Я изменила систему
оценивания – подчеркнула понимание смысла
феномена, связи идей, способности дать
объяснения. Ученики поняли, что они должны
осмыслить изучаемое, а не просто отрапортовать
«попугайничая».
Е.Сеймур, преподаватель социологии
Зачем нужны такие опросники?
Опросник предоставляет сведения о
том, как школьники воспринимают происходящее на
уроках, включая общее отношение к занятию,
предмету, к собственному обучению. Получив
информацию из самоотчетов, можно определить,
какие элементы в преподавании максимально
поддерживают учебную деятельность ученика.
Опросники бывают разнообразными по
форме, но, как правило, состоят из ряда
утверждений, которые ребенок должен рассмотреть
и определить степень своего согласия или
несогласия с ними по определенной шкале.
Опросник отношений (аффективный
опросник) обеспечивает информацию о том, как
ученик воспринимает происходящее в классе, о его
эмоциях, чувствах, отношениях (табл.1).
Таблица 1
Примеры простых утверждений из
опросника отношений
Пожалуйста, используйте предложенную
шкалу, чтобы отразить ваше согласие или
несогласие с каждым утверждением.
АН – абсолютно не согласен; Н –
не согласен; О – одинаково (нейтральное
отношение); С – согласен; АС – абсолютно
согласен; НП – не применимо.
Тема |
АН |
Н |
О |
С |
АС |
НП |
Не
знаю |
Лабораторные
работы |
|
|
|
|
|
|
|
Я часто не
понимаю того, что стоит за экспериментом |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Я люблю
лабораторные, в которых сам могу найти
в эксперименте ответы на имеющиеся вопросы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Этот курс дает
мне возможность поучаствовать в разработке
эксперимента, чтобы получить ответы на имеющиеся
вопросы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Мне ясно, как
лабораторная работа связана с курсом в целом |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Выполняя
лабораторную работу в классе, я как будто
действую по рецепту из поваренной книги |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Учебник с
руководством по проведению лабораторной работы
хорошо написан, все понятно |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Я хорошо учусь,
если... |
|
|
|
|
|
|
|
Выполняю
домашние задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Использую
диаграммы и таблицы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Работаю с
компьютером |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Читаю учебник |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Выполняю работу
с напарником |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Получаю помощь
от взрослого |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Делаю что-либо
руками |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Слушаю рассказ
учителя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Делаю записи по
ходу лабораторной работы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Читаю и
перечитываю материал |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Я знаю, что
понимаю, когда... |
|
|
|
|
|
|
|
Я могу работать
над проблемой с учебником |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Я могу применять
изученное в новых ситуациях |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Я получаю
хорошую отметку на экзаменах |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Я могу объяснить
изученный материал кому-либо другому |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Я вижу, как
различные понятия связаны друг с другом |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Например, обнаруживает
восприятие:
В том числе выявляет:
Опросник может также отражать то, в чем
ученики испытывают нужду в ходе обучения, и то,
насколько их запрос понят и удовлетворен, а
именно: интерес к предмету и понимание его
важности, ожидания и уверенность в успехе и т.п.
Если большинство учеников
согласились с утверждением: «Выполняя на уроке
лабораторную работу, я как будто действую по
рецепту из кулинарной книги», – пора менять
приемы проведения лабораторных.
|
Кроме того, учитываются
представления школьников о сущности данной
дисциплины:
содержание того или иного курса
(химия, физика и т.д.);
процесс освоения (изучения) именно
этого предмета;
способность освоить данную область
знаний;
стратегии, полезные для изучения;
индивидуальные учебные стили и
предпочтения.
Результаты оценивания
В зависимости от содержания вопросов,
учитель может получить информацию об учебном
стиле ученика, о тех способах работы, которые он
предпочитает. Это позволяет выбрать формы
обучения, отвечающие потребностям ребенка.
Педагог также может сделать вывод о том, какие
элементы содержания и преподавания являются
наиболее существенными для обучения.
