Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2010

Школьный уклад

В среднюю школу – без тревог

Одним из сложных моментов школьной жизни является переход ученика из младшей школы в среднюю. Напряжение возникает вследствие смены задач, которые должен решать ребенок. Какую роль может здесь сыграть школьный психолог?

Формируем понятийное мышление

По мнению Л.А. Ясюковой1, при переходе в пятый класс «основными причинами нарушения учебной деятельности оказываются недостатки и дисгармоничность развития интеллектуальных способностей учащихся, в особенности высших форм мышления, которые не получили необходимого развития в начальных классах, а также неполноценность начальных школьных навыков».

В младших классах нужно адаптировать малыша к новому образу жизни, при котором в роли ведущей деятельности выступает учеба, и сформировать у него первичные школьные навыки. Основной же задачей средней школы является введение подростка в систему наук.

Чтобы воспринять внутреннюю логику науки и взаимосвязь ее отдельных частей, необходимо обладать понятийным мышлением.

Как показал Л.С. Выготский, понятийное мышление формируется в процессе обучения, когда ребенок в младшей школе учится овладевать научными понятиями. Если этого не происходит в начальных классах, то у школьника закрепляются имеющиеся допонятийные формы, а время, когда еще возможно развитие, уходит.

Многолетняя практическая работа и специальные исследования показывают, что для успешного обучения в средней школе детям необходимы следующие интеллектуальные операции2:

  • понятийное речевое мышление;

  • абстрактное мышление;

  • структурно-динамическое мышление;

  • логическая оперативная память;

  • произвольность мышления (умение произвольно пользоваться имеющимся интеллектуальным багажом);

  • полноценный навык чтения;

  • определенный уровень общей осведомленности, превышающий сложившиеся до школы представления об окружающем мире;

  • способность к рефлексии, формированию адекватной самооценки.

В используемом нами диагностическом комплексе Технологии оптимизации обучения и развития школьников (ТООР) имеются специальные тесты для измерений данных показателей. По результатам их применения для каждого ребенка составляется психологическая характеристика, в которую заносятся данные по перечисленным показателям. Проводящаяся ежегодно работа позволяет отслеживать траекторию продвижения наших учеников, оценивать количественные и качественные параметры изменений.

На настоящий момент работа с комплексом ТООР только начата.

Диагностируем ум

До вступления Центра образования № 118 в экспериментальную программу диагностика интеллектуального развития проводилась с помощью теста умственного развития подростков (ТУРП), разработанного в Психологическом институте РАО. ТУРП позволяет проводить психологическую диагностику умственного развития, то есть степени присвоенности изучаемых в школе научных понятий из разных учебных дисциплин и того, насколько они используются в качестве средств текущей мыслительной деятельности.

В этом заключается принципиальное отличие психологической диагностики от педагогической, нацеленной прежде всего на оценку усвоения тех знаний, которые предоставляются и отрабатываются в учебном процессе. Поэтому данные по отдельным показателям ТУРП, чьи условные обозначения совпадают с названиями учебных дисциплин, – «математика», «русский язык и литература», «природоведение» – не всегда совпадают с успеваемостью учащихся по соответствующим предметам.

Как показывают проведенные нами исследования, связь между успешностью обучения по отдельным предметам и показателями присвоения научных понятий из соответствующих областей научного знания, измеряемыми с помощью ТУРП, имеет достаточно сложную природу.

В таблице 1 представлены данные корреляционного анализа (с применением непараметрического критерия Спирмена). Знаком «+» помечены сочетания показателей, по отношению к которым была получена достоверно высокая корреляционная связь. Можно видеть, например, что на общем уровне умственного развития не отражается успешность обучения по таким предметам, как русский язык, литература, иностранный язык, история, география, но он оказывается связан с успехами в математике, информатике и музыке.

Таблица 1

Данные о корреляционных связях между показателями ТУРП и успеваемостью по отдельным предметам (5-й класс, декабрь 2009 г.)

