Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2010

Наука управлять

Что такое психологическая акция?

Психологическая акция – это форма развивающей работы школьного психолога, которая получила свое название по аналогии с различными художественными акциями, популярными в искусстве 70–80-х гг. XX века. Такое определение ей дала директор Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ» М.Р. Битянова.

Комплекс акций, разработанный в нашей школе, является инструментом диагностики и оценки эффективности содержания образовательной среды, он легко трансформируется и подходит для разного состава участников.

Особенность представленного ниже материала заключается в том, что он применяется как одна из форм развивающей работы не только с учащимися, но и с педколлективом, и с администрацией школы. При этом мы стараемся использовать крылатые выражения, пословицы и поговорки народов мира, т.к. афористичность и лаконичность фольклорного материала усиливают психологический эффект.

Акция «Я и школа»

Данная акция создавалась для деловой игры по развитию взаимодействия администрации и педагогов-психологов.

Цель: выявить мнение школьной администрации о целесообразности педагога-психолога в пространстве школы.

Материал: народные пословицы, крылатые выражения; камешки и корзины для обозначения выбора.

Инструкция: внимательно прочитайте народные пословицы и крылатые выражения. Возьмите камешек из корзины и положите его к той позиции, которая в данный момент времени близка именно вам.

Позиции педагога-психолога в школе

1. «Высоко сижу, далеко гляжу…» – эксперт.
2. «По щучьему велению, по моему хотению» – спасатель.
3. «Всяк сверчок, знай свой шесток» – диагност.
4. «Дедка за репку, бабка за дедку…» – сотрудник образовательного учреждения.

Интерпретация позиций педагога-психолога, предлагаемых для исследования его наиболее эффективной роли в образовательном процессе:

Эксперт – основная работа психолога как специалиста, который дает экспертные оценки процессам, происходящим в школе; востребован периодически.

Спасатель – работа по запросу, связанная с разрешением острых, кризисных ситуаций; востребован периодически.

Диагност – психолог, в основном занимается диагностикой по плану школы; возможность влияния на процессы в образовательном учреждении минимальна.

Сотрудник – специалист, профессиональная деятельность которого оказывает влияние на реализацию цели образовательного учреждения.

Примечание. По окончании деловой игры необходимо подсчитать и озвучить полученный результат.

Психологическая акция «Дерево дружбы»

Акция является важной частью дня толерантности, проводимого в школе.

Участники: учащиеся и педагоги.

Цель: создать атмосферу общности и взаимопонимания у представителей разных этносов, представленных в образовательном учреждении.

Инструкция: выбери пословицу или поговорку о дружбе, принадлежащую какой-либо стране мира, любому народу, внимательно прочитай ее и укрась «Дерево дружбы».

Материал: макет «Дерева дружбы», большое количество пословиц и поговорок народов мира на разные темы, в том числе и о дружбе, написанных на бумаге в форме листьев дерева.

Шаги акции:

1. В школьном фойе устанавливается макет «Дерево дружбы».
2. Рядом на столах в большом количестве раскладываются пословицы и поговорки народов мира (заранее подготовленные учащимися) на разные темы.
3. Ребята и учителя в течение учебного дня читают написанные на «листьях дерева» и разложенные на столе пословицы и поговорки и выбирают ту, в которой говорится о дружбе. (Основной задачей является знакомство участников акции с многообразием народной мудрости.)
4. Участники украшают «Дерево дружбы» листьями с пословицами о дружбе.

Макет «Дерева дружбы» некоторое время находится в фойе школы для изучения и осознания участниками акции ценности дружбы в культурах разных этносов.

Рейтинг@Mail.ru