Эксперты МАМСО разработали методику
межстранового сравнительного анализа, которая
обеспечивает не только корректность сравнений,
но и учет социально-экономических показателей.
По словам исполнительного директора
МАМСО Марка Аграновича, вопрос сопоставимости
данных в подобных исследованиях – ключевой.
«Одна из главных задач методики состоит в том,
чтобы не просто посмотреть, на каком месте в
общем списке находятся те или иные государства, а
понять, почему они оказались на тех или иных
местах, – подчеркнул Марк Львович. – Сегодня,
когда в России идет масштабная модернизация
системы образования, возможность “сверить
курс“ с общемировыми тенденциями и моделями
представляется особенно актуальной».
Эксперты, составившие доклад, обратили
внимание собравшихся на различные стороны
проделанной ими работы. В частности, они
заметили, что сегодня важно смотреть не только на
то, какой уровень образования у населения, но и
какова его продолжительность, какого оно
качества, какой эффект получает страна от
развитой системы образования и т.п. Кстати, по
многим показателям Россия вполне укладывается в
общемировые тенденции.
Доля населения со
средним профессиональным и высшим
профессиональным образованием в России
составляет 47%. По этому показателю Россия
уступает только Канаде (48%), далеко опережая все
остальные страны.
|
Хотя спорные моменты,
безусловно, есть. Мы представляем вашему
вниманию фрагмент доклада, посвященный общим
показателям образовательных систем и социальным
эффектам образования.
Общие показатели образовательных
систем1
Одной из важнейших характеристик
национальной образовательной системы является
достигнутый уровень образования населения
(показатели уровня образования рассчитываются
для лиц в возрасте 25–64 года). Значимость уровня
образования населения для темпов экономического
роста стран и конкурентоспособности их экономик
доказана во многих работах.
По формальным показателям уровень
образования населения России является одним из
наиболее высоких в мире. Доля населения без
образования и с начальным образованием
составляет в России менее 2%, что является одним
из самых низких показателей среди анализируемых
нами 55 стран. Доля лиц с образованием уровня 2 по
Международной стандартной классификации
образования2 (основное
общее в российской терминологии) в России также
является одной из самых низких – менее 9% в 2006
г. (меньший показатель зафиксирован только в США,
Израиле и Перу, но зато в Перу доля лиц с
начальным образованием и без образования равна
39%).
Доля лиц с образованием уровней 3–4 (в
России этому уровню соответствует полное общее,
начальное профессиональное и незаконченное
высшее образование) в нашей стране в 2006 г.
составляла около 43%, что близко к среднему
(медианному) уровню для стран первой и второй
доходных групп.
Рис. Уровень
экономического развития стран и доля населения с
третичным образованием
Что касается среднего
профессионального и высшего профессионального
образования, которые классифицируются по МСКО
как программы третичного образования типа 5В и 5А
соответственно, то здесь Россия с показателем 47%
уступает только Канаде (48%), значительно опережая
все остальные страны.
Если же рассматривать только высшее
профессиональное образование, которое
соответствует третичному образованию типа 5А по
международной классификации, то по доле
населения с этим образованием Россия также в
числе лидеров, на уровне среднего значения для
первой доходной группы, а из стран своей доходной
группы уступает только Корее, Новой Зеландии и
Израилю.
Показатель доли населения, имеющего
третичное и послевузовское образование, тесно
связан с показателем подушевого ВВП (рис.) и,
как видно на рисунке, Россия резко выделяется из
общей закономерности и значительно опережает по
уровню образования населения страны, близкие по
экономическому развитию.
В то же время данные об уровне
образования российского населения не могут
оцениваться однозначно. Если небольшой удельный
вес лиц с начальным и средним образованием
бесспорно, является достижением, то ситуация на
более высоких уровнях образования при более
детальном рассмотрении выглядит не так просто.
В частности, возникает вопрос: почему
при доказанном влиянии образования на
экономическое развитие Россия, входя в число
лидеров по уровню образования населения, далека
от позиции экономического лидера? Для ответа на
этот вопрос надо понять, в частности, в какой
степени среднее и высшее профессиональное
образование действительно соответствует
третичному уровню по своему качеству и в какой
мере масштабы развития профессионального
образования соответствуют потребностям
экономики страны.
Попытка частично ответить на эти
вопросы сделана в разделе 2 настоящего доклада
при более подробном анализе структуры
профессионального образования в России. Здесь же
мы рассмотрим еще одну интегральную
характеристику масштабов национальных
образовательных систем и степени вовлеченности
населения в образование – показатель средней
ожидаемой продолжительности обучения, который
может дать косвенный ответ на поставленные
вопросы.
