На вопросы анкеты в конце 2009 г.
ответили 550 новгородских учителей и 60
директоров из 36 городских общеобразовательных
школ, 13 школ с углубленным изучением отдельных
предметов и 9 гимназий.
В каждом ОУ социологи опросили по 10
человек: директора, двоих предметников (химия,
физика, география), одного учителя иностранного
языка, двоих преподавателей русского языка,
двоих математиков и двоих учителей начальных
классов.
Новгородским педагогам предлагалось
ответить на вопрос, волнующий сегодня всю
образовательную общественность: что изменилось
в их жизни после введения НСОТ? Что они хотели бы
в ней переделать? Действительно ли они стали
больше зарабатывать? А если да – то за счет чего
выросли их доходы?
Поскольку НСОТ невозможно реализовать
без вложения дополнительных денежных средств,
исследователи решили выяснить, как изменилось
финансирование школ разных видов в Новгородской
области. Каким образом оно повлияло на средний
уровень учительских зарплат, на долю
стимулирующей части в составе ФОТ, на размер и
долю стимулирующих выплат в зарплате каждого
учителя?
Социологи задались вопросом:
действительно ли учительская зарплата по НСОТ
зависит от качества педагогического труда? Может
быть, ее повышение связано с возросшими
нагрузками и, следовательно, не компенсирует
временных, интеллектуальных и эмоциональных
затрат?
Многие подходы исследования
показались участникам конференции спорными. Как
и тот факт, что были взяты только городские школы
одного субъекта РФ, и что слишком многое
базировалось на ответах самих учителей. Однако
полученные результаты в любом случае можно
рассматривать как срез настроений в
педагогической среде. Причем срез типичный. Ведь
Новгородская область – обычный дотационный
регион.
Нестимулирующие выплаты
Идеология новой системы оплаты
труда предусматривает рост учительских доходов
за счет стимулирующих выплат, которые
начисляются каждому педагогу за качество его
работы. Поэтому НСОТ подразумевает сокращение
часов и увеличение времени на внеурочные
занятия, консультации с учениками по предмету.
Однако такие изменения происходят, судя по всему,
далеко не во всех учреждениях.
В своих анкетах учителя
общеобразовательных школ Новгородской области
констатировали, что рост их заработков
по-прежнему зависит от количества уроков.
Отвергли эту закономерность лишь преподаватели
гимназий (таблица 1).
Таблица 1
За счет чего растут заработки
учителей в школах разных видов?
За счет увеличения времени на: |
Общеобразовательные школы |
Общеобразовательные школы с углубленным
изучением отдельных предметов |
Гимназии |
Проведение
уроков в классе |
+ |
+ |
– |
Проверку
тетрадей |
+ |
+ |
– |
Внеклассные
мероприятия не по предмету |
+ |
– |
– |
Изучение
методической литературы не по предмету |
+ |
– |
– |
То, что учителя
продолжают гнаться за часами, неудивительно:
стимулирующие выплаты весьма скромны.
Педагог обычной новгородской
общеобразовательной школы получает за все свои
достижения в среднем около 1812 рублей в месяц. В
школах с углубленным изучением отдельных
предметов и в гимназиях средняя стимулирующая
надбавка немного выше – 2466 и 2159 рублей
соответственно.
Директора сообщили, что
финансирование стимулирующей части ФОТ в их
образовательных учреждениях оставляет желать
лучшего: в общеобразовательных школах оно не
превышает 60% от необходимого. Немного выше оно в
гимназиях.
Несмотря на то что новгородским
педагогам выделяются доплаты за проверку
тетрадей и ряд внеклассных мероприятий, рядовому
преподавателю обычной школы по-прежнему выгодно
набирать часы, работая на полторы-две ставки.
Что касается учителей из учебных
заведений повышенного уровня, то 15%
преподавателей гимназий сообщили: с 2009 г. они
вынуждены были давать в своем ОУ платные
консультации и вести платные кружки для учеников
(в общеобразовательных школах этот показатель
колеблется в районе 2–3%).
