При создании этого документа прежде
всего учитывалась его актуальность именно для
нашего образовательного учреждения, проблемы
которого в основном связаныы с тем, что оно
является школой-новостройкой. Программа
преимущественно направлена на вовлечение в
процесс обучения детей из неблагополучных семей,
а также попавших в трудную жизненную ситуацию.
В качестве предполагаемых результатов
мы наметили следующие пункты: добиться полного
отсутствия учащихся, не приступивших к занятиям
и систематически пропускающих уроки без
уважительной причины; снизить количество
учеников нашей школы, находящихся на учете в
инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН) и
состоящих на внутришкольном учете.
Реализация программы была рассчитана
на два года.
Сейчас мы завершили эту программу, так
как достигли желаемых результатов, но она легла в
основу создания системы программ, при помощи
которых осуществляется управление
образовательным учреждением на современном
этапе, – «Вхождение в профильность»,
«Внутришкольное руководство и контроль»,
«Здоровье» и др.
Думаем, рассказ о всеобуче будет
наиболее интересен коллективам школ-новостроек,
где работу начинают с нуля.
Комплексно-целевая
программа «Обеспечение всеобуча»
Таблица 1
I этап: организация
Цель: организация
учебно-воспитательной работы по обеспечению
всеобуча среди учащихся, родителей и учителей.
№ п/п |
Название мероприятия |
Цель |
Ответственные |
Время проведения |
1 |
Собеседование
с классными руководителями |
Выявление и составление
списков учащихся, требующих особого
педагогического контроля.
Вовлечение детей в кружки,
факультативы, дела класса.
Привлечение родителей к
работе по предупреждению пропусков,
правонарушений.
Выявление трудностей в
работе классных руководителей с учащимися, их
родителями.
Создание ситуаций успеха
для детей с пониженными способностями
|
Замдиректора,
социальные педагоги, классные руководители,
психологи, медработники |
На
протяжении года |
2 |
Встречи
со школьным участковым инспектором по делам
несовершеннолетних |
Уточнение
списков учащихся, состоящих на учете в ИДН, на
внутришкольном контроле |
Замдиректора,
социальные педагоги |
3 |
Составление
графиков проведения факультативов, групповых и
индивидуальных занятий, работы спортивных
секций, кружков и т.д. |
Уточнение
и доведение до сведения учащихся, родителей и
учителей расписания факультативов, кружков,
групповых и индивидуальных занятий, спортивных
секций, кружков и т.д. |
Замдиректора |
Сентябрь |
4 |
Встреча
с работниками библиотеки, школьным инспектором,
психологами |
Организация
викторины «Наш подросток» по правовым знаниям,
профилактике правонарушений, наркомании,
алкоголизма и т.д. |
Замдиректора
по воспитательной части, психологи, библиотекари |
На
протяжении года |
5 |
Совещание
при директоре |
Выявление
степени готовности учащихся и педагогического
коллектива к новому учебному году |
Замдиректора,
классные руководители |
Сентябрь |
6 |
Посещение
квартир учащихся микрорайона |
Составление, уточнение
списков детей, относящихся к микрорайону.
Выявление школьников, по
каким-либо причинам нигде не обучающихся
|
Замдиректора
по воспитательной части, учителя, классные
руководители, социальные педагоги |
На
протяжении года |
Таблица 2
II этап: информационно-методическое
обеспечение
Цель: создание условий для успешной
реализации КЦП «Обеспечение всеобуча».
№ п/п |
Название
мероприятия |
Цель |
Ответственные |
Время
проведения |
1 |
Изучение
нормативно-правовых документов,
регламентирующих обеспечение всеобуча |
Изучение нормативных основ,
регламентирующих деятельность школы:
– Конвенция о правах ребенка;
– Конституция РФ;
– Федеральный закон «Об основных гарантиях прав
ребенка в РФ»;
– Закон РФ «Об образовании»;
– закон «Об образовании» Кемеровской области;
– типовое положение об общеобразовательных
учреждениях;
– типовое положение о классах КРО.