Целостная информация о том, как дети
представляют сущность изучаемого предмета,
позволяет спроектировать формы учебной
деятельности, помогающие школьникам более
реалистично увидеть предмет и связанные с ним
жизненные практики.
Еще одно преимущество этой формы
опросника в том, что он побуждает учеников к
рефлексии собственного учебного стиля, своих
сильных и слабых сторон. Это часто помогает им
лучше организоваться и найти более продуктивный
способ работы.
Ограничения
При том, что вопросы и утверждения,
вошедшие в опросник, кажутся очевидными, они
являются результатом тщательной работы.
Необходимо, чтобы они позволили измерять именно
то, что хотелось бы (т.е. были валидными), и
являлись достоверными для данной группы. Поэтому
опросники, составленные без проверки на
валидность и достоверность, часто не имеют
значимости.
Для того чтобы получить при опросе
качественные данные, ученикам должна быть
гарантирована анонимность. То есть при анализе
результатов исключена какая-либо идентификация
отвечавших. Если надо сопоставить итоги
исследования с успеваемостью, то провести опрос
и проанализировать полученную информацию должен
не преподаватель, а какой-либо нейтральный для
учеников человек, причем детей необходимо
проинформировать о происходящем. Собранные
сведения желательно отсканировать и обработать
с помощью статистической программы.
Цели с точки зрения преподавания
и предложения по использованию
Обучение техникам и методам, полезным
для достижения новых знаний по данному предмету.
Развитие соответствующих учебных
умений, стратегий и привычек.
Развитие рефлексии относительно
процесса обучения и контроля над ним
(метакогнитивные умения).
Развитие предметных знаний и
заинтересованности в предмете.
Развитие методов преподавания,
основанных на обратной связи с учеником.
Опросник можно использовать в начале
курса, чтобы установить, какие формы учебной
деятельности, с точки зрения учеников, являются
для них наилучшими, и определить их отношение к
предмету. Это поможет выбрать стратегию
преподавания.
Другая возможность – применять
опросник, чтобы сравнить отношения школьников в
начале (предтест) и в конце курса (посттест). Это
позволит преподавателю увидеть, как были
восприняты различные темы. К нему можно
обратиться в любой момент по ходу изучения
предмета для коррекции содержания и методов
преподавания.
Тест не требует много времени.
Достаточно длинный опросник обычно не отнимает
более 20-ти минут у старшеклассников. Разумеется,
при его составлении надо учитывать возрастные
особенности учеников, включая различный темп
выполнения задания.
Сканирование и использование программ
статистической обработки значительно облегчает
работу с полученными данными. Если ответы будут
отсканированы, их можно обработать в
соответствующих электронных программах. Простое
распределение в каждой категории ответов дает
возможность определить позиции учеников.
Например, если большинство ребят согласились с
утверждением «Выполняя на уроке лабораторную
работу, я как будто действую по рецепту из
кулинарной книги», – пора менять приемы
проведения лабораторных.
Если в ходе курса осуществляется его
существенная коррекция, то интересно измерить
сдвиги, происшедшие в отношении учеников.
Сравнив распределение их ответов по каждому
утверждению, можно увидеть соответствующие
изменения, касающиеся учебного процесса в целом
или его отдельных составляющих. Если
предположить, что среднее значение по
утверждению «Мне ясно, как лабораторные работы
связаны с содержанием предмета» будет низким
(примерно около 2-х, где 2 – не согласен), то это
показатель того, что ребята не понимают смысла
лабораторных работ, их места в происходящем на
уроках.
Учитель может получить
неприятный сюрприз – обнаружить, что у его
учеников совсем иная точка зрения, чем у него
самого.
|
За и против
Формат опросника и способ работы с
ним, как правило, знакомы ученикам и не вызывают
затруднений. Обычно они с удовольствием
выполняют это задание, им приятно, что
преподаватель интересуется их отношением.
