Стратегия модернизации
российского образования требует от современной
школы обеспечения его высокого качества. Для
того чтобы реализовать эту задачу и предоставить
образовательные услуги, отвечающие запросам
общества, каждое образовательное учреждение
должно иметь высокопрофессиональный состав
педагогических кадров, которые выступают
носителями новой системы
профессионально-педагогических ценностей,
обладают высоким уровнем профессиональной
компетентности и педагогического мастерства,
способны органично адаптироваться к изменениям
в современных условиях.
Нынешние образовательные системы
заинтересованы в педагогах, ориентированных на
выявление и решение проблем обучения и
воспитания, активное участие в инновационной
деятельности, в управлении развитием ОУ
различных видов и типов.
Анализ мировых тенденций в области
образования, в частности профессионального
педагогического, свидетельствует о
необходимости предъявления более высоких
требований как к профессионализму, так и к
личностным качествам учителя.
По мнению специалистов, ученых и
практиков, основные проблемы, с которыми
столкнутся педагоги нового тысячелетия, будут
заключаться:
– в постоянно повышающихся
требованиях к качеству образования и достижению
учащимися высокого уровня образовательных
стандартов, который может быть реализован лишь
учителем с высокой профессиональной
компетентностью;
– в необходимости самостоятельной
постановки и решения творческих и
исследовательских задач, что приведет к
возрастанию роли и значения когнитивных
способностей педагога;
– в сложности изучения и
использования новых технологий обучения и
воспитания, последних достижений отечественного
и зарубежного опыта, адаптированных к
индивидуальным особенностям и способностям
учителя;
– в необходимости решения сложных
профессионально-педагогических проблем,
требующих интеграции знаний, практических
умений и навыков из таких смежных с педагогикой
наук, как философия, психология, медицина,
религиоведение и др.
Все это потребует от учителя
значительных личных профессиональных усилий и
способности к непрерывному образованию.
Педагоги базовой
школы считают, что необходимым условием для
самореализации должен стать индивидуальный
подход в обучении, наиболее продуктивной формой
работы – групповая, оптимальной технологией
– проектная деятельность.
|
С момента открытия в 1976 г.
наша школа зарекомендовала себя как учреждение,
где работают преподаватели с высоким уровнем
профессиональной подготовки. Родители учащихся
– в основном служащие, большой процент которых
имеет высшее образование. Следовательно, их
социальный статус позволяет давать адекватную
оценку общественно-политическим и
социально-экономическим изменениям в стране.
Понимая, что положение человека в современном
мире определяется высоким уровнем образования,
они требуют от школы, чтобы дети были
конкурентоспособными при поступлении в вузы,
умели адаптироваться в различных сферах
деятельности.
Это, в свою очередь, побуждает
педагогический коллектив находиться в
постоянном поиске эффективных путей повышения
качества образования. В связи с этим с 1996 г. в
образовательном учреждении ведется углубленное
изучение математики и английского языка. В 2009/10
уч. г. у нас было 7 профильных классов. Из них 4 –
физико-математических, 2 –
оборонно-спортивных, 1 –
информационно-технологический. Кроме того,
созданы кадетские классы.
Учебное заведение является ресурсным
центром профессиональной подготовки учащихся.
Профессию «водитель категории В и С» приезжают
получать ребята из трех школ. В 2009 г. учреждение
стало победителем областного конкурса на лучшую
организацию, осуществляющую подготовку
водителей транспортных средств.
С 2000 г. наше ОУ тесно сотрудничает с
факультетом довузовской подготовки
Белгородского государственного
технологического университета строительных
материалов им. Шухова. На базе учреждения
работает школа для одаренных детей «Созвездие»,
занятия проводят в том числе и преподаватели
названного вуза.
Сегодня наше образовательное
учреждение находится на новом этапе своего
развития, когда базовая школа как центр
профильного обучения становится и центром
методической работы с кадрами группы учебных
заведений.
В 2004 г. учреждение одним из первых в
области включилось в эксперимент, суть которого
состояла в том, чтобы определить модель
методической работы с кадрами в профильной
школе, где обучаются дети из близлежащих учебных
заведений.
Овладевая технологией профильного
обучения, педагоги учились осуществлять
образовательный процесс в русле глобальных
изменений, произошедших в содержании
образования. В итоге были освоены учебные планы
биолого-географического и
физико-математического профилей, разноуровневые
программы профильного и углубленного изучения
предметов, создана нормативно-правовая база
профильного обучения. Наши учителя разработали
13 авторских элективных курсов, которые были
утверждены областным экспертным советом,
изучили технологичные подходы к организации
процесса обучения в профильных классах.
Школа и ранее занимала активную
позицию в методической работе с кадрами района: в
ней всегда функционировали межшкольные
методические объединения, многие новые идеи
отрабатывались на семинарах именно на базе
нашего учебного заведения, здесь проводились
мероприятия областного уровня, с опытом ОУ
знакомились представители министерства
образования.
