А хотели просто шубу...
Если вы мужчина и смогли одолеть
несколько лет отчетной рутины, родительских
собраний и тотального женского окружения, то
впереди маячит светлый путь: директор школы –
начальник РОО – специалист ГорУО и выше. Самые
удачливые сразу с твердого школьного стула
перебираются в мягкое кресло высокого чиновника:
местного, а потом и столичного. Хотя другая часть
представителей сильного пола, получивших диплом
с гордой надписью «учитель», предпочитает делать
карьеру в иных сферах деятельности.
Если вы женщина (т.е. представительница
86-процентного1 гендерного
большинства в общем образовании), то все гораздо
сложнее – и в личном, и в профессиональном
планах. Отнюдь не каждая стремится наверх, не
желая менять творческую работу «на земле» на
нужный, но куда более монотонный и обезличенный
труд специалиста районного отдела или
методического центра. Но даже на немногих
желающих не хватает возможностей карьерного
роста (по статистике лишь один из 24–25 учителей
когда-нибудь может стать директором школы2), поэтому потолком для
большинства инициативных и работящих учительниц
становится должность завуча, заместителя
директора по каким-нибудь вопросам или
руководителя школьного МО (кафедры). Прибавим к
сказанному доныне действующий стереотип,
считающий удачное замужество частью женской
карьеры (во всяком случае, весомый вклад мужа в
семейный бюджет позволяет женщине-учителю
работать творчески и не попадать в кабалу часов и
«душ»). Из порочного круга дефицита времени, сил и
мужского окружения вырваться трудно. В итоге
школы собирают под своей крышей немало одиноких,
несчастливых и хронически уставших женщин,
которые, возможно, и заинтересованы в служебном
продвижении, но уже не способны на личный рывок
ради него.
Конечно, подобные типажи массово
трудятся и в почтовых отделениях, библиотеках,
поликлиниках, социальных службах и НИИ. Но именно
в школе они обладают ярким отличительным
качеством: укоренившейся привычкой учить
других, переросшей в потребность, пусть даже
и не до конца осознаваемую. Поэтому редкая
учительница, проработавшая в системе
образования 15–20 лет, уйдет всерьез и надолго –
даже если нервы на пределе, не хватает денег и
никто не повышает по службе.
Показательно, что все действительно
масштабные усилия Правительства России и многих
региональных команд поднять статус и доходы
учителя, выделить и наградить лучших, повысить
престиж профессии пока не смогли кардинально
изменить ситуацию. Зачастую премия в 100 тысяч
рублей обязывает педагога фактически
«отработать» ее в ближайшие 3–4 года после
получения: нужно проводить мастер-классы,
выступать на семинарах, писать бесконечные
отчеты и заполнять анкеты – в общем, напрягаться.
А многие просто надеялись купить шубу или
починить крышу…
На подготовку заявки энтузиазма
хватило, а на новое понимание карьеры как
наращивания профессионального авторитета – уже
нет. Ведь школьная система до последнего времени
была устроена так, чтобы максимально затруднить
процесс появления выдающихся учителей. И очень
трудно запустить обратный механизм.
Это не означает, конечно, что программу
поддержки педагогов нужно сворачивать, – как раз
наоборот. Однако параллельно с отбором лучших
отчетов и проектов следует проводить
«переоценку ценностей»: сегодня премии и звания
даются уже не в качестве награды за прошлые
достижения, а как вложение в будущее. В
развитие потенциала, индивидуальности, в
профессиональный и личностный рост, сохранение
здоровья, физического и психологического.
Давайте для сравнения обратимся к
данным 100-летней давности и посмотрим, как
обстояло дело с учительской карьерой в
российской провинции на старте ХХ столетия. Один
из авторов этой статьи, учитель истории Ольга
Сергеевна Уколова («выросшая» до заместителя
директора по учебной работе и работающая над
диссертацией по истории уральского учительства)
покопалась в архивах и узнала много интересного
о продвижении наших коллег и предшественников.
Учителя прошлого имели возможность
для дальних увлекательных путешествий
Учителя-орденоносцы
В Российской империи учителя,
работавшие в учебных заведениях,
подведомственных Министерству народного
просвещения (а их было большинство), составляли
категорию государственных служащих с
соответствующими рангу правами и обязанностями.
Однако социальный статус, уровень оплаты труда и
престиж в обществе значительно различались в
зависимости от вида учебного заведения, в
котором человек работал.