– устав ОУ;
– программа развития;
– программа психолого-педагогического
сопровождения;
– типовое положение о создании классов КРО в
школе № 26 |
Замдиректора,
руководители МО |
На
протяжении года |
2 |
Изучение
современной психолого-педагогической
литературы по проблеме всеобуча |
Изучение
и анализ новейших современных
психолого-педагогических подходов |
Замдиректора |
3 |
Реализация
программы психолого-педагогического
сопровождения школьников |
Создание
условий для максимально успешного обучения
каждого ребенка |
Замдиректора,
психологи |
4 |
Выработка
программы работы школы с педагогически
запущенными детьми по ранней профилактике
девиантного поведения |
Разработка
комплекса мер по ранней профилактике
девиантного поведения |
Социальные
педагоги, замдиректора, психологи |
Февраль |
5 |
Организация
методической помощи и поддержки классных
руководителей. Подготовка и накопление
материалов по вопросам учебно-воспитательной
работы |
Повышение статуса классного
руководителя.
Подчеркивание значимости и
ценности индивидуальной работы с детьми,
имеющими проблемы в обучении, развитии,
воспитании для формирования у них
положительного отношения к учению.
Создание благоприятных
условий для деятельности (т.е. предоставление
возможности классным руководителям посещать
уроки, проводить психолого-педагогические
консилиумы, получать консультации психолога и
др.)
|
Методист,
замдиректора |
На
протяжении года |
6 |
Разработка
и подбор памяток, анкет, материалов по работе с
семьей |
Оказание методической
помощи в решении стандартных семейных проблем.
Повышение степени
педагогической грамотности родителей
|
Замдиректора,
социальные педагоги, психологи |
7 |
Разработка
материалов для проведения родительских собраний
по пропаганде педагогических и психологических
знаний среди родителей |
Педагогическое
и психологическое просвещение родителей |
Замдиректора,
психологи, классные руководители |
8 |
Организация
педагогической работы с педагогическим
коллективом по обеспечению всеобуча |
Оказание
методической помощи |
Замдиректора,
методист |
9 |
Разработка
и подбор методических рекомендаций, памяток,
анкет по работе с «трудными» детьми |
Оказание
методической помощи учителям- предметникам,
классным руководителям по работе с
педагогически запущенными учащимися |
Замдиректора,
социальные педагоги, психологи |
Таблица 3
III этап: практическая работа
Цель: создание условий для
обеспечения всеобуча.
№ п/п |
Система мероприятий |
Ответственные |
Сроки
проведения |
I
блок: работа с учащимися |
Задача
1. Организация детского самоуправления |
1 |
Создание
в школе актива (совета старшеклассников),
президентские выборы в органы школьного
самоуправления |
Замдиректора
по ВР, классные руководители |
Сентябрь–ноябрь |
2 |
Организация
ежедневных рапортов старост о пропусках уроков |
Классные
руководители |
На
протяжении года |
Задача
2. Диагностирование уровня развития детей,
состояния их физического и психологического
развития |
1 |
Диагностика
знаний, умений, навыков на начало и конец
учебного года. Оценка учебных возможностей
детей, их способности к учению (память, внимание,
мышление, работоспособность) |
Психологи, классные руководители |
На протяжении года |
2 |
Обследование
эмоционального состояния школьников |
3 |
Обследование
мотивационной сферы. Выявление познавательной
активности школьников, ведущих мотивов учебной
деятельности |
4 |
Выяснение
психологического климата в классах. Изучение
сплоченности коллектива, выявление степени
психологической защищенности детей |
5 |
Обследование
медицинскими специалистами здоровья учащихся |
Медработники |
По
плану ТМО |
6 |
Ведение
психолого-педагогических карт учащихся |
Психологи, классные руководители |
На
протяжении года |
7 |
Обследование
детей на этапе приема в школу; оценка степени их
готовности к обучению |
Март–май |
8 |
Обследование
учащихся 4-х классов на этапе перехода в среднее
звено |
Февраль |
9 |
Обследование
пятиклассников на этапе адаптации |
Октябрь, май |
10 |
Обследование
первоклассников на этапе адаптации |
11 |
Обследование
десятиклассников в рамках преемственности
(среднее – старшее звено) |
Психологи, классные руководители,
социальные педагоги
|
На протяжении года |
12 |
Анкетирование
по работе с «трудными» подростками |
13 |
Изучение
психологических особенностей педагогически
запущенных детей. Выработка рекомендаций для
педагогов по работе с учащимися |
Задача
3. Просвещение школьников |
1 |
Постоянно
действующий лекторий «Наш подросток» |