В период с 2004 по 2007 г. состоялась
апробация сетевого взаимодействия в организации
методической работы. Именно тогда были созданы
координационный и межшкольный методический
советы, которые решали проблемы образования
учащихся и взаимодействия с кадрами.
Действовали творческие группы,
объединяющие учителей-предметников, обучающих
детей из разных школ. Цель заключалась в создании
условий для осуществления преемственности в
обучении на базовом и профильном уровнях.
Педагогический коллектив включился в
работу над проблемой «Создание условий для
организации вариативного образования учащихся в
школе с углубленным и профильным изучением
отдельных предметов».
Результатом методической работы
следует считать тот факт, что с каждым годом
улучшаются качественные характеристики
педагогического состава: в настоящее время в
школе работают 26% педагогов с высшей
квалификационной категорией, 54% – с первой, 15% –
со второй (всего 95% от общего числа). Четверо наших
коллег являются победителями конкурса лучших
учителей в рамках ПНПО. Опыт лучше
распространяется через открытые уроки,
мастер-классы, творческие отчеты, печатные
издания, участие в конференциях и семинарах
разного уровня, в том числе международного.
В настоящее время наше учебное
заведение находится в состоянии осмысления
противоречия между новой миссией, сложившимся
содержанием методической работы и подходами к ее
организации. Существенно меняется характер
взаимодействия с методической службой района и
образовательными учреждениями. Школа становится
субъектом управления методической работой.
Образовательный округ МОУ «ЧСОШ № 1 с
углубленным изучением отдельных предметов»
включает 11 школ, в которых работают около 300
учителей и воспитателей. Радиус действия –
приблизительно 40 км.
Свою деятельность осуществляют 6
межшкольных методических объединений, школа
передового педагогического опыта по проблеме
«Повышение эффективности урока на основе
современных средств обучения», мастер-класс
«Создание условий для самореализации личности
школьника в процессе учебного занятия».
Для выполнения указаний, изложенных в
инструктивно-методическом письме «Об
организации и содержании методической работы в
опорной школе», была организована деятельность
межшкольного педагогического совета.
Педагогическое мастерство в опорной школе
совершенствуется под руководством
координационного научно-методического совета.
Требования к методической работе в
соответствии с задачами модернизации
образования заключаются в том, что она должна
стать средством управления качеством
профессиональной компетентности педагогических
кадров. Необходимое условие для этого –
созданная нормативно-правовая база.
Определенная работа в данном
направлении проведена. Разработаны положения,
касающиеся:
– профильных классов;
– проведения промежуточной
аттестации в профильных классах;
– портфолио достижений учащихся;
– творческих групп
учителей-экспериментаторов;
– научно-исследовательской
деятельности педагогов;
– координационного
научно-методического совета;
– межшкольного научно-методического
совета;
– межшкольного методического
объединения;
– творческой группы;
– межшкольного педагогического
совета.
Помочь учителю в обеспечении
теоретической, психологической, методической
поддержки инновационных процессов, а также
стимулировать повышение его
научно-методического уровня, овладение
современными образовательными технологиями –
вот основные задачи методической службы ОУ.
Продукты творческого труда педагогов
базовой школы обязательно представляют на
методических объединениях для использования в
практической работе коллегами.
Благодаря творческому труду педагогов
развивается интеллектуальный потенциал
учеников. Учитель-исследователь формирует
учебно-исследовательские навыки у своих
воспитанников.
Приобщение школьников к такой
деятельности осуществляется как на уроке, так и в
процессе дополнительного образования, для этого
действует НОУ «Клио». Итоги поисково-творческой
деятельности ребята представляют на межшкольных
научно-практических конференциях, где
происходит защита проектов и рефератов.
Технология работы базовой (опорной)
школы позволяет нам определить достижения
учащихся, входящих в образовательный округ, и
проводить впоследствии фестивали научных идей
победителей всевозможных ученических конкурсов.
Высокий уровень исследовательских и
проектных работ старшеклассников был
подтвержден дипломами за участие и победу в
областных и всероссийских конкурсах.
Теоретическая поддержка
педагогических работников образовательного
округа направлена на разработку вопросов
самореализации личности в обучении и воспитании,
модернизации урока на основе использования
современных средств обучения и
информационно-коммуникативных технологий.
Обучение кадров проводится в рамках
мастер-класса «Создание условий для
самореализации личности школьника в процессе
учебного занятия» и школы передового
педагогического опыта по проблеме «Повышение
эффективности урока на основе современных
средств обучения».
Педагоги базовой школы считают, что
необходимым условием для самореализации должен
стать индивидуальный подход в обучении, наиболее
продуктивной формой работы – групповая,
оптимальной технологией – проектная
деятельность. В век
информационно-коммуникационных технологий
невозможно обойтись без средств Интернета,
электронных учебников. В рамках презентации
опыта по перечисленным вопросам и построена
работа мастер-класса.
Внедряя
информационно-коммуникационные технологии в
образовательный процесс, администрация школы
направляет работу по самообразованию педагогов
высокого уровня развития на освоение
инновационных процессов для того, чтобы они
становились достоянием массовой практики
педагогического коллектива.
