Никто не хотел уходить
Организаторами мероприятия стали
Министерство образования Московской области,
Управление образования Мытищинского
муниципального района, Институт новых
образовательных технологий Российского
государственного гуманитарного университета
(ИНОТ РГГУ), некоммерческое партнерство (НП) «Лига
образования», редакция сайта pedsovet.org и школа
«Логос ЛВ».
Последняя радушно принимала гостей,
превратив встречу в маленький праздник, который
не хотелось покидать. Уникальность мероприятия
состояла в том, что все технологии были
представлены, с одной стороны, преподавателями
школы «Логос ЛВ», с другой – теми компаниями,
которые производят оборудование, помогающее
организовывать учебный процесс на современном
уровне. Участники встречи переходили из одной
аудитории в другую, где учителя демонстрировали
мастер-классы по своим предметам. Это было
настолько непринужденно и профессионально, что
невольно захотелось вернуться в детство и
поучиться у этих педагогов.
Учитель обществознания и истории
Татьяна Александровна Репях рассказала о том,
какие возможности открывает применение
современных информационных технологий в учебном
процессе. Так, участникам коллоквиума был
продемонстрирован проект «Узаконенная смерть» о
вреде табакокурения, выполненный учащимися
школы. Особый интерес вызвала демонстрация
слайдов с использованием 3D-технологии. Картинки намеренно были
подобраны таким образом, чтобы вызвать
отвращение к никотину у заядлых курильщиков.
Денис Александрович Иванов, учитель
английского языка, и Екатерина Андреевна
Аптекина, учитель русского языка и литературы,
рассказали о том, как можно использовать на уроке
мультимедийные устройства, столь популярные
сегодня у детей. В руках педагогов такая техника
превращается в источник знаний.
Учителя начальных классов Елена
Вячеславовна Болотова и Галина Валентиновна
Паланчук поделились своим опытом работы с
первоклассниками и их родителями над проектом с
использованием социальных сервисов Интернета.
Внимание участников встречи привлекла
и презентация опыта работы психолога Натальи
Витальевны Ракус и логопеда Анны Анатольевны
Мотрук, которые показали, как благодаря
интерактивной доске и сенсорному столу можно
провести коррекционную работу с учащимися. После
этого захотелось подольше задержаться в классе,
чтобы проверить свои силы в выполнении различных
заданий, обычно предлагаемых детям.
ВИЗИТНАЯ
КАРТОЧКА
НОУ «Логос ЛВ» существует с 1992
года. Ее учредители Лидия Владимировна Комарова
и Валентина Михайловна Милякова отстаивают
интересы негосударственного образования,
которое, по их мнению, должно иметь равные права с
государственным.
В школе учатся 230 детей. В каждом классе
максимум по 12 человек. Для поступления нужно
пройти конкурс – 5 человек на место.
За счет своей малочисленности эта школа
гибко реагирует на новейшие тенденции в
образовании и готова мгновенно отвечать на
запросы как клиентов-родителей, так и
правительства. Два года назад было решено
сделать из школы научную лабораторию. Были
созданы условия для того, чтобы дети в течение
всего учебного года могли заниматься
проектно-исследовательской деятельностью,
используя всевозможные современные технологии. |
Как куются кадры?
Возникает законный вопрос: как
побудить педагогов заниматься подготовкой
уроков с использованием сложной техники? Где они
пройдут обучение и сколько времени для этого
нужно?
«Мотивация использовать собственное
время напрямую зависит от интереса к тому, чем
человек занимается, – уверена одна из
учредителей школы «Логос ЛВ» Лидия Владимировна
Комарова. – Если он делает то, что ему
интересно, время течет незаметно. Когда учитель
видит эффект от используемых им средств
обучения, он будет продолжать свою деятельность
в этом направлении. Не стоит забывать, что
меняется не только окружающий мир, в котором мы с
вами живем, – благодаря техническому
прогрессу появилось множество интерактивных,
цифровых устройств, – но меняется и сам
человек».
