Психологическая акция – это форма
развивающей работы школьного психолога, которая
получила свое название по аналогии с различными
художественными акциями, популярными в
искусстве 70–80-х гг. XX века. Такое определение ей
дала директор Центра психологического
сопровождения образования «Точка ПСИ» М.Р.
Битянова.
Комплекс акций, разработанный в нашей
школе, является инструментом диагностики и
оценки эффективности содержания
образовательной среды, он легко
трансформируется и подходит для разного состава
участников.
Особенность представленного ниже
материала заключается в том, что он применяется
как одна из форм развивающей работы не только с
учащимися, но и с педколлективом, и с
администрацией школы. При этом мы стараемся
использовать крылатые выражения, пословицы и
поговорки народов мира, т.к. афористичность и
лаконичность фольклорного материала усиливают
психологический эффект.
Акция «Я и школа»
Данная акция создавалась для деловой
игры по развитию взаимодействия администрации и
педагогов-психологов.
Цель: выявить мнение школьной
администрации о целесообразности
педагога-психолога в пространстве школы.
Материал: народные пословицы,
крылатые выражения; камешки и корзины для
обозначения выбора.
Инструкция: внимательно
прочитайте народные пословицы и крылатые
выражения. Возьмите камешек из корзины и
положите его к той позиции, которая в данный
момент времени близка именно вам.
Позиции педагога-психолога в школе
1. «Высоко сижу, далеко гляжу…» –
эксперт.
2. «По щучьему велению, по моему хотению» –
спасатель.
3. «Всяк сверчок, знай свой шесток» – диагност.
4. «Дедка за репку, бабка за дедку…» – сотрудник
образовательного учреждения.
Интерпретация позиций
педагога-психолога, предлагаемых для
исследования его наиболее эффективной роли в
образовательном процессе:
Эксперт – основная работа психолога
как специалиста, который дает экспертные оценки
процессам, происходящим в школе; востребован
периодически.
Спасатель – работа по запросу,
связанная с разрешением острых, кризисных
ситуаций; востребован периодически.
Диагност – психолог, в основном
занимается диагностикой по плану школы;
возможность влияния на процессы в
образовательном учреждении минимальна.
Сотрудник – специалист,
профессиональная деятельность которого
оказывает влияние на реализацию цели
образовательного учреждения.
Примечание. По окончании деловой
игры необходимо подсчитать и озвучить
полученный результат.
Психологическая акция «Дерево
дружбы»
Акция является важной частью дня
толерантности, проводимого в школе.
Участники: учащиеся и педагоги.
Цель: создать атмосферу общности и
взаимопонимания у представителей разных
этносов, представленных в образовательном
учреждении.
Инструкция: выбери пословицу или
поговорку о дружбе, принадлежащую какой-либо
стране мира, любому народу, внимательно прочитай
ее и укрась «Дерево дружбы».
Материал: макет «Дерева дружбы»,
большое количество пословиц и поговорок народов
мира на разные темы, в том числе и о дружбе,
написанных на бумаге в форме листьев дерева.
Шаги акции:
1. В школьном фойе устанавливается
макет «Дерево дружбы».
2. Рядом на столах в большом количестве
раскладываются пословицы и поговорки народов
мира (заранее подготовленные учащимися) на
разные темы.
3. Ребята и учителя в течение учебного дня читают
написанные на «листьях дерева» и разложенные на
столе пословицы и поговорки и выбирают ту, в
которой говорится о дружбе. (Основной задачей
является знакомство участников акции с
многообразием народной мудрости.)
4. Участники украшают «Дерево дружбы» листьями с
пословицами о дружбе.
Макет «Дерева дружбы» некоторое время
находится в фойе школы для изучения и осознания
участниками акции ценности дружбы в культурах
разных этносов.
|