Так, например, победитель конкурса
лучших учителей в рамках ПНПО, преподаватель
высшей квалификационной категории Г.А. Васекина
в течение года изучала проблему внедрения
современных средств обучения в
учебно-воспитательный процесс. В настоящий
момент она стала руководителем школы передового
педагогического опыта, слушатели которой
получают конкретные задания по разработке
проекта и применению его в своем образовательном
учреждении.
В рамках организации методической
работы базовой (опорной) школы проходят
мероприятия, благодаря которым педагоги района
сумели повысить свой методический уровень,
поделиться профессиональным опытом. Межшкольные
«Методические посиделки», ярмарка
социально-педагогических инноваций,
научно-практическая конференция педагогов,
научно-практическая конференция учащихся,
обучающий семинар учителей начальных классов,
практический семинар учителей иностранного
языка, работа методического автобуса, областной
и районный семинары по организации методической
работы базовой (опорной) школы – вот перечень
мероприятий, проведенных в одном из учебных
годов.
Требование к методической работе в
соответствии с задачами модернизации
образования заключается в том, что она должна
стать средством управления качеством
профессиональной компетентности педагогических
кадров.
Оптимальная деятельность школьной
методической службы связана с созданием поля для
профессионального роста учителей. Чтобы в нем не
было актов, препятствующих обучению
педагогических кадров, мы определяем
потребность каждого работника в
совершенствовании квалификации с помощью
специальных методик и опросников, составляем
карты образовательных запросов педагогов сети,
которые разрешаются в процессе работы
межшкольных методических объединений.
Анализируя те изменения, которые
претерпело образовательное пространство нашего
учебного заведения, мы пришли к выводу, что на
определенных этапах своего развития
педагогический коллектив обобщал свой опыт и
представлял его на разных уровнях. В частности,
учреждение стало победителем в конкурсе грантов
Управления образования и науки Белгородской
области, в конкурсе общеобразовательных
учреждений, внедряющих инновационные программы,
который проводится в рамках ПНПО.
Сегодня усилия методической службы
должны быть направлены на решение ряда проблем. В
целях совершенствования профессионального
уровня педагогов образовательного округа
необходимо:
1) обеспечить информационную поддержку
образовательного процесса, научной,
инновационной и методической работы во всех
образовательных учреждениях округа;
2) повысить эффективность использования
методических и других ресурсов, обеспечить
равные возможности их привлечения, расширения
способов повышения квалификации педагогических
кадров в соответствии с потребностями системы
образования;
3) объединить усилия и возможности
образовательных учреждений округа для внедрения
в свою деятельность современных педагогических
технологий;
4) создать инновационную модель методической
службы, направленную на обеспечение условий
непрерывного повышения профессионального
мастерства;
5) создать благоприятные условия для развития
кадров, повышения потенциала образовательных
учреждений округа за счет разработки и
реализации программ поддержки;
6) реализовать дифференцированный подход к
работе с учителями в соответствии с их
информационными и профессиональными
потребностями;
7) развивать систему оценки качества образования
с использованием инновационных механизмов;
8) обеспечивать возможности для личностного и
профессионального самосовершенствования
каждого учителя за счет разработки инвариантных
и вариативных курсов модульных образовательных
программ.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
1. Общие положения
Межшкольное методическое объединение
(МежМО) является основным структурным
подразделением методической службы ОУ,
осуществляющим проведение
учебно-воспитательной, методической,
опытно-экспериментальной и внеклассной работы
по одному предмету или образовательным областям.
Объединение организуется при наличии
не менее трех учителей по одному предмету или по
одной образовательной области. В его состав
имеют право входить преподаватели смежных и
обеспечивающих дисциплин.
В образовательных учреждениях могут
также создаваться межшкольные методические
объединения воспитателей, классных
руководителей и т.п.
Их количество и численность
определяются исходя из необходимости
комплексного решения поставленных перед учебным
заведением задач и утверждаются приказом
директора ОУ.
МежМО создаются, реорганизуются и
ликвидируются руководителем образовательного
учреждения по представлению курирующего их
заместителя директора. Они непосредственно
подчиняются заместителю директора по
учебно-воспитательной работе.
Межшкольные методические объединения
в своей деятельности соблюдают Конвенцию о
правах ребенка, руководствуются Конституцией и
законами Российской Федерации, указами
Президента Российской Федерации, решениями
Правительства Российской Федерации, органов
управления образованием всех уровней по
вопросам образования и воспитания учащихся, а
также уставом школы и локальными правовыми
актами, приказами и распоряжениями директора.
По вопросам внутреннего распорядка
они руководствуются правилами и нормами охраны
труда, техники безопасности и противопожарной
защиты, уставом школы, правилами внутреннего
трудового распорядка, трудовыми договорами
(контрактами).
2. Задачи и содержание деятельности
Удовлетворение потребностей
учащихся в интеллектуальном, культурном и
нравственном развитии.
