– Из вашего исследования можно
сделать вывод, что школьники ориентируются в
практических правовых вопросах не хуже, чем
студенты-неюристы?
– Конечно, этого утверждать нельзя.
Однако любопытный факт: в учебниках для
шестиклассников правовые разделы значительно
лучше сбалансированы, чем в учебниках права для
студентов-неюристов! Школьникам 6-го класса не
только даются определенные компоненты знаний;
при этом дети должны выразить личную позицию,
сформировать свою точку зрения на ту или иную
правовую ситуацию, а затем по возможности
разрешить ее.
В курсах права для старшей школы
наступает перелом: направленность правового
образования становится сугубо академической.
Растет объем теоретического материала, авторы
учебников переходят к более абстрактным
вопросам, но усложнения аналитических и
практических заданий (развивающих у школьников
навыки, умения и компетентности) при этом не
происходит. Старшеклассникам дают знания о науке
права. Все остальные компоненты не усложняются, а
постепенно отмирают.
Этот перекос усиливается при переходе
в вуз. Студенты-неюристы занимаются тем, что
осваивают базовые научные представления
юриспруденции: что есть право, законодательство
и т.п. Все это очень далеко от запросов реальной
жизни.
Между тем смысл правового образования
именно в том, что все получаемые знания должны
иметь практическое применение. Скажем, сведения
о реальном концессионном договоре важны для
профессиональных юристов, которым известно
множество нюансов подобных документов. Но
представьте себе человека, у которого возникла
проблема: он купил собаку, а ему вместо договора
купли-продажи выдали бумагу, озаглавленную акт.
Для него классификация концессионного договора
значения не имеет! Гораздо больше в жизни ему
пригодились бы другие базовые знания и навыки.
МНЕНИЕ
«Накануне 2009/10 учебного года, –
сообщил Леонид Владимирович Поляков, заведующий
кафедрой общей политологии ВШЭ, автор школьного
учебника “Обществознание: глобальный мир в ХХI веке”, – Всероссийский центр
изучения общественного мнения задал россиянам
следующий вопрос: “Современная школьная
программа очень обширна. Какие предметы, на ваш
взгляд, действительно пригодятся детям в
будущем?”. Полученные ответы таковы: 24%
опрошенных указали на историю, и только 1% – на
обществознание». Говоря о причинах столь
глубокого равнодушия, докладчик отметил:
«Учебники неизбежно отстают от современного
уровня развития тех же наук минимум лет на 25–30.
Можно ли ожидать, что абстрактные определения и
специальные формулы из социологии и экономики,
юриспруденции и психологии, этики и
культурологии, политологии и философии
действительно заинтересуют современных
школьников?». |
– Но как-то трудно поверить,
что правовых навыков меньше у выпускников
11-го класса, чем у шестиклассников…
– У одиннадцатиклассников (а затем и
студентов) эти навыки отрабатываются, прежде
всего самой жизнью: ведь столкновение с правовой
системой происходит вне школы, мы все живем в
правовом мире, он вокруг нас. Талончик, пробитый
при проезде на общественном транспорте – это
подтверждение заключения договора перевозки, а
номерок, выданный в гардеробе, – фактически
идентичная письменная форма договора хранения.
Чем больше подросток сталкивается с подобными
ситуациями, тем больше у него будет жизненного
опыта. Но учит его жизнь, а не школьный учебник
обществознания.
– И все же в чем, на ваш взгляд,
преимущество того небольшого правового курса,
который проходят шестиклассники? Авторы лучше
понимают специфику предмета?
– Эти разделы более ориентированы на
практику – полагаю, в силу того, что
шестиклассники пока не в состоянии осваивать
абстракции. Авторы исходят из того, что у детей
еще недостаточно развиты общие аналитические
навыки, поэтому научного углубления в этих
учебниках быть не может.
Перед шестиклассниками ставятся самые
простые вопросы: ребенок в семье, права и свободы
несовершеннолетних граждан и пр. Все это
привязывается к жизненному опыту учащихся.
Ребенок учится анализировать ситуацию, смотреть
на нее с точки зрения разных людей. Но это и
является для него важным развитием тех правовых
навыков, которые хотелось бы видеть во взрослом
человеке. Другое дело – чем старше становится
школьник, тем более сложные базовые навыки
должны быть освоены. Но этого не происходит.
– Но, наверное, проверку правовых
компетенций можно закрепить в рамках ЕГЭ по
обществознанию?
– У нас уже есть определенные
требования к составлению тестов ЕГЭ по
обществознанию. В них в сугубо теоретическом
ключе проверяется лишь компонент знаний: что
известно выпускнику об основах науки права?
Школьные программы и авторы учебников тем или
иным образом подстраиваются под Единый
госэкзамен. А он, в свою очередь, подстраивается
под вуз. Таким образом, сама система работает на
то, чтобы в школе право преподавалось
исключительно как научная дисциплина.
ФАКТЫ
В 2010 году в ходе экспресс-опроса 135
выпускников вузов 32% из них ответили, что в высшем
учебном заведении им не преподавался курс права.
