Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2010

Школа и власть

Без лишних элементов

Закон РФ «Об образовании» как нормативная база для разработки образовательной программы ОУ

С 1992 года образовательная программа школы рассматривается как обязательный документ, и согласно статье 14 Закона РФ «Об образовании» она должна быть в каждом учебном заведении. Наличие этого документа является необходимым условием успешного прохождения процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации.

Некоторые руководители испытывают затруднения в написании образовательной программы, не видят ее отличия от программ развития учреждения, перенасыщают излишними элементами. А между тем основанием для ее разработки и определения главных структурных единиц является Закон РФ «Об образовании», который следует тщательно изучить, прежде чем приступить к созданию этого документа.

В таблице представлены основные аспекты, знание которых важно для понимания рассматриваемого вопроса.

Таблица

Вопросы

Ответы и их обоснования в Законе РФ «Об образовании»

1. Где дано определение образовательной программы?

Статья 9 (определяет содержание).
Статья 17, п. 3 (обеспечивает преемственность программ по ступеням обучения)

2. Для чего она нужна?

Статья 12, п. 6 (для получения определенного государственного статуса – типа, вида, категории образовательного учреждения).
Чтобы обеспечить качество образования как результат

3. Где указано, что образовательная программа необходима?

Статья 14, п. 5 (это обязательный документ в образовательном учреждении)

4. Сколько общеобразовательных программ должно быть в образовательном учреждении?

Статья 9, п. 3 (всего четыре: начального, основного, среднего и дополнительного образования; либо одна, состоящая из четырех разделов, в каждом из которых обозначены свои цели и задачи).
Статья 13, п. 1, п/п 4 (о целях на всех ступенях, по всем видам реализуемых образовательных программ)

5. Кто разрабатывает и утверждает образовательную программу?

Статья 14, п. 5 (образовательное учреждение самостоятельно)

6. Каковы сроки реализации образовательной программы?

Статья 7, п. 5 (на период действия стандарта).
Статья 19, п. 2 (на весь период обучения, воспитания)

7. Должна ли проводиться внешняя рецензия (экспертиза) образовательной программы?

В нормативном документе не прописано

8. Какова структура документа?

Статья 10 (формы обучения).
Статья 14 (общие требования к содержанию образования).
Статья 14, п. 6 (дополнительные образовательные программы).
Статья 15, пп. 3, 4 (система оценок, форма и порядок аттестации учащихся).
Статья 19 (особенности организации образовательного процесса).
Статья 32, п. 2, п/п 5, 6, 7, 8 (как учат и кто учит).
Статья 50, п. 4 (программы индивидуального обучения).
Статья 55, п. 4 (учебно-методическое обеспечение образовательного процесса).

Предлагаем следующую структуру образовательной программы:

1. Паспорт документа.
2. Анализ качества образования.
3. Цели и задачи (обучения, воспитания, развития).
4. Содержание образования. Учебный план.
5. Особенности организации образовательного процесса.
6. Учебно-методическое обеспечение.
7. Программа мониторинга качества образования.
8. Кадровые условия.

Примечания

1) В образовательной программе можно ограничиться разделами 1–5 (они основные и неизменные на весь период действия документа), а разделы 6–8 оформить приложением, так как в учреждении могут возникать ежегодные коррективы.
2) Информационная карта ОУ нужна только в том случае, если она как-то связана с содержанием образовательной программы

9. По каким критериям оценивается результат?

Статья 7, п. 6 (стандарты – основа объективной оценки выпускника).
Статья 15, п. 8 (качество образования оценивается как индивидуальный результат освоения образовательных программ).
Статья 32, п. 3, п/п 3 (ОУ несет ответственность за сохранение здоровья)

10. Какие документы могут быть приложены к образовательной программе?

Статья 15, п. 1 (учебный план, годовой календарный учебный график, расписание занятий) и другие

11. Возможна ли примерная образовательная программа?

Статья 14, п. 5, второй абзац (да, на федеральном уровне)

Рекомендации по написанию разделов образовательной программы

1. Паспорт документа

Можно взять за основу структуру Федеральной целевой программы, адаптируя ее и выделяя следующее:

  • наименование программы с указанием периода реализации;

  • нормативная база для разработки документа;

  • дата и номер приказа о его утверждении;

  • цели и задачи программы;

  • сроки реализации по ступеням обучения;

  • ожидаемые конечные результаты.

2. Анализ качества образования

Анализ реализации программы или исходной ситуации.

Важно выделить проблемы образовательного учреждения, связанные с качеством образования со ссылкой на данные из педагогической науки, нормативно-правовых документов.

3. Цели и задачи

Необходимо конкретизировать цели для каждой ступени образования, общую цель по предметам в соответствии с государственным стандартом. Можно прописать схему требований (знание, воспитание, развитие) к выпускнику по ступеням обучения (модель выпускника) в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта.

4. Содержание образования

Это основной раздел образовательной программы описательного характера. Отвечает на вопрос, чему и как вы учите. Здесь можно показать учебный план или, делая к нему пояснения, характеризуя содержание образования, сослаться на него в приложении.

В данном разделе необходимо обосновать конкретные особенности содержания образования в учреждении; логику его развертывания по ступеням обучения, особенно в связи с дифференциацией, интеграцией и переходом на профильное обучение; принципы и пути отбора содержания образования, формирования комплекта программ для освоения в системе внеклассной работы.

