Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №16/2009

События

Педагог как наблюдатель, гид и консультант

Попытка анализа практики индивидуального сопровождения в образовании

Водовоз, которого вы видите на фотографии, был первым, кто встречал участников V Всероссийской конференции по альтернативному образованию, прошедшей в Северной столице. Он – символический хозяин территории ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».  Вторым, но уже реальным хозяином, приветствующим педагогов, был Детский экологический центр, созданный при этом предприятии около девяти лет назад.  В его светлых, уютных помещениях и прошли два насыщенных дня с выступлениями, презентациями, обсуждениями, спорами и заключительным «мозговым штурмом».

Тему конференции ее организаторы1 выбрали актуальную, многоаспектную и непростую: «Альтернативное образование: осмысление опыта индивидуального сопровождения ребенка, родителя, педагога, руководителя». Выступившая на открытии мероприятия руководитель Детского экологического центра Наталья Корякина2 заметила, что они были рады предоставить свои помещения для работы педагогов, ибо обсуждаемый вопрос крайне важен.

«Мы занимаемся экологическим образованием, а значит – в определенном смысле альтернативным, и одновременно организуем свою деятельность так, что любой наш проект можно сориентировать на личный уровень каждого ребенка, – подчеркнула Наталья Ивановна. – Мы готовим лидеров молодежной среды, помогаем создавать сообщество таких подростков, которым небезразлично будущее нашего города. В общем, стараемся работать так, чтобы эти тренинги и акции способствовали развитию индивидуальности. И будем рады, если наши стены помогут участникам конференции наметить продуктивные пути в этом направлении».

Идею индивидуального сопровождения можно назвать сегодня одной из узловых точек развития системы образования. Ведь долгое время в нашей стране старательно искореняли всяческую индивидуальность. Но с начала 90-х годов маятник качнулся в другую сторону. Мы посмотрели, как в западных странах создают условия для обучения детей-инвалидов, по-особому подходят к одаренным ребятам, стимулируют развитие интереса учащихся к той или иной области знаний, работают с учениками при помощи дистанционных технологий.

Результатом полученной из внешнего мира информации стало появление элективных курсов, тьюторов, классных воспитателей, профильных классов, индивидуальных образовательных маршрутов. В последние годы развивается все больше вариантов идеи индивидуального подхода к образованию детей. Поэтому один из организаторов конференции – директор образовательного центра «Участие» Михаил Эпштейн – сформулировал цель двухдневной встречи так: проанализировать, какая практика индивидуального сопровождения существует сегодня в массовой школе, уточнить наработанные смысловые и методические позиции, понять, как индивидуальный подход может работать в образовании и представить получившуюся картину педагогическому сообществу.

Провести такой своеобразный мониторинг собрались около 30-ти человек – учителя, директора ОУ, психологи, социальные педагоги, тьюторы, методисты, научные сотрудники педагогических институтов. Камерная атмосфера позволяла не только слушать ораторов и спокойно вступать с ними в дискуссию, но и по-домашнему пить чай и кофе в перерыве между выступлениями и секциями, бродить по экологическому центру, изучая размещенную повсюду информацию о воде, системе очистных сооружений и принципах, на которых строится работа.

Один из векторов обсуждения темы задала профессор кафедры педагогики МПГУ, директор Центра тьюторского сопровождения АПК и ППРО Татьяна Ковалева. По ее мнению, серьезным ресурсом развития процесса индивидуализации выступает сегодня тьюторское сопровождение. В частности, в томской школе «Эврика-развитие» и Гуманитарном лицее в Ижевске отработаны определенные технологии, позволяющие поддерживать интерес каждого ученика и выстраивать его дальнеший образовательный маршрут.

При этом нужно иметь в виду два пути, по которым может развиваться это направление. Первый – это подготовка тьюторов как особых специалистов. Здесь можно обсуждать, какие квалификационные характеристики у них должны быть, что им необходимо делать в образовательном учреждении, за что получать деньги, к какому результату стремиться. Второй путь – это овладение современным учителем тьюторской компетентностью по аналогии с компетентностью психологической.