Все их знания ограничились школьным
обществознанием. Только 17% опрошенных,
прослушавших курс права, сообщили, что им
предлагались анализ конкретных ситуаций,
деловые игры и практико-ориентированные задания.
6% отметили, что подобных занятий во время
обучения в вузе было очень мало. |
– Мы говорили о школьниках и
студентах неюридических вузов. Но, насколько мне
известно, и у студентов-юристов похожие проблемы?
– Хорошо известен факт: изучение
юридической науки в профессиональном объеме не
дает достаточной подготовки для практической
работы. Выпускника юрфака приходится доучивать
работодателю. Ситуация сглаживается тем, что в
учебных планах для юристов заложено много
семинаров, каждый студент обязан пройти
практику. К тому же в ответ на перекосы
вузовского юридического образования возникают
так называемые юридические клиники.
Но человек, который не является
профессиональным юристом, получает правовое
образование только в школе.
Других возможностей для изучения
права у него скорее всего больше не будет. Как
показал проведенный мною опрос,
практико-ориентированный курс права –
редкость в неюридических вузах. Чаще всего
никаких лекций по этому вопросу
студентам-неюристам не читают. Поэтому в идеале
хотелось бы установить преемственность
правового образования между школой и вузом.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Представители десяти стран и 60
регионов России приняли участие в Петербургском
образовательном форуме, проведенном в рамках
Года учителя в России. На протяжении пяти дней
специалисты представляли опыт модернизации
образования, сравнивали свой опыт работы с
идеями коллег.
В рамках форума прошли две
международные конференции – «Воспитание
духовности в современном мире» и «Образование и
семья», а также ряд мероприятий городского
уровня, в частности конференция «Петербургский
учитель XXI века».
Кроме того, педагоги смогли
поучаствовать в семинаре «Федеральный
государственный образовательный стандарт
общего образования – школа инноваций».
Директор Департамента государственной политики
в образовании Министерства образования и науки
РФ Игорь Реморенко подчеркнул, что важнейшие
условия для возникновения инновационного
климата, который необходим, чтобы наша страна
перешла от сырьевой экономики к
инновационной, – это применение новых
образовательных стандартов, самостоятельность
школ, поддержка талантливых учеников и изменения
в положении об аттестации учителей.
«Наверное, важно то, что впервые школа
становится полноправным субъектом построения
образовательных программ с учетом рамок,
заданных образовательными стандартами. Если мы
говорим о свободном обществе свободных людей,
цитируя одно из посланий президента, то
атмосфера свободного общества должна быть и в
школе. И то, каким образом школа может делать свои
образовательные программы и что необходимо для
того, чтобы они были успешными, – это
регламенты, которые нам нужно обсуждать и
вырабатывать», – отметил Игорь Михайлович.
По мнению генерального директора
издательства «Просвещение», руководителя
проекта по разработке федерального
государственного образовательного стандарта
общего образования Александра Кондакова,
инновационность разработанного в настоящее
время стандарта заключается в том, чтобы от
догоняющей модели модернизации образования
перейти к опережающей.
«Мы сформулировали основную цель
российского образования: воспитание,
социально-экономическая поддержка, становление
развития высоконравственного, ответственного,
инициативного, авторитетного гражданина России,
способного к творческой инновационной
деятельности», – сказал он на семинаре.
Одной из основных задач для
разработчиков стандарта сейчас является работа
с учителями, с самой системой педагогического
образования. В своем докладе Александр
Михайлович представил педагогической
общественности новую книгу С.Л. Лескова «Живая
инновация. Мышление XXI века», рекомендованную
учителям в качестве дополнительного материала
для повышения квалификации.
По материалам пресс-центра Года
учителя |
С моей точки зрения навыки
поиска нормативно-правовой информации, анализа
нормативного текста, ситуации с правовой точки
зрения, размышления о процессуальном
подкреплении своей позиции можно развивать
буквально с младшего школьного возраста. Разделы
правоведения в учебниках для шестого класса
показывают, что движение в таком направлении
возможно.
Если бы в курсах обществознания и
правоведения для школы (а также в курсах
правоведения для студентов-неюристов)
соблюдалась сбалансированность на уровне 6-го
класса, можно было бы развивать у подростков и
молодых людей значительно больше правовых
навыков. А их, в свою очередь, можно было бы
усложнять в техникуме и вузе. Тогда к получению
диплома представления выпускников об анализе и
решении правовых ситуаций вполне
соответствовали бы тем требованиям, которые
ставит перед ними жизнь.
Статья подготовлена при поддержке клинико-диагностической лаборатории «ГЛОБУС МЕД». Если Вы решили посетить клинико-диагностический центр, то оптимальным решением станет зайти на сайт www.Globusmed-Lab.Ru. На сайте, вы сможете, не потратив много времени, узнать ближайший к Вам клинико-диагностический центр. В клинико-диагностической лаборатории «ГЛОБУС МЕД» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с пациентами.
|