Организация и проведение на высоком
профессиональном уровне учебно-воспитательной,
методической и опытно-экспериментальной работы
по одной или нескольким родственным дисциплинам.
Совершенствование методики
проведения различных видов занятий и их
учебно-методического и материально-технического
обеспечения.
Повышение педагогической
квалификации учителей.
Осуществление педагогических
экспериментов.
Организация и проведение работы по
профессиональной ориентации выпускников и
подготовка их к поступлению в высшие учебные
заведения.
Основные формы работы:
– осуществление педагогических
экспериментов по проблемам методики обучения и
воспитания учащихся и внедрение их результатов в
образовательный процесс;
– круглые столы, совещания и семинары
по учебно-методическим вопросам, творческие
отчеты учителей и т.п.;
– заседания по вопросам методики
обучения и воспитания;
– открытые уроки и внеклассные
мероприятия по предмету; лекции, доклады,
мастерские, мастер-классы, сообщения и дискуссии
по методике обучения и воспитания, проблемам
общей педагогики и психологии; изучение и
реализация в учебно-воспитательном процессе
требований организационных документов,
передового педагогического опыта;
– проведение предметных и
методических недель;
– взаимопосещение уроков;
– контроль качества проведения
учебных занятий.
Основные направления деятельности:
– анализ результатов образовательной
деятельности по предметам;
– участие в разработке вариативной
части учебных планов, внесение изменений в
требования к минимальному объему и содержанию
учебных курсов;
– разработка интегрированных учебных
программ по изучаемым предметам и согласование
их с программами смежных дисциплин для
обеспечения более полного усвоения учащимися
требований государственных образовательных
стандартов;
– подготовка и обсуждение рукописей
учебно-методических пособий и дидактических
материалов по предметам;
– проведение открытых занятий и
внеклассных мероприятий по предметам;
– подготовка и обсуждение докладов по
вопросам методики преподавания учебных
предметов, повышения квалификации и
квалификационного разряда учителей;
– обсуждение докладов по методике
изложения принципиальных вопросов программы,
рассмотрение и утверждение
календарно-тематических планов;
– обсуждение методики проведения
отдельных видов учебных занятий и содержания
дидактических материалов к ним;
– рассмотрение вопросов организации,
руководства и контроля исследовательской работы
учащихся;
– организация и проведение
педагогических экспериментов по поиску и
внедрению новых информационных технологий
обучения;
– разработка и совершенствование
средств повышения наглядности обучения
(терминальные и дисплейные комплексы, макеты,
стенды, диафильмы, таблицы, электронные учебники
и т.д.), а также методики их использования в
учебном процессе;
– совершенствование
учебно-лабораторной базы (лабораторных и
специальных классов, кабинетов, локальных
вычислительных сетей и их программного
обеспечения);
– взаимные посещения занятий как
внутри МежМО, так и между учителями различных МО
с целью обмена опытом и совершенствования
методики преподавания учебных предметов;
– совместные заседания с родственными
МежМО и объединениями, входящими в сетевое
взаимодействие в целях обмена опытом работы;
– изучение опыта работы родственных
МежМО других учебных заведений и обмен опытом;
– выбор и организация работы
наставников с молодыми специалистами;
– разработка положений о проведении
конкурсов, олимпиад, соревнований по предметам.
3. Порядок работы
Возглавляет межшкольное методическое
объединение руководитель, назначаемый
директором школы из числа наиболее опытных
педагогов по согласованию с членами МежМО.
Работа проводится в соответствии с
планом на текущий учебный год. Он составляется
председателем, рассматривается на заседании,
согласовывается с районным методическим центром
и межшкольным педагогическим советом.
Заседания МежМО необходимо проводить
не реже одного раза в четверть. О времени и месте
председатель МО обязан поставить в известность
замдиректора по УВР.
Совместные заседания с МежМО школ,
входящих в сетевое взаимодействие, проводятся не
реже двух раз в месяц. По каждому из обсуждаемых
на заседании вопросов принимаются рекомендации,
которые фиксируются в журнале протоколов и
подписываются руководителем МежМО.
При рассмотрении вопросов,
затрагивающих тематику или интересы других
межшкольных методических объединений, на
заседания необходимо приглашать их
председателей (учителей).
4. Документация
1. Приказ об открытии МежМО.
2. Приказ о назначении на должность
председателя.
3. Положение.
4. Функциональные обязанности
учителей.
5. Анализ работы за прошедший год.
6. Тема методической работы, ее цель,
приоритетные направления и задачи на новый
учебный год.
7. План работы на текущий учебный год.
8. План-сетка работы на каждый месяц.
9. Банк данных об учителях МежМО:
количественный и качественный состав (возраст,
образование, специальность, преподаваемый
предмет, общий и педагогический стаж,
квалификационная категория, награды, звание,
домашний адрес, телефон).
10. Сведения о темах самообразования
учителей.
11. График проведения совещаний,
конференций, семинаров, круглых столов,
творческих отчетов, деловых игр и т.п. в МежМО.
12. Перспективный план аттестации
учителей.
