Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2010

События

Почему мы такие бедные?

В России образование короткое и недостаточно высокого качества

Любопытные цифры и факты прозвучали на семинаре, где Межрегиональная ассоциация мониторинга и статистики образования (МАМСО) знакомила публику с аналитическим докладом «Российское образование в контексте международных индикаторов».

Эксперты МАМСО разработали методику межстранового сравнительного анализа, которая обеспечивает не только корректность сравнений, но и учет социально-экономических показателей.

По словам исполнительного директора МАМСО Марка Аграновича, вопрос сопоставимости данных в подобных исследованиях – ключевой. «Одна из главных задач методики состоит в том, чтобы не просто посмотреть, на каком месте в общем списке находятся те или иные государства, а понять, почему они оказались на тех или иных местах, – подчеркнул Марк Львович. – Сегодня, когда в России идет масштабная модернизация системы образования, возможность “сверить курс“ с общемировыми тенденциями и моделями представляется особенно актуальной».

Эксперты, составившие доклад, обратили внимание собравшихся на различные стороны проделанной ими работы. В частности, они заметили, что сегодня важно смотреть не только на то, какой уровень образования у населения, но и какова его продолжительность, какого оно качества, какой эффект получает страна от развитой системы образования и т.п. Кстати, по многим показателям Россия вполне укладывается в общемировые тенденции.

Доля населения со средним профессиональным и высшим профессиональным образованием в России составляет 47%. По этому показателю Россия уступает только Канаде (48%), далеко опережая все остальные страны.

Хотя спорные моменты, безусловно, есть. Мы представляем вашему вниманию фрагмент доклада, посвященный общим показателям образовательных систем и социальным эффектам образования.

Общие показатели образовательных систем1

Одной из важнейших характеристик национальной образовательной системы является достигнутый уровень образования населения (показатели уровня образования рассчитываются для лиц в возрасте 25–64 года). Значимость уровня образования населения для темпов экономического роста стран и конкурентоспособности их экономик доказана во многих работах.

По формальным показателям уровень образования населения России является одним из наиболее высоких в мире. Доля населения без образования и с начальным образованием составляет в России менее 2%, что является одним из самых низких показателей среди анализируемых нами 55 стран. Доля лиц с образованием уровня 2 по Международной стандартной классификации образования2 (основное общее в российской терминологии) в России также является одной из самых низких – менее 9% в 2006 г. (меньший показатель зафиксирован только в США, Израиле и Перу, но зато в Перу доля лиц с начальным образованием и без образования равна 39%).

Доля лиц с образованием уровней 3–4 (в России этому уровню соответствует полное общее, начальное профессиональное и незаконченное высшее образование) в нашей стране в 2006 г. составляла около 43%, что близко к среднему (медианному) уровню для стран первой и второй доходных групп.

Рис. Уровень экономического развития стран и доля населения с третичным образованием

Что касается среднего профессионального и высшего профессионального образования, которые классифицируются по МСКО как программы третичного образования типа 5В и 5А соответственно, то здесь Россия с показателем 47% уступает только Канаде (48%), значительно опережая все остальные страны.

Если же рассматривать только высшее профессиональное образование, которое соответствует третичному образованию типа 5А по международной классификации, то по доле населения с этим образованием Россия также в числе лидеров, на уровне среднего значения для первой доходной группы, а из стран своей доходной группы уступает только Корее, Новой Зеландии и Израилю.

Показатель доли населения, имеющего третичное и послевузовское образование, тесно связан с показателем подушевого ВВП (рис.) и, как видно на рисунке, Россия резко выделяется из общей закономерности и значительно опережает по уровню образования населения страны, близкие по экономическому развитию.

В то же время данные об уровне образования российского населения не могут оцениваться однозначно. Если небольшой удельный вес лиц с начальным и средним образованием бесспорно, является достижением, то ситуация на более высоких уровнях образования при более детальном рассмотрении выглядит не так просто.

В частности, возникает вопрос: почему при доказанном влиянии образования на экономическое развитие Россия, входя в число лидеров по уровню образования населения, далека от позиции экономического лидера? Для ответа на этот вопрос надо понять, в частности, в какой степени среднее и высшее профессиональное образование действительно соответствует третичному уровню по своему качеству и в какой мере масштабы развития профессионального образования соответствуют потребностям экономики страны.