 

Показатели ТУРП

Осведомленность

«Математика»

«Русский язык и литература»

«Природо-
ведение»

Общий показатель

Успевае-
мость

русск. яз.

+

       

литература

+

 

+

   

англ. яз.

+

       

матем./алгебра

+

+

+

+

+

информатика

   

+

+

+

история

         

геогр./прир.

         

физ-ра

         

ИЗО

         

музыка

   

+

+

+

средняя для ученика

+

 

+

+

+

Важным фактором успешности обучения по большинству основных предметов оказывается показатель «Общая осведомленность», который отражает не только качество обучения, но и качество жизненной среды ребенка. Уровень усвоенности математических понятий связан исключительно с успеваемостью по математическим дисциплинам. А вот владение научными знаниями из сферы, условно обозначенной как «русский язык и литература», связано с успехами обучения не только по школьному предмету «литература», но и по математике и информатике.

Приведенные данные позволяют говорить о том, что для умственного развития учащихся средней школы наиболее значимыми оказываются предметы, дающие наибольший вклад в развитие логического и абстрактного мышления, способствующие усвоению алгоритмических способов решения мыслительных задач.

В декабре 2007 г., а затем через год, в декабре 2008 г., в нашем центре была проведена диагностика умственного развития учащихся 5–6-х классов с помощью методики ТУРП. Результаты ее могут использоваться для сравнения с данными по той же методике, полученными для учащихся нынешнего 5-го класса, участвующего в ГЭП «Шестилетняя младшая школа» (тестирование проводилось в мае и через полгода – в декабре 2009 г.).

Так как результаты первого тестирования у двух описываемых классов различаются (см. диаграмму 1), то в качестве материала для обсуждения возьмем данные об изменениях, произошедших в первом случае за год, во втором – за полгода, приведенные в диаграмме 2.

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Мы видим, что, за исключением показателя «математика», достижения учащихся класса, не принимавшего участия в ГЭП, за год практически равны тому приросту, который демонстрируют учащиеся экспериментального класса за полгода обучения. По-видимому, наибольшие сложности у них возникли именно в сфере математических знаний, что и дало эффект некоторого замедления положительной динамики.

Однако можно ожидать, что за год произойдут изменения, которые однозначно продемонстрируют позитивное влияние новой схемы обучения на умственное развитие наших воспитанников.

Снижаем тревожность

При переходе к обучению в средней школе традиционным эффектом является всплеск тревожности учеников. Они должны освоить новые условия обучения, взаимодействия с педагогами, режим проверки знаний и т.д. Сформировавшиеся в младшей школе стереотипы поведения оказываются бесполезными, наступает состояние временной дезориентации, многие проблемы, уже решенные на предыдущем этапе, возникают снова.

Однако, как показывают наши данные, организация обучения по модели «Шестилетняя начальная школа» позволяет в значительной мере избежать повышения тревожности.

Диагностика тревожности учащихся 4–5-х классов проводилась в мае и ноябре 2009 г. с применением методики «Тест школьной тревожности Филлипса». Она направлена на изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста. При подсчете результатов выделяются показатели по следующим факторам: общая тревожность в школе (ОШТ); переживание социального стресса (ПСС); фрустрация потребности в достижении успеха (ФПДУ); страх самовыражения (СС); страх ситуации проверки знаний (СПЗ); страх не соответствовать ожиданиям окружающих (СНСО); низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (НФСС); проблемы и страхи в отношениях с учителями (ПСУ).

Статистический анализ различий (применялся непараметрический критерий Манна–Уитни) показал, что значимых изменений по сравнению с маем 2009 г. не произошло.

Данные по группе показывают, что имеются некоторые колебания, отраженные в таблице 2.

