Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2010

Education

Образование для поддержки разнообразия

Десять лет назад любой значительный доклад на конференции, посвященной вопросам образования, завершался рассказом о том, как новые технологии изменят облик системы образования. Сегодня каждое выступление начинается с пятиминутного вступления о влиянии глобализации*...

Глобализация изменила целые отрасли промышленности. Бизнес-структуры в разных частях света в настоящий момент имеют доступ к рынкам друг друга и соревнуются еще более агрессивно. Затраты на производство снижаются за счет аутсорсинга, найма дешевой рабочей силы и займов. Экономика, политика, средства массовой коммуникации и культура во всем мире становятся все более взаимосвязанными и взаимозависимыми.

Эти изменения заметны и в повседневной жизни. Мы путешествуем на большие расстояния. Наши родственники и друзья переезжают жить в другие страны. По телевизору мы наблюдаем события в Москве, Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Сиднее, Пекине, Рио-де-Жанейро, Багдаде и на Гаити по мере того, как они происходят.

Повсюду мы слышим стандартные фразы. Мир стал плоским. Мы стали свидетелями смерти расстояния. Мы размышляем и о глобальных, и о локальных проблемах.

Мы знаем, что глобализация несет не только выгоды. Она бросает нам вызов. Ведь все мы озабочены изменениями климата, нищетой, международным терроризмом, природными катаклизмами и финансовым кризисом в глобальном масштабе.

Страны учатся друг у друга

Глобализация повлияла и на образовательную практику. Будучи генеральным директором школ Англии в 2006–2009 годах, я вел постоянный диалог с деятелями образования всего мира об учебных достижениях учащихся и о качестве работы образовательных учреждений. В нашей стране это называется дебатами о стандартах. Мы были озабочены лучшим, чем у нас, уровнем достижений в таких странах, как Япония, Корея и Сингапур, и почти наизусть могли процитировать данные из таблиц результатов исследований TIMSS, PISA и PERLS.

В 2007 году, несмотря на то что Англия показала лучшие среди стран Евросоюза результаты по математике в восьмом классе (оказавшись на шестом месте в мире), мы все же немного отставали от России! Но зато в четвертом классе обогнали вас на одно очко!

Дебаты о стандартах привели к реформам образования как в развитых, так и в развивающихся государствах. В Объединенных Арабских Эмиратах, куда я переехал жить прошлой весной, я узнал о том, что местное правительство ввело новую модель школьной инспекции по образцу британского OFSTED. В свою очередь, в Соединенном Королевстве мы позаимствовали модель обучения грамотности речи из Австралии и Новой Зеландии, адаптировав ее для своих условий.

Многие страны пытаются скопировать финскую модель набора и подготовки учителей или сингапурскую модель реализации комплексной реформы. А Сингапур тем временем учится у других тому, как развивать творческие способности.

Словом, государства активно обмениваются возможными способами решения образовательных проблем.

Однако вопросы образования не сводятся лишь к сопоставительным результатам учащихся. Глобализация бросает мощный вызов школьным программам и структуре образования во всем мире, и нам всем нужно искать ответы.

Шесть уроков, посвященных тому, как готовить детей к жизни в условиях культурного разнообразия

Нынешняя конференция, посвященная проблемам образования в многоконфессиональном и поликультурном обществе, собрала людей, которым небезразличны эти вопросы. Здесь масса нюансов, и нам предстоит в ближайшие годы научиться во много раз большему, чем когда-либо раньше, поскольку сейчас постоянно возникают все новые поликультурные сообщества, все больше людей мигрируют, все чаще возникают проблемы гражданства и идентичности, и в итоге мир становится значительно разнообразнее.

Убежден, что в результате этой конференции все придут к заключению: надо лучше учить молодых людей тому, что необходимо для мирового гражданства и для жизни в условиях культурного многообразия.

Попробую пролить свет на некоторые проблемы, которые нас ожидают, исключительно благодаря своему нынешнему положению. Я нахожусь в необычной ситуации, поскольку руковожу деятельностью примерно 100 школ, реализующих независимые программы во всем мире. В результате мне приходится отслеживать осуществление по меньшей мере шести моделей образовательных программ в этих учебных заведениях (не знаю, кто еще в такой же степени вовлечен в ежедневную работу над содержанием образования и в управление таким количеством школ в разных странах мира).

История моей компании, GEMS, началась с того, что почти 50 лет назад на Ближнем Востоке открылась школа для детей индийского происхождения. Поскольку GEMS в основном руководит независимыми образовательными учреждениями для мигрантов или британского населения за рубежом, наша программа включает в себя элементы программ арабских стран, Северной Америки, Индии, Англии и международного бакалавриата. В некоторых из наших учебных заведений мы совмещаем две образовательные программы, в некоторых обучение ведется на двух языках.