Следует дать подробную характеристику и оценку реализуемых в учреждении образовательных программ, учебного плана. Это предполагает раскрытие федерального, регионального и школьного компонентов используемого школой образовательного стандарта, показывает, как решается вопрос соотношения содержания инвариантной (федеральный компонент) и вариативной (региональный и школьный компоненты) частей.

Данное соотношение определяют социальный заказ и общие цели образования в конкретном учебном заведении, роль отдельных школьных предметов в реализации поставленных целей; своеобразие частных целей, задач и содержания каждой учебной дисциплины на той или иной ступени образования; межпредметные связи (их целевое назначение, пути реализации, в том числе в рамках интегрированных курсов); дополнительные образовательные программы и услуги, реализуемые за счет бюджетного финансирования, то есть предоставляемые учащимся бесплатно, за пределами базисного учебного плана.

Характеризуя образовательные программы, следует представить структурно-логическую схему образовательного процесса на всем протяжении пребывания ребенка в школе, включая:

  • прогноз направлений дальнейшего обучения в системе непрерывного образования;

  • перечень наполняющих их учебных программ; характеристику и требования к учащимся, которым адресованы программы;

  • цели их реализации и ожидаемые результаты;

  • характеристику организационно-педагогических условий и необходимость использования тех или иных педагогических технологий и методов обучения и воспитания, применяемых при реализации программ (отвечаем на вопрос, как учим).

Описывая педагогические технологии, необходимо оценить результаты их применения с точки зрения современных тенденций развития образования, обеспечения его качества, учета их ресурсоемкости, а также эффективности каждой из них в данном образовательном учреждении.

При обосновании выбора педагогических технологий и методик обучения, воспитания и развития школьников необходимо учитывать несколько факторов.

Во-первых, модель выпускника или учащегося ОУ, так как это основа для выбора педагогических технологий, обеспечивающих качество образования.

Во-вторых, принцип преемственности в использовании педагогических технологий по ступеням обучения.

В-третьих, уровень учебно-методического оснащения учреждения; наличие подготовленных педагогов, желающих применять в работе данную технологию.

5. Особенности организации образовательного процесса

Здесь надо кратко обосновать специфику организации учебной и внеучебной деятельности, которая обеспечивает интеграцию общеобразовательных (основных и дополнительных) программ, дополнительных образовательных услуг и воспитательных мероприятий в единую образовательную программу, позволяющую получить запланированный результат – модель выпускника.

Раскрываются эти особенности на всех ступенях обучения: форма получения образования в ОУ; промежуточная и итоговая аттестация учащихся; режим дня; форма организации образовательного процесса; годовой календарный учебный график; расписание уроков, кружков, факультативов, занятий (сетка занятий для ДОУ).

Содержание данного раздела является проектом заказа учебников на весь срок действия образовательной программы.

6. Учебно-методическое (или программно-методическое) обеспечение

Материалы раздела могут быть оформлены в виде таблиц: предмет – класс – программа (вид – базовая или авторская) – учебно-методический комплекс (учебник; методическое обеспечение педагога) – краткое обоснование выбора программы и учебника.

То есть следует перечислить используемые в учебном процессе программы и методическое обеспечение (УМК) с краткой характеристикой их особенностей. Необходимо объяснить, почему образовательную программу вашего учебного заведения эффективнее всего реализовать с помощью названных учебников и издательств.

7. Программа мониторинга качества образования

Этот раздел представляет собой внутришкольный контроль (далее – ВШК) в виде таблицы, но только в части качества образования. Цели ВШК у всей администрации должны быть едины, согласованы с общими целями образовательной программы и направлены на выявление качества образования.

Здесь нужно дать ответ на вопрос: каким образом определяется достижение поставленных целей и задач? Для этого на уровне учреждения разрабатываются критерии для оценки данного параметра по всем ступеням обучения, позволяющие судить о том, насколько эффективно реализуется образовательная программа, то есть насколько реальный «продукт» деятельности школы соответствует идеальной модели выпускника.

8. Кадровые условия

Необходимо дать характеристику педагогических кадров:

  • количество учителей и степень укомплектованности учреждения необходимыми специалистами, соотношение основных работников и совместителей;

  • данные о квалификации и личных достижениях (с учетом квалификационных категорий, наличия педагогов, отмеченных наградами, почетными званиями, имеющих ученые степени, и т.п.);

  • краткое описание системы работы с педагогическими кадрами.

Советы по организации работы над образовательной программой

Поскольку образовательная программа отражает все направления деятельности школы, то и создаваться она должна в результате совместной работы участников образовательного процесса.

Для разработки программы руководителю учреждения нужно:

– создать рабочую группу из наиболее компетентных и опытных педагогов (учитывая актуальность профилизации школы, можно пригласить в состав группы преподавателей высших и средних профессиональных учреждений, которые помогут адаптировать программу под требования, предъявляемые абитуриентам);
– разделить всю команду, работающую над документом, на подгруппы;
– подготовить перед началом работы приказ, утверждающий план разработки образовательной программы, определяющий этапы и сроки работы над отдельными разделами;
– определить состав рабочих групп по каждому разделу и поставить конкретные задачи для каждой из них;
– обозначить сроки мероприятий, на которых будут обсуждаться проекты отдельных разделов.
– поручить одному из членов группы оформление общего (сводного) текста.
– утвердить откорректированную образовательную программу на расширенном заседании педагогического совета с приглашением представителей управляющего совета ОУ.

В дальнейшем ход реализации образовательной программы контролируется с помощью периодических заседаний ответственных исполнителей, целевых исполнителей и рабочих групп.

 

Рейтинг@Mail.ru