13. График прохождения аттестации
учителей на текущий год.
14. Перспективный план повышения
квалификации.
15. График повышения квалификации на
текущий год.
16. График проведения текущих
контрольных работ (вносят сами учителя или
председатели МежМО; цель: предупреждение
перегрузок учащихся – не более одной к/р в день).
17. График административных к/р на
четверть.
18. График проведения открытых уроков и
внеклассных мероприятий по предмету учителями
МежМО.
19. Адреса профессионального опыта
межшкольного методобъединения.
20. Сведения о профессиональных
потребностях учителей.
21. План проведения методической недели
(если МежМО проводит самостоятельно).
22. Программы (авторские по предмету,
факультативов, кружков).
23. Информация об учебных программах и
их учебно-методическом обеспечении по предмету.
24. Календарно-тематическое
планирование.
25. ВШК (информационные и аналитические
справки, диагностика).
26. Протоколы заседаний.
5. Права межшкольного методического
объединения
Готовить предложения и
рекомендовать учителей для повышения
квалификационного разряда.
Выдвигать предложения об улучшении
учебного процесса в школах, входящих в сетевое
взаимодействие; ставить вопрос о публикации
материалов о передовом педагогическом опыте,
накопленном в методическом объединении; ставить
вопрос перед администрацией школ о поощрении
учителей методического объединения за активное
участие в экспериментальной деятельности.
Рекомендовать учителям различные
формы повышения квалификации: обращаться за
консультациями по проблемам учебной
деятельности и воспитания учащихся.
Вносить предложения по организации и
содержанию аттестации учителей.
Выдвигать от методического
объединения педагогов для участия в конкурсах
«Учитель года» и «Классный руководитель», а
также приоритетного национального проекта
«Образование».
6. Контроль за деятельностью
Осуществляется районным
методическим центром в соответствии с планами
методической работы.
Приложение 3
Положение о межшкольном
педагогическом совете базовой (опорной)
школы
1. Задачи и содержание работы
1.1. Межшкольный педагогический совет
является постоянно действующим коллективным
органом управления, который рассматривает
вопросы повышения профессиональной
компетентности кадров в группе закрепленных за
базовой (опорной) школой общеобразовательных
учреждений, организацию профильного обучения и
предпрофильной подготовки.
1.2. Главная задача межшкольного
педагогического совета – объединение усилий
школьных коллективов, общественности в
практической разработке приоритетных
направлений в области обучения, воспитания,
управления школой, внедрения в работу школ
достижений педагогической науки и практики.
Межшкольный педсовет призван направлять поиски
каждой школы, входящей в образовательный округ,
вырабатывать единый взгляд на принципиальные
вопросы учебно-воспитательного процесса,
управления школой.
1.3. Межшкольный педагогический совет
обсуждает работу школ над единой методической
темой, принимает план методической работы
базовой опорной школы, утверждает графики
межшкольных методических мероприятий, локальные
акты, регламентирующие деятельность базовой
(опорной) школы, заслушивает информацию и отчеты
педагогических работников по проблемам
совместной деятельности, анализирует итоги
мониторинга эффективности методической работы.
1.4. Педагогический совет имеет право: –
– обращаться в муниципальные органы,
общественные организации по вопросам улучшения
работы школ образовательного округа;
– ходатайствовать перед органами
образования о поощрении учителей по результатам
методической работы, награждении их грамотами,
благодарственными письмами.
2. Состав педагогического совета и
организация его работы
2.1. В состав педагогического совета
входят директора школ образовательного округа,
их заместители, руководители профессиональных
объединений, представители педагогических
коллективов ОУ, руководители управляющих
советов.
Деятельностью межшкольного
педагогического совета управляет директор
базовой (опорной) школы.
2.2. Межшкольный педагогический совет
проводит заседания по плану методической работы
базовой (опорной) школы.
2.3. Заседания межшкольного
педагогического совета проводятся не менее двух
раз в год в соответствии с планом.
2.4. Заседания межшкольного
педагогического совета могут проводиться на
базе каждого образовательного учреждения
«куста».
2.5. Работу педагогического совета
протоколирует секретарь, избираемый на каждом
заседании.
2.6. Решения межшкольного педсовета
принимаются большинством голосов. При их равном
числе решающим является голос председателя
педагогического совета. Резолюция, принятая в
соответствии с полномочиями педагогического
совета, направляется во все школы
образовательного округа.
2.7. Выполнение решений и рекомендаций
межшкольного педагогического совета организуют
директора школ образовательного округа и
ответственные лица, указанные в его решениях.
Результаты этой работы сообщаются членам совета
на последующих заседаниях.
3. Документация педагогического
совета
3.1. Заседания межшкольного
педагогического совета оформляются протоколами.
В книге протоколов фиксируются ход обсуждения
вопросов, предложения и замечания членов
межшкольного педагогического совета. Протоколы
подписываются председателем и секретарем
совета. Нумерация протоколов ведется от начала
учебного года.