В каком-то смысле GEMS можно рассматривать как социальный эксперимент, вероятно, даже как прототип нового международного подхода к образованию, который пригодится нам всем в будущем.

Сегодня мы озабочены тем, как и чему учить представителей 120 национальностей на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Южной Африке, Европе, Южной Азии и Северной Америке. Занимаясь этим, мы сами учимся тому, как работать и рассказывать об основах разных культур для жизни в условиях культурного разнообразия.

Ниже представлены шесть уроков, которые мы извлекли из своей практики последних лет.

1. Оказалось, что можно согласовать набор базовых ценностей, которые школы будут развивать в условиях разных культур, и многообразия. GEMS выделила четыре ценностных ориентира для продвижения каждым учебным заведением нашей сети, невзирая на то, какой образовательной программой оно пользуется:

– всеобщие ценности;
– мировое гражданство;
– мышление на перспективу;
– лидерские качества.

Мы просим каждую школу, независимо от того, где она находится и что в ней преподают, развивать в каждом учащемся уважение к различиям, настраивать их на конструктивный диалог, быть толерантными, заботиться об окружающей среде, уметь нести социальную и политическую ответственность, быть открытыми к иным точкам зрения, способными изменять свое поведение и демонстрировать образец поведения другим.

После пяти лет работы в таких рамках образовательные учреждения интегрировали эти ценности в свою повседневную жизнь. Подобный общий подход помог им почувствовать себя частью большой семьи, а учащимся – ученического сообщества.

2. Задача формирования общих ценностей не заслонила собой другие требования программы, не помешала ни обучению истории, ни граждановедению, ни гражданскому образованию. Это крайне важно, поскольку многих беспокоит то, что интернациональное воспитание может привести к потере национальной идентичности.

Но мы не знаем способа обучать истории вне национальной самоидентификации. В конце концов рассказы о героях и героинях, власти, спадах и подъемах – неотъемлемая часть такого предмета. И родители, и учащиеся не хотят отрываться от своих корней. Мы обнаружили, что некоторые из таких рассказов кочуют по целому региону – в курсе ислама на Ближнем Востоке есть масса таких примеров, – но все, что претендует на всеобщность и вненациональность, может привести к тому, что интерес к обучению снизится.

3. Большинство народов хотят иметь свое содержание образования и национальную идентичность. Международный бакалавриат разрушил некоторые из барьеров, но мы обнаружили, что многие родители считают, что, только занимаясь по учебным программам своей страны, можно научиться делать правильный экономический выбор для семьи, открыть для себя дорогу в международные университеты, сохраняя в то же время возможность вернуться на родину, если такая потребность возникнет.

4. Обучение культурному разнообразию будет живой дисциплиной только тогда, когда оно будет вести к обменам, реальным или виртуальным. Наши учащиеся путешествуют по разным странам мира, чтобы принимать участие в межшкольных дебатах, играх – имитациях работы ООН, чтобы обмениваться своими мыслями, рассказывать о своих интересах.

Мы сотрудничаем с организацией «Всемирный вызов», которая обеспечивает нам доступ к программе, в рамках которой учащиеся могут спланировать и осуществить экспедицию вместе с представителями другой культуры. Обмены такого рода оставляют неизгладимое впечатление.

5. Знание языков имеет значение. Наши ученики всегда хотят изучать и совершенствовать свой английский, поскольку он востребован в деловом общении. Но они также обнаруживают, что нет лучшего способа пересечь культурные границы, чем изучение местного языка.

6. Можно укреплять связи между разными верованиями. Во всем мире накоплен опыт, как за счет совместных проектов сближать представителей тех или иных религий. Это выполнимо даже при таком противостоянии, какое было в Северной Ирландии или на Ближнем Востоке. GEMS начал работать с фондом «Вера», возглавляемым Тони Блэром, и организовывать видеоконференции между представителями разных вероисповеданий. Даже самые простые и незатейливые обмены мнениями на уровне класса, когда дети могут задавать друг другу вопросы об особенностях верований, могут многое им дать, если такая работа тщательно продумана и хорошо организована.

Ждет ли нас миграция учителей?

Так же как глобализация влияет на наши образовательные программы, она должна повлиять и на саму структуру образования. И снова я воспользуюсь опытом GEMS и выделю шесть тенденций.

1. Спрос на образовательные услуги независимых школ, которые ведут свои программы на английском языке, стремительно растет. Исследования рынка, проведенные Советом независимых школ (СНШ), расположенным в Оксфорде, показали, что за прошедшие четыре года он возрастал на 11% и выше ежегодно.