А 18% педагогов из ОУ с углубленным
изучением предметов признались: их зарплаты
повысились не потому, что они стали успешнее
работать с детьми, а потому, что им удалось
устроиться в своей школе на какую-нибудь
непедагогическую должность.
Времени больше, заработки – меньше
Может быть, после введения НСОТ
снизились нагрузки на педагогов? Исследователи
Лаборатории институционального анализа ГУ–ВШЭ
задали респондентам вопросы о распределении их
рабочего времени.
Какие виды дополнительных работ
пришлось дополнительно делать в 2009 году?
Анкетирование дало неожиданный результат.
Почти 45% учителей общеобразовательных
школ ответили: это было ведение документации об
успеваемости учеников. Ответ несколько
удивительный, если учесть, что классные журналы
велись всегда. Однако это может
свидетельствовать об усложнении и ужесточении
документооборота и более строгом подходе к
школьной отчетности. Не случайно меньше времени
на ведение документации затрачивали
преподаватели школ с углубленным изучением
предметов и гимназий (35 и 30% соответственно).
Следующее место в рейтинге временных
затрат учителя заняла «организация мероприятий,
повышающих имидж школы».
Формула кажется неопределенной: ведь в
этот перечень можно включить что угодно – от
создания школьного интернет-сайта до подготовки
открытого доклада. Однако эти мероприятия не
касаются сути учительского труда – творческой
работы с учениками.
Задав вопрос об имидже школы,
социологи обнаружили ту же закономерность: в 2009
г. первыми в рейтинге оказались учителя
новгородских общеобразовательных школ. Свыше 25%
из них ответили, что им пришлось дополнительно
тратить время на данный аспект.
Интересно, что в гимназиях и школах с
углубленным преподаванием предмета, где работе с
родителями уделяют больше времени, лишь 20%
учителей дали такой же ответ.
Неожиданным оказалось то, что после
введения НСОТ меньше всего времени опрошенные
педагоги потратили на административную работу:
на ее увеличение в 2009 г. пожаловались чуть более
18% учителей из новгородских общеобразовательных
школ, 15% – из гимназий и около 10% – из школ с
углубленным преподаванием предметов.
Полученные результаты
свидетельствуют: рядовой новгородский учитель
стал проводить в школе гораздо больше времени.
Однако компенсируются ли эти временные затраты
соответствующими стимулирующими выплатами? Это
был один из главных вопросов, поставленных
исследователями.
На вопросы анкет только преподаватели
гимназий ответили, что рост получаемых ими
стимулирующих выплат действительно (как и
предполагали идеологи НСОТ) связан с внеклассной
работой по предмету, с занятиями с одаренными
детьми.
А вот учителя общеобразовательных
школ такой зависимости не обнаружили (таблица 2).
Судя по их ответам, они по-прежнему получают
надбавки только за выслугу лет, классное
руководство, обслуживание учебных кабинетов (за
подготовку победителей олимпиад их премировали
и раньше).
Таблица 2
За что вы получаете стимулирующие
выплаты?
Связь роста временных затрат и
получения соответствующих стимулирующих выплат |
Общеобразовательные школы |
Общеобразовательные школы с углубленным
изучением отдельных предметов |
Гимназии |
Классное
руководство |
+ |
+ |
– |
Подготовка
учебных кабинетов |
+ |
– |
– |
Повышение
квалификации |
+ |
+ |
– |
Подготовка
к олимпиадам |
+ |
– |
– |
Проведение
внеклассных мероприятий не по предмету |
– |
+ |
– |
Организация
мероприятий, повышающих авторитет школы |
– |
+ |
– |
Внеклассная
работа по предмету |
– |
– |
+ |
Занятия
с детьми с повышенной мотивацией |
– |
– |
+ |
Никаких изменений!
