Идея создания в 1998 году лицея для
целевой подготовки будущих абитуриентов,
обладающих не только высоким уровнем
академических знаний, но и развитыми
коммуникативными и лидерскими качествами,
навыками самопрезентации, владеющими ИКТ (т.е.
ключевыми компетенциями в современном
понимании), принадлежит руководству Института
менеджмента и экономики Омского
государственного университета путей сообщения.
С самого начала ключевой задачей для
педагогического коллектива стало формирование
индивидуальных образовательных маршрутов
учащихся, а следовательно, встал вопрос о способе
оценивания академического и личного развития
ребенка. Действующая пятибалльная шкала в силу
своей ограниченности для этого не подходит.
Разработанный проект «Академический
рейтинг» стал первой попыткой создать новую
систему оценивания, которая строилась бы на
следующих подходах:
давала объективную динамику усвоения
знаний каждым воспитанником в процессе обучения;
мотивировала познавательную
активность;
развивала рефлексию учебных
достижений;
позволяла своевременно
ликвидировать пробелы в знаниях;
дифференцировала значимость оценки
не только по видам работ (самостоятельная,
контрольная, зачетная), но и по сложности
выполняемого задания (базовый или повышенный
уровень);
отличалась универсальностью для всех
профильных предметов;
была прозрачна и понятна ученикам и
их родителям в способах выставления текущих и
итоговых оценок и коррелировалась с принятой
пятибалльной шкалой оценивания;
мотивировала учителей на эффективную
деятельность по повышению качества образования;
являлась универсальным инструментом
для осуществления административного
мониторинга и контроля.
Ооснову новой системы оценивания была
положена идея рейтинга академических достижений
учащихся с использованием информационных
технологий. Изначально его планировалось ввести
только на профильных предметах, но он быстро
приобрел популярность и признание у большинства
педагогов лицея.
Творческой группой
учителей-предметников была разработана
электронная рейтинговая таблица сроком на одну
четверть в 8–9-х классах и на одно полугодие в
10–11-х классах. Объем материала, изучаемый за этот
период времени, разбивался на крупные темы, или
блоки. В процессе их освоения каждый учитель
планировал проверочные работы, позволяющие
выяснить качество усвоения новых понятий,
сформированность умений и навыков для
выполнения заданий базового уровня и повышенной
сложности.
Приведем пример рейтинговой таблицы
академической успеваемости учащихся 9-го «А» класса
по алгебре за третью четверть (таблица 1). В
процессе изучения темы (блока) по алгебре
использовались следующие виды проверочных
работ:
математический диктант для проверки
качества усвоения новых понятий;
самостоятельная работа (в обычной
либо тестовой форме) для проверки умений и
навыков применения новых знаний на базовом и
повышенном уровнях и при выполнении сложных
заданий;
домашняя самостоятельная работа в
форме индивидуальных заданий различного уровня
сложности для каждого учащегося, рассчитанная на
продолжительное время выполнения;
зачетная работа, направленная на
проверку знания теории и умения применять ее на
практике;
итоговая контрольная работа.
Таблица 1
Рейтинговая таблица
академической успеваемости учащихся
Общее количество баллов по теме
определяется в зависимости от количества часов,
отведенных на ее изучение, значимости и места в
курсе. Во время прохождения конкретной темы
могут быть выполнены несколько проверочных
работ, оцениваемых определенным количеством
баллов. Например, самое большое их количество
ученик может получить за зачетную или
контрольную работу. Математический диктант
оценивается ниже.
Каждая проверочная работа состоит из
заданий разного уровня сложности. При ее
составлении важно соблюдать правильное
соотношение заданий базового уровня
(стандарт), повышенного уровня (когда
требуется использовать свои знания в измененной
ситуации) и сложных заданий (связанных с
применением знаний в новой ситуации)
(таблица 2). Ученик, выполняющий задания
только базового уровня, получает за свою работу
оценку «удовлетворительно».
Таблица 2
Таблица примерного распределения
заданий разного уровня сложности
Уровень сложности |
Количество заданий в различных видах
работы |
Базовый |
3 |
4 |
4 |
5 |
6 |
6 |
Повышенный
|
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Сложные
задания |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Всего
заданий в работе |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Каждое задание в рамках одной
работы чаще всего оценивается одним баллом.
Творческие задания, олимпиадные, а также задания
повышенного уровня учитель вправе оценивать
большим количеством баллов.
Кроме того, на всех этапах учитывается
правильность выполнения, начисляются баллы и
выявляется, в каком месте и почему допущены
ошибки.