По показателю ожидаемой
продолжительности обучения, который
характеризует масштабы участия населения в
образовании, наша страна (значение показателя –
15,8 года3) соответствует
своему уровню экономического развития и близка к
таким странам, как Чили. Из менее экономически
развитых стран этого уровня достиг Уругвай, а из
более экономически развитых – Латвия, Литва и
Израиль.
Существенно более короткая, чем в
развитых странах, продолжительность обучения в
сочетании с формально высоким уровнем
образования населения может свидетельствовать о
более низком качестве образования за счет
сокращения его сроков.
Социальные эффекты образования
Исследования показывают, что
образование не только способствует
экономическому росту, но и содействует решению
социальных проблем, в частности, снижению
социально-экономического неравенства.
Признанным показателем,
характеризующим социально-экономическое
неравенство, служит коэффициент Джини. Этот
показатель ежегодно рассчитывается по более чем
150 странам и публикуется ПРООН (Программа
развития ООН) в Докладе о развитии человеческого
потенциала. Используемые ниже данные по индексу
Джини опубликованы в Докладе о развитии
человеческого потенциала за 2009 году4.
Анализ показывает, что существует
тесная связь между индексом Джини и такой
характеристикой образовательной системы, как
доля населения с образованием не ниже полного
среднего (уровень 3 по международной
классификации). Чем выше в стране доля населения,
имеющего по крайней мере полное среднее
образование, тем ниже уровень
социально-экономической дифференциации,
измеряемой индексом Джини по доходам
(коэффициент корреляции – 67%).
Россия не получает
эффекта от высокого уровня образования
населения в форме снижения
социально-экономического неравенства, поскольку
российское образование относительно короткое
и недостаточно высокого качества.
|
Однако приходится
констатировать, что уровень дифференциации
доходов россиян не соответствует высокому
уровню их образования – в соответствии с
выявленной закономерностью он должен был бы быть
около 30%, а фактически составляет 37,5. Из стран с
высоким и средним уровнем развития такое
«рассогласование» наблюдается только в США, где
индекс Джини составляет 40,8% при доле населения с
образованием не ниже полного среднего 88%.
Рассмотрение связи индекса Джини с
другими показателями образования позволяет
утверждать, что социальное неравенство тесно
связано с продолжительностью и качеством
среднего образования.
Исследование показывает, что чем выше
ожидаемая продолжительность обучения, то есть
чем дольше и чем большая доля населения учится,
тем ниже в стране социально-экономическая
дифференциация населения (коэффициент
корреляции – 78%). Россия абсолютно укладывается в
сложившуюся в мире тенденцию, ее ближайшие
соседи по продолжительности обучения и уровню
социального неравенства – Латвия, Литва и
Израиль.
Результаты международного
обследования качества образования 15-летних
школьников PISA позволяют оценить связь качества
образования и социального неравенства.
Результаты сопоставления учебных достижений
школьников по математике и индекса Джини
демонстрируют связь социально-экономического
неравенства и качества образования (коэффициент
корреляции составляет 69%). Россия здесь, как и в
предыдущем случае, вполне укладывается в общую
тенденцию — ее средние результаты по
обследованию качества образования
соответствуют ее средним достижениям в
обеспечении социально-экономического равенства.
Ближайшие наши соседи по сочетанию этих двух
показателей – Португалия и Латвия.
Все три фактора – уровень образования
населения, средняя продолжительность
образования и качество среднего образования –
значимо коррелируются с уровнем
социально-экономического неравенства и
совместно объясняют более 75% вариации последнего
показателя.
Приведенные выше данные фактически означают,
что Россия в нарушение сложившихся в мире
тенденций не получает эффекта от высокого уровня
образования населения в форме снижения
социально-экономического неравенства, поскольку
образование в нашей стране относительно
короткое и недостаточно высокого качества.
____________________
1 Публикуется по
тексту издания «Российское образование в
контексте международных индикаторов».
Аналитический доклад. М.: ИФ «Сентябрь», 2009.
2 В докладе
используется терминология Международной
стандартной классификации образования в версии
1997 г. (МСКО-97), применяемая при международных
сопоставлениях.
3 Более подробно
этот показатель анализируется во второй главе
настоящего доклада.
4 Human Development
Report 2009. Overcoming barriers: Human mobility and development, United Nations
Development Programme.
|