Интернет для руководителей
образования
Те руководители образовательных
учреждений, которые хоть раз пользовались
Интернетом, без сомнения, оценили его пользу и
достоинства. Поэтому данный Интернет-обзор
наверняка будет им полезен и интересен. Ну а те,
кто еще не успел приобщиться ко Всемирной
паутине, возможно, почувствуют в этом
необходимость и найдут для себя в данной статье
те ключевые точки и моменты, которые могут помочь
в каждодневной работе.
В нынешнем году
программе информатизации образования
исполнилось четыре года. Завершены проекты
поставки современных компьютерных классов в
сельские школы (2001 г.), в городские и поселковые
школы (2002 г.), в учреждения начального и среднего
профессионального образования и школы-интернаты
(2003 г.). Выполняются в рамках выделяемого
финансирования проекты подключения школ и
других учреждений образования к Интернету,
поставки фрагментов компьютерных классов в
предметные кабинеты школ и в школьные
библиотеки. Конечно, не все идет гладко. Например,
в г. Рязани из 72 школ 38 так и не получили
компьютерные классы, и теперь неизвестно, когда
получат. Программа считается завершенной,
централизованного финансирования больше нет. Из
школ Рязанской области выход в Интернет реально
имеют единицы. Некоторые школы получили
дорогостоящее оборудование для спутникового
Интернета, но не получили финансирования на
заключение договоров с интернет-провайдерами.
Большинство районных управлений образования не
имеют даже электронной почты. Более того (из
личного опыта бесед с руководителями
образования районного звена) нередко видно, что
они даже не понимают, зачем им реально нужны
Интернет и электронная почта. Автор занимается
анализом образовательных ресурсов Интернета и
проблемой их использования в практической
деятельности работников образования различных
специальностей с 1998 г. Приводимые рекомендации и
ресурсы постоянно апробируются на занятиях на
кафедре компьютерных технологий Рязанского
областного института развития образования.
Настоящая статья — попытка ответить на вопрос,
что дает Интернет директору школы,
профессионального училища или лицея, завучу,
инспектору, руководителю районного или
регионального органа образования.
Интернет-технологии в руководстве
образованием
Руководитель может использовать
службы Интернета следующими способами.
Электронная почта — средство оперативной
коммуникации. Расчеты, выполненные
специалистами МО РФ еще в 1995 г. во время
зарубежных стажировок, показали, что при равном
объеме переданной информации электронная почта
оказывается почти на порядок дешевле обычной и
во много раз оперативнее. Известить
руководителей районных управлений, например о
региональном совещании, можно быстрее и дешевле,
чем по телефону. То есть электронная почта для
руководителей всех рангов повышает
оперативность управления, производительность
труда персонала и реально сокращает затраты на
одну из составляющих управленческой
деятельности. Извещение о совещании рассылается
по любому числу адресов одной командой. МО РФ с 2003
г. не случайно приняло решение рассылать все
нормативные документы в региональные управления
образования только в электронном виде:
сокращаются затраты и время доставки, реально
повышается производительность труда работников,
занятых на этом участке. Наличие электронной
почты в районных управлениях и методических
службах повысит оперативность консультаций для
учителей общеобразовательных дисциплин.
Методисты и преподаватели Регионального
института повышения квалификации (РИПК) на
многие вопросы могут ответить по электронной
почте, что заметно сократит число командировок и
соответствующие составляющие затрат.
Библиотека гипертекстовых
документов позволяет ознакомиться с
нормативными документами МО РФ (приказами,
инструктивными письмами). На бесплатных
страницах юридических Web-серверов и сайтов можно
найти необходимые юридические документы.
Обширная библиотека методических материалов по
вопросам преподавания различных дисциплин, а
также по вопросам управления образованием
доступна на многочисленных образовательных
порталах.
Полноценная система дистанционного
обучения (СДО) в системе повышения квалификации
работников образования пока, видимо, в массовом
порядке нереализуема. Только программная
оболочка СДО без информационного наполнения
стоит от $5000. Разработка дистанционных курсов по
широкому кругу дисциплин также потребует
значительных затрат и времени. Кроме того,
быстрая обновляемость содержания курсов в СДО
труднореализуема. Так что скорее всего
полноценная СДО окажется просто нерентабельна.
Тем не менее в соответствии с инструктивными
письмами МО РФ многие материалы по курсам для
работников образования готовятся в форме,
пригодной для использования в СДО. Гораздо
реальнее начать с создания системы
дистанционных консультаций. Можно предложить,
например, следующую структуру СДК для РИПК
работников образования. Многие РИПК имеют в
Интернете свои сайты. На сайте создается раздел
СДК. В СДК формируются разделы: «Оперативная
информация»; «Ответы на часто задаваемые вопросы
(ЧАВО или FAQ – Frequently Asked Questions)»; «Нормативные
документы МО РФ»; «Региональные нормативные
документы»; «Региональный банк педагогической
информации»; «Форум и Чат». В разделе оперативной
информации можно представлять ежемесячный план
мероприятий регионального управления
образования и график курсов и консультаций РИПК.