Психологи,
классные руководители, библиотекари |
На
протяжении года |
2 |
Групповые
занятия «Самовоспитание личности» |
Психологи,
классные руководители |
3 |
Профилактика
проблем с адаптацией у детей «группы риска» |
Директор,
психологи, классные руководители, соцпедагоги |
Задача
4. Организация коррекционно-развивающей работы
с учащимися, имеющими проблемы в обучении,
развитии, воспитании |
1 |
Групповые
коррекционно-развивающие занятия по развитию
познавательных процессов |
Психологи |
На
протяжении года |
2 |
Коррекционная
работа с детьми «группы риска»:
– коррекция школьной тревожности;
– коррекция самооценки;
– тренинг волевых качеств личности;
– тренинг общения |
Замдиректора,
психологи |
Задача
5. Консультирование школьников |
1 |
Индивидуальные
консультации по проблемам обучения,
межличностного общения |
Психологи |
На
протяжении года |
2 |
Индивидуальные
беседы по предотвращению неуспеваемости |
Замдиректора,
психологи |
II
блок: работа с педагогическим коллективом |
Задача
1. Организационно-педагогическая работа с
коллективом |
1 |
Педагогические
советы |
Директор,
замдиректора |
На
протяжении года |
2 |
Проведение
заседаний МО классных руководителей по
проблемам обучения и воспитания педагогически
запущенных детей |
Замдиректора
по ВР, руководитель МО, социальные педагоги |
Ноябрь,
март |
Задача
2. Просвещение педагогов |
1 |
Психолого-педагогические
семинары «Проблема неуспеваемости», «Виды
помощи неуспевающему ученику» |
Замдиректора,
психологи |
Один
раз в четверть |
2 |
Проблемные
семинары:
а) «Совершенствование современного
урока»;
б) «Совершенствование системы работы классного
руководителя» |
Замдиректора |
Октябрь,
декабрь |
3 |
Психологическая
коррекция взаимоотношений учителей с
трудновоспитуемыми учащимися |
Психологи |
На
протяжении года |
4 |
Психолого-педагогический
консилиум |
Психологи,
замдиректора |
Октябрь |
5 |
Заседание
совета профилактики |
Замдиректора,
социальные педагоги |
На
протяжении года |
6 |
Проведение
линеек по итогам успеваемости за четверть |
Замдиректора
по ВР |
Раз
в четверть |
7 |
Круглый
стол «Единые требования всех субъектов
образовательного процесса по обеспечению
всеобуча» |
Замдиректора |
Февраль |
Задача
3. Консультирование педагогов |
1 |
Индивидуальные
консультации для классных руководителей по
вопросам работы с «трудными» подростками и
семьей |
Замдиректора |
Один
раз в четверть |
2 |
Индивидуальные
консультации для педагогов по проблемам
обучения, воспитания, развития, общения учащихся |
Психологи |
На
протяжении года |
III
блок: работа с родителями |
Задача
1. Формирование педагогической культуры
родителей |
1 |
Родительский
лекторий психолого-педагогических знаний |
Замдиректора, психологи |
Сентябрь |
2 |
Родительские
собрания |
Раз
в четверть |
Задача
2. Консультирование родителей |
1 |
Индивидуальные
консультации по проблемам обучения и воспитания |
Замдиректора, психологи |
На протяжении года |
2 |
Индивидуальные
консультации по проблемам межличностного
общения |
Задача
3. Диагностика семьи |
1 |
Диагностика
взаимоотношений родителей и детей |
Психологи |
На протяжении года |
2 |
Диагностика
отношения родителей к школе |
Классные
руководители |
Задача
4. Организация совместных мероприятий с
родителями |
1 |
День
открытых дверей |
Замдиректора по ВР |
Февраль |
2 |
Мероприятия
досуга |
На
протяжении года |
IV
блок: система внутришкольного контроля |
Задача.
Содержание контроля за состоянием преподавания
учебных дисциплин, воспитания и развития в
процессе обучения |
1 |
Посещение
уроков:
– учителей, принятых на работу в текущем учебном
году;
– начинающих и молодых специалистов;
– учителей, работающих в профильных классах;
– учителей физической культуры |
Замдиректора |
На протяжении года |
2 |
Контроль
за ведением документации:
– классные журналы (своевременность заполнения,
занятость детей в кружках, листок здоровья,
накопляемость оценок у сильных и слабых
учеников, объективность выставления оценок,
контроль за посещаемостью занятий, объем
домашних заданий, выполнение практической части
программы);
– школьные дневники (правильность заполнения,
работа учителя с дневником, фиксация домашних
заданий, учет пропусков уроков, контроль со
стороны родителей);
– учебные программы (прохождение программного
материала, графики контрольных, практических и
лабораторных работ, учет пропущенных уроков
учителей по болезни) |
3 |
Анализ
работы за полугодие и год, планирование на новый
учебный год |
Январь,
июнь |
|