«Торг» уместен
Знаменитое: «Эй, ухнем!» – марка
России. Не мелочиться – у нас в характере. Может,
и хотели бы иногда быть посдержаннее, но, видимо,
широта души не позволяет. И так – во всем.
Эксперименты в образовании – не исключение: они
пытаются объять необъятное.
К введению профильного обучения мы тоже
подошли основательно. К примеру, даже с учетом
того, что определение профиля и маршрута
обучения в старшей школе – для подростка
жизненно ответственный выбор, было решено ввести
предварительный этап и подготовить ученика к
этому шагу в завершающих классах основной школы.
Появилась у директоров новая забота под именем
ППП – предпрофильная подготовка.
Минобразования России приняло решение, что
уже с 1 сентября 2006 года должен начаться массовый
переход российских школ на профильное обучение.
А с сентября 2005-го планируется развернуть
систему предпрофильного обучения в 9-х классах.
«Нововведения серьезные и необходимые», –
говорил Владимир Филиппов, будучи министром.
Тогда почему торопимся? Конечно, не стоит
доводить до крайности, когда окончание
эксперимента грозит затеряться в бесконечности.
Но и не хочется, чтобы школы вновь получили
размытые указания. Будут ли у директора к моменту
введения ППП четко прописанные документы,
разложат ли ему по полочкам основные
составляющие предпрофильной подготовки и т. д.?
Идущий в ряде субъектов эксперимент несколько
обнадеживает: апробируются основные формы
организации ППП, его содержание, механизмы
эффективного управления на региональном и
местном уровнях. Параллельно повышается
квалификация учителей, директоров школ и
руководителей системы образования. Вопрос один:
успеем?
В любом случае на некоторую
палочку-выручалочку можно рассчитывать уже
сегодня: Минобразования России и коллектив
авторов выпустили книгу, отражающую первый опыт
по ППП, – «Предпрофильная подготовка: начало
эксперимента». В этом номере «Управления школой»
мы публикуем ее фрагменты. Из них вы узнаете о
сущности ППП; увидите картину планирования
эксперимента на уровнях районов области, города
и отдельного образовательного учреждения;
ознакомитесь с организацией информационной
работы с участниками образовательного процесса;
получите модель «портфолио» выпускника основной
школы.
Так как в книге представлен живой материал –
опыт конкретных учреждений, – в нем указаны
реальные даты прохождения эксперимента: в
основном это месяцы ушедшего учебного года. Но
при необходимости вы легко сделаете поправку на
новый период обучения.
ППП – еще эксперимент. И нужно пользоваться
возможностью сделать окончательный вариант по
максимуму совершенным. Время для доработки есть,
есть потребность в улучшениях. Значит, «торг»
уместен...
|