Новая философия учительства
Непривычное для русского уха
слово «фасилитатор»* проникает в
образовательную среду. И все чаще слышно оно в
разговорах о предпрофильной и профильной
подготовке школьников. «Круглый стол» «Школа и
общество: востребованность профессионализма»,
состоявшийся в рамках Пятого Всероссийского
августовского интернет-педсовета, не стал
исключением. Здесь обсуждали не только проблему
повышения квалификации и статуса российского
учителя, но и много говорили о том, как школа
может и должна помогать учащимся в выборе
профессии. То есть о том, может ли школа, и в
первую очередь учитель, стать для ребенка
фасилитатором, помощником в его
профессиональном самоопределении.
Свою позицию в этом вопросе четко и ясно
обозначила профессор, заведующая Центром
социально-профессионального самоопределения
ИСМО РАО Светлана ЧИСТЯКОВА.
Задача, которую школа должна
решать в рамках предпрофильной и профильной
подготовки, состоит в том, чтобы к окончанию
школы ребята представляли себе не просто спектр
существующих профессий, но и свои возможности в
этих профессиях, видели свое будущее в том или
ином виде деятельности. Иными словами, школа
должна озаботиться проблемой самоопределения
ребенка. Эта проблема педагогически бесспорна. В
то же время она и социальная, и психологическая, и
социологическая, и философская. Решить ее за
два-три урока на обществознании, литературе или
истории, разумеется, невозможно. Потому что
самоопределение – сложная личностная
характеристика, включающая в себя
самонаправленность и самооценку. Другая важная
составляющая самоопределения – это способность
принимать решения в любых жизненных ситуациях.
Однако сегодня ни в одном документе, ни в
стандартах нет ни слова о самоопределении. Нигде
и никто не говорит о том, какая это важная
проблема и как нужно ею заниматься. И самое
главное, нигде в практике проблема
самоопределения не находит практического
решения.
Раньше школа ограничивалась
двумя-тремя походами за год на какой-либо завод
или фабрику, хотя это, конечно, не решало проблемы
самоопределения. Сегодня практически нет и
этого. А ведь если мы не станем заниматься этой
проблемой серьезно, не будем постоянно помнить о
профориентации и самоопределении, то наши
выпускники по-прежнему не будут пользоваться
спросом на рынке труда.
Ситуация, конечно, непростая. И даже
если обратиться к результатам эксперимента по
предпрофильной подготовке, в котором я
участвовала, замечу, что в случае смены школой
предметно-центрического подхода на личностно
ориентированный, практико-ориентированный,
ценностно-смысловой самоопределение у подростка
все равно не сформируется. Мы можем сколько
угодно говорить, что наш ученик должен овладеть
такими-то и такими-то ключевыми компетенциями, но
этим не научим его принимать адекватное в
личностном, социальном плане важное решение.
Одних компетенций недостаточно.
Школа должна сегодня быстро
подключаться к этой проблеме. И в первую очередь
должен подключиться учитель, изменив прежде
всего свою социальную позицию. Он должен
перестать быть только предметником. Педагог
должен не только «сменить костюм», но
превратиться в фасилитатора, т.е. человека,
обращенного к запросу ребенка, к его
потребностям, индивидуальным и личностным
особенностям. Учителю необходимо сейчас
работать исключительно в рамках педагогики
сотрудничества, соучастия, партнерства. Чему, к
сожалению, практически не учат педагогические
вузы. А между тем, как показывает
экспериментальная работа, которую мы проводим по
самоопределению, когда в школе осуществляется
целостный подход к самоопределению подростка,
всегда есть хорошие результаты. Но когда
осуществляется лишь фрагментарный подход,
результаты очень слабые.
Я имею в виду, что самоопределением нет
смысла заниматься только в 10–11 классах. Это
только в нашей экспериментальной работе мы
разрабатывали модель профильной ориентации в
старшей школе. Но эта работа должна вестись уже в
начальной школе, с учетом психологических
особенностей младших школьников. Разумеется, это
в первую очередь ролевые игры с самыми
маленькими учениками, которые одновременно
будут и профессиональной пробой. Это как раз тот
практико-ориентированный подход, когда ребенок
пробует себя в различных видах деятельности. Он
говорит: «Хочу быть учителем (врачом,
космонавтом, библиотекарем, etc…). И у него должна
быть возможность сыграть в это, почувствовать
себя в разных ролях. Но, для того чтобы успешно
вести такую работу, недостаточно усилий одного
учителя. Здесь нужна консолидация усилий.