Таблица 2

Тенденции изменения показателей в группе

Количество шкал, по которым показатели стали

Шкалы

ОШТ

ПСС

ФПДУ

СС

СПЗ

СНСО

НФСС

ПСУ

ниже

3

6

8

3

3

2

5

6

0

2

2

1

6

3

7

4

3

выше

6

3

2

2

5

2

2

2

  • Общий показатель школьной тревожности вырос за истекший срок у 6 учеников из 11 из прежнего состава; в целом по группе несколько повысился уровень страха проверки знаний (однако, как уже было сказано, выраженность этих различий не имеет статистической значимости).

  • Наиболее стабильными оказались показатели по шкалам СС и СНСО (изменений нет соответственно в 6 и 7 случаях из 11).

  • По таким шкалам, как ФПДУ, ПСС, ПСУ, НФСС, выявляется снижение уровня тревожности (соответственно, у 8, 6, 6 и 5 человек из 11).

Проведенное тестирование позволяет определить индивидуальные варианты развития тревожности в экспериментальном классе (таблица 3).

Таблица 3

Тенденции изменений индивидуальных показателей

 

Количество шкал (из 8), по которым показатели стали

ниже

0

выше

А. Э.

3

5

0

Б. А.

4

1

3

В. А.

3

1

4

Г. А.

1

3

4

К. А.

5

3

0

К. В.

4

4

0

М. А.

3

2

3

Н. А.

3

2

3

Р. К.

3

3

2

Т. Р.

2

3

3

Ш. А.

5

1

2

  • У одного ученика диагностируемые показатели тревожности остались практически на прежнем уровне (из 8 показателей не изменились 5).

  • Тенденция к снижению тревожности, связанной с различными аспектами школьной жизни, наблюдается у 3 учениц (по 5 шкалам из 8), у одной по 4 шкалам – снижение, по 4 остальным – нет изменений.

  • У 5 учащихся выявляется тенденция к повышению уровня тревожности по 4 или 3 шкалам из 8.

  • Противоречивую тенденцию изменений показателей тревожности демонстрируют два ученика: по отдельным шкалам – относительно выраженное повышение, по другим – снижение.

Данные результаты показывают, что:

  • за месяц обучения в средней школе у учащихся 5-го класса ни общий уровень школьной тревожности, ни отдельные ее показатели не усилились по сравнению с концом обучения в младшей школе;

  • данный классный коллектив несколько повышенно реагирует на ситуацию проверки знаний по сравнению с большинством сверстников; в качестве общей рекомендации можно указать на желательность постепенного перехода в общении с учениками от контролирующе-оценочной позиции к позиции сотрудничества;

  • учащиеся, проявляющие тенденцию к повышению уровня тревожности, нуждаются в создании более комфортных эмоциональных отношений как с педагогами, так и со сверстниками.

Еще один вывод, который можно сделать по итогам диагностики тревожности, касается ее влияния на успеваемость в экспериментальном классе. Данные о результате корреляционного анализа приведены в таблице 4.

Таблица 4

Данные о корреляционных связях между показателями по методике «Диагностика школьной тревожности Филлипса» и успеваемостью учащихся 5-х классов (декабрь 2009 г.)

 

Филлипс

ОШТ

ПСС

ФПДУ

СС

СПЗ

СНСО

НФСС

ПСУ

Успеваемость

русск. яз.

 

+

         

литература

             

англ. яз.

 

+

           

матем./алгебра

         

+

   

информатика

               

история

+

     

+

     

геогр./прир.

 

+

           

физ-ра

               

ИЗО

               

музыка

               

средняя для ученика

               

Можно видеть, что выявленные связи немногочисленны и все они являются положительными. Это означает, что некоторое повышение переживания тревоги оказывается оптимальным для достижения более высоких результатов успеваемости по отдельным школьным предметам.

Такое представление мы встречаем и у Л.А. Ясюковой, выделяющей адаптационное повышение уровня тревожности, не превышающее пороговый уровень3. В целом же можно сделать вывод о том, что в экспериментальном классе школьная тревожность не оказывает значительного воздействия на успеваемость учащихся.

________________

1 Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб.: Речь, 2003. С. 215.

2 Там же. С. 219–220.

3 Там же. С. 206.

Рейтинг@Mail.ru