3.2. Книга протоколов межшкольного
педагогического совета хранится в базовой школе.
Приложение 4
Положение о методическом автобусе
В настоящее время сельский учитель
ограничен в возможностях систематически и
оперативно повышать свою профессиональную
квалификацию, но именно сейчас, в период
модернизации образования, происходят
существенные научные и практические изменения в
этой области, внедряются инновации, новые
технологии и методы образовательной
деятельности, которые и определяют
профессионализм современного педагога.
Цель: распространение идей
открытой базовой (опорной) школы, содействие
сохранению и развитию села через обучение и
просвещение педагогов на основе организации
выездов методического автобуса в сельские ОУ.
География: МОУ «СОШ № 3 п.
Чернянка», МОУ «СОШ с. Андреевка», МОУ «СОШ с.
Большое», МОУ «СОШ с. Волково», МОУ «СОШ с.
Ездочное», МОУ «СОШ с. Ковылино», МОУ «СОШ с.
Кузькино», МОУ «СОШ с. Лозное», МОУ «СОШ с.
Р.Халань», МОУ «СОШ с. Холки».
Общеизвестно, что в настоящее время
экономическая, социальная, образовательная
ситуация на селе является сложной, нестабильной,
уровень жизни здесь существенно ниже, чем в
городе. Сельская школа вынуждена и должна
выполнять не только образовательные, но и
широкие социальные, культурно-просветительские
функции. Однако далеко не каждое учебное
заведение готово к этой работе.
Методический автобус позволяет решить
комплекс задач, способствующих поддержке
сельской школы в современных условиях, ее
перерастанию в культурно-образовательный центр
деревни, а также сохранению и развитию самого
села.
Особенность: обучение
педагогического коллектива командно.
Именно такая форма позволяет не только
отрабатывать теоретические вопросы, но и
выходить на стратегию и тактику развития
образовательного учреждения, достигать единства
позиций, взглядов, действий – способствовать
работе команды.
Методический автобус призван
оказывать поддержку в разрешении следующих
проблем:
– преодоления
культурно-образовательного и информационного
дефицита сельских школьников;
– повышения квалификации сельских
учителей из школ образовательного округа.
Стратегическая цель методического
автобуса – содействие сохранению и
развитию села, поддержка и развитие сельской
школы, расширение ее социальных и
культурно-просветительских функций через
популяризацию современных социальных,
педагогических, психологических знаний,
освоение новых технологий в образовании.
Тактические цели и задачи:
– повышение квалификации сельских
учителей и руководителей школ в области
педагогики, психологии, социальных наук;
– ознакомление их с современными
образовательными технологиями, методами
обучения и воспитания, особенностями управления
современным образовательным учреждением
открытого типа.
Мероприятия, способствующие
достижению поставленных целей:
– мероприятия на базе сельских
образовательных учреждений;
– практические занятия, групповые и
индивидуальные консультации;
– научно-практические семинары,
конференции, практические занятия, мастер-классы
для учителей сельских школ.
Сроки проведения: предполагается
один раз в четверть в зависимости от
запросов ОУ.
Формирует состав и согласовывает
сроки заместитель директора по УВР базовой
(опорной) школы.
Приложение 5
Положение о школе передового
педагогического опыта
1. Общие положения
1.1. Школа передового опыта (далее –
Школа) осуществляет научно-исследовательскую,
методическую и координационную деятельность для
образовательных учреждений Чернянского района в
целях осуществления дифференцированного
подхода в методической работе с педагогическими
кадрами по признаку креативности (способности к
творчеству).
1.2. Школа организуется на базе МОУ
«Чернянская средняя общеобразовательная школа
№ 1 с углубленным изучением отдельных предметов»
пос. Чернянка.
1.3. Деятельность Школы осуществляется
в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским
кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», другими
законодательными актами и нормативными
документами в области образования.
2. Основные цели и задачи
2.1. Ориентация деятельности
педагогических коллективов на
совершенствование
образовательно-воспитательного процесса.
2.2. Изложение и распространение
передовых идей в практике работы педагогов.
2.3. Обобщение прогрессивного
педагогического опыта по определенной проблеме
(теме).
2.4. Повышение уровня профессионального
мастерства участников Школы.
3. Содержание работы
Аналитическая и
научно-исследовательская деятельность:
– выявление и обобщение передового
опыта в деятельности школ;
– участие в областных и федеральных
исследованиях по профилю своей деятельности.
Методическая деятельность: оказание
методической и практической помощи школам
района – письменные и устные консультации,
разработка методических материалов, выезды на
места по социально-творческим заявкам.
Формирование, хранение и продвижение
информационных ресурсов:
– комплектование фонда книг,
периодических изданий, электронных носителей
информации по проблеме работы Школы;
– создание информационных ресурсов
(электронных и на традиционных носителях);
– отбор, накопление, обработка и
распространение документов по проблеме работы
Школы.
Издательская деятельность: разработка,
издание и распространение обзорной,
библиографической и полнотекстовой информации
по проблемам работы Школы в печатной и
электронной формах (в том числе информации
рекламного характера).