Учитель быстро получает информацию,
которая позволяет расставить правильные акценты
в учебном процессе и предметном курсе и сделать
преподавание более эффективным.
Результаты можно выразить в процентах,
они просты для предъявления и понимания.
Если опрос проведен в начале курса,
ребята начинают активнее включаться в
происходящее. Это улучшает настроение в классе,
повышает активность учеников, облегчает
коммуникацию.
Обсуждение результатов с учащимися
помогает им увидеть, насколько разнообразными
могут быть мнения и привычки в одном классе, то
есть делает их более терпимыми и убеждает, что к
одному явлению или концепции можно подойти
по-разному, причем вполне обоснованно.
Однако:
Педагог может получить неприятный
сюрприз – обнаружить, что у его учеников
совсем иная точка зрения, чем у него самого, и,
возможно, даже противоположная.
Некоторые ребята могут усомниться в
анонимности опроса и отвечать не так искренне,
как хотелось бы.
Узнав, как ученики в действительности
относятся к его преподаванию и предмету, учитель
может испытать глубокое разочарование и впасть в
депрессию.
Ожидания и потребности школьников
порой не совпадают с тем, как преподаватель
планирует курс обучения. Тогда он должен или
игнорировать пожелания или менять свои планы.
Опросник обычно дает широкий обзор,
но менее детализированную информацию, чем можно
получить при индивидуальном интервью или в
фокус-группе.
Теория и исследования
Исследования (Angleo & Cross, 1993; Davis, 1993;
Reynolds, 1992; Murray, 1991; Shulman, 1990) показали, что
эффективного учителя отличает определенный
набор характеристик. Две из них тесно связаны:
Эффективный учитель часто
пользуется различными техниками оценивания и
обратной связью для того, чтобы регулярно
оценивать то, что делает он сам, что происходит на
уроках, как продвигаются в действительности его
ученики.
Эффективный учитель старается
предусмотреть, что окажется наиболее трудным для
детей, и так строит преподавание, чтобы дать этот
материал самым приемлемым для них образом. Для
этого он должен быть осведомлен о том, что знают и
как подготовлены ученики, а также уметь сделать
активность ребят на уроке максимальной.
Оценочные техники для курсов
по гуманитарным и общественно-историческим
предметам
Приведем пример, выбрав эту предметную
область.
Довольно часто ученики, получив
оценку, говорят: «Я не понимаю, чего от меня
хотят!» или возмущаются: «Почему “4”, а не “5”?».
Ребята должны понимать, каких достижений мы от
них ожидаем при оценивании и, что наиболее важно,
какими критериями при этом пользуемся. Рубрики
обеспечивают приемлемый путь для взаимодействия
с учащимися и совместной выработки учебных целей
и критериев их достижения.
Это способ описания оценочных
критериев, которые опираются на ожидаемые
учебные результаты и достижения учеников. Обычно
их используют при письменном оценивании и устных
презентациях. Но они могут применяться для
оценивания любых форм учебных достижений. Каждая
рубрика содержит набор оценочных критериев и
соответствующих им баллов. При использовании в
классе рубрики обеспечивают объективный внешний
стандарт, с которым сравниваются различные
достижения отдельных учеников.
Рассказывает М.Сторм, преподаватель
биологии: «Однажды я должна была дать вводный
курс в биологию в общей сложности 60-ти
школьникам. Я знала, что тесты с множественным
выбором не позволят мне узнать, каким образом
мыслят мои ученики. С другой стороны, видела
своей задачей научить их думать, говорить и
грамотно обосновывать свои мысли. Я считала это
своим долгом. Но каким образом проверить 60
письменных работ при условии, что ученики пишут
их достаточно часто? Поэтому я решила обратиться
к методике рубрики…»
Рассмотрим Пример 1 в Таблице 2.
