Некоторые руководители испытывают
затруднения в написании образовательной
программы, не видят ее отличия от программ
развития учреждения, перенасыщают излишними
элементами. А между тем основанием для ее
разработки и определения главных структурных
единиц является Закон РФ «Об образовании»,
который следует тщательно изучить, прежде чем
приступить к созданию этого документа.
В таблице представлены основные
аспекты, знание которых важно для понимания
рассматриваемого вопроса.
Таблица
Вопросы |
Ответы
и их обоснования в Законе РФ «Об образовании» |
1. Где дано
определение образовательной программы? |
Статья 9
(определяет содержание).
Статья 17, п. 3 (обеспечивает преемственность
программ по ступеням обучения) |
2. Для чего она
нужна? |
Статья 12, п. 6 (для
получения определенного государственного
статуса – типа, вида, категории
образовательного учреждения).
Чтобы обеспечить качество образования как
результат |
3. Где указано,
что образовательная программа необходима? |
Статья 14, п. 5 (это
обязательный документ в образовательном
учреждении) |
4. Сколько
общеобразовательных программ должно быть в
образовательном учреждении? |
Статья 9, п. 3
(всего четыре: начального, основного, среднего и
дополнительного образования; либо одна,
состоящая из четырех разделов, в каждом из
которых обозначены свои цели и задачи).
Статья 13, п. 1, п/п 4 (о целях на всех ступенях, по
всем видам реализуемых образовательных
программ) |
5. Кто
разрабатывает и утверждает образовательную
программу? |
Статья 14, п. 5
(образовательное учреждение самостоятельно) |
6. Каковы сроки
реализации образовательной программы? |
Статья 7, п. 5 (на
период действия стандарта).
Статья 19, п. 2 (на весь период обучения, воспитания) |
7. Должна ли
проводиться внешняя рецензия (экспертиза)
образовательной программы? |
В нормативном
документе не прописано |
8. Какова структура
документа? |
Статья 10 (формы
обучения).
Статья 14 (общие требования к содержанию
образования).
Статья 14, п. 6 (дополнительные образовательные
программы).
Статья 15, пп. 3, 4 (система оценок, форма и порядок
аттестации учащихся).
Статья 19 (особенности организации
образовательного процесса).
Статья 32, п. 2, п/п 5, 6, 7, 8 (как учат и кто учит).
Статья 50, п. 4 (программы индивидуального
обучения).
Статья 55, п. 4 (учебно-методическое обеспечение
образовательного процесса).
Предлагаем следующую структуру
образовательной программы:
1. Паспорт документа.
2. Анализ качества образования.
3. Цели и задачи (обучения, воспитания, развития).
4. Содержание образования. Учебный план.
5. Особенности организации образовательного
процесса.
6. Учебно-методическое обеспечение.
7. Программа мониторинга качества образования.
8. Кадровые условия.
Примечания
1) В образовательной программе можно
ограничиться разделами 1–5 (они основные и
неизменные на весь период действия документа), а
разделы 6–8 оформить приложением, так как в
учреждении могут возникать ежегодные
коррективы.
2) Информационная карта ОУ нужна только в том
случае, если она как-то связана с содержанием
образовательной программы |
9. По каким
критериям оценивается результат? |
Статья 7, п. 6
(стандарты – основа объективной оценки
выпускника).
Статья 15, п. 8 (качество образования оценивается
как индивидуальный результат освоения
образовательных программ).
Статья 32, п. 3, п/п 3 (ОУ несет ответственность за
сохранение здоровья) |
10. Какие документы
могут быть приложены к образовательной
программе? |
Статья 15, п. 1
(учебный план, годовой календарный учебный
график, расписание занятий) и другие |
11. Возможна ли
примерная образовательная программа? |
Статья 14, п. 5,
второй абзац (да, на федеральном уровне) |
Рекомендации по написанию
разделов образовательной программы
1. Паспорт документа
Можно взять за основу структуру
Федеральной целевой программы, адаптируя ее и
выделяя следующее:
наименование программы с указанием
периода реализации;
нормативная база для разработки
документа;
дата и номер приказа о его
утверждении;
цели и задачи программы;
сроки реализации по ступеням
обучения;
ожидаемые конечные результаты.
2. Анализ качества образования
Анализ реализации программы или
исходной ситуации.
Важно выделить проблемы
образовательного учреждения, связанные с
качеством образования со ссылкой на данные из
педагогической науки, нормативно-правовых
документов.
3. Цели и задачи
Необходимо конкретизировать цели для
каждой ступени образования, общую цель по
предметам в соответствии с государственным
стандартом. Можно прописать схему требований
(знание, воспитание, развитие) к выпускнику по
ступеням обучения (модель выпускника) в
соответствии с Федеральным компонентом
государственного стандарта.
4. Содержание образования
Это основной раздел образовательной
программы описательного характера. Отвечает на
вопрос, чему и как вы учите. Здесь можно показать
учебный план или, делая к нему пояснения,
характеризуя содержание образования, сослаться
на него в приложении.
В данном разделе необходимо
обосновать конкретные особенности содержания
образования в учреждении; логику его
развертывания по ступеням обучения, особенно в
связи с дифференциацией, интеграцией и переходом
на профильное обучение; принципы и пути отбора
содержания образования, формирования комплекта
программ для освоения в системе внеклассной
работы.
Следует дать подробную характеристику
и оценку реализуемых в учреждении
образовательных программ, учебного плана. Это
предполагает раскрытие федерального,
регионального и школьного компонентов
используемого школой образовательного
стандарта, показывает, как решается вопрос
соотношения содержания инвариантной
(федеральный компонент) и вариативной
(региональный и школьный компоненты) частей.