Кабинеты и кафедры РИПК обычно имеют статистику
задаваемых слушателями вопросов. Сгруппировав
их по темам, можно подготовить типовые ответы и
представить в разделе FAQ. Каждый кабинет и
кафедра должны иметь в разделе FAQ свой подраздел.
Наличие таких материалов значительно сократит
число командировок. В региональный банк
педагогической информации можно поместить
материалы об интересном опыте областного и
российского уровня, а также краткое содержание
аттестационных работ учителей, методистов и
руководителей на высшую квалификационную
категорию. Web-форумы можно использовать для сбора
статистики или открытого обсуждения актуальных
проблем. Web-чаты удобны для проведения
дистанционных консультаций в реальном времени.
График таких консультаций может быть разработан
заранее и представлен в разделе «Оперативная
информация». Ежемесячно, например, кто-то из
ведущих специалистов РИПК или регионального
управления образования отвечает дистанционно в
реальном времени на вопросы работников
образования из районов по актуальным проблемам.
Разница лишь в том, что участники консультации не
видят друг друга и все вопросы и ответы идут в
текстовой форме. Участники консультации видят на
экранах мониторов все вопросы и ответы и могут
задавать свои вопросы. Последнее также заметно
сократит число командировок и расходы.
На образовательных серверах в
Интернете есть полезные списки рассылки,
бесплатные телеконференции и чаты.
Использование этих ресурсов позволяет повысить
уровень подготовки работников образования, в том
числе и руководителей, ускорить обмен полезным
опытом и в конечном итоге повысить качество
образования.
Классификация ресурсов Интернета для
руководителей образования
В дальнейшем речь пойдет об
использовании электронной библиотеки
гипертекстовых документов, то есть ресурсов
службы Web или WWW. На сегодняшний день это наиболее
используемая служба Интернета. Именно благодаря
ей Интернет в середине 90-х годов стал во всем мире
в первую очередь гигантской библиотекой,
содержащей миллиарды электронных документов,
размещенных на миллионах компьютеров по всему
миру и доступных (благодаря гипертекстовым
ссылкам) по нажатию кнопки мыши в течение секунд.
Для руководителя образования любого
уровня Web-ресурсы по содержанию можно
классифицировать следующим образом: официальные
серверы государственных структур управления
образования (Министерство образования России,
департаменты образования других стран);
тематические образовательные серверы (порталы)
органов управления образованием; серверы и сайты
государственных и региональных учебных
заведений повышения квалификации работников
образования; сайты научно-методических изданий
по тематике менеджмента в образовании;
справочные и поисковые серверы. В соответствии с
этой классификацией ниже рассматриваются
полезные для руководителей учреждений
образования ресурсы.
Официальные серверы государственных структур
управления образования
Министерство образования РФ (МО РФ). На
основном сервере МО РФ www.ed.gov.ru
можно найти ссылки на нормативные документы
министерства текущего года и архивы прошлых лет
(приказы, распоряжения, инструктивные письма,
рекомендации, документы по аттестации
работников образования). Там же представлены
отчеты о проведении текущих мероприятий, планы,
обзоры прессы, федеральные целевые программы,
конкурсы и гранты, материалы по международному
сотрудничеству. Тексты документов текущего года
и база данных документов прошлых лет размещены
на сервере «Информика» по адресам,
соответственно www.informika.ru/text/goscom/curdoc/
и www.db.informika.ru/MO/index.htm.
Отдельный сайт создан в помощь студентам –
students.informiksa.ru. На нем есть каталог ссылок на
образовательные ресурсы по различным предметам
– www.students.informiksa.ru/links/.
Нормативные документы публикуются в журнале
“Вестник образования” и на его электронной
версии – www.vestnik.edu.ru .
Отдельный сайт в 2002 г. создан для министра
образования. в настоящее время это www.philippov.ru/ . На нем приводятся
официальные материалы, выступления, публикации,
ответы на вопросы и другая информация.
