– Екатерина Алексеевна, как
случилось, что учебное заведение, руководителем
которого вы являетесь, долгое время с трудом
набиравшее детей, сегодня популярно настолько,
что в нем нет свободных мест?
– Для того чтобы это случилось, мы
провели и проводим очень сложную и многогранную
работу. Да, школа была в тяжелой ситуации. Но
предыдущий директор сделал многое для того,
чтобы поднять ее статус.
Когда я впервые пришла сюда девять лет
назад преподавать географию, то совсем не думала
о кресле руководителя. А потом сложилось так, что
мне предложили возглавить эту школу. И мы
подхватили курс на изменение позиции
образовательного учреждения, взятый прежним
директором. В первую очередь очень аккуратно
избавились от балласта в виде слабых учителей.
Никаких административных мер применять не
пришлось, люди просто сами уходили, поняв, что не
выдержат нового ритма работы.
Затем в течение трех последних лет мы
регулярно устраивали дни открытых дверей, куда
приглашали всех жителей района Солнцево, проводя
предварительно мощную рекламную кампанию и
через Интернет, и размещая объявления в районе.
Благодаря этому к нам стали приходить дети не
только из окрестных домов; родители потянулись,
им стало интересно, что делается в 1007-й школе. Мы
получили возможность выбирать не только
учителей, но и учеников.
Вместе с тем подчеркну, что, хотя имидж
слабой школы ушел в прошлое, традиции, которые
здесь сложились, мы стараемся беречь. Например,
когда 26 лет назад это образовательное
учреждение открывалось, его директором была
Ольга Иосифовна Карелина, которая сейчас
работает у нас учителем русского языка и
литературы. Это человек, который знает истоки
школы, помнит самые разные мелочи первых лет
жизни нашего ОУ. И сама она – как талисман,
который переходит от одного директора к другому.
Мы очень дорожим ею и вместе с ней охраняем те
замечательные обычаи, которые установились
здесь за весь период существования.
Также думаю, что одна из причин перемен
– организационная культура управления
педагогическими кадрами.
– Что вы вкладываете в это понятие?
– По-моему, основная задача
директора состоит в том, чтобы выстроить не
менторскую систему управления, а такую, когда
успехи достигаются благодаря мотивации,
самосознанию педагогов, пониманию того, что
нельзя сделать что-либо плохо. Такой стиль
управления вообще принят в Западном учебном
округе.
Мы не просто работаем в школе. Мы в ней
живем. Она стала для нас образом жизни. Такое
состояние достигается тогда, когда человек не
механически выполняет должностные инструкции,
функциональные обязанности, а делает все это с
душой, с радостью. Это касается всего: и качества
преподавания, и различных форм обучения, и
развивающих занятий, и инновационных технологий.
И для каждого из 60 членов нашего коллектива
должен быть свой подход.
Постепенно мы избавляемся от ярлыков и
создаем ситуации успеха, в которых педагог может
преодолеть какой-то барьер. Например, впервые в
этом году наши учителя с удовольствием давали
открытые уроки на уровне округа. А ведь раньше у
нас этого никогда не было! Учителя переступили
через определенный порог, выступали на окружных
конкурсах профессионального мастерства,
семинарах. И это уже другой уровень! И тут задача
администрации состоит в том, чтобы выработать
определенную технологию подготовки к таким
мероприятиям, предложить алгоритм проведения
семинаров, презентаций, дней открытых дверей,
открытых уроков.
По-новому стали смотреть наши педагоги
и на печатные работы. Многие стали обобщать свой
опыт, делиться своими наработками. У нас это даже
стало превращаться в некое соревнование – кто,
когда и где напечатался. Люди захотели, чтобы их
труд был виден!
В такой ситуации абсолютно очевидно,
что оставаться в школе человеком, транслирующим
учебник, совершенно невозможно. И педагог либо
уходит, либо начинает относиться к своим
обязанностям совершенно по-иному.
Мы проводили очень интересный,
многогранный мониторинг организационной
культуры. В нем есть и психологическая
составляющая, и административная.
Каждый руководитель структурного
подразделения выделял те критерии, которые он
считает важными в работе. По специальной шкале мы
фиксировали, как реализовался тот или иной
критерий у каждого члена педагогического
коллектива. Всем пришлось оценивать себя, своих
коллег, администрацию.
Это очень организует. У нас
обозначилась команда лидеров; выявилась также
группа, уровень которой пониже, и даже группа
риска. Все это – материал для анализа и
последующих решений, в том числе в сфере
управленческой деятельности.
Кроме того, мы поняли, что роль
психологической службы может несколько
видоизмениться. Мы привлекаем психологов в
качестве консультантов при подборе новых членов
коллектива, с тем чтобы люди быстрее
адаптировались, а их ценности совпадали с теми,
которые уже заложены в школе.
– То есть это очередная возможность
психологической службы плюс ко всей той работе,
которую она уже выполняет?
– Совершенно верно. Я считаю, что мне
как руководителю исключительно повезло, что в
психологической службе у нас сложился тандем из
двух профессионалов. Незаметно, безо всяких
громких лозунгов они сделали колоссальное дело.
Во-первых, повлияли на сознание людей
– и педагогов, и детей, и родителей, – повернув
всех субъектов образовательного процесса к
школе. У родителей исчезли агрессия, страх, жажда
скандалить. И все благодаря тому, что у нас
квалифицированная психологическая служба, куда
семьи приходят за советом. Все знают, что здесь
помогают решить многие вопросы. Причем не только
психологи, но и завуч, учителя. Я как руководитель
получила поддержку в обеспечении
образовательного процесса.
Во-вторых, Ольге Дмитриевне и Галине
Васильевне удалось привить определенную
эстетику во взаимоотношениях между людьми. Они
сумели задать верный тон в общении, решении
спорных вопросов. Мы видим сейчас, где у нас есть
слабые места, знаем, что надо продолжать работать
над педагогической этикой и т.д. Этому весьма
способствуют психологические акции, регулярно
проводящиеся в школе (пример таких акций
читатель найдет на с. 30–31. – Прим. ред.).
Это тоже стало одним из важных факторов создания
и формирования организационной культуры.
Еще я восхищаюсь нашими психологами
потому, что они обладают большой
стрессоустойчивостью. Я никогда не видела их в
плохом настроении, как бы они ни были заняты. Эти
специалисты всегда готовы выслушать ребенка,
учителя. А это требует большого
профессионального мастерства.
Что же касается элементов высшего
пилотажа, то наши психологи умеют предвидеть
проблемы. И если они чувствуют, что намечаются
какие-то сложности, то сначала продумывают
варианты решения вопроса, а потом уже идут со
своими тревогами ко мне, и мы вместе с помощью
мозгового штурма развиваем какие-то идеи дальше.
– Это замечательно, что у вас есть
команда из учителей и психологов, которая не
боится работы и стремится постоянно
совершенствоваться. Видимо, родители это
почувствовали, потому отношение к учебному
заведению и изменилось…
– Вероятно. Ведь в школу сегодня идут
на имя (директора, учителя), желая не просто дать
ребенку качественное образование, но и погрузить
его в творческую среду, где он сможет реализовать
свои таланты и умения.
Постоянно развиваясь, мы вступили в
пору нашей прекрасной юности.
Главное теперь – не просто закрепить
свою нишу в образовательном пространстве района
Солнцево в условиях конкурентной среды, что уже
достаточно сложно. Нужно стараться не теряться
на этом поле, развиваться и соответствовать
времени и социальному заказу.
|