Воспитание призвано
поддерживать, развивать и укреплять в человеке
гуманность, пробуждать в нем стремление к
нравственному преображению, культурному,
социальному и духовному развитию. В основу
создания программы духовно-нравственного
воспитания «Окно в цветной мир», фрагменты
которой мы представляем сегодня, были положены
базовые национальные ценности, хранимые в
религиозных, культурных, социально-исторических,
семейных традициях народов России. Опора на них
позволяет человеку противостоять
разрушительным влияниям и продуктивно развивать
свое сознание, жизнь, систему общественных
отношений (рис.).
Рис. Базовые
национальные ценности – основа программы «Окно
в цветной мир»
Воспитательное и обучающее
пространство школы должно наполняться этими
ценностями. Это то, что объединяет всю
деятельность педагогического коллектива и
пронизывает все воспитательные мероприятия.
Духовно-нравственное развитие
определяется нами как педагогически
организованный процесс последовательного
расширения и укрепления ценностно-смысловой
сферы личности учащегося, развития способности
человека сознательно выстраивать отношение к
себе (блок «Я и Я»), своей семье («Я и семья»),
другим людям («Я и школа»), обществу, государству,
Отечеству («Я и Отечество»), миру в целом («Я и
планета Земля») на основе принятых моральных
норм и нравственных идеалов.
Программа «Окно в цветной мир»
направлена на духовно-нравственное развитие
учащихся на базе их приобщения к национальным
российским и общечеловеческим ценностям («Я и
культура») в контексте формирования
идентичности гражданина России, осознания им
своей этнической, конфессиональной или
социокультурной принадлежности.
Мы исходим из того, что наша программа
воплощает в себе совокупную деятельность школы,
которая реализуется в трех сферах: в процессе
обучения (урочная деятельность) – во внеклассной
работе (внеурочная деятельность) – и во
внеучебных мероприятиях (внешкольная
деятельность). Для того чтобы воспитательная
система была жизнеспособна, необходимо
согласованное функционирование всех этих трех
подсистем.
Духовно-нравственное воспитание
учащихся не может полноценно осуществляться
силами одного лишь образовательного учреждения.
Мы убеждены, что школа – это не только место для
получения новой информации, а затем аттестата об
образовании. Это важнейший социальный институт,
который во взаимодействии с другими субъектами
социализации создает необходимые условия для
духовно-нравственного, интеллектуального,
социального, эстетического и человеческого
развития школьника. «Окно в цветной мир» активно
включает в процесс духовно-нравственного
воспитания традиционные российские религиозные
организации, общественность, СМИ, учреждения
культуры, спорта, социальные учреждения. В приложении
1 представлены наши партнеры по реализации
программы.
Наиболее системно, последовательно и
глубоко определенные базовые ценности могут
формироваться благодаря укладу школьной жизни.
Под ним мы понимаем внутреннюю жизнь
образовательного учреждения, которая
определяется сложившимися правилами и нормами,
традициями. Это действующие в школе
взаимоотношения, а также содержание и
направленность воспитательной работы.
Духовно-нравственное развитие учащихся возможно
только в условиях специально организованной
среды в рамках уклада школьной жизни.
Уклад и его влияние на
духовно-нравственное развитие личности
учащегося в нашей школе представлены в приложении
2.
Таким образом, проектная идея нашей
программы «Окно в цветной мир» – это гармоничное
духовное развитие личности школьника и привитие
ему основополагающих принципов нравственности
на основе православных, патриотических,
культурно-исторических традиций России.
Рассмотрим цели и задачи программы в приложении
3.
Принципы реализации программы:
Приоритет общечеловеческих
нравственных ценностей: добро, уважение,
ответственность, готовность прийти на помощь,
старательность, добросовестность;
природосоответствие воспитания:
опора на природу ребенка, его врожденные
психофизиологические особенности, возможности;
позиция «успех порождает успех»;
«право на ошибку»;
сотрудничество и взаимодействие;
интеграция учебной и воспитательной
деятельности.
Виды и формы воспитывающей
деятельности:
– проектная работа;
– элективные курсы («История религий»,
«История русской культуры», «Вариации
прекрасного» и др.).
