Кто боится
школы?
«Странный вопрос!» – кажется в
первую минуту. Потом в голову приходят всякие
мысли, основанные на том, что мы знаем о
модернизации, ЕГЭ, ГИФО и прочих расхожих нынче
понятиях. А на деле оказывается, что ответ лежит
на поверхности. Школы очень боятся будущие
первоклассники. Да-да, именно они не спят по
ночам, мучая родителей сомнениями типа: «Не хочу
в школу: я боюсь, меня там будут бить старшие
мальчики, учительница будет ругаться…», etc.
От знакомых, чьи дети идут осенью в первый
класс, я за последний месяц наслушалась
рассказов о том, как они готовили своих чад для
первых школьных испытаний. «Неизвестно ведь, о
чем спросят ребенка, поэтому зазубриваем все, что
только можно», – поделилась приятельница. Дата
рождения ребенка, его полное имя с фамилией и
отчеством, полные имена мамы и папы, где работают,
где живет семья – далеко не полный список вещей,
подлежащих заучиванию.
Итогом подобных натаскиваний становятся
неврозы. Проснувшаяся в три часа ночи накануне
записи в школу девчушка с рыданиями сообщила
испуганным родителям, что не помнит, когда у нее
день рождения, хотя за неделю до того без проблем
отвечала на этот вопрос. А стоящий вместе с мамой
в школьном коридоре мальчик, перед тем как зайти
в кабинет для собеседования, отвечая на вопрос
мамы: «Какое у тебя отчество?» – радостно
выпаливает: «Я знаю, меня зовут, как Пушкина, –
Александр Иванович!» – «С ума сошел, – бедная
мама в шоке. – Твоего папу зовут Сергей! Значит,
отчество у тебя – Сергеевич! Весь вечер тебя
учили!»
Дети пребывают в состоянии легкого транса,
чувствуя себя мешком, в который родители, сами
пребывающие в панике (А вдруг моего не возьмут?
Скажут, что слабый, что надо идти в другую школу, а
не в эту, которая рядом с домом и с гимназическими
классами?), пытаются затолкать набор каких-то
сведений, которые ребенок в спокойном состоянии,
как правило, прекрасно помнит.
Из радостного события, когда ребенок
осознает, что он вырос, что теперь будет ходить в
школу, как мама с папой – на работу (ведь все дети
так хотят стать взрослыми!), запись в школу
превращается в кошмар во сне и наяву.
Предубеждение против школы появляется у наших
бедных детей задолго до того, как они сели за
парту.
Почему школа предстает перед детьми ужасным
монстром? Почему, еще не проведя там и полдня, они
боятся, что их будут бить старшие и ругать
учителя? Основанные на рассказах старших братьев
и сестер и дворовых слухах, страхи поглощают
детей целиком, и в ожидании своего поражения они
садятся осенью за парту.
Наверное, это можно изменить…
Яна Сартан
- Яна САРТАН. Кто боится школы?
- Новости
- Национальные школы
- Инна Алейникова. Хуннги
гугувунва
- Технологии
- Наталья ШТУРБИНА. От контроля -
к уровневой системе оценивания
- Школьная полиграфия
- МАКСИзаказы для
МИНИтипографии. Беседовала Инна АЛЕЙНИКОВА
- Документ
- О тематике августовских
педагогических совещаний работников
образования в 2004 году. (Извлечение). Органы
управления образованием субъектов Российской
Федерации. 28.04.2004 N 14-51-113/13
- О тематике августовских
педагогических совещаний. (Извлечение). Приложение
к письму 28.04.2004 N 14-51-113/13
- Компьютеризация
- Секреты общения
- Сергей СТЕПАНОВ. Эффект
Франклина
- Любовь ПЛАХОВА. Курс молодого
директора. Продолжение. Начало см. N 2-9, 13, 14, 15, 16,
17, 19/04
|