Сервер Департамента образования США –
www.ed.gov – содержит интересные
материалы о проблемах, организации и подходах к
их решению в системе образования США. Несмотря на
значительно больший объем финансирования,
президенты Билл Клинтон (Десять тезисов Билла
Клинтона об образовании, февраль 1997) и Джордж Буш
(речь в Конгрессе США о проблемах образования,
январь 2001) оценивают состояние системы
образования как неудовлетворительное, а
финансовые вложения считают неэффективными. На
сервере представлены следующие разделы:
«Приоритеты»; «Информация для… (учащихся,
родителей, учителей…)»; «Новости»; «Гранты»;
«Финансовая помощь»; «Исследования и
статистика»; «Образовательные ресурсы в
Интернете (государственные и частные)»;
«Дошкольное образование»; «Высшее образование»;
«Карьера и образование взрослых». Все материалы
– на английском языке. Имеется большое число
ссылок на серверы и сайты с методическими
материалами для школ. Такие Web-узлы содержат
планы уроков, рекомендации для учителя, ссылки на
более подробные материалы в сети. База данных
уроков и Wtb-ресурсов для начинающих учителей
TeachersFirst доступна через страницу www.teachersfirst.com/matrix.htm .
Все статьи разделены по предметам и ступеням
обучения (классам): начальная школа (ступени 1 – 5),
среднее звено (ступени 6 – 8), старшая школа
(ступени 9 – 12). Аналогичная коллекция приведена
на сервере фирмы Genentech, Inc – www.accessexcellence.org . Обширные
методические материалы приведены на следующих
узлах: Американский институт физики – www.aip.org/history/einstein/ –
подробная биография Эйнштейна, статьи по истории
науки; сайт департамента образования Канады на
сервере Правительства Канады – www.msc.ec.gc.ca/education/ ; сайт
библиотеки проекта Thinkquest (см. ниже в разделе
«Информатика») – www.library.thinkquest.org.
Сервер для учителей и родителей Teachers and Families – www.teachersandfamilies.com –
имеет разделы: «Дошкольный»; «Школа K-12 (так в США
называется 12-летняя школа)»; «Для родителей»;
«Рекомендуемые книги для чтения» и другие.
Сервер www.eduplace.com содержит
подборку ресурсов для учителей, учащихся и
родителей школы K-8. Много методических
материалов содержат университетские серверы,
например сервер университета штата Гавайи – www.hawaii.edu .
Образование в Великобритании – этими
вопросами руководят несколько департаментов.
Стандарты образования, типы учебных заведений,
порядок инспекций – эта информация размещена на
сервере Отдела стандартов образования (Office for
Standard in Education) – www.ofsted.gov.uk.
Профессиональное образование представлено на
сервере Департамента образования и профессий
(Department for Education and Skills) – www.dfes.gov.uk.
Сервер «Учительская сеть» – www.teachernet.gov.uk – содержит
следующие разделы: «Нормативные документы для
учителей и учащихся»; «Повышение квалификации»;
«Список полезных сайтов»; «Управление
образованием»; «Научные исследования»; «Обзоры».
Представлена подборка планов уроков и других
методических материалов. Руководство и
управление школой от A до Z – www.dfee.gov.uk
. Департамент образования Северной Ирландии – www.deni.gov.uk . Детские ресурсы – www.childcarelink.gov.uk . Подборки
методических материалов для учителей на сайте
Дэнни Николсон – www.dannynicholson.co.uk
. Ассоциация развития образования (The Development Education
Association) – www.dea.org.uk .
Европейская ассоциация учителей (European Association of
Teachers) – www.aede.org. Сервер для поступающих в
университеты и колледжи Великобритании (UCAS) – www.ucas.co.uk . Виртуальный
учительский центр (Virtual Teacher Centre) – www.vtc.ngfl.gov.uk . Вопросы
образования на сервере компании Бибиси – www.bbc.co.uk/learning/ . Генеральные
советы учителей Англии и Шотландии –
соответственно www.gtce.org.uk и
www.gtcs.org.uk .
Министерство образования Франции – www.educasource.education.fr . На
сервере представлены более 20000 статей по
различным учебным дисциплинам.
Русско-немецкие интернет-ресурсы – www.rusweb.de .
Образовательные проекты фирм
Intel и Microsoft в России – www.microsoft.com/rus/education/,
www.intel.com/ru/education/index.htm
. Обе фирмы участвуют в создании сети учебных
центров по информационным технологиям для
работников образования в рамках программы “Intel
– обучение для будущего”. К концу 2003 г. было
создано 8 таких центров. Планируется создать 20.
Обе фирмы выступают спонсорами ряда научных
конференций, в том числе ежегодной Международной
конференции в Москве “Информационные
технологии в образовании – ИТО”, например
ИТО-2003. Intel организует и участвует в организации
следующих проектов в России и в мире в целом:
«Летний лагерь»; конкурс «Лидер в образовании»;
«Всемирный смотр научно-инженерного творчества
юных Intel ISEF».
