Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2010

Школьный уклад

«Окно в цветной мир»

Концепция программы духовно-нравственного воспитания

Важную роль в воспитании гражданина и патриота играет общеобразовательная школа. Школьная пора – самое благодатное время для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития и гражданского воспитания, недостаток которых трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы: от дошкольного детства – к раннему школьному возрасту, далее – к подростковому периоду, от него – к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, – утверждал Л.С. Выготский, – есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».

Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию. В основу создания программы духовно-нравственного воспитания «Окно в цветной мир», фрагменты которой мы представляем сегодня, были положены базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России. Опора на них позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений (рис.).

Рис. Базовые национальные ценности – основа программы «Окно в цветной мир»

Воспитательное и обучающее пространство школы должно наполняться этими ценностями. Это то, что объединяет всю деятельность педагогического коллектива и пронизывает все воспитательные мероприятия.

Духовно-нравственное развитие определяется нами как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности учащегося, развития способности человека сознательно выстраивать отношение к себе (блок «Я и Я»), своей семье («Я и семья»), другим людям («Я и школа»), обществу, государству, Отечеству («Я и Отечество»), миру в целом («Я и планета Земля») на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов.

Программа «Окно в цветной мир» направлена на духовно-нравственное развитие учащихся на базе их приобщения к национальным российским и общечеловеческим ценностям («Я и культура») в контексте формирования идентичности гражданина России, осознания им своей этнической, конфессиональной или социокультурной принадлежности.

Мы исходим из того, что наша программа воплощает в себе совокупную деятельность школы, которая реализуется в трех сферах: в процессе обучения (урочная деятельность) – во внеклассной работе (внеурочная деятельность) – и во внеучебных мероприятиях (внешкольная деятельность). Для того чтобы воспитательная система была жизнеспособна, необходимо согласованное функционирование всех этих трех подсистем.

Духовно-нравственное воспитание учащихся не может полноценно осуществляться силами одного лишь образовательного учреждения. Мы убеждены, что школа – это не только место для получения новой информации, а затем аттестата об образовании. Это важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и человеческого развития школьника. «Окно в цветной мир» активно включает в процесс духовно-нравственного воспитания традиционные российские религиозные организации, общественность, СМИ, учреждения культуры, спорта, социальные учреждения. В приложении 1 представлены наши партнеры по реализации программы.

Наиболее системно, последовательно и глубоко определенные базовые ценности могут формироваться благодаря укладу школьной жизни. Под ним мы понимаем внутреннюю жизнь образовательного учреждения, которая определяется сложившимися правилами и нормами, традициями. Это действующие в школе взаимоотношения, а также содержание и направленность воспитательной работы. Духовно-нравственное развитие учащихся возможно только в условиях специально организованной среды в рамках уклада школьной жизни.

Уклад и его влияние на духовно-нравственное развитие личности учащегося в нашей школе представлены в приложении 2.

Таким образом, проектная идея нашей программы «Окно в цветной мир» – это гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

Рассмотрим цели и задачи программы в приложении 3.

Принципы реализации программы:

  • Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей: добро, уважение, ответственность, готовность прийти на помощь, старательность, добросовестность;

  • природосоответствие воспитания: опора на природу ребенка, его врожденные психофизиологические особенности, возможности;

  • позиция «успех порождает успех»;

  • «право на ошибку»;

  • сотрудничество и взаимодействие;

  • интеграция учебной и воспитательной деятельности.

Виды и формы воспитывающей деятельности:

  • Урочная деятельность:

– проектная работа;

– элективные курсы («История религий», «История русской культуры», «Вариации прекрасного» и др.).

  • Внеурочная деятельность:

– работа школьного научного общества;

– проведение традиционных праздников;

– работа блока дополнительного образования.

  • Внешкольная деятельность:

– система экскурсионной работы;

– социальные акции («Дари тепло», «От сердца к сердцу», «Чистый город»);

– «уроки мужества», вахты памяти и др.

Система программных мероприятий представлена в приложении 4.

Мониторинг, критерии, показатели результативности программы

Результаты воспитательной деятельности никогда не лежат на поверхности, их оценка требует напряженной работы мысли, анализа множества факторов, условий и обстоятельств. Для определения результативности представленной программы духовно-нравственного воспитания необходимы критерии, которые значительно отличаются от параметров оценки учебной деятельности.

Мы опирались на разработанную в современной психологии концепцию «гуманитарной экспертизы», цель которой – выявление «человеческих» результатов педагогической деятельности, «человеческого в человеке».

В свете «гуманитарной экспертизы» для оценки эффективности программы духовно-нравственного воспитания «Окно в цветной мир» мы используем характеристики, принятые в психологии: базовые, общие и конкретные.

