Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2010

Школа и власть

«Мы своими директорами гордимся»

Мало мечтать, нужно пробовать, рисковать. Перемены в образовании Калининградской области никогда бы не стали столь очевидными, если бы там смело не взялись за их осуществление. А полноценная реализация проектов гарантирует прекрасную дальнейшую работу, считает министр образования этого российского региона Наталия ШЕРРИ. Предлагаем познакомиться с ее размышлениями*.

Когда наш регион участвовал в конкурсном проекте модернизации образования, первое, что было сделано, – это введение НСОТ. Причем школам не диктовалось, как они должны распоряжаться своим фондом оплаты труда. Власти им только дали ряд рекомендаций. Сначала, конечно, руководители были «неграмотные». Но пока они сами устанавливали систему, их грамотность возросла в разы, и сегодня мы своими директорами гордимся. Коллеги из разных учебных заведений ездят друг к другу – смотрят, как что делается. Все активно работает, проблем с этим не возникает.

Вообще, я хочу сказать, нужно всячески поддерживать сильные, лидерские образовательные учреждения, которые уже что-то смогли создать. Они, в свою очередь, должны выполнять роль тьюторов. А ведь часто делаем наоборот: пытаемся поддержать всех. В итоге нигде ничего может не получиться. И, конечно, нам следует понимать такую вещь: в образовании успех зависит от личности. Есть личность – есть школа. Нет личности – школы нет.

Комплексный проект модернизации оказался очень кстати. Он позволил наладить такие отношения между учреждениями, семьей и органами власти, которые стимулируют действия ОУ как института в создании комфортных условий для обучения и воспитания ребенка (схема). И мы можем двигаться дальше.

Схема

Второй важный для нас этап – созданное в общем образовании тиражировать на всю систему. Практически повсеместно применяются найденные механизмы (в связи с кризисом исключение составили учреждения для детей-сирот), и они действуют.

Н.С. Шерри

Однако мы с вами никогда не завершим реформ, если они не пойдут «сверху». Профессиональное образование практически не дает нам возможности двигаться. Понятно, что любой ребенок должен после окончания школы прийти в сферу профобразования – начального, среднего или высшего. Складывается же ситуация, когда ученик, которого «лелеяли», поступает в вуз и совершенно выбивается из привычного контекста, он уже не работает так, как прежде. А высшее образование нам не диктует тех условий, к которым требуется подвести выпускника, потому что мы сегодня выше, мы переросли. Это однозначно! Я не стесняюсь так говорить и всегда заявляю на Совете ректоров Калининградской области.

Приведу интересные данные одного анализа, показывающего объемы увеличения знаний в контексте развития всевозможных технологий. В прошлом году в мире было создано больше информации, чем за пять тысяч предыдущих лет! Объем технических данных удваивается каждые два года. Для студента или школьника это означает, что половина из того, что он изучал в первый год, устаревает к третьему году обучения. А в 2010-м информация будет увеличиваться вдвое каждые 72 часа.

Если раньше на увеличение объемов знаний требовались века, с введением телевидения и радио – десятилетия, то сегодня – дни и годы. Исходя из этого промедление в изменении подходов к обучению становится просто невозможным. Мы рискуем потерять не одно поколение. И нужно непременно говорить о профориентационных компетентностях школьника. Перечислю их.

1. Испытывать потребность в самостоятельном выборе, в образовательной и профессиональной самоидентификации, в конструировании послешкольного образовательно-профессионального маршрута.
2. Ставить и корректировать ближние и дальние цели по построению траектории профессионального развития.
3. Создавать личностно значимые образовательные продукты.
4. Противостоять внешним манипулятивным воздействиям.
5. Владеть способами деятельности по принятию решений о продолжении образования и профессиональном становлении в соответствии с собственными способностями, интересами и запросами рынка труда.
6. Запрашивать необходимую помощь в профессиональном определении у специалистов.

Без этих компетентностей человек не сможет обходиться в век нанотехнологий. Следовательно, нашему ребенку мы должны сегодня их дать. Какой учитель это сможет? Вот вопрос номер один, который требует ответа.

Некоторые страны отказываются от педагогических вузов, обходятся выпускниками университетов. Но по российскому опыту мы знаем, что, если человек пошел учиться на физмат в университет, он вряд ли придет учителем в школу, даже в хорошую, потому что будет востребован в других местах. «Мозги» покупаются за большие деньги, и, как бы школа сегодня ни платила, ей все равно не угнаться. Поэтому отказываться от педагогического образования в целом, может быть, и неправильно, но и сохранять его в ныне существующем виде просто невозможно.