Данное соотношение определяют
социальный заказ и общие цели образования в
конкретном учебном заведении, роль отдельных
школьных предметов в реализации поставленных
целей; своеобразие частных целей, задач и
содержания каждой учебной дисциплины на той или
иной ступени образования; межпредметные связи
(их целевое назначение, пути реализации, в том
числе в рамках интегрированных курсов);
дополнительные образовательные программы и
услуги, реализуемые за счет бюджетного
финансирования, то есть предоставляемые
учащимся бесплатно, за пределами базисного
учебного плана.
Характеризуя образовательные
программы, следует представить
структурно-логическую схему образовательного
процесса на всем протяжении пребывания ребенка в
школе, включая:
прогноз направлений дальнейшего
обучения в системе непрерывного образования;
перечень наполняющих их учебных
программ; характеристику и требования к
учащимся, которым адресованы программы;
цели их реализации и ожидаемые
результаты;
характеристику
организационно-педагогических условий и
необходимость использования тех или иных
педагогических технологий и методов обучения и
воспитания, применяемых при реализации программ
(отвечаем на вопрос, как учим).
Описывая педагогические технологии,
необходимо оценить результаты их применения с
точки зрения современных тенденций развития
образования, обеспечения его качества, учета их
ресурсоемкости, а также эффективности каждой из
них в данном образовательном учреждении.
При обосновании выбора педагогических
технологий и методик обучения, воспитания и
развития школьников необходимо учитывать
несколько факторов.
Во-первых, модель выпускника или
учащегося ОУ, так как это основа для выбора
педагогических технологий, обеспечивающих
качество образования.
Во-вторых, принцип преемственности в
использовании педагогических технологий по
ступеням обучения.
В-третьих, уровень
учебно-методического оснащения учреждения;
наличие подготовленных педагогов, желающих
применять в работе данную технологию.
5. Особенности организации
образовательного процесса
Здесь надо кратко обосновать
специфику организации учебной и внеучебной
деятельности, которая обеспечивает интеграцию
общеобразовательных (основных и дополнительных)
программ, дополнительных образовательных услуг
и воспитательных мероприятий в единую
образовательную программу, позволяющую получить
запланированный результат – модель
выпускника.
Раскрываются эти особенности на всех
ступенях обучения: форма получения образования в
ОУ; промежуточная и итоговая аттестация
учащихся; режим дня; форма организации
образовательного процесса; годовой календарный
учебный график; расписание уроков, кружков,
факультативов, занятий (сетка занятий для ДОУ).
Содержание данного раздела является
проектом заказа учебников на весь срок действия
образовательной программы.
6. Учебно-методическое (или
программно-методическое) обеспечение
Материалы раздела могут быть
оформлены в виде таблиц: предмет – класс –
программа (вид – базовая или авторская) –
учебно-методический комплекс (учебник;
методическое обеспечение педагога) – краткое
обоснование выбора программы и учебника.
То есть следует перечислить
используемые в учебном процессе программы и
методическое обеспечение (УМК) с краткой
характеристикой их особенностей. Необходимо
объяснить, почему образовательную программу
вашего учебного заведения эффективнее всего
реализовать с помощью названных учебников и
издательств.
7. Программа мониторинга качества
образования
Этот раздел представляет собой
внутришкольный контроль (далее – ВШК) в виде
таблицы, но только в части качества образования.
Цели ВШК у всей администрации должны быть едины,
согласованы с общими целями образовательной
программы и направлены на выявление качества
образования.
Здесь нужно дать ответ на вопрос: каким
образом определяется достижение поставленных
целей и задач? Для этого на уровне учреждения
разрабатываются критерии для оценки данного
параметра по всем ступеням обучения, позволяющие
судить о том, насколько эффективно реализуется
образовательная программа, то есть насколько
реальный «продукт» деятельности школы
соответствует идеальной модели выпускника.
8. Кадровые условия
Необходимо дать характеристику
педагогических кадров:
количество учителей и степень
укомплектованности учреждения необходимыми
специалистами, соотношение основных работников
и совместителей;
данные о квалификации и личных
достижениях (с учетом квалификационных
категорий, наличия педагогов, отмеченных
наградами, почетными званиями, имеющих ученые
степени, и т.п.);
краткое описание системы работы с
педагогическими кадрами.
Советы по
организации работы над образовательной
программой
Поскольку образовательная
программа отражает все направления деятельности
школы, то и создаваться она должна в результате
совместной работы участников образовательного
процесса.
Для разработки программы
руководителю учреждения нужно:
– создать рабочую группу из наиболее
компетентных и опытных педагогов (учитывая
актуальность профилизации школы, можно
пригласить в состав группы преподавателей
высших и средних профессиональных учреждений,
которые помогут адаптировать программу под
требования, предъявляемые абитуриентам);
– разделить всю команду, работающую над
документом, на подгруппы;
– подготовить перед началом работы приказ,
утверждающий план разработки образовательной
программы, определяющий этапы и сроки работы над
отдельными разделами;
– определить состав рабочих групп по каждому
разделу и поставить конкретные задачи для каждой
из них;
– обозначить сроки мероприятий, на которых будут
обсуждаться проекты отдельных разделов.
– поручить одному из членов группы оформление
общего (сводного) текста.
– утвердить откорректированную образовательную
программу на расширенном заседании
педагогического совета с приглашением
представителей управляющего совета ОУ.
В дальнейшем ход реализации образовательной
программы контролируется с помощью
периодических заседаний ответственных
исполнителей, целевых исполнителей и рабочих
групп. |
|