Проанализировав учительские ответы,
ученые из Лаборатории институционального
анализа экономических реформ ГУ–ВШЭ пришли к
неутешительному выводу. По их мнению, в
обследованных общеобразовательных школах НСОТ
пока никак не повлияла на стремление педагогов
углубленно работать с учениками по предмету.
Новая система оплаты не вызвала и
серьезных изменений в распределении времени и
выдвижении приоритетов для гимназических
педагогов. Учителя гимназий работают с
одаренными детьми в таком же объеме, как прежде.
Сравнив финансирование обычных ОУ и
школ повышенного уровня, социологи пришли к
выводу, что в финансово успешных учебных
заведениях (имеющих дополнительные внебюджетные
доходы) независимо от их вида принципиальных
изменений в работе учителей с учениками
практически не произошло.
Зато в учреждениях, где НСОТ введена в
условиях прежнего (то есть относительно низкого)
финансирования, могут произойти противоположные
вещи.
Скажем, учителю общеобразовательной
школы (особенно это касается ОУ с трудным
социальным контингентом) приходится добиваться
в первую очередь стимулирующих выплат, не
связанных с обучением своему предмету. Если он по
какой-либо причине не может это сделать, то
гонится либо за часами, либо за освобождающимися
должностями в школе (вплоть до вакансий
обслуживающего персонала).
Калининградский вариант
Схожие тенденции ученые из
Лаборатории институционального анализа
экономических реформ ГУ–ВШЭ обнаружили и в ходе
опроса 890 учителей и 90 директоров из 90 городских
школ Калининградской области (2009 г.).
Как показали результаты
анкетирования, менее чем у четверти
калининградских педагогов (23%) в 2009 г. увеличился
суммарный доход. 25% ответили, что их заработки не
изменились по сравнению с 2008 г., и новая
система оплаты труда на них никак не повлияла.
Значительная часть респондентов (41%) сообщила,
что по сравнению с прошлым годом их доходы
сократились. (Лишь 8% опрошенных калининградских
педагогов затруднились с ответом на этот вопрос,
а 3% отказались на него отвечать.)
Однако разница между повысившимися и
понизившимися заработками не слишком
значительна. Месячные доходы калининградских
педагогов, отметивших повышение зарплаты,
составили в 2009 г. около 15 тысяч рублей, а у тех, кто
пожаловался на понижение заработков, – около
12 тысяч рублей.
Статья подготовлена при поддержке фонда «Надиса». Если Вы проживаете в сейсмически нестабильном районе и хотите быть в курсе происходящих событий в области землетрясений, то оптимальным решением станет зайти на сайт фонда «Надиса». На сайте, расположенном по адресу www.nadisa.Org, вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать более подробную информацию об прогнозах землетрясений. Фонд «Надиса» создан на добровольческой основе для улучшения мониторинга и прогнозирования землетрясений в мире.
Около четверти опрошенных ищут
источник подработки в своей собственной школе (в
качестве административного,
учебно-вспомогательного или обслуживающего
персонала). Интересно, что репетиторство «на
стороне» больше не является для них лекарством
от всех бед (этот вариант отметили в качестве
источника доходов лишь 8% учителей!).
2% респондентов сообщили, что работают
по совместительству в других школах, 3% – имеют
заработки в системе дополнительного и
профессионального образования, 1% – в
учреждениях, не связанных с образованием.
Стимулирующие надбавки начали
получать две группы учителей. Первая и до НСОТ
поддерживала высокое качество обучения. Вторая
после нововведения увеличила формальную
нагрузку, стала больше уделять внимания «работе
на показатели».
Когда социологи предложили педагогам
структурировать информацию об источниках своих
доходов, они получили такой
среднестатистический вариант:
74% всего заработка калининградского
учителя составляет должностной оклад;
32% – работа на других должностях в
школе;
21% – стимулирующие выплаты.
Это означает, что с введением НСОТ
повышения учительских доходов не произошло.
