Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №31/2004


Предпрофильная подготовка

Сущность предпрофильной подготовки и задачи ее экспериментальной апробации

1.1. Значение предпрофильной подготовки

Само понятие предпрофильной подготовки является весьма новым для отечественной педагогической науки и практики. Впервые оно появилось и «обрело права» в Концепции профильного обучения. Ранее, на фазе общественно-профессиональных обсуждений проекта Концепции, отдельные специалисты высказывались, что введение профильного обучения в 10–11-х классах не должно никак затрагивать основную школу, что профильное обучение может состояться «само собой», то есть без проведения системной подготовительной работы в конце основной школы и фактического включения основной школы в процесс профилизации.

Однако эта точка зрения не нашла поддержки. Концепция профильного обучения отмечает, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Действительно, если ключевой идеей профильного обучения является идея существенного роста возможностей выбора, то очевидно, что ученик к таковому выбору должен быть подготовлен. Важность подготовки к этому ответственному выбору – в предстоящих условиях более вариативного и дифференцированного профильного обучения на старшей ступени, чем это имеет место в унифицированной традиционной школе сегодня – определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.

На сегодня здесь достигнут существенный прогресс. Предпрофильная подготовка в основной школе, во-первых, состоялась как особое педагогическое понятие и, во-вторых, получает широкую и интенсивную экспериментальную апробацию. Сейчас уже можно дать ее следующее общее определение. Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования). Практически всеми ныне признается, что предпрофильная подготовка необходима для рациональной и успешной организации профильного обучения в старшей школе.

1.2. Апробация предпрофильной подготовки в рамках эксперимента по профильному обучению

Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», одобренной Правительством России, где ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Узловые сроки этого процесса перехода следующие. В соответствии с «Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» и Приказом Минобразования России «Об утверждении плана – графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования», переход на профильное обучение (в 10-х классах) должен начаться с 2006/07 учебного года, чему будет предшествовать, с 2005/06 учебного года, введение в школах предпрофильной подготовки в 9-х классах.

Соответственно, в 2003/04 – 2005/06 учебных годах проводится эксперимент, в котором должны быть отработаны различные формы и компоненты предпрофильной подготовки и профильного обучения. В число регионов-участников эксперимента, согласно Приказу Минобразования России, вошли: Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан (Татарстан), Краснодарский край, Калининградская область, Кемеровская область, Московская область, Новгородская область, Псковская область, Самарская область, Челябинская область.

1.3. Базовая модель предпрофильной подготовки

1) Переход на профильное обучение в старшей школе явится серьезной институциональной трансформацией для системы общего образования в целом, фактически для каждой городской или районной образовательной сети. Реальность и значимость наступающих изменений будет довольно быстро осознаваться школьниками и их родителями. От правильного выбора профиля во многом будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности – мера их подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение образования после школы.

Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки девятиклассников – как их комплексной подготовки к жизненно важному выбору. Уже в 9-м классе основной школы ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, – причем совершенно конкретно, в отношении доступных ему образовательных учреждений, – осмыслить и оценить свои образовательные интересы и возможности и принять ответственное решение.

Предпрофильная подготовка сама по себе вариативна, она может реализовываться в различных формах. На сегодня в эксперименте отрабатывается ее реализация в 9-х классах. Исходя из анализа действующих учебных планов и минимально необходимых потребностей предпрофильной подготовки, ее базовый (минимальный) объем определен примерной величиной в 100 часов за 9-й класс (если считать 3 учебных часа в среднем на 34–35 учебных недель в году). Возможны и целесообразны более объемные варианты организации предпрофильной подготовки, например при (а) полной 6-дневной учебной неделе, (б) использовании различных иных ресурсов БУПа (например, при использовании в целях предпрофильной подготовки часов образовательной области «Технология»)1.

Из имеющихся 100 часов – в базовом варианте – предполагается большую часть времени – ориентировочно 2/3, т. е. 2 часа в неделю – отводить на специально организованные, краткосрочные (от месяца до полугодия) курсы по выбору. Содержание, форма организации этих курсов ориентированы не только на расширение знаний ученика по тому или иному предмету (так называемые предметные курсы по выбору), но, прежде всего, на организацию занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе (ориентационные курсы).

1/3 объема предпрофильной подготовки, суммарно примерно 30–35 часов за год, отводится на информационную работу (знакомство с местными учреждениями возможного продолжения образования после 9-го класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приема, посещение дней открытых дверей и др., – не менее половины этого времени), а также на мероприятия профориентационного характера, на психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и консультирование девятиклассников.

2) Кроме того, важным нововведением, следующим из Концепции профильного обучения, становится упорядочение и перевод на более объективную, справедливую и прозрачную для общества основу вопросов приема в профильные школы и классы. Это потребует изменения форм итоговой аттестации выпускников основной ступени, перехода к более объективной «внешней», проводимой муниципальными (районными, окружными, межшкольными) экзаменационными комиссиями процедуре проведения выпускных экзаменов девятиклассников взамен сегодняшней «внугришкольной» формы итоговой аттестации.