Попытка частично ответить на эти вопросы сделана в разделе 2 настоящего доклада при более подробном анализе структуры профессионального образования в России. Здесь же мы рассмотрим еще одну интегральную характеристику масштабов национальных образовательных систем и степени вовлеченности населения в образование – показатель средней ожидаемой продолжительности обучения, который может дать косвенный ответ на поставленные вопросы.

По показателю ожидаемой продолжительности обучения, который характеризует масштабы участия населения в образовании, наша страна (значение показателя – 15,8 года3) соответствует своему уровню экономического развития и близка к таким странам, как Чили. Из менее экономически развитых стран этого уровня достиг Уругвай, а из более экономически развитых – Латвия, Литва и Израиль.

Существенно более короткая, чем в развитых странах, продолжительность обучения в сочетании с формально высоким уровнем образования населения может свидетельствовать о более низком качестве образования за счет сокращения его сроков.

Социальные эффекты образования

Исследования показывают, что образование не только способствует экономическому росту, но и содействует решению социальных проблем, в частности, снижению социально-экономического неравенства.

Признанным показателем, характеризующим социально-экономическое неравенство, служит коэффициент Джини. Этот показатель ежегодно рассчитывается по более чем 150 странам и публикуется ПРООН (Программа развития ООН) в Докладе о развитии человеческого потенциала. Используемые ниже данные по индексу Джини опубликованы в Докладе о развитии человеческого потенциала за 2009 году4.

Анализ показывает, что существует тесная связь между индексом Джини и такой характеристикой образовательной системы, как доля населения с образованием не ниже полного среднего (уровень 3 по международной классификации). Чем выше в стране доля населения, имеющего по крайней мере полное среднее образование, тем ниже уровень социально-экономической дифференциации, измеряемой индексом Джини по доходам (коэффициент корреляции – 67%).

Россия не получает эффекта от высокого уровня образования населения в форме снижения социально-экономического неравенства, поскольку российское образование относительно короткое и недостаточно высокого качества.

Однако приходится констатировать, что уровень дифференциации доходов россиян не соответствует высокому уровню их образования – в соответствии с выявленной закономерностью он должен был бы быть около 30%, а фактически составляет 37,5. Из стран с высоким и средним уровнем развития такое «рассогласование» наблюдается только в США, где индекс Джини составляет 40,8% при доле населения с образованием не ниже полного среднего 88%.

Рассмотрение связи индекса Джини с другими показателями образования позволяет утверждать, что социальное неравенство тесно связано с продолжительностью и качеством среднего образования.

Исследование показывает, что чем выше ожидаемая продолжительность обучения, то есть чем дольше и чем большая доля населения учится, тем ниже в стране социально-экономическая дифференциация населения (коэффициент корреляции – 78%). Россия абсолютно укладывается в сложившуюся в мире тенденцию, ее ближайшие соседи по продолжительности обучения и уровню социального неравенства – Латвия, Литва и Израиль.

Результаты международного обследования качества образования 15-летних школьников PISA позволяют оценить связь качества образования и социального неравенства. Результаты сопоставления учебных достижений школьников по математике и индекса Джини демонстрируют связь социально-экономического неравенства и качества образования (коэффициент корреляции составляет 69%). Россия здесь, как и в предыдущем случае, вполне укладывается в общую тенденцию — ее средние результаты по обследованию качества образования соответствуют ее средним достижениям в обеспечении социально-экономического равенства. Ближайшие наши соседи по сочетанию этих двух показателей – Португалия и Латвия.

Все три фактора – уровень образования населения, средняя продолжительность образования и качество среднего образования – значимо коррелируются с уровнем социально-экономического неравенства и совместно объясняют более 75% вариации последнего показателя.

Приведенные выше данные фактически означают, что Россия в нарушение сложившихся в мире тенденций не получает эффекта от высокого уровня образования населения в форме снижения социально-экономического неравенства, поскольку образование в нашей стране относительно короткое и недостаточно высокого качества.

____________________

1 Публикуется по тексту издания «Российское образование в контексте международных индикаторов». Аналитический доклад. М.: ИФ «Сентябрь», 2009.

2 В докладе используется терминология Международной стандартной классификации образования в версии 1997 г. (МСКО-97), применяемая при международных сопоставлениях.

3 Более подробно этот показатель анализируется во второй главе настоящего доклада.

4 Human Development Report 2009. Overcoming barriers: Human mobility and development, United Nations Development Programme.

Рейтинг@Mail.ru