Сайты конкурса «Учитель года России»
(УГР). Основной сайт www.teacher.org.ru
– один из совместных проектов Федерации
Интернет Образования www.fio.ru и объединения сайтов
«Все образование в Интернете» www.alledu.ru/
(alledu.ru) . На нем приведены данные об истории
конкурса и его победителях начиная с 1992 г.,
материалы конкурса текущего года. Организатором
конкурса является Фонд поддержки российского
учительства – www.fpru.org . Другие
их совместные проекты: «Каталог ресурсов www.catalog.alledu.ru»; «Детская
общественная приемная www.kids.alledu.ru
”; Августовский педсовет www.pedsovet.alledu.ru
. На этом же сервере www.alledu.ru
создана страница Сетевого объединения
методистов. По итогам когкурса УГР-2002 участник
конкурса В.А. Панов, учитель информатики СШ 4 г.
Касимова Рязанской области, создал сайт, на
котором предполагалось разместить материалы
всех участников конкурса, – www.ug-2002.narod.ru.
Детский сайт Президента России – www.president.kremlin.ru – создан
в Ярославле в конце 2003 г. Содержит вопросы детей
всех возрастов, в том числе младших школьников,
Президенту России и ответы на них. Сайт задуман
без ориентации на конкретную личность. В
настоящее время на вопросы детей отвечает В.В.
Путин как действующий Президент России.
Тематические образовательные серверы и сайты
органов управления образованием
Образовательные порталы и сайты общего
назначения
Образовательные порталы официально
появились в Рунете с 2000 г. Часть из них –
инициативные проекты различных фирм. В 2002 – 2003
гг. по целевым проектам МО РФ создано 16 порталов.
Ведутся работы по созданию их ресурсного
наполнения. В частности, был создан федеральный
портал «Российское образование» – www.edu.ru. На нем приводится список
остальных порталов, созданных по проектам МО, а
также официальных сайтов организаций системы
образования. Новые порталы созданы главным
образом в домене edu.ru. Среди них для учителей и
руководителей могут представлять интерес
следующие порталы и сайты организаций системы
образования.
1. Образовательный портал «Экономика,
социология, менеджмент» – www.economics.edu.ru.
2. Российский образовательный правовой
портал – www.law.edu.ru.
3. Портал «Социально-гуманитарное и
политологическое образование» – www.humanities.edu.ru.
4. Естественно-научный образовательный
портал – www.en.edu.ru –
содержит материалы по физике, химии, математике,
биологии.
5. Российский общеобразовательный
портал – www.school.edu.ru –
содержит коллекцию ресурсов по вопросам общего
образования – от дошкольного до полного
среднего.
6. Российский портал открытого
образования – www.openet.ru.
7. Портал информационной поддержки
единого государственного экзамена (ЕГЭ) – www.ege.edu.ru.
8. Образовательный портал по поддержке
обучения в странах СНГ – www.sng.edu.ru.
9. Информационно-образовательный
портал «Гуманитарные науки» – www.auditorium.ru.
10. Сервер органов государтвенной
власти РФ – www.gov.ru.
11. Министерство образования РФ – www.ed.gov.ru.
12. Модернизация российского
образования – www.modern.ed.gov.ru.
13. Статистика российского образования
– www.stat.edu.ru.
14. Информационно-методический центр по
аттестации образовательных организаций – www.plany.sssu.ru/imca/.
15. Научно-информационный центр
Государственной аккредитации МО РФ – www.nica.ru.
16. Федеральный экспертный совет по
учебной литературе МО РФ – www.fes.mto.ru.
17. Департамент по молодежной политике
МО РФ – www.youth-rf.nm.ru.
18. Национальный фонд подготовки кадров
– www.ntf.ru/rus/index.htm.
19. Информационный портал Департамента
образования Москвы «Московское образование» – www.mosedu.ru.
20. Сайт системы дополнительного
профессионального образования – www.gain.ru.
21. Президентская программа «Дети
России» – www.mto.ru/children/.
22. Федеральная целевая программа
«Развитие единой образовательной
информационной среды (2001 – 2005)» – www.ed.gov.ru/ntp/fp/pfzp/.
23. ФЦП «Молодежь России (2001 – 2005)» – www.informika.ru/text/.
24. ФЦП «Русский язык» – www.programs-gov.ru/ext/55/content.htm.
25. Федеральная программа развития
образования – www.fped.ru.
26. Межвузовская научная программа
«Университеты России» – www.uniros.ru.
27. Эксперимент по совершенствованию
структуры и содержания общего образования – www.apkro.ru.
28. Республиканский центр экспертизы
мультимедиа и телекоммуникаций в образовании – www.mto.ru.
29. Проект «Школьный сайт» – www.edusite.ru.
30. Сервер начального и среднего
профессионального образования – www.npo.irpo.ru .
31. Проект Public.Ru – Публичная
интернет-библиотека – www.public.ru.