Педагоги стали зарабатывать больше,
потому что много времени начали проводить в
школе (кто-то в буквальном смысле стал там
дневать и ночевать).
Неудивительно, что 68% калининградских
учителей в 2009 г. стали получать надбавки,
которых у них не было до введения НСОТ. Однако
принципы формирования этих надбавок заставили
исследователей задуматься.
Социологи не обнаружили прямой связи
между ними и внеурочными занятиями с учениками
по тому или иному предмету. Большая часть
учителей, сообщившая о повышении доходов,
одновременно указала и на снижение подобного
рода нагрузок.
Обнаружилась непосредственная связь
между новыми доходами, чтением профессиональной
литературы, выступлениями на педагогических
конференциях, написанием статей.
Однако чаще всего получение
дополнительного дохода связано с проведением
разного рода внеклассных мероприятий.
После введения НСОТ многие
калининградские учителя оказались больше
загружены административной работой или участием
в разнообразных проектах, чем углубленными
дополнительными занятиями с учениками по
предмету.
В итоге педагог, старающийся
добросовестно передавать детям свои знания, чаще
всего проигрывает по сравнению с тем, кто
стремится провести как можно больше внешкольных
мероприятий.
Среди 175 опрошенных калининградских
учителей, серьезно повысивших свои доходы в
связи с введением НСОТ, 65% ответили, что теперь им
приходится тратить множество дополнительных
усилий на заполнение бумаг и участие в собраниях.
Среди 335 учителей, чьи доходы
понизились после введения НСОТ, 45% резюмировали:
повысившаяся нагрузка негативно влияет на их
творческие достижения, так как не позволяет им
участвовать в программах повышения
квалификации.
Кому при НСОТ жить
хорошо…
Более половины из 752 опрошенных
учителей самой западной области России выразили
свое положительное отношение к НСОТ. 63% педагогов
отметили, что новая система оплаты труда
позитивно повлияла на их собственную работу в
школе.
При этом 23% респондентов
недвусмысленно заявили о своем неприятии
нововведения, а 26% признались в «скорее
отрицательном» к нему отношении.
Выяснилось также, что более лояльно
восприняли НСОТ в больших школах
Калининградской области. И это неудивительно. В
крупных ОУ имеется соответствующий фонд оплаты
труда, выше стимулирующая часть ФОТ и больше
объем привлеченных внебюджетных средств. Такие
школы чаще участвуют в конкурсах и проектах,
получают гранты.
В образовательных учреждениях с
небольшим финансированием учителя реже видят
позитивную отдачу от НСОТ: там приходится решать
проблему, увольняя педагогов или
вспомогательный персонал, и за счет этого
повышать зарплаты оставшимся.
Исследователи обратили внимание на
закономерность: если в ОУ обучаются свыше
700 человек – коллектив высказывает
положительное отношение к НСОТ. Если 600 учащихся
и меньше – новая система оплаты труда учителям
уже не нравится.
Если объем стимулирующей части ФОТ за
год превышает 3 млн. рублей, педколлектив готов
полюбить НСОТ. Если же стимулирующая часть ФОТ не
дотягивает до 1 800 000 рублей, сотрудники
высказываются о НСОТ «скорее отрицательно».
НСОТ оказалась по душе учителям школ,
где в течение года привлекли не менее миллиона
бюджетных и не менее полумиллиона внебюджетных
средств (за участие в грантах, конкурсах,
проектах, в качестве пожертвований, за оказание
платных образовательных услуг).
Если же эти цифры ниже (например, 800 и 300
тысяч рублей соответственно) – коллектив уже не
испытывает энтузиазма.
Социологи сфокусировали внимание на
таком факте: в школах с небольшим
финансированием при переходе на НСОТ педагоги
понесли потери. Зарплата многих из них
оказывается ниже той, которую они прежде
стабильно получали «за категорию» и «за стаж».