Психологи, социальные работники, воспитатели,
освобожденные классные руководители,
администрация школы должны прийти на помощь
педагогу.
На средних и старших ступенях школа
должна решать эту проблему с другими субъектами
образования. Без центров профориентации, без
службы занятости, без системы дополнительного
образования ее решение невозможно. И если мы
будем осуществлять идею социализации ребенка,
его самоопределения на всех возрастных этапах,
последовательно и целостно, то мы непременно
получим положительный результат.
Возвращаясь к эксперименту, скажу, что
наиболее продуктивным и удачным мы признали
метод профильных проб в 10–11 классах, а в 9 классе
– систему профориентационной работы.
Специальный курс – «Слагаемые выбора профиля
обучения в 9 классе» – уже опробован. Уже есть
программа, учебник, методические пособия. Он
действительно помогает школьнику научиться
принимать решение, выбирать дальнейший профиль
обучения в соответствии со своими
индивидуальными возможностями и склонностями,
учит планировать свою образовательную
траекторию. Этого курса пока нет в базисном
учебном плане. Но изыскать возможности включить
его в этот план можно и нужно. Существуют и другие
пособия: учебник «Твоя профессиональная
карьера», книжка «Технология профессионального
успеха» для старшеклассников.
Замечу, что в двадцати школах из десяти
регионов, где проводится эксперимент по
предпрофильной подготовке, на основе этих
пособий были составлены и проведены специальные
ориентационные курсы, а также
профориентационная диагностика. Результат есть:
45 процентов учащихся 9-х классов уверенно и
осмысленно выбрали для себя дальнейший профиль
обучения. Думаю, что это одна из показательных
сторон эксперимента.
Основываясь на его итогах, на
консолидации усилий и помня о том, что проблема
самоопределения – проблема не только
личностная, но социально-экономическая, школа
должна стать истинным помощником ребенка и
создать условия и возможности для его
личностного роста и поиска своего «я».
Мнение
Своим взглядом на итоги
эксперимента по предпрофильной подготовке
поделился заведующий лабораторией ИСМО РАО
Николай РОДИЧЕВ:
– Достижение старшеклассником
профориентационной компетентности – одна из
целей, стоящих перед школой. Если школьник 10–11
класса имеет свой персональный ресурсный пакет,
знает свои потребности, варианты выбора
дальнейшей образовательной траектории
(подчеркиваю: именно варианты, а не
один-единственный вариант), если он умеет
использовать внутренние и внешние ресурсы,
осознает, к кому может обратиться за
консультацией и советом, – значит, школа смогла
помочь ему лучше узнать себя и свои потребности.
Другая задача профориентационной работы в школе
состоит в том, что ребенка надо научить
противостоять внешнему влиянию, в том числе
родительскому, и передать ему опыт создания
личностно значимых образовательных продуктов.
Как показывает эксперимент, в одной только школе
не может быть полноценно организованной
профориентационной работы. Но она может стать
организующим и связующим звеном между ребенком,
центрами дополнительного и профессионального
образования. Сегодня в школах ряда регионов уже в
сентябре старшеклассников собирают в зале и при
помощи мультимедиа демонстрируют им возможности
продолжения образования и профессиональных проб
себя, существующих на данной территории. Исходя
из представленных им реальных возможностей,
ребята выбирают элективные курсы и практические
занятия. Таким образом, в некоторых регионах
удается совместить то, что заказчиком
предпрофильного обучения выступают не только
государство, но и местные потенциальные
работодатели и учреждения продолжения
образования.
Проблему создания портфолио в рамках
эксперимента все чаще стали переводить в
плоскость выполнения
профориентационно-значимого проекта. Задача,
которая ставится здесь педагогами,
формулируется так: «Ученик должен выполнить не
просто проект, но развернуть его в плоскости
профориентации». То есть включиться в игру,
пофантазировать о перспективах той или иной
профессии, представить себя в той или иной роли. В
рамках такого подхода педагог может
побеседовать с учащимся, подсказать, при каких
условиях в такой-то профессии возможен его
профессиональный успех. Подобные методы часто
позволяют выявить то профориентационно-значимое
зерно, которое помогает конструировать человеку
его будущее.
|
По материалам «круглого стола» подготовила
Яна Сартан
______________________________________________________________________
*От англ. facility – легкость, отсутствие
трудностей; возможность, благоприятные условия.
|