Мы для себя пытаемся пересмотреть роль учителя. Мне очень нравится формулировка о том, что она, как ни больно это слышать, становится совершенно иной – на первый план выходят образовательная среда и мотивация. И тогда педагог – уже нечто другое. Но это не значит, будто мы должны от него отказаться. Ни в коем случае! И человеческие, и профессиональные качества должны присутствовать. Вопрос: как готовить специалиста?

А ТАКЖЕ…

Наталия Шерри о президентской инициативе: «Когда говорят о “Нашей новой школе“, меня посещает мысль, что следовало бы пригласить приличных директоров, которых у нас немало по России, и узнать у них, чего делать точно не нужно».

Оставить прежнюю схему? Давайте человека посадим в институт, он пять лет отучится неизвестно чему, а преподавать ему станут методисты, ни разу не работавшие в классе. Это исключено! Поэтому сейчас нами предложены свои подходы к образованию. И первое, что мы должны сделать в регионе, – дать учителю возможность осознать новую роль. Пока же он держится за остатки тоталитаризма. Это психологический, достаточно болезненный аспект.

Далее требуется сформировать профессиональные компетентности.

И, наконец, важно подготовить педагогическое образование и систему повышения квалификации к новым требованиям. На этом я коротко остановлюсь.

Мы предлагаем следующий механизм. Институты развития образования не должны быть монополистами. Это в идеале операторы, проводящие образовательную политику, выстраиваемую в конкретном регионе.

Формируется заказ на систему повышения квалификации в виде перечня квалификационных компетентностей учителя.

Далее создается конкурентная среда между учреждениями, которые оказывают услугу по повышению квалификации.

Допускаем разных исполнителей, оставляя право выбора за образовательным учреждением или самим педагогом. И не исключаем, что таким исполнителем может быть и просто учитель – очень сильный преподаватель. Пока не получается найти нормативы для этого, но мы обязательно их подготовим, потому что порой учитель-мастер способен дать гораздо больше, чем целый курс повышения квалификации.

Уже сейчас педагогам предоставили право построить собственную индивидуальную образовательную программу (ИОП). В Калининградской области это когда-то было апробировано, пошло неплохо. И хорошо забытое старое возвращается. Но теперь еще, и это очень важно, учитель согласовывает свои действия по формированию образовательной программы со своим ОУ, которое непосредственно заинтересовано в этом.

После повышения квалификации предлагается внешнее испытание в виде квалификационного экзамена. Данный вопрос тоже решен.

И, пожалуй, самое главное, что мы создаем электронную среду, обеспечивающую возможность построения ИОП и мониторинг ее результативности.

Вот приблизительно такую схему мы уже для себя разработали и горячо ее обсудили. Кстати, когда показали все КИМы по работе с учителем, по которым тот будет сдавать квалификационный экзамен, преподаватели педагогических вузов сказали: да вы что, никто не сдаст. Это страшно. И понятно, насколько нужно нам решать эти задачи.

А что в регионе с аттестацией? Для нас – тех, кто ввел новую систему оплаты труда, – многое теряет смысл. Скажем, категории. В большинстве школ Калининградской области учителям не платят за стаж и звание – только за результат. Мы предлагаем аттестацию проводить в виде квалификационного экзамена.

Всевозможные материалы, которые собираются в ходе нашей деятельности, мы готовы опубликовывать в полном объеме, чтобы желающие могли пользоваться интересными наработками.

Также будем стремиться получить статус федеральной экспериментальной площадки.

Учителю необходимо создать условия, при которых он не сможет работать по-другому. Давайте предоставим ему возможности для успешного и своевременного обучения, обмена опытом с коллегами. Предъявим четкие требования к результату. Обеспечим механизмы, поддерживающие лидеров и таким образом стимулирующие развитие отстающих.

Хочу подчеркнуть: мы должны понимать, что учителей-творцов единицы. И больше их не станет. А специальность между тем востребованная. Педагогов много, и это ремесленники (коллеги с этим всегда очень болезненно соглашаются, хотя мы с ними почти «договорились»). Только они обязаны хорошо знать свое ремесло и осознавать, к чему готовить детей.

А творцов нужно поддерживать, я думаю, на федеральном уровне. Все творцы должны и получать как творцы.

_______________

* Подготовлено по материалам выступления Н.С. Шерри на конференции «Актуальные факторы движения к Новой школе».

Фото организаторов  конференции
Рейтинг@Mail.ru