Первые интерактивные доски школа
приобрела на грант. Причем сразу разместили их не
рядом с традиционной доской, а вместо нее. Но мало
решиться на такой шаг – нужно, чтобы
новоприобретение активно использовалось. И
тогда учителя прошли обучение по программе Intel, которую РГГУ предлагал для
преподавателей высших учебных заведений.
Об этом рассказала другая учредитель
школы, Валентина Михайловна Милякова: «Сначала
обучение прошла инициативная группа, наверное,
самая активная. Эти люди мотивированы на
творчество, самостоятельны, задают коллективу
определенный тонус.
Кроме того, мы постоянно презентуем
работу учителей. В школе периодически
организуются семинары. Коллеги демонстрируют
свою работу на уроках, в рамках учебной
программы. И это побуждает всех включиться в
процесс. Креативность рождается именно внутри
коллектива. Инициатива отдельных педагогов
порождает общий творческий настрой».
Первая группа учителей, которая
защитила свои проекты по специально
разработанной программе, стала по-другому
готовиться к урокам. Техника внедрялась в формат
урока, детям все нравилось.
«Раньше у наших педагогов были
заготовленные уроки, спокойная жизнь, –
вспоминает Лидия Комарова. – Сейчас все
по-другому. Учитель может совершенно иначе
начинать урок. Не “откройте, дети, учебник на
такой-то странице”, а “кто быстрее найдет в
Интернете ту или иную необходимую информацию“.
Ребята быстро справляются, потому что дома в
основном у всех есть компьютеры».
По словам директора школы «Логос ЛВ»
Татьяны Валентиновны Михеевой, «кадровая
проблема сейчас стоит очень остро, потому что та
школьная среда, которая формируется в настоящий
момент, требует новых людей, с иным типом
мышления. И мы понимаем, что таких работников нам
надо готовить самим, воспитывать их, обучать».
Именно по этой причине на коллоквиуме
обсуждали прежде всего то, как можно
организовать не столько повышение квалификации,
сколько именно обучение педагогов передовым
технологиям и методикам в принципиально
изменившейся образовательной среде.
Учитель для учителя
Свежими идеями, связанными с
трансляцией передового педагогического опыта с
использованием хай-тек-технологий, поделились директор
ИНОТ РГГУ Сергей Кувшинов и генеральный директор
НП «Лига образования» Сергей Сафронов в ходе
презентации проекта «Ти-ту-ти» (Т2Т) –
«Учитель-2-учитель» или «Учитель для учителя».
В начале своего выступления коллеги
задали аудитории провокационный вопрос: что
общего между теми детьми, которые находятся в
юрте, показанной на интерактивной доске, и детьми
Стива Джобса, генерального директора компании «Apple»? Дело в том, что детям Стива
Джобса и детям из юрты доступны одни и те же
образовательные ресурсы.
Благодаря солнечной батарее,
установленной рядом с жилищем народов Крайнего
Севера, питаются компьютеры; благодаря тарелке
космической связи обеспечен достаточно быстрый
и скоростной канал выхода в Интернет. Это не
просто полевое устройство, а мобильная цифровая
школа. Она доступна и тем, кто живет в Америке, и
тем, кто работает в образовательных учреждениях
Европы, и пр.
«Наша жизнь насыщается новыми
аббревиатурами. И мы сегодня постараемся ввести
новую – Т2Т. В ней заключаются новые
компетенции – компетенции учителя XXI века», – уверен Сергей
Кувшинов. Они состоят в следующем:
умение ориентироваться в
медиапространстве;
умение ставить, формулировать задачи
и предлагать пути их решения;
способность выбирать
соответствующий метод, средства, язык для
самостоятельного познания, обмена информацией и
коммуникации с учащимися;
умение осуществлять оценку и
самооценку;
способности к оформлению и
осмыслению содержания образования в
графическом, схематическом и текстовом видах;
умение регулировать эмоциональное
поведение, в том числе в сетевом пространстве.
