Каждый день в нашем образовательном
учреждении воспитатель проводит половину дня со
своим классом, внося свою лепту в развитие
личности младшего школьника. При этом нужно
постоянно помнить о задачах адаптационного
периода.
Первая и самая важная – создать
атмосферу психологического комфорта.
Эмоциональные переживания ребенка,
его чувства органически связаны с
познавательными процессами – ощущением,
восприятием, воображением, мышлением, памятью и
пр. Психологами доказано, что развитие
когнитивной сферы напрямую зависит от
внутреннего состояния. Поэтому создание
атмосферы безопасности и радостного общения со
сверстниками – это то, с чего воспитатель
фактически начинает строить новый детский
коллектив.
Мы заостряем внимание учащихся на
словах и поступках, детально разбирая, что
хорошо, а что плохо; следим за настроением детей;
обучаем их саморегуляции в выражении эмоций,
преодолению импульсивности в поведении;
принимаем участие в формировании нравственных
качеств и коррекции негативных моральных
ощущений (зависть, жадность, злорадство). И этот
каждодневный кропотливый труд постепенно дает
свои результаты.
За годы педагогической практики у меня
сложились свои методы работы. Например, путем
проб и ошибок мы пришли к тому, что снятие
агрессии, чувства мести легче всего происходит
через прощение и примирение. Способность
слышать, понимать других людей и прощать у детей
нужно развивать специально. И чем раньше, тем
лучше. Это влияет на формирование характера:
ребенок становится добрее, общительнее, ему
легче учиться.
Мы стараемся не осуждать плохое
поведение (например, пытаемся дурные слова и
поступки обсуждать таким образом: ошибаются
все – и взрослые, и дети, нужно научиться
осознавать свою ошибку и исправлять ее, прощать
себе, другим, не оставляя осадка в виде чувства
вины, стыда и тяжести на сердце). Подобный подход
поддерживает ощущение радости жизни, сохраняет
хорошее настроение, веру в себя и желание учиться
и работать дальше.
Вторая серьезная задача
воспитателя – сделать условия пребывания в
школе максимально удобными и приятными для детей
и при этом обязательно соблюдать режим дня.
Для профилактики стрессовых состояний
в режим дня включен, кроме прогулок,
пятнадцатиминутный сон. Это, казалось бы,
незначительное время позволяет ребенку
расслабиться как телесно, так и эмоционально. А
тишина благотворно сказывается на
психофизиологическом состоянии наших
воспитанников.
Правильно организованный отдых дает
заряд энергии для восстановления сил. Научить
детей физически расслабляться – задача
сложная. Сейчас они уже привыкли к такому отдыху.
Более того – наш пример стал заразительным, и
теперь даже учителя, имеющие свободные 15 минут,
иногда составляют нам компанию.
Я искренне рада, что у меня получается
учить детей сбрасывать напряжение.
Третья задача – направить усилия
на формирование положительного отношения к
учебе и школе.
Мы проводим беседы на темы «Школьная
дисциплина», «Культура поведения младшего
школьника», «Кем я хочу быть?». Но большая часть
свободного времени заполнена привычным для
детей видом деятельности – играми. На
начальном этапе особенно интересны ролевые игры,
моделирующие повседневную жизнь. Далее
востребованными становятся шахматы, шашки и пр.
Не менее важны дополнительные занятия по
хоровому пению, в спортивных и танцевальных
кружках, в студиях народных промыслов.
Смысл работы воспитателя во втором
классе школы немного меняется, так как здесь
детям уже начинают задавать уроки на дом – и нам
нужно помогать формированию универсальных
учебных действий, которые обеспечивают
школьникам умение учиться, способность к
саморазвитию и самосовершенствованию.
Как помочь ребенку приступить к
самостоятельной работе? Опираясь на свой
многолетний опыт, я пришла к тому, что перед
выполнением домашнего задания стоит поговорить
с детьми, постараться увлечь их позитивными
мыслями, снять негативные эмоции (страх,
неуверенность в себе, нежелание думать, лень).
Несмотря на то, что мы живем в век
бешеных скоростей и постоянного напряжения, мне
удается убедить своих воспитанников, что работу
нужно начинать не торопясь, с любовью, без страха
и суеты. Поэтому неспешно написанные первые
буквы уже приносят ребенку удовлетворение от
своего труда.
Не стоит забывать и о коллективных
формах работы. Если воспитателю удается создать
атмосферу дружбы, взаимопонимания, взаимопомощи,
доброго отношения друг к другу, то дети всегда
предпочтут действовать сообща, не станут бояться
выражать свое мнение, будут учиться рассуждать
вслух. Творческая атмосфера помогает побороть
лень или страх перед сложным заданием и приучает
к труду. Да и самостоятельная работа над домашним
заданием в коллективе тоже отличается от
выполняемой дома. Ребята всегда смогут проверить
сделанное друг у друга, сравнить варианты
решения задачи.
Ответственным периодом
становления личности считается младший
подростковый возраст, который приходится на 5–6-е
классы. В этот момент у ребят развивается
способность к самосознанию, начинается период
активного самовыражения и самоутверждения. Но,
по сути, они остаются еще детьми и нуждаются в
поддержке взрослых, особенно в вопросах
межличностных отношений, которые волнуют их все
больше.
Начало периода гормонального
созревания характеризуется эмоциональной
неустойчивостью, открытием внутреннего мира,
проявлением чувств. Формируется культура
взаимоотношений, и поэтому так важна
направляющая роль воспитателя.
Развитие высших нравственных качеств
(чувства долга, ответственности, совестливости,
достоинства, патриотизма, дружелюбия, любви)
становится необходимостью. В этот период гораздо
лучше разобрать поступок, еще раз проживая
острую ситуацию, предоставляя возможность детям
самостоятельно сделать тот или иной выбор,
прийти к определенным выводам, чем читать сухую
лекцию на тему морали.
Мы с воспитанниками уже привыкли
обсуждать все, что их волнует, искать причины и
следствия поступков. Например, ребята в ходе
бесед пришли к такому выводу: «Все, что ты
делаешь, делаешь для себя», «Что отдашь, то и
получишь».
Могу с уверенностью сказать, что уже в
четвертом классе у нас сформировался коллектив с
устойчивой нравственной структурой, которая
позволяет ребятам жить в эмоциональном
равновесии, дружбе и уважении друг к другу. А
когда к нам пришли новые ученики, они легко
влились в наш коллектив, почувствовали себя
комфортно.
И, несмотря на то что в пятом классе
вместо одного учителя у детей появилось много
новых, ребята не испытывали стресса и
психологического дискомфорта, потому что общий
ритм их школьной жизни остался прежним.
Как и раньше, после уроков к ним
приходит воспитатель. Как и в предыдущие годы, мы
вместе делаем уроки, обсуждаем проблемы, ищем
решения, проживаем успехи и неудачи.
|