– работа школьного научного общества;
– проведение традиционных праздников;
– работа блока дополнительного
образования.
– система экскурсионной работы;
– социальные акции («Дари тепло», «От
сердца к сердцу», «Чистый город»);
– «уроки мужества», вахты памяти и др.
Система программных мероприятий
представлена в приложении 4.
Мониторинг, критерии, показатели
результативности программы
Результаты воспитательной
деятельности никогда не лежат на поверхности, их
оценка требует напряженной работы мысли, анализа
множества факторов, условий и обстоятельств. Для
определения результативности представленной
программы духовно-нравственного воспитания
необходимы критерии, которые значительно
отличаются от параметров оценки учебной
деятельности.
Мы опирались на разработанную в
современной психологии концепцию «гуманитарной
экспертизы», цель которой – выявление
«человеческих» результатов педагогической
деятельности, «человеческого в человеке».
В свете «гуманитарной экспертизы» для
оценки эффективности программы
духовно-нравственного воспитания «Окно в
цветной мир» мы используем характеристики,
принятые в психологии: базовые, общие и
конкретные.
Качественным критерием данной
программы является модель выпускника – это
ориентиры для построения процесса его
подготовки, качество образования и социализации
личности как субъекта практической
деятельности.
Для объективной оценки
результативности представленной программы по
выделенным конкретным критериям мы проводим:
– мониторинг диагностики личности
ученика;
– психолого-педагогический анализ
урока;
– системный анализ эффективности
классного часа;
– диагностику системы ценностных
ориентаций;
– анкетирование родителей;
– диагностику стиля общения педагога
с воспитанниками;
– и др.
Статья подготовлена при поддержке компании «Терра Окна». Если ваши окна пришли в негодность и зимой они то и дело пропускают тепло, то хорошей идеей будет их заменить. Посетив сайт компании «Терра Окна» по адресу http://terraokna.ru/ Вы сможете по выгодной цене заказать пластиковые окна, изготовленные из высококачественных материалов. Удобный калькулятор поможет быстро рассчитать стоимость окна.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Сотрудничество с
социальными партнерами ГОУ СОШ «Школа здоровья»
№ 901
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Таблица
Система программных мероприятий
Блоки |
Воспитательные задачи |
Основные формы |
Мероприятия |
Период исполнения |
Ответственные |
«Я
и Я» |
1.
Формирование духовно-нравственных ориентиров.
2. Формирование гражданского
отношения к себе.
3. Воспитание сознательной
дисциплины и культуры поведения,
ответственности и исполнительности.
4. Формирование потребности
самообразования, воспитания своих
морально-волевых качеств |
Беседы.
Тестирование.
Психологический
практикум.
Лекции.
Акции милосердия
|
Психологические
практикумы «Я и мы», «Что такое личность?», «Кем
быть?», «Человек среди людей», «Быть человеком» и
др. |
1 раз в
месяц |
Педагоги-психологи |
Акции
милосердия «От сердца к сердцу», «Дари тепло» и
др. |
1 раз в
триместр |
Классные
руководители |
Лекции
«Имею право», «Ответственность» и др. |
1 раз в
триместр |
Школьный
инспектор по делам несовершеннолетних,
социальный педагог |
Работа
выставки «VIP Persona» |
В
течение учебного года (1 раз в 2 месяца смена
экспозиции) |
Руководитель
НОУ |
Система
классных часов: «Что такое счастье?», «Мы разные,
но мы вместе», «Воспитание характера», «Умей
сказать “Нет”» |
1 раз в
месяц |
Классные
руководители |
«Я
и здоровье» |
1.
Создание условий для сохранения физического,
психического, духовного и нравственного
здоровья учащихся.
2. Воспитание негативного отношения
к вредным привычкам.
3. Пропаганда здорового образа жизни
и занятий физической культурой |
Работа спортивных секций.
Организация
спортивно-массовых мероприятий: соревнований,
праздников.
Походы.
Беседы.
Тренинг.