«Готова ли все эти новые компетенции
сегодня воспроизводить в педагогических вузах
система российского образования? Ответ скорее
отрицательный, – считает Сергей Кувшинов. – К
счастью, эти тревоги разделяет наше
правительство. Мы ждем реорганизации
педагогических вузов, которые станут
факультетами классических университетов либо
отдельными центрами переподготовки. Необходимо
предложить новые инструменты подготовки
преподавателей. Намечается “великий переход”,
связанный с изменением парадигмы образования».
Основные пути этого перехода можно проследить по
схеме.
Схема
Обучение в аудитории |
-> |
Обучение в любое
время и в любом месте |
Регулятивное
обучение |
-> |
Индивидуальный
подход |
Учащиеся –
потребители образовательного контента |
-> |
Учащиеся –
создатели образовательного контента |
Информационные
технологии в рамках одной школы |
-> |
Сетевая
информационно-коммуникационная структура |
Технология «бумаги и
мела» |
-> |
Мультиканальный
гипермедийный образовательный процесс |
Проект
профессионального развития педагога
«Если человек профессионально
развивается – значит, он жив как профессионал,
– с такого постулата начал разговор Сергей
Сафронов. – Мы назвали свой проект не “повышение
квалификации”, а профессиональное развитие. Центром
нашей системы является учитель.
Предполагается, что учитель-коучер –
опытный наставник в области информационных
технологий. При этом в паре «учитель –
учитель-коучер» не обязательно кто-то является
главным. Вполне возможно, что люди могут меняться
ролями: сегодня этот человек является учителем,
завтра он будет коучером, а впоследствии –
помощником и участником процесса. Собственно,
задача проекта – найти учителя и найти коучера.
Каким образом это сделать? Вероятно,
должен быть интернет-агент. Это самый простой
способ: зайти на сайт под условным названием
“Хочу учиться – найду учителя”.
Если это не интернет-агент, то рекламный
агент. Скажем, в некоей газете будет
опубликована информация: “Хочу найти учителя,
который поможет мне стать лучше как
профессионалу”. Это простая схема, но сама по
себе она не рождается. Возможно, мы к ней и придем
когда-либо, если будут существовать правильные
инструменты. Но сегодня, чтобы она появилась,
фактически нужно создать рынок
преподавательских кадров, рынок коучеров и
учителей, которые хотят овладеть знаниями в
парах.
Поэтому скорее всего педагог пойдет в
школу, а школа обратится в управление
образования за помощью в повышении квалификации,
поскольку организация движения финансовых
средств сегодня пока не позволяет учителю самому
быть заказчиком своего образования. Но самое
главное состоит в том, что мы не даем педагогу
возможность научиться выбирать те программы и
курсы, которые он мог бы использовать для своего
профессионального развития.
В хорошей связке между школой и
управлением образования эта проблема решается.
Поэтому в нашей схеме появляется образовательный
агент. Это тот, кто в системе образования
занимается профессиональным обучением взрослых,
то есть вуз, учреждение дополнительного
образования или повышения квалификации и т.п.
В нашей схеме коучеры или люди, которые
обладают опытом, появляются не случайно. Они пока
находятся в школах-узлах, то есть там, где создан
определенный климат, как, например, в школе
“Логос ЛВ”. Здесь работает большое количество
педагогов, которые овладели этими технологиями,
и готовы передавать этот опыт другим.
Самостоятельный коучер – пока редкое
явление. Наверное, такие учителя будут
концентрироваться в школах. Поэтому может
возникнуть взаимодействие не просто “учитель –
учитель“, а “школа – школа“, когда несколько
педагогов одного образовательного учреждения
обучаются коллегами из другого.
Сегодня школа не может быть
образовательным агентом, потому что у нее нет
лицензии на оказание подобных видов услуг. Таким
агентом является вуз или другое учреждение,
имеющее право заниматься обучением взрослых.