В последний год из-за финансового кризиса темпы роста снизились до 7% в год. По самым скромным подсчетам согласно исследованиям СНШ за следующее десятилетие рынок таких услуг вырастет с 12,5 миллиона английских фунтов до 25 миллионов, то есть удвоится в цене.

2. Этот рост происходит за счет желания родителей в развивающихся странах поместить своего ребенка в качественное учебное заведение. Еще 10 лет назад клиентами независимых школ были преимущественно британцы и американцы, живущие за рубежом, а сейчас это в основном местное население.

Многие семьи не удовлетворены предложением, существующим в их собственных странах. Политикам надо иметь в виду, что их государственным образовательным учреждениям все труднее будет соответствовать растущему спросу амбициозных родителей, которые хотят видеть своих детей частью международного сообщества.

3. У GEMS в этом смысле нет особых преимуществ, кроме того, что мы первые начали работать в таком масштабе на международной арене. Рынок будет развиваться в течение ближайшего десятилетия, и новые компании последуют нашему примеру. А когда это произойдет, частные поставщики начнут задавать неудобные вопросы правительствам о том, как они намереваются регулировать рынок образовательных услуг в своей стране.

Подобные вопросы уже давно задают в сфере здравоохранения и телекоммуникаций. И не надо обольщаться, предполагая, что международные поставщики будут предлагать только дорогие услуги. GEMS имеет в составе своей сети школы, обучение в которых оценивается по самым дорогим международным расценкам, это так. Но большая часть учебных заведений нашей сети предоставляет образование по гораздо более доступным ценам (от 1000 до 2000 фунтов в год).

Одна из наших школ стоит 20% того, во что обходится содержание государственной школы в Англии, но по принятым для этих учебных заведений показателям успешности превосходит их по крайней мере на 20%. Неминуемо пошатнутся традиционные представления о цене услуг государственных и международных независимых поставщиков.

Учителя, начавшие приобретать учительскую профессию сегодня, скоро окажутся перед необходимостью получать международные права на свою деятельность.

4. Возникает еще один вопрос о структуре системы. Из-за прихода большого количества международных поставщиков на национальный рынок неизбежно разгорятся страсти. Могу сравнить ожидаемую мной реакцию с той, которая возникла бы, если бы мы пришли в какую-то страну и задали вопрос о том, есть ли смысл сохранять национальные авиалинии. Существуют некоторые вещи, которые являются предметом национальной гордости, каким бы ни было состояние экономики и жизнеспособность подходов.

По правде сказать, я ожидаю существенных и долгосрочных перемен в расстановке сил между национальными и международными поставщиками образовательных услуг, но дорожная карта (а именно – где и насколько широко распространятся услуги независимых школ) зависит от открытости и желания правительств и ведомств реформировать свои образовательные системы.

Перемены произойдут там, где власти увидят выгоду от привлечения внешних фондов и дадут им зеленую улицу. Некоторые правительства уже организуют частные и государственные партнерства для того, чтобы изменить свой образовательный ландшафт. За последние 15 лет опыт Швеции показал, что система ваучеров еще сильнее ускоряет изменения в соотношении сил между государственными и частными школами.

5. Экономические доводы в пользу изменений не так тривиальны. Поскольку финансовый спад ограничивает возможности государственных вложений, придется обращаться к внешним инвесторам. Тогда государству придется распрощаться со своей естественной монополией и стать скорее заказчиком и посредником. Это даст возможность направлять больше своих скудеющих ресурсов на социальные нужды. И здесь остается лишь смотреть, кто из правительств первым проторит тропу, по которой последуют остальные

6. И, наконец, большие перемены грядут в том, что касается облика и содержания учительской профессии. Нынешнее поколение молодых людей легко перемещается из страны в страну. Будущие учителя, начавшие приобретать учительскую профессию сегодня, скоро окажутся перед необходимостью получать международные права на свою деятельность, чтобы иметь возможность преподавать в разных странах мира.

Приведу сравнение: в то время как довольно скромная профессия учителя английского языка еще 20 лет назад давала доступ только к довольно низкооплачиваемым рабочим местам, современный сертификат и степень, полученная в вузе, предоставляют молодым профессионалам возможность получить прекрасно оплачиваемое трудоустройство в самых экзотических частях света на выбор.

______________

* Публикуется по материалам Седьмой международной научно-практической конференции «Тенденции развития образования. Проблемы образования в многоконфессиональном и поликультурном обществе». Организатор – Московская высшая школа социальных и экономических наук, сайт: http://www.msses.ru

Рейтинг@Mail.ru