Например, если при решении задачи по
алгебре ученик действовал правильно на всех
этапах, но сделал вычислительную ошибку, учитель
может поставить оценку ниже, чем один балл, –
0,8 балла. Таким образом, он показывает, что
правило усвоено, использовано верно, но
правильный ответ не получен. Или, если с
точностью выполнен только первый шаг алгоритма,
а в следующих двух есть ошибки, положительно
можно оценить только один шаг и поставить за
работу 0,2 балла.
В рейтинговой таблице указываются
максимально возможный балл и тот, который
получает конкретный ученик.
Для определения рейтинга, помимо
обязательных, вводятся и дополнительные баллы.
Их можно получить, если, кроме основных заданий,
выполнены факультативные. Как правило, они
повышенного уровня сложности.
Лишние баллы предполагаются и за
творческую, исследовательскую работу,
проделанную по данной теме, – за написание и
защиту реферата, подготовку мультимедийного
проекта и т.п.
Возможность заработать
дополнительные баллы позволяет ребенку быть
более активным в учебной деятельности, уменьшает
оценочный субъективизм педагога, стимулирует
соревновательность в учебе.
Если ученик по каким-то причинам
отсутствовал во время проведения работы, получил
неудовлетворительную оценку или его не
устраивают результаты рейтинга, он имеет
возможность выполнить другой вариант задания.
Рейтинговая система оценивания без
труда позволяет перевести полученные баллы в
пятибалльную шкалу, что дает возможность
фиксировать результат в классном журнале.
После каждой выполненной работы
подводится общий итог и выстраивается
индивидуальный рейтинг конкретного ученика,
выставляется предварительная оценка за
четверть.
Например, по данным таблицы 1 при
изучении темы ученик 1 был успешен. Из 30
возможных баллов он набрал 27,7 и 3 дополнительных.
Таким образом, общее количество баллов составило
30,7, рейтинг очень высок – 5,11. Предварительная
оценка за четверть – «5».
Ученик 20 был менее успешен. Он
набрал 18,3 балла и 1 дополнительный.
Предварительная оценка за четверть – «3».
Ученик 2 оказался неуспешен. Он не
выполнил работу 3 (домашнюю самостоятельную) и
набрал низкое количество баллов за контрольную.
Предварительная оценка за четверть – «2». Но
есть возможность повысить свой рейтинг,
проработав плохо усвоенный материал.
Результаты рейтинга доступны
учителям, классным руководителям, учащимся и их
родителям. Благодаря использованию
информационных технологий данная информация
открыта. Электронная таблица позволяет легко
получить сведения о рейтинге ученика по
предметам в классе и параллели, а также о
динамике его академических достижений.
Последнее особенно важно для
осуществления административного мониторинга
качества знаний учащихся, принятия
своевременных управленческих решений. Единый
подход к оцениванию академических достижений
школьников позволяет администрации и
методическому сообществу учителей-предметников
вносить необходимые коррективы в процесс
обучения, искать эффективные образовательные
технологии.
Введение рейтинговой системы было
положительно оценено родителями. По их мнению,
самый важный результат – это личная
ответственность ребенка за свои успехи в учебной
деятельности.
Плодом проекта «Академический
рейтинг» стало создание лицейских дидактических
банков заданий разного уровня сложности по
профильным предметам, позволяющим быстро
комплектовать те или иные виды проверочных
работ.
Педагогический коллектив лицея
постоянно совершенствует сложившуюся систему
оценивания, что особенно актуально в условиях
перехода к ЕГЭ и ГИА, а также при современном
понимании результата образования как
сформированных ключевых компетенций. Для
решения этих задач в настоящее время разработан
и реализуется новый проект «Система оценивания
учебных достижений учащихся МОУ Лицей “Бизнес и
информационные технологии” при реализации
компетентностно ориентированного образования».
Осуществление проекта предполагает
дальнейшую модернизацию системы оценивания,
придание ей максимально гибкого и
разнопланового характера. В настоящее время она
включает в себя следующие элементы (схема):
Схема
рейтинг академической успеваемости;
оценивание в формате ЕГЭ и ГИА,
ориентированное на 100-балльную шкалу;
«портфолио» достижений учащихся на
основе их реальных успехов в искусстве, спорте,
науке, повышающее самооценку ребенка
(олимпийский рейтинг, рейтинг званий и
сертификатов).
Педагогический коллектив лицея видит
ряд преимуществ в применении данной модели:
учитываются индивидуальные
возможности и личный прогресс каждого школьника;
решается задача создания открытой
системы качества лицейского образования для
всех участников образовательного процесса;
учитываются особенности ЕГЭ и ГИА;
осуществляется преемственность
между школой и вузом через реализацию идеи
Болонского процесса – создание единого
образовательного пространства и подготовку
выпускников к модульно-кредитной системе
обучения в высшей школе.
|