Общеобразовательная средняя
(полная) школа № 3 г. Белоярского – адаптивное
учебное заведение. Структура начальной школы
представлена в виде гимназических, традиционных,
компенсирующих, специальных (коррекционных)
классов и предусматривает передвижение учащихся
по горизонтали.
Особого внимания требуют к себе
школьники, испытывающие трудности в обучении,
так называемые дети педагогического риска.
Организация учебного процесса в специальных
(коррекционных) и компенсирующих классах
предполагает усвоение такими учениками базовых
знаний на уровне государственных стандартов и
помогает решить проблемы социализации этих
детей. На базе интегрированных знаний о ребенке
мы используем модуль функционального влияния
субъектов коррекционно-развивающего обучения.
Субъектами процесса являются
родители, ребенок, учитель, психолог, социальный
педагог, воспитатель, логопед, учитель
физического воспитания, детский коллектив,
медсестра, сотрудники школы, администрация.
Каждый из них решает свои задачи, находясь в
непрерывном взаимодействии с остальными.
Постоянными задачами педагогов
являются:
глубокое психолого-педагогическое
изучение ребенка с целью установления причин
возникновения у него трудностей в обучении и
характера отклонения в развитии;
определение направлений
коррекционной работы, правильной тактики
индивидуального подхода;
последовательная индивидуализация
обучения;
целенаправленное осуществление
оздоровительной и коррекционно-воспитательной
работы.
Реализация задач
коррекционно-развивающего обучения
предполагает новый качественный уровень
профессиональной подготовки и учителя, и
воспитателя группы продленного дня, и
социального педагога, в частности, включение в
нее необходимых знаний по психогигиене и
психотерапии.
Так, учитель решает
образовательно-развивающие задачи при помощи
диагностики учебно-познавательных возможностей
школьников. Планирование учебной работы
строится на рационализации обучения, и на этой
основе используются резервы, скрытые как в
структурировании содержания учебного материала,
так и в методике обучения.
Установлено, что характер и результат
учебной деятельности ребенка непосредственно
предопределяют его психическое самочувствие,
что является одним из важных факторов, влияющих
на развитие и здоровье. В практике нашей школы
находят подтверждение теоретически объективные
психолого-дидактические условия организации
учебной деятельности учащихся компенсирующих и
специальных (коррекционных) классов, позволяющие
обеспечить лечебный и коррекционный эффект. В их
числе построение содержания учебной работы с
ориентацией на «зону ближайшего развития
школьников», включение в процесс обучения
различных форм фронтальной и дифференцированной
помощи учащимся: оценка результатов учебной
деятельности по критерию относительной
успешности.
Психологи установили, что овладение
детьми программным материалом зависит от манеры
его изложения, личности учителя. Искусство
улыбки, интонации, поощрение взглядом –
слагаемые психогигиенического воздействия на
ребенка.
Основу педагогической психотерапии
составляют педагогическая этика, гуманное
отношение к ученику. Главное в коррекционной
педагогике – гуманизация воспитания и обучения.
Создать позитивное настроение, атмосферу
раскрепощенности и творческого обучения с
удовольствием, с чувством защищенности и
равенства, свободного выбора – все это не только
основа гуманной педагогики, но и ядро
психотерапевтического межличностного общения
между субъектами коррекционно-развивающего
обучения. Личностный подход к ребенку, глубокое
понимание его индивидуальных особенностей
развития, причин затруднений в учебе и
отклонений поведения – основа эффективности
коррекционных воздействий.
Эмоциональное благополучие и чувство
защищенности, возникающее и закрепляющееся у
детей, становятся решающим условием душевного
здоровья школьников, исключают появление
тревожности, вторичных невротических
отклонений, формируют активную жизненную
позицию, адекватную самооценку школьников.
Воспитание и обучение учащихся
коррекционных классов осуществляется в
сопровождении психолога. Специалист
изучает индивидуальные психологические
особенности ребенка, направляет усилия
педагогов с помощью рекомендаций и консультаций.
Ежегодная диагностика посещения уроков и
занятий позволяет говорить о динамике развития и
планировать пути коррекционной работы отдельно
с каждым воспитанником.
Специальные тренинги с педагогическим
коллективом, проводящиеся психологом не реже
одного раза в год, служат повышению
психологической грамотности педагогов,
отработке приемов работы с учащимися, имеющими
трудности различного характера. Кроме этого,
школьный психолог занимается индивидуальной и
групповой работой непосредственно с детьми.
Социальный педагог
взаимодействует с семьей и способствует
адаптации ребенка в обществе. В школе работает
кружок для учащихся с девиантным поведением, где
дети учатся правильно себя вести в тех или иных
ситуациях, общаться со сверстниками и взрослыми,
приобретают социальную компетентность.
Во всех классах компенсирующего и
специального (коррекционного) обучения открыты
группы продленного дня, в которых воспитатель
создает условия для нравственного, трудового,
физического и эстетического воспитания,
развития коммуникативных свойств личности.
Отдельно планируется воспитательная работа с
«трудными» детьми, с семьей. Конечно, уровень
воспитанности в процентах проследить
невозможно. Но необходимо отметить, что учащиеся
нашей школы отличаются непосредственностью,
открытостью, они доброжелательны, вежливы,
достаточно внимательны к окружающим.
Развитию и самореализации личности
ребенка помогает работа логопеда, учителя
физкультуры, ритмики. Вместе с тем, они
совместно со школьной медсестрой, педагогами и
родителями помогают сохранить и укрепить
здоровье. Деятельность медицинской сестры
значительно шире и включает в себя большой блок
профилактической, просветительской и
практической оздоровительной работы как среди
педагогов и учащихся, так и среди родителей. Она
организует не только медикаментозную, но и
немедикаментозную профилактику простудных
заболеваний, контролирует соблюдение санитарных
норм в учебно-воспитательном процессе. Благодаря
этому частота пропусков уроков по болезни
постепенно снижается.
Усилия всех специалистов
концентрируются на личности ребенка с целью
оказания ему необходимой помощи в адаптивном
пространстве школы. Администрация
координирует усилия субъектов по созданию
условий социально-психологической адаптации
через внутришкольный контроль, проведение
совещаний, собраний, педсоветов и др.
Педагоги занимаются
профилактикой возможных проблем детей, помогают
им справляться с возникшими трудностями. Вся
работа с ребенком проводится в тесном контакте с родителями.
Постепенно все аспекты личности
ученика получают необходимый стимул для своего
развития и реализации. Три последних учебных
года в школе нет дезадаптированных учащихся, до
минимума снизился уровень невротизации. В
результате эффективной
коррекционно-развивающей работы в прошедшем
учебном году выявилась группа успешных
школьников, не нуждающихся более в обучении в
компенсирующем классе. Из года в год растет
уровень воспитанности детей, качество знаний. В
прошедшем учебном году 100% учащихся успешно
перешли в следующий класс.
И как условно деление единой личности
на составляющие, так же невозможно разделить
участие всех взрослых в жизни ребенка. Только
тесная взаимосвязь, работа в унисон педагогов
школы по принципам гуманного отношения к своим
воспитанникам может привести (и приводит) к
достижению образовательных целей, помогает
успешному обучению, развитию способностей,
самореализации и сохранению здоровья
школьников.