Таблица 2
Пример 1. Оценочные рубрики для
контрольного задания и домашней работы
Уровень
достижений |
Общий
подход |
Понимание |
Образцовый
(5 баллов) |
Отвечает на
вопрос.
Дает адекватный, убедительный ответ.
Логично и последовательно аргументирует ответ.
Использует приемлемый стиль и грамматику (ошибок
нет) |
Демонстрирует
точное и полное понимание вопроса.
Подкрепляет выводы данными и доказательствами.
Использует не менее 2-х идей, примеров и/или
аргументов, поддерживающих ответ |
Адекватный
(4 балла) |
Не отвечает на
вопрос прямо, но косвенно с ним соотносится.
Дает адекватный и убедительный ответ.
Логично и последовательно аргументирует ответ.
Использует приемлемый стиль и грамматику (ошибок
нет) |
Демонстрирует
точное, но всего лишь адекватное понимание
вопроса, поскольку не подкрепляет выводы
доказательствами или данными.
Использует только 1 идею, поддерживающую ответ |
Нуждается в
улучшении
(3 балла) |
Не отвечает на
вопрос.
Не дает адекватных ответов.
Обнаруживает недопонимание, неправильные
представления.
Ответ неясный и логически не
организованный.
Не находит приемлемого стиля и грамматики (2 и
более ошибок) |
Не демонстрирует
точного понимания вопроса.
Не представляет доказательств в пользу
своего ответа |
Не отвечает (0
баллов) |
|
|
Цели оценивания:
Дать стандарты оценивания или
балльные оценки и соотнести их с достижением
учебных целей.
Ограничения
Проблема критериев. Вызовом (или
потенциальным ограничением) в развитии и
использовании рубрик является описание
ожидаемых достижений и определение критериев, которые
дифференцируют различные уровни достижений. При
таком подходе могут быть полезны количественные
характеристики, например, «обеспечить 2 варианта
доказательств, подтверждающих выводы» или «0
грамматических ошибок». Такие варианты, как нечеткий
и четкий, должны описываться настолько ясно,
чтобы ученики видели разницу между четким и
нечетким ответом.
Тщательное описание ожидаемых
достижений и определение критериев делает
оценивание более легким, информативным и
полезным и для преподавателя, и для учеников.
Проблема практики и регулярного
использования. Никакие оценочные
инструменты не будут эффективны, если они не
используются на регулярной основе. Рубрики
наиболее эффективны, когда преподаватель и
школьники практикуются в работе с ними вновь и
вновь. Развитие эффективных рубрик требует
постоянного пересмотра, основанного на обратной
связи учителя и учеников. Наилучшие рубрики
создаются в результате длительной совместной
работы и большого числа повторений.
Рассмотрим Пример 2 в Таблице 3.
Таблица 3
Пример 2. Оценочная рубрика для
исследовательской работы (35 возможных единиц)
Уровень
достижений |
Основная
презентация |
Понимание
понятий |
Структура
аргументации |
Использование
литературы и других источников |
Образцовый |
(10 ед.)
Обеспечивает ясное и обстоятельное
введение и обоснование.
Ставит конкретные и проверяемы вопросы для
исследования.
Обеспечивает ясное объяснение предлагаемых
методов исследования.
Логично и последовательно аргументирует
рациональность и содержательность
предлагаемого исследования.
Использует приемлемый стиль и грамматику |
(10 ед.)
Демонстрирует полное понимание
предлагаемого исследования.
Использует широкий набор информации для
построения и развития аргументации.
Демонстрирует полное понимание возможного
применения полученных данных |
(10 ед.)
Обеспечивает четкие, ясные и
убедительные обоснования (заключения) причин, по
которым предлагаемое исследование важно и
должно быть осуществлено.
Обеспечивает релевантные подтверждения в пользу
сделанных выводов |
(5 ед.)
· Выбирает правильный формат
цитирования.
· Использует информацию, релевантную
предлагаемому исследованию |
Адекватный |
(8 ед.)