«Приходится немножечко
лицедействовать…»
Почти половина опрошенных учителей
Калининградской области ответила, что
необходимо доработать и дополнить критерии
распределения стимулирующей части в НСОТ. Однако
исследователи обратили внимание, что среди
настаивающих на доработке значительное число
педагогов, чьи доходы снизились после введения
новой системы оплаты труда.
Ниже мы приводим несколько фрагментов
из анкет учителей школ Калининградской области
(2009 г.).
Вопрос. Изменилось ли после
введения НСОТ то, что и как вы преподаете и к чему
готовите учеников?
Ответ. Измениться, может, и не
изменилось, но свелось к тому, что чем больше
бумажек, тем лучше. А то, как вы преподаете, уже
никого не интересует.
Ответ. Я считаю, что это к
зарплате вообще никакого отношения не имеет. Я
трудилась как пчелка, так и тружусь, и все сложнее
и сложнее программа, поэтому все больше и больше
внимания уделяю ученикам.
Вопрос. С какими трудностями
учителя сталкиваются в школе? Чем они вызваны?
Ответ. Огромное количество
отчетности, разного рода бумаг. Мы работаем на
показатели, забывая о главном – воспитании и
обучении.
Вопрос. Как вы относитесь к
изменениям, связанным с НСОТ?
Ответ. Многим педагогам, которые
когда-то просто работали, теперь приходится
немножечко лицедействовать… Сегодня ситуация
складывается таким образом, что если учитель
просто дает детям знания, то этого недостаточно.
Есть люди, которые ведут уроки не так хорошо, но
они «светятся» во всяких проектах и этим
зарабатывают себе на жизнь. А люди-трудяги в
связи с тем, что такой публичностью не
занимаются, проигрывают. Да, результаты есть, но
они появляются в конце года и связаны с
экзаменами, итогами ЕГЭ, а творчество – оно в
течение всего года.
Вопрос. Как вы относитесь к
изменениям, связанным с НСОТ?
Ответ. Отрицательно. В школе
стало много мишуры. Это неприятно.
Ответ. У нас зарплата стала
меньше, и это сильно расстраивает. У меня 20 часов
в неделю минус подоходный налог – получается 7
тысяч. Смешно! А если учитель не участвует во
всевозможных экспериментах? Если он просто
трудяга и должен научить ученика считать, писать
и т.п., то он будет получать копейки.
Ответ. В принципе новая система
оплаты труда кажется мне правильной. Но при
наличии достаточно высокой минимальной зарплаты
каждого педагога. Если он будет мало получать,
НСОТ его испортит: либо начнет стараться
вылезать из кожи, либо в конце концов плюнет на
все. Пока же НСОТ очень плохо «переваривается» в
школе. Те, кто не хочет работать продуктивно,
недовольны, потому что мало получают. А те, кто
хочет работать хорошо, просто выбиваются из сил.
Ответ. К новой системе оплаты
труда отношусь позитивно, но ее принципы
нуждаются в доработке. Я считаю ключевой,
стратегической ошибкой, что сначала произошло
повышение зарплаты, а потом введена НСОТ. Мы
перераспределили внутри коллектива те средства,
к которым привыкли. Для того, чтобы поощрить
лидеров, мы вынуждены у кого-то эти средства
забрать. Чтобы НСОТ работала эффективно, в нее
нужно делать больше вложений. То есть
увеличивать норматив.
Продолжение рассказа об
исследовании социологами темы НСОТ в
Калининградской области читайте в следующем
номере.
В публикации использованы
материалы:
1. Андрущак Г.В., Козьмина Я.Я., Сивак
Е.В., Юдкевич М.М. Новая система оплаты труда в
школах. Опыт Калининградской области.
Информационный бюллетень ГУ–ВШЭ, 2009.
2. Козьмина Я., Сивак Е. Реализация и
последствия новой системы оплаты труда учителей
в зависимости от характеристик школ. Доклад
конференции, 2010.
|