4. Формы занятий
4.1. В систему подготовки участников
входят лекции, семинарские и практические
занятия, предусмотрены часы для самостоятельной
работы.
4.2. Лекционный курс знакомит
участников с современными технологиями.
Наиболее актуальные вопросы, требующие
обсуждения, рассматриваются на семинарских
занятиях.
4.3. Практические занятия посвящены
изучению тех тем, которые:
5. Контроль за деятельностью Школы
Контроль за деятельностью Школы
осуществляется руководителем.
В установленном порядке Школа
отчитывается об итогах своей деятельности перед
городскими и областными органами.
Приложение 6
Положение о межшкольной ярмарке
«Социально-педагогические инновации»
1. Общие положения
Настоящее положение определяет
порядок проведения ярмарки по презентации
социально-педагогических проектов и
воспитательных технологий (далее – ярмарка),
условия участия в ней. Она проходит на базе
муниципального общеобразовательного учреждения
«Чернянская средняя общеобразовательная школа
№ 1 с углубленным изучением отдельных
предметов».
Ярмарка поддерживает творческую
инициативу в области образования. Девиз ее
работы «Сегодня новации – завтра
традиции!» обусловливает возможность для
участников не только знакомства с новыми
технологиями в сфере образования, особенно в
практической части, но и приобретения
заинтересовавших наработок.
На выставке-ярмарке можно:
предложить коллегам свои
инновационные образовательные материалы;
познакомиться с инновационным
опытом ОУ и педагогов школ образовательного
округа;
приобрести заинтересовавшие
образовательные материалы;
принять участие в презентации и
обсуждении инновационных образовательных
проектов.
Приобретение новых технологий
заинтересованными субъектами образовательного
пространства возможно на двух уровнях.
На уровне ОУ. Для решения тех или
иных задач в сфере управленческой,
образовательной, воспитательной деятельности ОУ
самостоятельно приобретает необходимую для него
методику либо оказывает материальную помощь
педагогическим работникам для приобретения
разработок под конкретные задачи.
В частном порядке. Частное лицо
может самостоятельно приобрести
заинтересовавшую его разработку за счет личных
или спонсорских средств.
Цель: создание инновационного
пространства для аккумуляции идей и объединения
возможностей коммерческого продвижения
инновационного педагогического опыта школ
образовательного округа.
Задачи:
– выявление творчески работающих
педагогических и руководящих работников ОУ;
– изучение реального коммерческого
спроса на продукты педагогической деятельности;
– презентация в интерактивном режиме
новых технологий образования детей и молодежи;
– организация для педагогов
практикума по оформлению и представлению своей
продукции в адекватной рынку форме;
– проведение мониторинга значимости
ярмарки как социально-педагогического явления.
2. Содержательные направления
Педагогические технологии:
образования, развития,
информационно-коммуникационные.
Инновационный менеджмент в
образовании: программы развития ОУ, система
оценки качества, опыт самостоятельной
финансово-хозяйственной деятельности,
общественное управление.
Воспитательная деятельность:
– сохранение и развитие духовных,
исторических и культурных ценностей;
– формирование активной гражданской
позиции и чувства патриотизма;
– привлечение внимания к современным
культурно-экологическим проблемам;
– реабилитация детей с девиантным
поведением;
– профилактика асоциальных явлений;
– новые формы работы с проблемными
детьми;
– массовое физкультурно-спортивное
движение;
– ведение здорового образа жизни.
– создание союзов, детских
объединений и организаций.
3. Организационные структуры
Организационный комитет ярмарки
является ее высшим управляющим органом. Состав
комитета формируется из учителей базовой
(опорной) школы и заместителей директоров ОУ
округа.
Комитет:
– отвечает за организацию и
проведение ярмарки и своевременное завершение
всех ее этапов;
– распространяет официальную
информацию о ярмарке в СМИ, Интернете;
– проверяет оформление заявок и
тезисов, их соответствие предъявленным
требованиям;
– составляет список участников;
– передает работы, соответствующие
требованиям, в экспертный совет ярмарки для
профессиональной оценки;
– подводит итоги мероприятия.
Общее руководство деятельностью
комитета осуществляется председателем.
Экспертный совет ярмарки
формируется из числа независимых экспертов,
признанных специалистов в своей области. Списки
членов экспертного совета должны быть
представлены за 2 недели до проведения его
заседаний.
Функции совета:
– оценка содержания представленных
проектов;
– распределение заявок по номинациям.
4. Участники
Участниками ярмарки могут стать
образовательные учреждения и учителя. На ярмарку
приглашаются и участники прошлых лет со своими
доработанными проектами.
5. Порядок и сроки проведения
Конкурс проводится в 2 тура: заочный и
очный. Заочный тур предполагает анализ системы
работы педагога по материалам, присланным на
адрес оргкомитета в тезисной форме. Решение о
выходе в очный этап конкурса претендентов
принимает жюри заочного этапа.
Все участники заочного тура получают
свидетельство об участии в нем.