Конкурсы
|
Внутришкольная
спартакиада |
В
течение учебного года |
Инструктор
по спорту,
ШСК «Олимп» |
Участие
в районных, окружных, городских спортивных
соревнованиях |
Военно-спортивные
эстафеты, праздники |
Февраль,
май |
Замдиректора
по безопасности,
ШСК «Олимп» |
Олимпиада
по физической культуре |
Ноябрь |
Учитель
по физической культуре |
Проведение
диспансеризаций школьников |
Согласно
графику |
Медицинская
сестра |
Дни
здоровья |
1
раз в триместр |
Замдиректора
по ВР |
Конкурсы
плакатов: «Нет наркотикам!», «Курить и пить –
здоровью вредить» и т.п. |
Классные
руководители, учитель изо |
Проведение
мониторингов:
|
В
течение учебного года |
Руководитель
мониторингового центра, учителя физической
культуры |
Акция
«Класс, свободный от курения» |
В
течение учебного года |
Замдиректора
по ВР, классные руководители |
Лекторий
«Здоровый образ жизни» |
В
течение учебного года (1 раз в месяц) |
Медицинская
сестра |
«Я
и семья» |
1.
Формирование представлений о семейных
ценностях.
2. Формирование уважения к членам
семьи, воспитание семьянина, любящего своих
родителей.
3. Формирование у учащихся понимания
сущности основных социальных ролей сына и мужа |
Беседы.
Праздники.
Тематические вечера.
Родительские собрания.
День открытых дверей
|
Анкетирование
учащихся с целью выяснения отношений в семье |
Сентябрь–октябрь |
Педагоги-психологи |
Концерты
к традиционным праздникам: 8 марта, 23 февраля, 9
мая |
Февраль,
март, май |
Замдиректора
по ВР |
Система
классных часов: «Наши корни», «Ценности трех
поколений», «Отцы и дети», «Пора взросления», «Я и
моя будущая семья»,
«Мой дом – моя крепость» (о
нравственных основах построения семьи) |
В
течение учебного года |
Классные
руководители |
Фотовыставка
«Фотографии из семейного альбома» |
Январь–февраль |
Руководитель
НОУ |
Спортивные
праздники «Мама, папа, я – спортивная семья» |
Ноябрь,
март |
Учителя
физической культуры |
Тематические
родительские собрания |
3 раза
в учебный год |
Замдиректора
по УВР, ВР, классные руководители |
«Я
и школа» |
1.
Формирование у учащихся осознания
принадлежности к школьному коллективу,
стремление к сочетанию личных и общественных
интересов, к созданию атмосферы подлинного
товарищества и дружбы в коллективе.
2. Воспитание сознательного
отношения к учебе, развитие познавательной
активности, формирование готовности школьников
к сознательному выбору профессии |
Школьные линейки.
Организация дежурства.
Олимпиады, конкурсы.
Дни самоуправления.
Трудовые десанты.
Школьные вечера
|
День
самоуправления |
Октябрь |
Школьный
ученический совет |
Декады
по предметам |
Согласно
графику |
Завкафедрой |
Научно-практическая
конференция |
Декабрь,
май |
Руководитель
НОУ |
Организация
самоуправления в классах |
Сентябрь |
Классные
руководители |
Организация
дежурства в классе и школе |
В
течение учебного года |
Замдиректора
по ВР, классные руководители |
Интеллектуальные
игры |
В
течение учебного года (1 раз в триместр) |
Руководитель
НОУ |
Конкурс
проектных работ «Открытие», «Премьера» |
Ноябрь,
январь |
КТД:
«Погружение в эпоху»; «Школа – наш дом, будь
хозяином в нем»; «Вечер школьных друзей» и др. |
Октябрь,
декабрь, февраль |
Школьный
ученический совет |
Лекции
«Правила нравственной жизни»,
«Последствия нарушения
нравственных правил», «Духовные опасности
нашего времени (секты, магия, оккультизм)» |
1 раз в
триместр |
Педагоги-психологи,
школьный инспектор |
«Я
и Отечество» |
1.
Воспитание понимания Отечества как непреходящей
ценности, связи с предыдущими поколениями.
