В связи с рядом обстоятельств
в России очень силен накал ненависти. Поэтому
одной из центральных проблем становится
формирование толерантности. Как-то я озадачился
вопросом: а кого в России больше всех ненавидят?
Думал, богатых людей и граждан определенных
национальностей. Оказывается, нет. Прочитав о
результатах одного серьезного исследования с
репрезентативной выборкой, я выяснил, что на
первом месте находятся... инвалиды, лица,
зараженные СПИДом, и сексуальные меньшинства.
Это очень плохой признак.
У меня после этой информации буквально
открылись глаза, и многое получило объяснение.
Однажды я видел, как в очень престижном
микрорайоне Москвы – с хорошей экологией и
далеко не бедными жителями – при открытии
интерната для детей с ДЦП жильцы близлежащих
домов вышли с лозунгами «Почему мы должны
смотреть на этих уродов?». Видимо, так они
понимают тезис Достоевского «Красота спасет
мир».
Вы знаете, удивляться нечего: есть даже
научные понятия, обозначающие стремление
отвернуться от несовершенства (в том числе от
вида стариков). Это присуще каждому человеку.
Нужно отдавать себе отчет: эта бацилла живет в
душе любого. И тут не плакать нужно, а думать, что
с этим делать. Так как я педагог, то стал искать
педагогическое решение вопроса.
Беда нашей российской педагогики в
том, что она местечковая: иностранные журналы
обычно не выписываются; за исследованиями,
ведущимися в мире, мало кто следит; иностранного
языка хорошо не знают… Следовательно, и те
теории, которые давным-давно не работают,
продолжают преподавать в педагогических вузах.
А тем временем зарубежные
исследователи выяснили, что воспитание
толерантности возможно только до шести лет!
Конечно, можно и дальше уговаривать подростков,
читать им лекции, проводить семинары, но глубокое
воспитание в данном аспекте, повторюсь, возможно
лишь до шестилетнего возраста.
Те, кто знаком с диагнозом ДЦП, знают,
что у детей, страдающих таким недугом, –
трудности с движениями рук и ног. Это не лечится.
Отчасти помогают физические упражнения, но дети
не хотят заниматься, потому что им больно. А когда
такой ребенок тянется погладить специально
дрессированную собаку, он делает с огромной
мотивацией все те же упражнения.
Итак, были подготовлены собаки, и
началась работа с детьми. Через некоторое время
мы отметили замечательные результаты у больных
детишек. Но меня интересовали и дети, не болеющие
ДЦП. Поэтому была придумана игра: малышей из
детского сада обучили по программе «Юный
хендлер» (хендлер – человек, представляющий
собаку на выставках). После этого все ребята
встретились.
Сначала у здоровых был шок! Мы же не
Америка, у нас другое общество – такого
количества колясочников они никогда не видели.
Но в психологии есть понятие «общение через
третий субъект». Им стала собака. И уже через
несколько минут все перемешались – и началось
общение.
__________
* Организаторы:
Министерство образования и науки РФ, РАО,
Московский институт экономики, политики и права.