Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2010

Наука управлять

Мы вступили в пору прекрасной юности

По мере обсуждения роли школьной психологической службы в разговоре все четче проступал образ руководителя ОУ, понявшего, какие задачи можно и нужно решать с помощью психологов. Что же это за лидер и каковы его взгляды на управление школой? Екатерина Алексеевна ЖУЗЕ, возглавляющая МОУ СОШ № 1007, из той породы молодых директоров, что вселяют надежду. Благодаря таким, как она, мечта о современном менеджменте в школе имеет все шансы стать явью…

– Екатерина Алексеевна, как случилось, что учебное заведение, руководителем которого вы являетесь, долгое время с трудом набиравшее детей, сегодня популярно настолько, что в нем нет свободных мест?

– Для того чтобы это случилось, мы провели и проводим очень сложную и многогранную работу. Да, школа была в тяжелой ситуации. Но предыдущий директор сделал многое для того, чтобы поднять ее статус.

Когда я впервые пришла сюда девять лет назад преподавать географию, то совсем не думала о кресле руководителя. А потом сложилось так, что мне предложили возглавить эту школу. И мы подхватили курс на изменение позиции образовательного учреждения, взятый прежним директором. В первую очередь очень аккуратно избавились от балласта в виде слабых учителей. Никаких административных мер применять не пришлось, люди просто сами уходили, поняв, что не выдержат нового ритма работы.

Затем в течение трех последних лет мы регулярно устраивали дни открытых дверей, куда приглашали всех жителей района Солнцево, проводя предварительно мощную рекламную кампанию и через Интернет, и размещая объявления в районе. Благодаря этому к нам стали приходить дети не только из окрестных домов; родители потянулись, им стало интересно, что делается в 1007-й школе. Мы получили возможность выбирать не только учителей, но и учеников.

Вместе с тем подчеркну, что, хотя имидж слабой школы ушел в прошлое, традиции, которые здесь сложились, мы стараемся беречь. Например, когда 26 лет назад это образовательное учреждение открывалось, его директором была Ольга Иосифовна Карелина, которая сейчас работает у нас учителем русского языка и литературы. Это человек, который знает истоки школы, помнит самые разные мелочи первых лет жизни нашего ОУ. И сама она – как талисман, который переходит от одного директора к другому. Мы очень дорожим ею и вместе с ней охраняем те замечательные обычаи, которые установились здесь за весь период существования.

Также думаю, что одна из причин перемен – организационная культура управления педагогическими кадрами.

– Что вы вкладываете в это понятие?

По-моему, основная задача директора состоит в том, чтобы выстроить не менторскую систему управления, а такую, когда успехи достигаются благодаря мотивации, самосознанию педагогов, пониманию того, что нельзя сделать что-либо плохо. Такой стиль управления вообще принят в Западном учебном округе.

Мы не просто работаем в школе. Мы в ней живем. Она стала для нас образом жизни. Такое состояние достигается тогда, когда человек не механически выполняет должностные инструкции, функциональные обязанности, а делает все это с душой, с радостью. Это касается всего: и качества преподавания, и различных форм обучения, и развивающих занятий, и инновационных технологий. И для каждого из 60 членов нашего коллектива должен быть свой подход.

Постепенно мы избавляемся от ярлыков и создаем ситуации успеха, в которых педагог может преодолеть какой-то барьер. Например, впервые в этом году наши учителя с удовольствием давали открытые уроки на уровне округа. А ведь раньше у нас этого никогда не было! Учителя переступили через определенный порог, выступали на окружных конкурсах профессионального мастерства, семинарах. И это уже другой уровень! И тут задача администрации состоит в том, чтобы выработать определенную технологию подготовки к таким мероприятиям, предложить алгоритм проведения семинаров, презентаций, дней открытых дверей, открытых уроков.