«Многие ОУ идут сейчас как раз по этим двум дорогам, – комментировала Татьяна Михайловна. – Особенно хорошо это видно в старшей школе, где зачастую выделяются специальные ставки на одного-двух тьюторов, которые работают, выполняя конкретные задания. Но есть школы, которые заказывают проведение тьюторских семинаров, учатся, и в результате все, кто работает со старшеклассниками, обладают тьюторской компетентностью. Но и в том, и в другом случае главное – осознавать, что тьютор может сопровождать только того ребенка, который чем-то интересуется, занимается какой-то деятельностью, а не сидит сложа руки».

О том, что происходило с индивидуальным сопровождением в конце 80-х годов, удалось вспомнить благодаря заведующей лабораторией педагогической поддержки Института психолого-педагогических проблем детства РАО Нине Михайловой. Она рассказала о том, какие принципы были в свое время заложены Олегом Газманом в разработанную им педагогику поддержки с освобожденным классным воспитателем.

«Говоря о том, что ребенок развивается, мы все время помнили о том, что развитие связано еще и с таким моментом, как взросление (не в смысле старения, а в отношении определения собственной жизни), – поясняла Нина Николаевна. – Поэтому индивидуализацию мы определяли как то, что проявляется в человеке по мере его взросления, когда он осознает себя субъектом собственной жизнедеятельности.

Содержательные плакаты, колбы, емкости, пробирки – в Детском экологическом центре есть все для проведения лабораторных работ и анализа информации

Но, скажите, где и когда, на каком уроке, перемене или другом мероприятии в школе мы говорим об этом с детьми? Когда и как подросток должен понять, что он ответственен за проживание своей жизни, за ее результат? С помощью освобожденных классных воспитателей эти вопросы обсуждались в школе. Благодаря диалогу дети осознавали, что мешает им быть продуктивными, открыто призывать ресурс другого, взрослого, человека, договариваться с ним о содействии, помощи в том или ином деле».

По мнению Н.Михайловой, для педагога (особенно в массовой школе) сегодня важно не утратить изучающего взгляда на каждого ребенка. Эту позицию всецело разделяет и исполнительный директор Благотворительного фонда «Большая перемена» Ирина Рязанова. Вот уже на протяжении семи лет при фонде существует образовательный центр, который помогает детям-сиротам и выпускникам детских домов закончить программу средней школы и подготовиться к экзаменам и поступлению в колледж или институт.

Каждый студент здесь разрабатывает с преподавателем свою образовательную программу. Ирина Павловна убеждена в том, что именно личное участие педагога в судьбе каждого пришедшего к ним молодого человека помогает им справляться даже с самыми трудными случаями и давать своим воспитанникам фундамент для дальнейшей жизни.

«Какого результата мы ждем от тех школ, в которых есть практика индивидуального сопровождения?» – это лишь один из вопросов, поставленных Михаилом Эпштейном

В течение двух дней о своем опыте, поисках, сомнениях рассказывали и те, кто только начал тьюторскую работу. В частности, начинающий тьютор из Чебоксар Клара Гальетова описала свои первые шаги на этом поприще. Она попробовала сопровождать учащихся школы в их интересе к изучению английского языка, работала в тесном контакте с преподавателем. Вместе они обсуждали успехи каждого ученика, искали такие моменты, которые могут увлечь того или иного ребенка, пробудить его познавательный интерес. И хотя вопросов у нее пока больше чем ответов, развивать работу в этом направлении в их школе будут.

О должности учебного куратора в Великобритании и попытке внедрить нечто подобное в частной Школе им. А.М. Горчакова (г. Павловск), поведал Морис Статтард, преподающий в ней английский язык. Как выяснилось, в Англии учебный куратор – это:

– наблюдатель;
– человек, который готов выслушать учащегося;
– гид;
– человек, который вдохновляет на новые достижения;
– профессиональный друг;
– человек, с которым можно обговорить свои дальнейшие цели в обучении, тот, который не осудит, а реально поддержит воспитанника.

По словам М.Статтарда, в английских источниках, раскрывающих сущность работы учебных кураторов, есть довольно много советов о том, как казаться внимательным, заинтересованным, заботливым по отношению к подопечному во время встреч с ним. В задачи такого сотрудника входит понять мотивацию ребенка, насколько высока или низка его самооценка, как это помогает или мешает ему продвигаться в учебе, а также оценить уверенность воспитанника в своих силах.