Раскрытие культурообразующей роли православия
для России.
2. Формирование гражданского
отношения к Отечеству.
3. Воспитание верности духовным
традициям России.
4. Развитие общественной активности,
воспитание сознательного отношения к народному
достоянию, уважения к национальным традициям |
Беседы.
Встречи с интересными
людьми.
Конкурсы.
Экскурсии.
Трудовые десанты.
Праздники
|
Экскурсии
в школьный музей «История быта XX века»;
организация передвижных выставок музея;
составление рекламных проспектов и обновление
сайта музея |
В
течение учебного года |
Руководитель
школьного музея |
Тематические
вечера к традиционным датам
«Овеянные славой флаг наш и герб», «Я
– гражданин России» и т.п. |
Октябрь,
декабрь |
Замдиректора
по ВР |
Дни
русской культуры «Россия – Русь, храни себя,
храни» |
Декабрь |
Творческое
объединение «Эвтерпа» |
Литературное
кафе, гостиные, салоны к знаменательным датам |
В
течение учебного года |
«Песни
в военных шинелях» |
Май |
Замдиректора
по ВР, классные руководители |
Праздник,
посвященный Дню памяти св. князя Александра
Невского |
Февраль |
Замдиректора
по ВР, учителя истории |
Празднество
Казанской иконы Божьей Матери.
Русский богатырь Илья Муромец |
Январь,
март |
«Я
и культура» |
1.
Раскрытие духовных основ отечественной
культуры.
2. Воспитание у школьников чувства
прекрасного, развитие творческого мышления,
художественных способностей, формирование
эстетических вкусов, идеалов.
3. Формирование понимания значимости
искусства в жизни каждого гражданина |
Творческие конкурсы.
Экскурсии.
Праздники.
Конкурсы, фестивали.
Выставки детского
творчества
|
Экскурсии
в музеи, на художественные выставки,
фотовыставки |
В
течение учебного года |
Ответственные
за экскурсионную работу |
Посещение
театров |
Ответственные
за бесплатное посещение театров |
Встречи
с творческими людьми (поэты, писатели, художники) |
Заведующая
библиотекой |
Участие
в творческих конкурсах |
В
течение учебного года, по графику |
Замдиректора
по ВР |
Праздники,
посвященные юбилейным датам и традиционным
праздникам |
В
течение учебного года |
Замдиректора
по ВР,
школьный ученический совет |
Праздники
«Русские народные зимние традиции»
(Рождественские святки, Масленица) |
По
календарю |
КТД:
«Веселый Новый год», «Прикоснуться к вечности:
храм Христа Спасителя», «Юморина» и др. |
Декабрь,
январь, февраль, апрель |
Замдиректора
по ВР,
школьный ученический совет, НОУ |
День
славянской письменности и культуры |
Май |
Руководитель
поликультурного центра |
«Я
и планета Земля» |
1.
Воспитание понимания взаимосвязей между
человеком, обществом, природой.
2. Воспитание гуманистического
отношения к людям.
3. Формирование у учащихся
эстетического отношения к окружающей среде и
труду как источнику радости и творчества людей |
Беседы.
Праздники.
Конкурсы.
Трудовые десанты.
Экскурсии.
Выставки плакатов, акции
|
Акции
«Каждому участку земли – экологическую заботу»,
«Школьный двор», экологический десант |
Октябрь–ноябрь,
апрель–май |
Замдиректора
по АХЧ, классные руководители |
Экологический
проект |
Октябрь–ноябрь |
Завкафедрой
естественно-научного цикла |
Конференция
«Поэзия и экология» |
Январь |
Руководитель
НОУ |
Ролевые
игры «Экология и мы», «Страна, которой нет на
карте» и др. |
Ноябрь,
апрель |
Диспуты
«Я и природа» (оценка своего отношения к природе),
«Экологический бумеранг, или Поиски трех
аргументов», «О китайской мудрости и
экологической ситуации, или Что по силам одному
человеку» и др. |
1 раз в
триместр |
Замдиректора
по УВР, руководитель НОУ |
|
|