К методам поддержки развития
аналитико-рефлексивных способностей, с
помощью которых воспитатель и воспитанник
получают возможность осмыслить свою
деятельность, соответствие способов работы
целям и полученному результату, мы отнесли:
наблюдение;
коллективный анализ деятельности,
размышления;
рефлексию – самопознание своей роли
и отношения к произошедшим событиям, делам;
тестирование и анкетирование.
За интеллектуальные способности отвечают:
«Мозговой штурм». У ребенка с
заниженной самооценкой в процессе обсуждения
повышается уверенность в себе, пробуждается
творческий потенциал, создается позитивная
оценка личностью своих способностей.
«Сократовская беседа». Данный метод
помогает мысли «родиться», развивает
диалогическое мышление, творческие способности.
Учитель (классный руководитель) задает
вопросы-утверждения, но они, как правило,
однобоки, что вызывает естественную
противоречивую реакцию учащихся. Затем
привлекаются примеры, которые очерчивают более
широкое поле в обсуждаемой проблеме. Однако и они
оказываются поверхностными, так как снова
находится другой пример из жизни. Процедура
продолжается до тех пор, пока не исчерпаются все
факты, опровергающие утверждение. Следовательно,
появляется какое-либо предложение, с которым
согласны все присутствующие.
Метод синектики (смещение на уровень
подсознательной активности). Он направлен на
развитие ассоциативного, абстрактного,
образного мышления.
Метод «заданной формы организации
учебно-воспитательного процесса»: создание
ситуации, когда ученик сам должен выйти на
решение задачи путем использования новых
способов.
Метод деловой игры – при снижении
психологической защищенности ребенок имеет
возможность побывать в разных ролях, что
способствует накоплению социального опыта.
Развитие интуиции (игры «Почувствуй
состояние другого», «Кто стоит за дверью?»,
«Холодно – горячо», «В какой руке?» и т.д.).
Метод психотренинга направлен на
переосмысление Я-концепции, изменение установок
и др.
Поддержка развития организаторских
способностей происходит через:
метод «творческого выполнения
задач»;
метод игры – творческое действие в
воображаемых, условных обстоятельствах с целью
развития самостоятельности и творчества;
метод поручения – регулярное
выполнение определенных действий в целях
превращения их в привычные формы поведения
(положительные привычки);
метод упражнения – повторение,
закрепление, упрочнение и совершенствование
ценных способов действия.
Коммуникативные способности
оттачиваются с помощью:
метода «создания воспитывающих
ситуаций» – свободного выбора поведения;
метода коммуникативного тренинга
(ролевые игры, выполнение заданий по
определенным параметрам – «активное слушание»,
«прием на работу», тренинг по этикету,
«Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и т.д.);
метода творческого поиска.
Самостоятельность учащихся – одно из
самых значимых качеств личности, которое
обусловливает активную жизненную позицию, что
согласно Концепции модернизации российского
образования является важной задачей воспитания.
Педагог может способствовать формированию
данной составляющей ключевых компетенций, если
будет владеть приемами педагогической поддержки
развития самостоятельной личности,
включающими в себя методы:
самооценки – обучение адекватному
оцениванию себя, своих целей, использованных
средств;
самоорганизации – обучение
самостоятельному планированию режима дня,
питания, физических и интеллектуальных нагрузок,
сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка
дня, ведение ежедневника необходимых дел и т.д.);
самореабилитации – способ
самостоятельного восстановления физических и
психических сил: расслабление, водные процедуры,
смена видов деятельности, достижение катарсиса
путем включения в творческий,
эмоционально-нравственный процесс;
самоопределения – создание ситуаций,
когда ребенок должен самостоятельно сделать
выбор;
самореализации – создание условий
для выполнения индивидуальной работы в
соответствии с поставленными задачами (метод
поручения и другие);
самоконтроля;
самопрогнозирования – построение
перспектив своего дальнейшего развития,
стратегии и тактики саморазвития, планирование
ближайшей и отдаленной перспективы своей
деятельности.
Методы педагогической поддержки
«социального здоровья», то есть такие, которые,
с одной стороны, необходимы для поддержания
положительного эмоционального настроя, веры в
свои силы, а с другой – позволяют
стабилизировать общее эмоциональное состояние и
предотвратить асоциальное поведение:
«Метод радостной перспективы». Это –
ожидание радостных событий, которые случатся с
человеком и значимыми для него людьми в
ближайшее время.
«Метод увлечения весельем». Юмор
всегда помогает преодолевать трудности,
оптимизм создает мажорный настрой жизни. Техника
использования юмора сводится к тому, что при
возникновении отрицательной эмоции учитель
должен попытаться найти забавные стороны
ситуации и обсудить с учащимися какие-то веселые
истории из жизни класса или отдельного ребенка.
Поощрение и похвала (мимикой, жестом,
взглядом, словом) порождает чувство радости от
сделанного, веры в себя и желания делать еще
лучше.
Наблюдение за своими эмоциями, с
помощью чего ребенок может понять, под
воздействием каких причин возникает та или иная
эмоция, чувство.
«Метод погашения отрицательных
переживаний» – способ обдумывания таких эмоций,
как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина,
определение причин их возникновения и как
следствие – погашение. Применяется при
индивидуальной беседе. Благодаря рационализации
фактов происходит превращение обидной ситуации
в событие, при котором ребенок сможет сохранить
самоуважение. Диалог сопровождается
невербальными приемами (рукопожатие и т.п.). При
этом возможен звуковой фон – спокойная, тихая
музыка.
«Метод устранения плохих привычек»
включает в себя изучение обстоятельств
зарождения плохой привычки, воспроизведение
ситуаций и эмоций, в которых она проявляется,
обдумывание, как и чем ее можно заменить, и,
наконец, постепенное замещение положительным
или нейтральным действием.
«Метод выработки хороших привычек и
положительных черт характера».
Релаксация – расслабление организма
с целью успокоения, создания внутреннего
комфорта.
Все вышеуказанные методы применяются
разными участниками воспитательного процесса.
Так, учитель или классный руководитель могут
использовать не только традиционные методы
(наблюдения, самооценки и т.д.), но и метод
«заданной формы организации учебного процесса»,
«творческого выполнения задач», а также
«увлечения весельем» и другие. Педагог-психолог,
подключаясь к работе с классом или ребенком,
может применять метод синектики, психотренинга
или коммуникативного тренинга.
Для внедрения метода самоорганизации
имеет смысл привлекать медицинских работников
образовательного учреждения. А социальный
педагог в своей деятельности пользуется
«методом погашения отрицательных переживаний»
или «методом устранения плохих привычек». В
целом же применение того или иного способа
работы обусловливается профессионализмом
педагога.
|
|