Обеспечивает введение и обоснование,
которые только частично существенны для
эксперимента .
Ставит ясные, но непроверяемые вопросы
исследования.
Обеспечивает адекватное объяснение методов
предлагаемого исследования.
Делает попытку логично и последовательно
аргументировать рациональность и
содержательность предлагаемого исследования.
Использует приемлемый стиль и грамматику (1–2
ошибки) |
(8 ед.)
Демонстрирует частичное понимание
предлагаемого исследования.
Использует для аргументации информацию из 2–3-х
источников.
Демонстрирует частичное понимание возможного
применения полученных данных |
(8 ед.)
Заявляет причины, по которым
предлагаемое исследование важно и должно быть
осуществлено. Но дает слабые подтверждения и
доказательства сделанных выводов |
(4 ед.)
Выбирает правильный формат цитирования,
но не на протяжении всего проекта.
Использует ограниченное число источников
информации, релевантной предлагаемому
исследованию |
Нуждается
в исправлении |
(6 ед.)
Обеспечивает введение и обоснование,
которые не являются существенными для
эксперимента.
Ставит нечеткие и непроверяемые вопросы
исследования.
Дает сумбурное объяснение методов предлагаемого
исследования.
Сумбурно и слабо аргументирует рациональность и
содержательность предлагаемого исследования.
Не удается использовать приемлемый стиль и
грамматику (> 2 ошибок) |
(6 ед.)
Не демонстрирует понимания
предлагаемого исследования.
Использует для аргументации менее 2-х источников
информации.
Не проявляет понимания возможного применения
полученных данных |
(6 ед.)
Заявляет причины, по которым
предлагаемое исследование важно и должно быть
осуществлено. Но дает слабые подтверждения и
доказательства сделанных выводов |
(3 ед.)
Не следует правильному формату
цитирования.
Не использует информации, релевантной
предлагаемому исследованию |
Учитель получает множество
данных о том, что понимают и могут делать ученики.
Рубрики применимы к различным формам оценивания:
короткие письменные пробы, эссе, выставка
плакатов, устные презентации, листы
исследований, недельные домашние задания.
Каждая рубрика вполне уникальна, но
основные критерии в них во многом сходны.
Например, рубрики для письменных заданий имеют
одни и те же критерии приемлемого стиля и
грамматики; ответы соотносятся с вопросом, а
аргументы должны быть логичными и
последовательными. И наоборот. Рубрика,
составленная для оценивания представления
плаката, может включать проверочный лист,
который служит ученикам руководством к
формированию всех разделов плаката. Каждый его
компонент получает дополнительный критерий для
оценки. Является ли заголовок плаката
информативным? Содержит ли он ключевые слова?
Рассмотрим Пример 3 в Таблице 4.
Таблица 4
Пример 3. Оценочная рубрика для эссе
Уровень
достижений |
Основная
презентация |
Объяснения,
аргументация |
Образцовый
(10 ед.) |
Обеспечивает
ясное и обстоятельное введение и обоснование.
Отвечает на вопрос.
Представляет логичные аргументы.
Использует приемлемый стиль и грамматику |
Демонстрирует
точное и полное понимание вопроса.
Использует разнообразную аргументацию, примеры
и данные, подкрепляющие выводы |
Качественный
(8 ед.) |
Достаточно
качественно, но менее обстоятельно (1–2 ошибки).
Менее детально, но достаточно точно |
Использует только
один аргумент и пример, который подкрепляет
вывод |
Адекватный
(6 ед.) |
Не отвечает на
вопрос прямо, но косвенно с ним соотносится.
Аргументирует до определенной степени
релевантно.
Некоторые аргументы вполне логичны.
Использует адекватный стиль и грамматику. (более
2-х ошибок) |
Демонстрирует
минимальное понимание вопроса.
Использует незначительное число возможных идей
в поддержку своей аргументации |
Нуждается в
улучшении
(4 ед.) |
Не отвечает на
вопрос.