«Для куратора нет неважной информации, – убеждал М.Статтард. – любая “зацепка“ может оказаться значимой для решения той или иной проблемы с ребенком». К сожалению, перенести английской опыт на российскую почву полностью не удалось, так как наши учителя в отличие от своих британских коллег пока еще слабо понимают, что базовая консультативная помощь должна в наши дни быть составной частью их роли и сущности как педагогов.

Общее мнение по итогам второго дня конференции можно сформулировать так: внедрить сегодня что-либо новое в массовую школу практически невозможно. Поэтому любой нестандартный ход, приносящий пользу детям, учителям, родителям стоит отрабатывать на маленькой «делянке» с неравнодушными, желающими двигаться вперед в профессиональном плане коллегами.

На заключительном круглом столе участники конференции без стеснения делились своими чувствами и ощущениями по поводу услышанной информации и вносили свои предложения по дальнейшему сотрудничеству

Завершилась конференция общей дискуссией и «мозговым штурмом». «Мы хотели проанализировать практику работы по индивидуальному подходу в образовании и понять, каким образом она может быть востребована государством, – напомнил М.Эпштейн. – Общество осознало, что мы все разные. И это желание – быть не только частью чего-то, но и не таким, как все, – выражается, в частности, в растущей востребованности программ поддержки индивидуального развития, индивидуальных туров на каникулах, в путешествиях, своего маршрута образования в школе, вузе. С другой стороны, общество стало гуманнее, осознало ценность малой субкультуры.

Время требует людей, способных изменяться в меняющемся окружении, но при этом сохранять свои ценности в общении с людьми других взглядов, культур. Однако массовое воспитание и обучение, будучи весьма консервативным, не ставит перед собой задачи прививать ученикам навыки жизни в ситуации “слома культурных парадигм“. Мы же уверены в том, что образование должно научиться “выращивать“ сильных, самостоятельных личностей не в штучном количестве, а массово, на уровне всего поколения».

Многие высказались о том, что индивидуальный образовательный маршрут – это давно уже не причуда элитных частных школ, а реальность обычных ОУ. «Без индивидуального сопровождения наши дети задыхаются», – эта эмоциональная реплика принадлежит замдиректора одной украинской школы О.Грабовец.

В ходе заключительного обсуждения темы Т.Ковалева предложила всем участникам встречи считать себя представителями российских практик индивидуализации, поскольку именно личностный подход к ребенку является тем ядром, которое объединяет участников встречи. По ее словам, и тьюторы, и классные воспитатели, и кураторы создают ресурсы для того, чтобы человек индивидуализировался. И главное состоит сегодня в том, чтобы фиксировать рождающийся опыт, развивать его и предлагать к реализации в различных школах, распространяя таким образом идею индивидуального подхода.

Предполагается, что одним из возможных результатов конференции может стать проект программы по развитию механизмов индивидуального сопровождения в образовании. Эта мысль была встречена всеми присутствующими с энтузиазмом, поскольку вопрос о возможности организации массовой педагогической работы со становящейся индивидуальностью давно уже волнует передовое педагогическое сообщество.

Можно ли выстроить учебный процесс с опорой на личностный опыт, образное мышление человека, его авторское отношение к культурным образцам и т.п.? Практика показывает, что сделать это реально. Дальнейшее движение в этом направлении зависит не только от силы убеждения тех, кто уже достиг успеха на данном поприще, но и от желания педагогов массовой школы работать с детьми более творчески и личностно, используя уже наработанные идеи в этой сфере.

_____________________

1 Организаторы конференции: Образовательный центр «Участие», Открытый авторский институт альтернативного образования им. Я.Корчака, Агентство образовательного сотрудничества, Лаборатория психологической поддержки Института психолого-педагогических проблем детства РАО.

2  В одном из осенних номеров газеты будет опубликована беседа с Н.Корякиной о деятельности Детского экологического центра ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».

Москва – Санкт-Петербург – Москва
Рейтинг@Mail.ru