У образовательного агента есть два
единомышленника – эксперт и модератор. Эксперт
– специалист, владеющий какими-то определенными
знаниями. Он мог бы выступать помощником,
консультантом, читать лекции и т.п. Модератор –
тот, кто осуществляет наблюдение и мониторинг
процесса обучения. Эти взаимоотношения должны
быть управляемыми.
Школы-узлы – это те
образовательные учреждения, которые стали
центром кристаллизации определенного опыта.
Таких школ, безусловно, много. И вполне возможно,
что им не нужен будет образовательный агент, им
достаточно будет наличия финансового агента,
поскольку в этой схеме заложены рыночные
отношения – те, кто готов и имеет, чем поделиться,
получают за это определенные блага, то есть
финансовые ресурсы».
Как учить учителя
Далее С.Кувшинов и С.Сафронов
предложили аудитории ознакомиться с технологией
обучения взрослых в рамках проекта T2T.
Обучение рекомендуется начать с
установочного семинара, рассчитанного на два
часа, в рамках которого потенциальные
участники – учителя и учителя-коучеры – могут
познакомиться, выбрать себе пару, а также
обучиться некоторым технологиям.
При этом большое внимание уделяется
разбору конкретных практических ситуаций,
которые встречаются в реальной жизни учителей в
контексте внедрения ИКТ.
Обучаемым предлагается технология
протоколирования, благодаря использованию
которой появляется возможность проследить за
тем, что с человеком произошло за определенный
промежуток времени. Для этого можно
использовать, например, блог. Модераторы
оценивают ту или иную степень осознания
рефлексии конкретного участника.
На этом этапе возникает проблема
консультирования. Даже находясь в разных школах
и географических плоскостях, при помощи скайпа
учителя могут постоянно взаимодействовать.
Кроме того, есть возможность запросить
консультационную помощь экспертов, любой
специалист может прочитать лекцию. В принципе
при помощи скайпа сегодня на урок к учителю может
попасть любой желающий.
После того как процесс запущен,
наступает следующая часть цикла – описание
опыта, формирование некоего конкретного
продукта, который этот опыт представляет. Здесь
используются такие традиционные формы, как
семинары, лекции и разные формы описания опыта.
Можно сказать, что это в определенном смысле
выход на портфолио.
Активное экспериментирование –
это переход к опытной стадии. Нужно понять,
насколько человек осознал предлагаемые
технологии. Проектная деятельность предполагает
всевозможные проекты между участниками сети. В
этой системе будут существовать отношения не
только между двумя учителями, но и между всеми
участниками обучения. Фактически это некая
социальная сеть, которая позволяет педагогам
получать помощь коллег.
Чтобы вовлечение людей в это
пространство было наиболее эффективным,
вводится такое понятие, как «гостевая комната».
Возможно, одно из помещений школы-узла будет
оборудовано как комната-трансформер, куда
приглашается учитель, участвующий в проекте. Он
мог бы жить в школе необходимое количество
времени и работать со своим персональным
коучером: вести уроки, проводить какие-то проекты
и т.п. То есть в активной деятельности
отрабатывать полученные навыки,
экспериментировать. Когда учитель переходит к
активной деятельности, он нарабатывает новый
опыт. Таким образом цикл замыкается.
Зачем все это нужно?
«Этот проект нельзя реализовать, не
используя новые информационные,
коммуникационные, аудиовизуальные,
интерактивные технологии, – убеждены его
создатели С.Кувшинов и С.Сафронов. – Он может
жить только в этой искусственно построенной
среде. У него нет ни начала, ни конца. Это проект
“нон-стоп”, втягивающий в себя не только
преподавателей, учителей, коучера какого-то
отдельного региона. Он экстратерриториальный».
«Первые участники, подключившиеся к
этому проекту, рассказали о нем на коллегии в
Министерстве образования Московской области. Он
был сразу же понят и поддержан первыми лицами – и
заместителем министра, и министром образования
Московской области. Мы почувствовали, что
сегодня образованию необходимо предложить
что-то новое, принципиально важное. И успех этот
просчитывается», – уверен Сергей Кувшинов.
|