Качественным критерием данной программы является модель выпускника – это ориентиры для построения процесса его подготовки, качество образования и социализации личности как субъекта практической деятельности.

Для объективной оценки результативности представленной программы по выделенным конкретным критериям мы проводим:

– мониторинг диагностики личности ученика;

– психолого-педагогический анализ урока;

– системный анализ эффективности классного часа;

– диагностику системы ценностных ориентаций;

– анкетирование родителей;

– диагностику стиля общения педагога с воспитанниками;

– и др.

Статья подготовлена при поддержке компании «Терра Окна». Если ваши окна пришли в негодность и зимой они то и дело пропускают тепло, то хорошей идеей будет их заменить. Посетив сайт компании «Терра Окна» по адресу http://terraokna.ru/ Вы сможете по выгодной цене заказать пластиковые окна, изготовленные из высококачественных материалов. Удобный калькулятор поможет быстро рассчитать стоимость окна.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Сотрудничество с социальными партнерами ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 901

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Таблица

Система программных мероприятий

Блоки

Воспитательные задачи

Основные формы

Мероприятия

Период исполнения

Ответственные

«Я и Я»

1. Формирование духовно-нравственных ориентиров.

2. Формирование гражданского отношения к себе.

3. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.

4. Формирование потребности самообразования, воспитания своих морально-волевых качеств

  • Беседы.

  • Тестирование.

  • Психологический практикум.

  • Лекции.

  • Акции милосердия

Психологические практикумы «Я и мы», «Что такое личность?», «Кем быть?», «Человек среди людей», «Быть человеком» и др.

1 раз в месяц

Педагоги-психологи

Акции милосердия «От сердца к сердцу», «Дари тепло» и др.

1 раз в триместр

Классные руководители

Лекции «Имею право», «Ответственность» и др.

1 раз в триместр

Школьный инспектор по делам несовершеннолетних,

социальный педагог

Работа выставки «VIP Persona»

В течение учебного года (1 раз в 2 месяца смена экспозиции)

Руководитель НОУ

Система классных часов: «Что такое счастье?», «Мы разные, но мы вместе», «Воспитание характера», «Умей сказать “Нет”»

1 раз в месяц

Классные руководители

«Я и здоровье»

1. Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся.

2. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

3. Пропаганда здорового образа жизни и занятий физической культурой

  • Работа спортивных секций.

  • Организация спортивно-массовых мероприятий: соревнований, праздников.

  • Походы.

  • Беседы.

  • Тренинг.

  • Конкурсы

Внутришкольная спартакиада

В течение учебного года

Инструктор по спорту,

ШСК «Олимп»

Участие в районных, окружных, городских спортивных соревнованиях

Военно-спортивные эстафеты, праздники

Февраль, май

Замдиректора по безопасности,

ШСК «Олимп»

Олимпиада по физической культуре

Ноябрь

Учитель по физической культуре

Проведение диспансеризаций школьников

Согласно графику

Медицинская сестра

Дни здоровья

1 раз в триместр

Замдиректора по ВР

Конкурсы плакатов: «Нет наркотикам!», «Курить и пить – здоровью вредить» и т.п.

Классные руководители, учитель изо

Проведение мониторингов:

  • общероссийского;

  • развития физических качеств;

  • заболеваемости учащихся

В течение учебного года

Руководитель мониторингового центра, учителя физической культуры

Акция «Класс, свободный от курения»

В течение учебного года

Замдиректора по ВР, классные руководители

Лекторий «Здоровый образ жизни»

В течение учебного года (1 раз в месяц)

Медицинская сестра

«Я и семья»

1. Формирование представлений о семейных ценностях.

2. Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.

3. Формирование у учащихся понимания сущности основных социальных ролей сына и мужа

  • Беседы.

  • Праздники.

  • Тематические вечера.

  • Родительские собрания.

  • День открытых дверей

Анкетирование учащихся с целью выяснения отношений в семье

Сентябрь–октябрь

Педагоги-психологи

Концерты к традиционным праздникам: 8 марта, 23 февраля, 9 мая

Февраль, март, май

Замдиректора по ВР

Система классных часов: «Наши корни», «Ценности трех поколений», «Отцы и дети», «Пора взросления», «Я и моя будущая семья»,

«Мой дом – моя крепость» (о нравственных основах построения семьи)

В течение учебного года

Классные руководители

Фотовыставка «Фотографии из семейного альбома»

Январь–февраль

Руководитель НОУ

Спортивные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья»

Ноябрь, март

Учителя физической культуры

Тематические родительские собрания

3 раза в учебный год

Замдиректора по УВР, ВР, классные руководители

«Я и школа»

1. Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.

2. Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии

  • Школьные линейки.

  • Организация дежурства.

  • Олимпиады, конкурсы.

  • Дни самоуправления.

  • Трудовые десанты.

  • Школьные вечера

День самоуправления

Октябрь

Школьный ученический совет

Декады по предметам

Согласно графику

Завкафедрой

Научно-практическая конференция

Декабрь, май

Руководитель НОУ

Организация самоуправления в классах

Сентябрь

Классные руководители

Организация дежурства в классе и школе

В течение учебного года

Замдиректора по ВР, классные руководители

Интеллектуальные игры

В течение учебного года (1 раз в триместр)

Руководитель НОУ

Конкурс проектных работ «Открытие», «Премьера»

Ноябрь, январь

КТД: «Погружение в эпоху»; «Школа – наш дом, будь хозяином в нем»; «Вечер школьных друзей» и др.

Октябрь, декабрь, февраль

Школьный ученический совет

Лекции «Правила нравственной жизни»,

«Последствия нарушения нравственных правил», «Духовные опасности нашего времени (секты, магия, оккультизм)»

1 раз в триместр

Педагоги-психологи, школьный инспектор

«Я и Отечество»

1. Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. Раскрытие культурообразующей роли православия для России.

2. Формирование гражданского отношения к Отечеству.

3. Воспитание верности духовным традициям России.

4. Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям

  • Беседы.

  • Встречи с интересными людьми.

  • Конкурсы.

  • Экскурсии.

  • Трудовые десанты.

  • Праздники

Экскурсии в школьный музей «История быта XX века»; организация передвижных выставок музея; составление рекламных проспектов и обновление сайта музея

В течение учебного года

Руководитель школьного музея

Тематические вечера к традиционным датам

«Овеянные славой флаг наш и герб», «Я – гражданин России» и т.п.

Октябрь, декабрь

Замдиректора по ВР

Дни русской культуры «Россия – Русь, храни себя, храни»

Декабрь

Творческое объединение «Эвтерпа»

Литературное кафе, гостиные, салоны к знаменательным датам

В течение учебного года

«Песни в военных шинелях»

Май

Замдиректора по ВР, классные руководители

Праздник, посвященный Дню памяти св. князя Александра Невского

Февраль

Замдиректора по ВР, учителя истории

Празднество Казанской иконы Божьей Матери.

Русский богатырь Илья Муромец

Январь, март

«Я и культура»

1. Раскрытие духовных основ отечественной культуры.

2. Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов.

3. Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина

  • Творческие конкурсы.

  • Экскурсии.

  • Праздники.

  • Конкурсы, фестивали.

  • Выставки детского творчества

Экскурсии в музеи, на художественные выставки, фотовыставки

В течение учебного года

Ответственные за экскурсионную работу

Посещение театров

Ответственные за бесплатное посещение театров

Встречи с творческими людьми (поэты, писатели, художники)

Заведующая библиотекой

Участие в творческих конкурсах

В течение учебного года, по графику

Замдиректора по ВР

Праздники, посвященные юбилейным датам и традиционным праздникам

В течение учебного года

Замдиректора по ВР,

школьный ученический совет

Праздники «Русские народные зимние традиции» (Рождественские святки, Масленица)

По календарю

КТД: «Веселый Новый год», «Прикоснуться к вечности: храм Христа Спасителя», «Юморина» и др.

Декабрь, январь, февраль, апрель

Замдиректора по ВР,

школьный ученический совет, НОУ

День славянской письменности и культуры

Май

Руководитель поликультурного центра

«Я и планета Земля»

1. Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.

2. Воспитание гуманистического отношения к людям.

3. Формирование у учащихся эстетического отношения к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей

  • Беседы.

  • Праздники.

  • Конкурсы.

  • Трудовые десанты.

  • Экскурсии.

  • Выставки плакатов, акции

Акции «Каждому участку земли – экологическую заботу», «Школьный двор», экологический десант

Октябрь–ноябрь, апрель–май

Замдиректора по АХЧ, классные руководители

Экологический проект

Октябрь–ноябрь

Завкафедрой естественно-научного цикла

Конференция «Поэзия и экология»

Январь

Руководитель НОУ

Ролевые игры «Экология и мы», «Страна, которой нет на карте» и др.

Ноябрь, апрель

Диспуты «Я и природа» (оценка своего отношения к природе), «Экологический бумеранг, или Поиски трех аргументов», «О китайской мудрости и экологической ситуации, или Что по силам одному человеку» и др.

1 раз в триместр

Замдиректора по УВР, руководитель НОУ

Рейтинг@Mail.ru