращается за услугой. И если эта услуга
его не удовлетворяет, он пойдет как минимум в
другую школу. Ибо школа давно утратила монополию
на информацию, и хождение в школу давно уже не
является обязательным условием получения
образования.
Мы боремся. Мы все время боремся за полноту
бюджетного финансирования, достойную зарплату
для учителя, финансовую самостоятельность и
содержательную свободу, надтарифные фонды и
информационные ресурсы…
Мы выживаем и учим детей. Мы это делаем в
условиях Бюджетного кодекса и казначейства,
Налогового кодекса и Закона о правах
потребителя, в условиях либеральной Думы и не
очень либеральной, в условиях требований
МЧС, пожарных, санитарных служб, прокуратур и
милиции, региональных и муниципальных
парламентов, умных и не очень глав администраций,
журналистских расследований,
административно-технических инспекций,
аттестаций и лицензирования, ЕГЭ и без него…
Хотелось бы перефразировать замечательные
слова В.В. Давыдова: несмотря на все их усилия, мы
все-таки учим детей.
Мы полны решимости и оптимизма. Какими бы ни
были поправки к нашим законам, что бы ни
происходило в «верхах» или «низах», сколько бы ни
стоил баррель нефти и что бы ни происходило с
акциями Газпрома, 1 сентября, нарядные и вымытые
до скрипа, с цветами и фотоаппаратами, в
сопровождении волнующихся пап и мам, с трепетным
ожиданием чуда и высоким доверием, они приходят к
нам, наши дети, и мы начинаем новый учебный год.
Ефим Рачевский,
директор Центра образования № 548 «Царицыно»
- Ефим РАЧЕВСКИЙ. Не мешает ли борьба учить
детей?
- Мнение
- Технологии
- События
- Столичные перспективы. По материалам сайта www.neweducation.ru
- Яна САРТАН. Культура здоровья и валдайские
колокольчики
- Юридический практикум. Ведет Сергей
ХМЕЛЬКОВ
- Оплата труда
- Аттестация
- Ответственность
- Поиск
- Документы
- Профессиональная ориентация школьников в
условиях предпрофильной подготовки и
профильного обучения
- Секреты общения
- Сергей СТЕПАНОВ. Вектор вашей активности
- Свободное образование
- Ольга ЛЕОНТЬЕВА. Школа, в которой взрослые
доверяют детям
- Любовь ПЛАХОВА. Курс молодого директора.
Продолжение. Начало см. N 2-9, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 23,
33/04
- Календарь событий
|