Не дает релевантных аргументов.
Не демонстрирует логики и последовательности.
Не находит приемлемого стиля и грамматики |
Не демонстрирует
понимания вопроса.
Не приводит доказательств, подтверждающих ответ
на вопрос |
Нет ответа
(0 ед.) |
|
|
Анализ
Рубрики позволяют оценить в баллах
различные задания и тесты. Эти баллы
аккумулируются и определяют рейтинг ученика на
определенном этапе. Например, регулярный
письменный опрос оценивается в 5 баллов. За
полугодие ребенок может набрать по этому
заданию, которое выполняется 2 раза в неделю, 75
баллов. Такой подход позволяет определить
средний уровень учеников в классе или школе.
В начале курса многие школьники
отвечают на уровне ниже среднего. Но постепенно
понимая критерии и упражняясь в письменных
работах, они достигают значительного улучшения.
Ключевой стратегией, обеспечивающей улучшение
для всех учеников, является рассмотрение работ
парами, входящими в группы сотрудничества.
Универсальные оценочные инструменты
«Я был расстроен в конце курса тем, как
мало учеников охватили целостную, общую картину
астрономии и какими устойчивыми оказываются
непонимание и ложные концепты. В поисках решения
я наткнулся на карты понятий. Я был буквально
потрясен тем, что процесс «картирования» понятий
может выявить такие структуры, о которых я и не
подозревал…» (М. Зелик, преподаватель
астрономии.)
Карты понятий позволяют
оценить, как хорошо ученики могут видеть общую
картину предмета или отдельной темы. Они
применяются уже около 25-ти лет, обеспечивая
возможность понятным и видимым образом
представить концептуальные знания детей.
Карта понятий – это диаграмма,
состоящая из узловых точек (каждая из которых
помечена определенным понятием), связанных
прямыми линиями. Узловые точки-понятия
расположены на разных иерархических уровнях,
соответствующих движению от наиболее общих к
конкретным специальным понятиям (рис.).
Рис. Понятийная карта
системы кровообращения человека (Mintzes, Wandersee &
Novak, 1998)
Описание
Карта понятий представляет собой
двумерную, иерархически организованную сетевую
диаграмму, которая отражает структуру знаний в
определенной предметной области, какой ее видит
ученик, преподаватель или эксперт. Карта состоит
из названий понятий, помещенных в рамки; они
связаны линиями, фиксирующими соотношения этих
понятий в направлении от общего к частному.
Рассматривая карту от вершины к основанию,
преподаватель может:
1. Проникнуть в то, как ученики
воспринимают научные темы.
2. Проверить уровень понимания и возникшее у
детей ложное толкование понятий.
3. Оценить сложность установленных ребенком
структурных взаимосвязей.
Анализ
Начиная работать с данной методикой,
следует сфокусироваться преимущественно на
качественных аспектах карт, выполненных
учениками, отражающих точность и глубину их
знаний. Учитель может задать себе следующие
вопросы:
– Зафиксированы ли наиболее важные
понятия?
– Выстроено ли достаточное число иерархических
уровней и взаимных соотнесений?
– Есть ли свидетельства того, что у ученика
возникло неверное понимание и ошибочные понятия?
– Как выполненные учениками карты меняются
через несколько дней или недель?
Если преподаватель и ученики
приобрели опыт работы с картами, можно
попробовать применить для их количественного
оценивания одну или несколько «оценочных
рубрик» (Novak and Gowin, 1984). В наиболее
распространенной схеме оценивания 1 балл дается
за каждую корректную связь между двумя соседними
понятиями; 5 баллов – за каждый правильно
установленный иерархический уровень, 10 – за
любую содержательную и точную связь понятий из
разных частей карты.
Более двухсот исследований только в
области естественных наук использовали те или
иные модификации этой техники. В основном все они
показали, что она имеет многие характеристики,
которыми должны обладать новые инструменты
оценивания.
|