Школа в школе
Не пожалеем места на газетной странице
и перечислим те места на географической карте,
выходцы из которых требуют от учителей
московской школы проявления истинного
профессионализма, ведь «пестрый» коллектив –
особая забота. В ГОУ центр образования № 1429 учатся
дети:
– из Азербайджана, Армении,
Беларуси, Грузии, Кыргызстана, Молдавии,
Таджикистана, Узбекистана, Украины;
– из Албании, Венгрии, Вьетнама, Египта, Индии,
Италии, Китая, Кот д'Ивуара, Кубы, Сербии, Турции,
Эфиопии;
– из Республик Адыгея, Кабардино-Балкария, Марий
Эл, Северная Осетия–Алания, Удмуртия, Алтайского
края, Чечни, Белгородской, Воронежской,
Иркутской, Липецкой, Нижегородской, Пензенской,
Ростовской, Самарской, Свердловской, Тамбовской,
Тульской и Ульяновской областей.
Расположенный в центре города и
окруженный гимназиями, лицеями, этнокультурными
ОУ, школами с углубленным изучением отдельных
предметов, центр образования тоже мог бы стать
учреждением, отбирающим мотивированных
учеников. Но остался обычной московской школой,
куда стекаются все те, кто не смог или не захотел
учиться в вышеперечисленных учебных заведениях.
В итоге, за партами оказываются самые
разные школьники – в том числе и с девиантным
поведением, и ребята многих национальностей… В
связи с этим небезосновательно стоит вопрос
профилактики экстремистских проявлений. «В
нашей школе, как в зеркале, отражаются все
процессы, которые происходят в современном
обществе, – говорит директор Любовь
Хечанова. – Четыре года назад, когда мы
только думали над программой развития, то решили,
что проведем серьезный анализ и построим ее так,
чтобы учесть эту проблему в организации
образовательного процесса».
![](11_10.jpg)
Директор Л.Е. Хечанова
На сегодняшний день центр образования
имеет достаточно разветвленную структуру,
представленную на схеме.
Схема
![](11-1.gif)
Отдельного рассказа заслуживает
указанная в ней Школа русского языка. Она
начала свою работу в ЦО № 1429 в 2006 г. Здесь
обучают детей из числа мигрантов с целью их
социокультурной адаптации и интеграции в
московскую образовательную среду. Срок обучения
один год, после чего ребята остаются в этом же
центре образования или переходят в другие школы.
Цели и задачи такого структурного
подразделения:
развитие навыков чтения, говорения,
слушания и письма; освоение грамматической базы
в пределах первого сертификационного уровня
государственных стандартов по русскому языку;
корректировка и развитие навыков
произношения и интонирования речи;
изучение лексики, обеспечивающей
общение в рамках тем бытового характера, а также
овладение лексикой основных предметов базового
плана начальных классов для плавного включения в
процесс обучения в московской школе;
освоение культурно-страноведческой
информации, необходимой для адаптации к новым
условиям жизни.
После проведения входного
тестирования в Школе русского языка формируются
группы по 9–12 человек с учетом возраста и уровня
владения русским языком. С ними на протяжении
всей учебы работают психолог и логопед, с помощью
которых осуществляется дифференцированный
подход к обучению и воспитанию каждого ученика.
Это не заменяет среднюю школу, а подготавливает к
ней. Для большей эффективности день делится на
два блока.
Первый – учебный – 6–7 уроков
(речевая практика, фонетика и грамматика,
логоритмика, физкультура, информатика).
После обеда для поддержания
проделанной утром работы организованы
дополнительные занятия. «Учеба – учебой, но
наши дети после занятий тоже находятся в школе,
потому что мы работаем в режиме полного дня, –
рассказывает Любовь Евгеньевна. – И если
утром школьники изучают русский язык во всем его
многообразии, то, окончив уроки, они получают уже
практические навыки общения с русскоговорящими
сверстниками. Здесь возможности
образовательного учреждения очень большие».
В центре образования учат вышивать
крестиком, бисером, лоскутному шитью, вязанию
крючком и спицами, кройке и шитью,
художественному выжиганию и выпиливанию, резьбе
по дереву, бальным танцам. Открыты цирковая
студия, музыкальный театр, языковые кружки,
секция каратэ и флорбола, шахматный,
авиамодельный и судомодельный кружки.
Ученики Школы русского языка
участвуют в школьных и районных спортивных
мероприятиях, конкурсах, концертах, фестивалях.
![](11_11.jpg)
«Мы не боги…»
«Когда к нам пришла учиться девочка из
Китая, в ее лексиконе было лишь одно русское
слово – “темно“, – вспоминает
директор. – Через год занятий у нас она уже
говорит, пишет, читает. Это, конечно, хорошо. Но
дети обучаются год, потом переходят в обычные
общеобразовательные классы. Понятно, что мы не
боги, за короткий срок сотворить чудо не в нашей
власти. Эти ученики все равно испытывают
трудности в общении.
Много и других проблем. Не могу не
сказать о ЕГЭ. На сегодняшний день один из
учащихся центра образования не сдал единый
госэкзамен. Это выпускник нашей Школы русского
языка, который два года назад вообще не говорил
по-русски! Он получил на экзамене по русскому 35
баллов, то есть цифра непроходная. На мой взгляд,
даже такой результат – победа учителей, а по
мнению департамента образования, – налицо
недоработка.
Среди главных задач, считает наш
педагогический коллектив, – выстраивание
воспитательной работы в направлении укрепления
школьных традиций, всего того, что мы с вами
называем школьным укладом. Если его создать в
каждом образовательном учреждении, то любой
ребенок – говорящий на русском языке или
нет, – попадая в такую среду, будет вынужден
принимать тот тип поведения, ту жизнь, что
продиктована традициями.
![](11_12.jpg)
![](11_13.jpg)
![](11_14.jpg)
Помимо повседневных воспитательных
дел, мы, естественно, проводим огромное
количество мероприятий. Например, День
толерантности. Но важно отметить, что подобные
праздники, где ученики представляют культуру
своего народа, объединены одним лозунгом: “Я, ты,
он, она. Вместе – целая страна!“ Причем без
второй части этого девиза слова “я, ты, он, она“
не работают.
Мы очень много рассказываем детям о
культуре народов, приезжающих к нам. Говорим о
том, что нужно общаться, дружить. Но следует также
формировать гражданскую идентичность, делая
акцент в воспитании подростков на чувстве
гордости за страну, где они живут. Школьники не
понимают, что Россия – это великое
государство, независимо от того, что нам диктуют
средства массовой информации.
Кроме того, ребенок в какой-то момент
должен перейти от “я“ к понятию “мы“. А что
будет стоять за этим “мы“: группа экстремистов,
воюющая с инородными, или общество, готовое
принять приезжих? Если мы не в состоянии
противостоять негативным тенденциям, которые
существуют в подростковой среде, то мало что
получится.
Я хотела бы обратиться к
представителям власти: до тех пор, пока не
окажутся под жестким контролем процессы
стихийной миграции, не выработают механизмы
противодействия нелегальному притоку мигрантов
в столицу, мы не сможем добиться реальных успехов
в отдельно взятых образовательных учреждениях».
|