Жизнь в магистратуре
оказалась насыщенной. Наши преподаватели и
тьюторы успешно выполняют один из главных
принципов тьюторства – создание избыточной
образовательной среды и раскрытие перед нами
обширных обучающих возможностей Москвы.
Расскажем о самом главном для нас.
Важным моментом первого семестра стал
аукцион магистерских диссертаций: встреча с
экспертами нашей магистратуры – известными
педагогами и учеными, перед которыми каждый из
нас рассказал о замысле своей работы, получив в
ответ комментарии, замечания и предложения по ее
улучшению. Можно добавить, что содержание тем
наших исследований имеет огромный разброс,
начиная от тьюторского сопровождения
дошкольников и заканчивая курированием
бизнес-процессов.
К моменту сессии каждый сделал выбор, в
какой форме он хочет сдавать экзамены:
традиционно по билетам или набирая определенное
количество баллов за разные виды деятельности.
Почти все решили накапливать баллы. По
результатам сессии мы стали одной из лучших
групп среди магистратур в МПГУ.
В марте у нас состоялся двухдневный
психологический тренинг с Александром
Михайловичем Лобком. Студенты учились слушать
друг друга, интерпретировать услышанную речь и
создавать для рассказывающего условия,
способствующие раскрытию его внутреннего мира.
Несмотря на то что с виду это кажется совсем
легким коммуникативным умением, оказалось,
слушать, а не навязывать свое мнение, очень
трудно.
Поскольку сейчас идет подготовка к
созданию стандарта тьюторской деятельности,
начиная с февраля мы ежемесячно проводим
семинар, посвященный выявлению компетентностей,
которыми должен владеть тьютор. Одновременно с
идеей тьюторства появился вопрос о том, зачем
множить педагогические позиции. Поэтому важно
показать специфическое место такого специалиста
в образовании: с особым педагогическим
инструментарием, с психологическими,
конфликтологическими, социологическими и
другими компетентностями, которые мы пытаемся
выявить и описать.
В марте у нас на семинаре выступал
Вадим Маркович Розин. В докладе он изложил свои
предположения о роли и функциях тьютора. Это не
учитель, не куратор, не классный руководитель, не
проводник по знакомому маршруту жизни. Он не
сможет сопровождать интересы и образовательную
программу тьюторанта, если его собственные
способности скудны. Он не должен останавливаться
в своем развитии.
Также Вадим Маркович предложил идеи
обучения тьюторов. Одна из них – создание особых,
адаптированных дисциплин. В качестве примера
можно привести предмет «философия», который он
читал в течение первого семестра. Занятия
проходили в форме бесед о становлении
индивидуальности в истории. Дома же в это время
мы читали две книги нашего преподавателя о
философии субъективности и писали по ним
творческие отчеты.
Но мы занимаемся не только ведением
теоретических бесед. Во втором семестре началось
наше активное сотрудничество с Ассоциацией
развивающего обучения.
В конце февраля мы принимали участие в
трехдневном семинаре, посвященном постановке
проектной задачи, в Школе развития Алексея
Борисовича Воронцова. Об этом экспериментальном
учебном комплексе можно получить информацию на
сайте thetutor.ru в разделе, отведенном магистратуре.
В конце марта несколько магистрантов
присутствовали на недельном погружении в физику
для шестых и седьмых классов в Успенском лицее во
главе с Владимиром Александровичем Львовским.
Смысл таких поездок в том, чтобы на практике
попытаться понять, где же наше будущее рабочее
место.
На данный момент мы поняли, что в школе
развивающего обучения все-таки должна быть еще
одна позиция, кроме учителя, которую может
держать тьютор. Это работа с проектной
деятельностью, сопровождение детей в перерывах
между учебными погружениями, фиксация
познавательного интереса на уроках, ведение
встроенной диагностики занятий и, конечно же,
сопровождение построения ребенком его
индивидуальной образовательной программы.
Но невозможно рассказать обо всем.
Здесь лишь ключевые моменты нашей красочной
жизни. Этим летом начнутся вступительные
испытания для наших будущих коллег – студентов,
которым близки идеи тьюторства. Вместе с нами они
будут вести научные поиски и овладевать
компетенциями тьютора.
И в заключение очень хочется
поздравить нашу любимую Татьяну Михайловну
Ковалеву, д.п.н., научного руководителя
магистерской программы «Тьюторство в сфере
образования», профессора кафедры педагогики
МПГУ, с юбилеем. Желаем ей здоровья и красоты, сил
и терпения, благосклонности судьбы и, конечно же,
чтобы следующие магистранты были такими же
замечательными, как и мы! Мы вас очень любим и
благодарны за ваши старания!