Одновременно планируется работа по изменению содержания экзаменационных заданий за курс основной школы (в выпускную сессию 2004 г. это произойдет в экспериментальных территориях по предметам «Русский язык» и «Алгебра»; далее планируется расширить обновление экзаменационных материалов и по иным предметам).

Соответственно, со сказанным связана идея построения образовательного рейтинга выпускника основной школы (в первую очередь, для случаев фактического «конкурса» при формировании профильных 10-х классов и школ старшей ступени). Предполагается, что основными составляющими рейтинга должны стать (а) результаты итоговой аттестации («внешние» экзамены после 9-го класса) и
(б) «портфолио», т. е. совокупность индивидуальных образовательных достижений (личный «портфель учебных достижений» ученика, в первую очередь на олимпиадах, мероприятиях системы дополнительного образования, в различных творческих и исследовательских проектах и др.

Сказанное можно обобщить в виде следующей схемы:

Схема распределения времени на предпрофильную подготовку учащихся 9 классов общеобразовательной школы

Предпрофильная подготовка – min ~ 100 часов

Курсы по выбору 70 часов

Информационная работа 30 часов
профильная ориентация

Новые формы итоговой аттестации
девятиклассников + «портфолио»

3) В более детальном виде направления экспериментальной работы по предпрофильной подготовке и далее по введению профильного обучения можно представить в следующем перечне:

1. Разработка и организация курсов по выбору в 9-х классах.

2. Организация информационной работы (девяитклассники и их родители). Образовательная карта территории (муниципалитета).

3. Организация профильной ориентации девятиклассников (с использованием центров и кабинетов профориентации, МУКов и проч.).

4. Изменения в формах итоговой аттестации девятиклассников (муниципальные, межшкольные экзаменационные комиссии).

5. Изменения в содержании экзаменационных заданий по русскому языку и алгебре за основную школу (на выпуск 2003/04 уч.г.; с 2004/05 уч.г. – и по иным предметам учебного плана основной школы).

6. Создание модели «портфолио» по избранному в муниципалитете варианту.

7. Изменения в порядке комплектования 10-х (профильных) классов.

8. Выработка различных форм развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

9. Развитие муниципального проекта сети профильного обучения в конкретной территории.

10. Отработка системы повышения квалификации, в целях подготовки к переходу на профильное обучение.

11. Ведение управленческо-координационной работы и создание координирующей структуры (структур) в территории.

12. Отработка различных форм поддержки и стимулирования эксперимента.

Апробация всех вышеназванных позиций и составила основное содержание экспериментальной работы, первый этап которой (2003/04 уч.г.) отражен в данной статье.

1.4. Социологическое исследование установок участников эксперимента

Важные и интересные данные, говорящие об отношении участников экспериментальной работы к эксперименту в целом и к его различным аспектам, были получены в ходе соответствующего социологического исследования2.

Так, абсолютное большинство участников (96%) поддерживает саму идею предпрофильной подготовки и решение о проведении эксперимента по ее апробации.

Интересны ответы на вопросы о распределении времени на различные составляющие предпрофильной подготовки. Эксперты указали на то, что курсы по выбору должны получить наибольшее количество часов в предпрофильной подготовке в 9-м классе (75% ответивших посчитали, что необходимо потратить на курсы по выбору от 50–85% времени, отпущенного на предпрофильную подготовку). На информационную работу, по результатам опроса, можно потратить от 10 до 40% времени (такой диапазон посчитали необходимым 82,6% опрошенных), профконсультирование и профориентационная работа должна, по мнению экспертов, занимать от 10 до 30% времени (такой диапазон посчитали необходимым 93,5% опрошенных).

Эксперты единодушно отметили полезность составления и тиражирования «Образовательной карты» муниципальной территории для содействия ученикам в выборе их дальнейшего образовательного маршрута. Достаточно большая группа (62%) считает, что «Образовательная карта» окажет значительную помощь ученику при выборе индивидуального маршрута образования.

При введении предпрофильной подготовки эксперты считают наиболее эффективной учебной неделей 6-дневную. За введение 6-дневной учебной недели высказались 90% экспертов.

Мнения о том, каким курсам по выбору следует отдавать предпочтение при проведении предпрофильной подготовки, разделились примерно поровну: предметно ориентированные курсы – 46%, ориентационные курсы – 54%.

На важный вопрос об отношении к различным формам итоговой аттестации девятиклассников был дан такой ответ:

62% – наиболее предпочтительна аттестация, проводимая муниципальными (межшкольными и др.) экзаменационными комиссиями;
28% – желательно сохранять нынешнюю «внутришкольную» форму аттестации;
10% – другое.

Большинство экспертов (71%) выступают за введение конкурсного отбора учеников в профильные классы.

По вопросу о желательности введения «портфолио» наблюдалась абсолютная поддержка экспертов (100%).

Рейтинг@Mail.ru