Содержит базу данных по СМИ России с 1990 г.
32. ГПНТБ – Государственная публичная
научно-техническая библиотка России – www.gpntb.ru. На сайте приведена
концепция межведомственной программы
“Электронные библиотеки России”.
Более подробно содержание некоторых
из вышеперечисленных и других интересных для
работников образования ресурсов
рассматривается ниже.
Сервер проекта «Открытый
колледж» – первый в России образовательный
портал, содержащий учебные курсы для школьников,
абитуриентов и курсы по программам
профессионального образования. Сервер проекта www.college.ru представлен в
Рунете с 2000 г. и поддерживается фирмой «Физикон» www.phisicon.ru. Для школьников в виде
отдельных сайтов созданы разделы: математика (www.college.ru/mathematics/index.html),
физика, биология, химия, астрономия.
Запланировано создание сайта по географии. По
каждому курсу после регистрации учащийся может
получить консультацию у виртуального
преподавателя, выполнить тесты. По физике
создана специальная моделирующая среда – On-line
лаборатория. Она позволяет создавать и
исследовать модели физических опытов.
Проводятся дистанционные предметные олимпиады.
Для профессионального образования предлагаются
следующие направления: «Экономика и менеджмент»,
«Английский язык (www.english.ru)»,
«Деловое письмо на английском языке», «Искусство
ведения переговоров», «Защита информации»,
«Волновая оптика». По перечисленным
направлениям школьного и профессионального
образования подготовлено более 3000 тестов.
Имееются специальные подборки материалов для
учителей, коллекция ссылок «Интернет в
образовании». Для работы в системе
дистанционного обучения достаточно просто
зарегистрироваться. По направлениям
профессионального образования после завершения
обучения выдается сертификат.
Российский общеобразовательный
портал – www.school.edu.ru. Его
учредитель – консорциум, включающий более 20
организаций, среди которых: «Информика» – ГОСНИИ
информационных технологий и телекоммуникаций – www.informika.ru; Институт новых
технологий образования (ИНТ) – www.int-edu.ru;
Все образование в Интернете – www.alledu.ru;
Издательский дом «Первое сентября» – www.1september.ru; Фонд «Образование
в третьем тысячелетии» – www.fond21.ru;
Издательство «Просвещение» – www.prosv.ru; Телешкола
– www.teleschool.ru; Российская
академия образования (РАО) – www.gnpbu.ru/rao/raovxod.html.
Портал организован в 2001 г. До этого он имел статус
Московского сервера образования. На портале
создается обширный каталог образовательных
ресурсов. Предусмотрены разделы: «Учителям»,
«Ученикам», «Родителям», «Администраторам»,
«Законы». Приведена коллекция ссылок на
образовательные серверы США, Франции, Австралии
и других стран.
Сервер проекта «Образование» – www.edu.rin.ru – входит в состав
портала Рин.Ру – Российская информационная сеть
rin.ru (Russian Information Net). Проект поддерживается с 1999 г.
ЗАО «Региональная информационная сеть». В 50
проектах портала представлены все 89 регионов
России, 242 страны мира, более 700 тыс. организаций,
более 1 млн. ресурсов. Материалы сервера
«Образование» полезны учащимся, их родителям,
учителям, руководителям. Он имеет разделы:
«Дошкольное образование», «Школьное
образование», «Профессионально-техническое
образование», «Высшее образование»,
«Научно-исследовательская деятельность»,
«Повышение квалификации», «Обучение Интернету»,
«Управление образованием» и другие.
Auditorium.ru – www.auditorium.ru
– образовательный портал Института «Открытое
общество» (ИОО). Создан с целью объединить
обширные ресурсы Интернета, созданные в
результате выполнения мегапроектов Фонда
Сороса: «Высшее образование», «Среднее
образование», «Пушкинская библиотека»,
«Интернет», «Программа автоматизации библиотек»
и др. Основное направление информационных
ресурсов – образовательная и исследовательская
деятельность в области общественных и
гуманитарных наук. На портале поддерживаются
следующие разделы: электронная библиотека;
виртуальные коммуникации (интернет-конференции,
форумы, гостиные); справочники (базы данных по
персоналиям, организациям, интернет-ресурсам);
лента новостей образования и науки. На отдельном
сайте konkurs.auditorium.ru отображается информация о
проводимых конкурсах, в частности о
Всероссийском конкурсе образовательных
интернет-ресурсов.
Школьная сеть европейских стран –
European Schoolnet – www.eun.org. Школьная
сеть европейских стран – результат партнерства
более 20 министерств образования стран Европы.