Как уже отмечалось выше, целью
конкурса является не только распространение
передового опыта, но и переход на новые отношения
между участниками образовательного процесса.
Хороший интеллектуальный труд, как любой
продукт, направленный на качественные изменения
в той или иной сфере деятельности, должен
оцениваться материально. В связи с этим
конкурсант, вышедший в очный этап, должен
самостоятельно оценить (в материальном плане)
свою работу и подготовить определенное
количество копий для реализации своего продукта.
Очный тур включает:
публичную презентацию: участник
должен представить свой продукт с позиции
практической значимости и актуальности;
стендовую выставку, в процессе
которой участники смогут реализовать
представленный материал и приобрести продукцию
коллег.
Участники очного тура получают
соответствующее свидетельство.
Приложение 7
Положение о Фестивале идей
и инноваций
В настоящее время растет потребность в
самостоятельно мыслящих, образованных
выпускниках школ, умеющих и желающих учиться на
протяжении всей жизни. Данный фестиваль работает
на выявление и поддержку творческих
педагогов-исследователей, оказывает содействие
в распространении, апробации и адаптации
разработанных ими новых технологий, методик,
моделей, а также в установлении контактов
(профессионального общения учителей).
Фестиваль идей и инноваций помогает
педагогической общественности сориентироваться
в многообразии мультимедийных учебных средств и
содействовать их эффективному использованию в
процессе урока. Фестиваль предусматривает
изучение опыта учителей в области применения
современных образовательных технологий,
формирования коллекций инновационных
педагогических идей, внедрения
информационно-коммуникационных технологий.
К участию в фестивале приглашаются
авторы методик, приемов, методов, цифровых
образовательных ресурсов (презентаций, сайтов,
утилит, компьютерных программ, электронных
изданий и т.д.), предназначенных для развития
способностей школьников, их творческого
потенциала, аналитического и творческого
мышления, желания и умения учиться, в том числе
самостоятельно.
В их число входят педагогические
работники школ образовательного округа,
использующие в своей работе инновационные
технологии, в том числе
информационно-коммуникационные.
1. Цели
Организация и поддержка сетевого
методического пространства, предназначенного
для совершенствования педагогического процесса.
Активизация деятельности работников
в ОУ образовательного округа по использованию
инновационных технологий в учебном процессе.
Выявление и поддержка педагогов,
использующих инновационные технологии.
Апробация новых образовательных
технологий и адаптация их к условиям
педагогической практики.
Создание банка методических
материалов, в который войдут цифровые
образовательные ресурсы (ЦОР), методические
материалы, разработки с использованием
существующих ЦОРов.
2. Педагогические задачи
Выявить новые подходы и перспективы
развития профильного обучения в базовой
(опорной) школе–ресурсном центре.
Выявить эффективность того или иного
учебно-методического комплекта.
Провести методический анализ
программно-педагогических средств.
Разработать новые цифровые
образовательные ресурсы.
Разработать методические указания к
использованию уже имеющихся цифровых
образовательных ресурсов.
3. Основные номинации
Новые педагогические технологии как
условие повышения качества образования.
Профильное обучение: доступность,
качество, эффективность.
Школьное информационное
пространство. Реальность и перспективы.
Здоровье – проблема педагогическая.
Воспитательная среда как условие
саморазвития и самореализации личности.
На фестиваль могут быть представлены
как мультимедийные разработки уроков и цифровые
образовательные ресурсы, созданные педагогами,
так и совместные мультимедийные проекты
учителей и учащихся:
1. Методические и дидактические
материалы:
– разработки уроков;
– раздаточные материалы (с методикой
их применения).
2. Программы элективных курсов.
3. Методические разработки учителей к
уже имеющимся образовательным продуктам.
4. Методические указания по включению
ЦОРов в различные этапы урока.
5. Инновационные идеи проведения
уроков с использованием
информационно-коммуникационных технологий.
В их число могут войти следующие
экранно-звуковые средства:
– мультимедийные презентации;
– учебные видеофильмы;
– интернет-ресурсы;
– программные средства.
4. Форма представления материалов и
предъявляемые к ним требования
Участники фестиваля обязательно
должны заполнить анкету в электронном виде. В нее
включается следующая информация:
название (тема) работы (материала);
номинация конкурса, образовательное
направление;
информация об авторе или авторском
коллективе с указанием ФИО, образовательного
учреждения, должности и преподаваемого предмета;
контакты (телефон, место работы,
должность);
адрес электронной почты, почтовый
адрес;
подробная аннотация (название
работы, ее описание, предмет, цель, задачи).
Также участник фестиваля
предоставляет свою работу в электронном виде и в
обязательном порядке – методическое описание:
рекомендации по использованию (для кого
предназначена, где именно можно применять и т.д.).
Текст работы должен содержать не
только идеи, но и описание личного опыта работы
автора, результаты его деятельности.
По возможности – указать условия,
необходимые для реализации данной методики или
приема (например, наличие в классе компьютера,
мультимедиапроектора; время на подготовку).