По-новому стали смотреть наши педагоги и на печатные работы. Многие стали обобщать свой опыт, делиться своими наработками. У нас это даже стало превращаться в некое соревнование – кто, когда и где напечатался. Люди захотели, чтобы их труд был виден!

В такой ситуации абсолютно очевидно, что оставаться в школе человеком, транслирующим учебник, совершенно невозможно. И педагог либо уходит, либо начинает относиться к своим обязанностям совершенно по-иному.

Мы проводили очень интересный, многогранный мониторинг организационной культуры. В нем есть и психологическая составляющая, и административная.

Каждый руководитель структурного подразделения выделял те критерии, которые он считает важными в работе. По специальной шкале мы фиксировали, как реализовался тот или иной критерий у каждого члена педагогического коллектива. Всем пришлось оценивать себя, своих коллег, администрацию.

Это очень организует. У нас обозначилась команда лидеров; выявилась также группа, уровень которой пониже, и даже группа риска. Все это – материал для анализа и последующих решений, в том числе в сфере управленческой деятельности.

Кроме того, мы поняли, что роль психологической службы может несколько видоизмениться. Мы привлекаем психологов в качестве консультантов при подборе новых членов коллектива, с тем чтобы люди быстрее адаптировались, а их ценности совпадали с теми, которые уже заложены в школе.

– То есть это очередная возможность психологической службы плюс ко всей той работе, которую она уже выполняет?

– Совершенно верно. Я считаю, что мне как руководителю исключительно повезло, что в психологической службе у нас сложился тандем из двух профессионалов. Незаметно, безо всяких громких лозунгов они сделали колоссальное дело.

Во-первых, повлияли на сознание людей – и педагогов, и детей, и родителей, – повернув всех субъектов образовательного процесса к школе. У родителей исчезли агрессия, страх, жажда скандалить. И все благодаря тому, что у нас квалифицированная психологическая служба, куда семьи приходят за советом. Все знают, что здесь помогают решить многие вопросы. Причем не только психологи, но и завуч, учителя. Я как руководитель получила поддержку в обеспечении образовательного процесса.

Во-вторых, Ольге Дмитриевне и Галине Васильевне удалось привить определенную эстетику во взаимоотношениях между людьми. Они сумели задать верный тон в общении, решении спорных вопросов. Мы видим сейчас, где у нас есть слабые места, знаем, что надо продолжать работать над педагогической этикой и т.д. Этому весьма способствуют психологические акции, регулярно проводящиеся в школе (пример таких акций читатель найдет на с. 30–31. – Прим. ред.). Это тоже стало одним из важных факторов создания и формирования организационной культуры.

Еще я восхищаюсь нашими психологами потому, что они обладают большой стрессоустойчивостью. Я никогда не видела их в плохом настроении, как бы они ни были заняты. Эти специалисты всегда готовы выслушать ребенка, учителя. А это требует большого профессионального мастерства.

Что же касается элементов высшего пилотажа, то наши психологи умеют предвидеть проблемы. И если они чувствуют, что намечаются какие-то сложности, то сначала продумывают варианты решения вопроса, а потом уже идут со своими тревогами ко мне, и мы вместе с помощью мозгового штурма развиваем какие-то идеи дальше.

– Это замечательно, что у вас есть команда из учителей и психологов, которая не боится работы и стремится постоянно совершенствоваться. Видимо, родители это почувствовали, потому отношение к учебному заведению и изменилось…

– Вероятно. Ведь в школу сегодня идут на имя (директора, учителя), желая не просто дать ребенку качественное образование, но и погрузить его в творческую среду, где он сможет реализовать свои таланты и умения.

Постоянно развиваясь, мы вступили в пору нашей прекрасной юности.

Главное теперь – не просто закрепить свою нишу в образовательном пространстве района Солнцево в условиях конкурентной среды, что уже достаточно сложно. Нужно стараться не теряться на этом поле, развиваться и соответствовать времени и социальному заказу.

Рейтинг@Mail.ru