Она включает несколько образовательных
порталов: основной еSchoolnet – www.eun.org;
SMC – School Managers Centre – Центр руководителей школ – www.smc.eun.org; Новости – www.news.eun.org; Community – Сообщества
или ассоциации – community.eun.org. Ассоциации –
тематические объединения по направлениям
деятельности. На портале они регистрируются,
предоставляют сведения о членах и электронные
адреса. На портале создается виртуальная среда
для обмена материалами (статьями, Web-страницами,
обсуждением на форумах) по интересующему кругу
вопросов. Для членов ассоциации вход по паролю.
Информация доступна только членам ассоциации.
Все материалы представлены минимум на трех
языках – английском, немецком и французском.
Корпоративными партнерами EUN являются
крупнейшие производители микросхем, компьютеров
и программного обеспечения – фирмы Intel, IBM, Apple
Computers, Sun Microsystems. EUN ведет ряд крупных
образовательных проектов. Здесь названы
некоторые из них. Все проекты открытые. К ним
может присоединиться любое учреждение
образования европейских стран, если оно имеет
Интернет и электронную почту. Требуется знание
одного из европейских языков.
Virtual School – Виртуальная школа –
подборка материалов по школьным дисциплинам
(физике, математике, языкам, истории и другим
предметам). Имеется отдельный подраздел
бесплатного (Freeware) и условно бесплатного (Shareware)
учебного программного обеспечения.
Школьная сеть «Моя Европа» (myEurope)
объединяет более 1250 школ из разных стран Европы.
Это сообщество учителей, которые работают над
развитием и улучшением нашего общего
Европейского Дома.
ENIS – European Network of Innovative Schools –
Европейская сеть инновационных школ. Это
ассоциация школ, использующих в своих странах в
максимальной степени информационные и
коммуникационные технологии в учебном процессе.
Comenius Space – пространство (сайт) и
инструменты для реализации общеевропейских
школьных проектов в разных странах с большим
числом учащихся, ориентированных на общие идеи
образования, на их отделение от языковых,
культурных и этнических различий – www.comenius.eun.org.
eSchola – ежегодный проект, смысл
которого обмен опытом и образовательными
технологиями учителей из разных стран. В
настоящее время действует eSchola 2002. В процессе
работы в составе eSchola 2001 тысячи учителей со всего
мира установили связи, учились работать
совместно, праздновали День Европы в своих
школах – через сайт www.eschola.eun.org.
eXplora – www.explora.eun.org
– Интернет-конкурс для команд из студентов и
старших школьников по созданию интересных
Web-сайтов. Победители приглашаются в молодежный
университетский лагерь eXplora осенью каждого года.
ETB – Europian Treasure Browser – Общеевропейская
справочно-поисковая система по образовательным
ресурсам для школ. В ряде стран имеются
родственные проекты – ARIADNE, CEN/ISS Metadata, DELOS, DESIRE,
INDEXS, RENADUS и другие.
Международная сеть образовательных
ресурсов iEARN – www.iearn.org. International
Education and Resource Network (iEARN) – некоммерческая
организация, объединяющая более 4000 школ почти в
100 странах мира. iEARN создана в 1988 г. Ее
международный секретариат находится в Австрии.
Основное направление деятельности –
установление межшкольных связей с целью
совместной работы над практически значимыми
международными образовательными проектами.
Последних в сети более 100. Участником любого
проекта может быть учитель с классом. Все проекты
в сети разработаны и поддерживаются участниками.
Все проекты предполагают какой-то конечный
продукт – издание журнала, написание обзоров
(антологий), создание Web-сайтов, обмен письмами,
подготовку сообщений для официальных лиц. Когда
школа присоединяется к iEARN, сеть открывается для
учащихся и учителей школы. Становятся доступными
базы данных проектов для поиска в соответствии с
возрастом и интересующей дисциплиной. Примеры
проектов: «Весь мир цветущий»; «Лагерь почтовых
штемпелей – филателия на Web»; «Права детей в
искусстве»; «Математика в нашей жизни»;
«Опасность нацизма сегодня»; «Образование для
уличных детей»; «Война против рака»; «Марк Твен
от Миссисипи до Днепра»; «Моя безопасная школа»;
«Роль женщины в семье и обществе»; «Мост через
три столетия»; «Изучение истории в поисках
правды»; «Проект виртуального класса»; «Мы можем
изменить мир общими усилиями»; «Мир Гарри
Поттера»; «Юность и иностранная культура»;
«Глазами молодежи (проект в фотографиях)». Все
материалы – на английском языке. Региональные
центры iEARN есть на Украине, в Белоруссии, Армении,
Киргизии, Казахстане. iEARN в России начинался с
сотрудничества школ Москвы и Нью-Йорка в 1988 г.
Центральный сайт российского сегмента iEARN
находится в Санкт-Петербурге – iearn.spb.ru. На нем
размещены: учебное пособие «Мир I’EARN» (как
подключиться и начать работать); база данных
проектов; личные странички участников проектов;
новости iEARN, в частности сведения о международных
конференциях. Ежегодно проводятся международные
конференции учителей iEARN и международные встречи
молодежи в рамках этого проекта.
Сервер Федерации Интернет Образования
(ФИО) – www.fio.ru. Федерация
Интернет Образования создана в 2000 г. в ходе
реализации компанией «Юкос» проекта Поколение.ru.
Проект направлен на преодоление отставания
России в области информатизации образования, в
первую очередь школьного. Проект рассчитан на 5
лет. Он предполагает создание в 50 регионах России
центров интернет-образования, обучение
современным технологиям работы с информацией
более 250 000 учителей и более 10 миллионов
школьников. Подробнее о проекте – на сайте
Поколение.ru www.pokolenie.ru. На
сервере ФИО на специальных сайтах
осуществляется информационная поддержка ряда
образовательных проектов: Учитель.ru – www.teacher.fio.ru; Родитель.ru – www.parent.fio.ru; Тинейджер.ru – www.teen.fio.ru; Писатель.ru – www.writer.fio.ru; Общественный
рейтинг образовательных электронных ресурсов
для средней школы (Рейтинг ОЭР) – www.rating.fio.ru. Отдельно приведены
лучшие по результатам опроса посетителей сайта
интернет-ресурсы по основным школьным предметам.
С 2002 г. отдельно выделяются ресурсы на локальных
носителях (CD-дисках, гибких дисках) и
интернет-ресурсы. Материалы по обмену опытом
применения информационных технологий в
преподавании различных школьных дисциплин
приведены в разделе center.fio.ru/method/ сайта
Московского Центра интернет-образования. Этот же
центр с августа 2001 г. издает электронный журнал
«Вопросы интернет-образования» – center.fio.ru/vio/.
Действует сетевое объединение методистов.
Во всех последующих разделах
добавлены специальные подразделы со списками
ресурсов, участвовавших в рейтинг-опросах ФИО и
списки лучших ресурсов. Эти списки взяты
непосредственно с сайта www.rating.fio.ru.
В некоторых случаях эти адреса дублируют уже
приведенные ранее. (Автор сознательно приводит
эти списки без подробного анализа. Некоторые из
приведенных адресов участников рейтинг-опроса
по неизвестным автору причинам могут быть
недоступны.)
Конгресс конференций «Информационные
технологии в образовании (ИТО)». Конференции ИТО
проводятся ежегодно с 1991 г., как правило, во время
школьных осенних каникул в ноябре. Последние
годы конференция имела статус Международной и
Конференции-выставки. В ее программу включалась
выставка и презентации программных средств
учебного назначения. С 2001 г. она имеет статус
Конгресс-конференций. Ежегодно в нескольких
сотнях докладов излагаются самые новые
материалы по теории и практике применения
информационных технологий в образовании.
Материалы последней конференции и архивы
доступны на сайтах ИТО – www.ito.edu.ru
и www.ito.bitpro.ru в разделе
соответствующего года. Например, тезисы докладов
ИТО-2001 доступны через страницу www.ito.edu.ru/2001/index.html (www.ito.bitpro.ru/2001/). С осени 2003 г.
те же материалы доступны по адресу www.ito.su.
Союз образовательных сайтов – www.allbest.ru/union/ – один из
ведущих разделов проекта AllBest.RU. На этом сайте
размещен каталог наиболее содержательных, с
точки зрения авторов проекта, образовательных,
научных и информационных ресурсов. Сайт содержит
ссылки на ресурсы электронных библиотек,
коллекций рефератов, научные и учебные материалы
по гуманитарным и естественным наукам,
иностранным языкам, медицине, спорту и туризму,
вопросам трудоустройства, материалы об
Интернете и многое другое.
Институт новых технологий образования
(ИНТ) – www.int-edu.ru – организован
в 1989 г. Выполняет комплексные
научно-методические разработки в области
информатизации образования. Среди методических
разработок ИНТ: Интегрированный курс
«Математика и язык: подготовка к школе»;
«Информатика 1 – 3 для начальной школы»;
«Алгоритмика: учебный комплект для 5 – 7 класса».
Одно из направлений деятельности – адаптация
зарубежных программных и технических средств
поддержки учебного процесса для российского
образовательного пространства. Наиболее
известны следующие разработки: обучающие
программные пакеты «Живая Физика», «Живая
Математика» (оба вошли в список рекомендованных
программ в приказе МО РФ № 2677 от 11.07.01 г.);
учебно-развивающая среда ЛОГО, используемая в
школах США, Канады и многих стран Европы при
изучении основ алгоритмизации в курсах типа
«Основы компьютерной грамотности».
Лего-лаборатория Control Lab позволяет создавать
школьные лаборатории по физике, электротехнике
из набора стандартных блоков по принципу
детского конструктора. Разработана концепция
«Информационное образовательное пространство
региона». ИНТ проводит ряд конкурсов и олимпиад.
Работает учительский клуб «ТехноЛогия».
Школьный сектор ассоциации RELARN – www.school-sector.relarn.ru. Сайт
существует с 1998 г., является накопителем
педагогического опыта по вопросам преподавания
различных дисциплин и воспитательной работы.
Много материалов посвящено компьютерным
технологиям в преподавании. Статьи готовятся
главным образом учителями-практиками. Имеются
разделы «Медиатека», «Копилка проб и ошибок»,
«Еженедельный педсовет» и другие. Для учащихся
приведен обширный материал по защите их прав.
Образование на сервере Народ.Ру – www.narod.ru. На этом сервере
образование представлено методическими
материалами по разделам «Гуманитерные науки»,
«Естественные науки», «Высшее образование»,
«Дополнительное образование», «Моя школа».
Народ.Ру предоставляет бесплатное дисковое
пространство школам и частным лицам. В разделе
«Моя школа» представлены около 100 ссылок на сайты
школ Москвы, Петербурга, Пензы, Рязани и других
городов и поселков. На школьных страницах немало
методических материалов.
Все для поступающих – www.edunews.ru. Сайт содержит:
справочник по вузам; нормативно-правовые
документы; программы для поступающих в колледжи
и вузы; статьи о специальностях; обзоры
результатов централизованного тестирования
выпускников школ. В разделе «Проверь себя»
размещены тесты централизованного тестирования
1999 и 2000 гг. и экзаменационные тесты по ряду
предметов – истории и обществознанию;
математике, физике, химии, биологии; русскому
языку; информатике.
Наука и образование России – www.sciedu.city.ru. Этот сайт
размещен на сервере Нижегородского
государственного университета. Он содержит
большую коллекцию ссылок на ресурсы по различным
направлениям образовательной и научной
деятельности. На сервере представлены следующие
разделы: организация науки и образования;
научные дисциплины; научные журналы; стипендии,
гранты, международные программы. В первом из них
для учителя могут быть интересны подразделы
«ВУЗы» и «Дистанционное образование». В разделе
«Научные дисциплины» большая часть ресурсов
выходит за рамки школьных курсов. Но есть
разделы, содержащие полезную информацию для
продвинутых школьных учителей: математика,
биология, физика, химия, экология и окружающая
среда; история; информатика, информация и
информационные системы.
Обучение.Ру – www.aboutstudy.ru
– образовательный портал. Основные разделы
портала: база данных образовательных учреждений
Россиии; география образования – справочник по
образованию за рубежом, данные по 18 странам
включая США, Германию, Англию, Францию, Канаду,
Японию; курсы; рефераты; конкурсы; консультации;
личный опыт. Отдельные сайты предусмотрены для
журналов «Обучение за рубежом» – www.aboutstudy.ru/magazine.shtml,
«Обучение в России» – www.aboutstudy.ru/magazine2/.
Образовательный портал МНЕМО – www.mnemo.ru. Портал создан
Издательским домом «МНЕМО» – www.mnemo.com/russian/. Содержит
информацию об учебных заведениях в России и за
границей, а также тексты статей электронной
версии журнала «Обучение за рубежом» – www.mnemo.ru/study/index.html.
Централизованная библиотечная
система «Киевская» – www.cl.ru. На
этом сервере размещены ряд каталогов (каталог
CD-ROM, каталог видеоматериалов, каталог
музыкальных CD, каталог книг по компьютерной
тематике, каталог статей по образованию. Имеется
библиотека статей по образованию – www.cl.ru/education/lib/. В некоторых
разделах размещены отделы электронных изданий
ряда городских библиотек Москвы.
Серверы и сайты рефератов. Много
информации по конкретным вопросам разнообразных
дисциплин можно найти в рефератах, размещенных
на специальных серверах рефератов. В Рунете их
несколько десятков: www.km.ru/ –
сервер издательства «Кирилл и Мефодий», содержит
сведения об энциклопедиях по различным отраслям
знаний, изданных на CD-дисках; www.referat.ru/
– справочный сервер по базам данных рефератов,
имеющихся на других серверах; www.referatov.net,
www.bankreferatov.ru – популярные
среди студентов и школьников серверы рефератов.
Почти на каждом из них имеется специальный
раздел «Учебные пособия». Обширный список
серверов рефератов приведен на справочном
сервере Рамблер – www.rambler.ru.
Сергей Никитенко,
Рязанский областной институт развития
образования
Окончание см. в следующем номере
|