Дело в том, что система народного
образования 100–150 лет назад строилась по
сословному принципу и отличалась сложной
структурой, крайне запутанной и часто
менявшейся. Все учебные заведения делились на
высшие, средние и низшие. Элементарное начальное
образование (изучение чтения, письма, Закона
Божьего и начал арифметики за 2–3 года) можно было
получить в земской или церковно-приходской
школе, а также в школе, организованной
городским самоуправлением. Дальше желающие
продолжали начальное образование все в той же
церковно-приходской школе или двухклассном министерском
училище, постигая азы общеобразовательных
предметов.
Кроме того, можно было учиться в уездном
(3 года) или городском (6 лет) начальном
училище. После уездного училища те дети, чьи
родители имели желание и возможность оплачивать
не только начальное, но и среднее образование,
поступали в гимназию или реальное училище,
где обучались еще 6–8 лет, готовясь,
соответственно, к поступлению в университет или
в техническое высшее учебное заведение.
Городские же училища являлись тупиковой ветвью
начального образования – основная масса их
выпускников отправлялась на рынок труда, хотя
некоторые могли поступить в учительский
институт или профтехшколу, а также после
усиленных занятий с репетиторами во 2-й или 3-й
класс гимназии.
Разумеется, наиболее уважаемыми и
высокооплачиваемыми педагогами были те, кто
работал в гимназии – единственном среднем
учебном заведении, открывавшем прямую дорогу к
классическому университетскому образованию.
Как показывают формулярные списки
(аналог современных трудовых книжек) служащих
Екатеринбургской мужской гимназии начала
ХХ в., для того чтобы стать ее преподавателем,
необходимо было получить университетское
образование, желательно с дипломом I степени, и
выдержать при университете экзамен на звание
педагога гимназии или в крайнем случае домашнего
учителя. Однако и это не гарантировало
немедленного поступления на службу.
Типичный старт карьеры гимназического
преподавателя-мужчины – работа в течение
нескольких лет учителем в прогимназии или
женской гимназии. И только потом – перевод в
мужскую классическую гимназию. Выпускникам же
учительских семинарий, городских училищ,
специализированных институтов (художественных,
технических или частных гуманитарных) в
гимназиях и прогимназиях предлагались только
должности учителей пения, чистописания,
черчения, а чаще всего – помощников классных
наставников или воспитателей пансиона.
Женщины могли преподавать только в
женских гимназиях и прогимназиях. Для
этого кандидатке необходимо было окончить
высшие женские курсы, институт благородных девиц
или учительскую семинарию и выдержать экзамен на
звание домашней учительницы или домашней
наставницы по определенному предмету. На
должности учительницы рукоделия, арифметики или
чистописания в прогимназии, а также классной
надзирательницы могли претендовать выпускницы
гимназий после 8-го педагогического класса и
получившие свидетельство домашней учительницы
или наставницы, а также дочери священников,
окончившие епархиальные женские училища с таким
же документом.
Женские гимназии отличались от
мужских сокращенными программами и более низкой
оплатой труда педагогов. Так, например,
начинающий преподаватель мужской гимназии в
Екатеринбурге в начале ХХ в. получал жалованье в
размере 650–750 рублей в год за 12 уроков в неделю
(вполне приличные по тем временам деньги,
позволявшие достойно содержать семью).
Преподавательница Екатеринбургской женской
гимназии зарабатывала в то же самое время при
такой же или даже большей недельной нагрузке от
240 до 690 рублей в год. К 1913 г. зарплаты педагогов и в
мужских, и в женских гимназиях возросли, но
диспропорция сохранилась.
В то же время среди учителей начальной
школы, особенно в сельской местности, значителен
был процент несемейных по причине невозможности
содержать семью на учительскую зарплату.
Начиная с отмены крепостного права в
1861 г. и вплоть до начала Первой мировой войны в
положении учительства в целом (включая педагогов
начальных земских школ – наиболее
многочисленной, но и самой низкооплачиваемой, а
зачастую и низкообразованной части
педагогического сообщества) наблюдалась
тенденция к относительному и постепенному росту
материального благосостояния (в т.ч. и за счет
расширения возможности дополнительных
приработков), а также к увеличению роли женщин в
народном образовании. При этом весьма велика
была мобильность учителей в поисках лучшей
оплаты своего труда. Анализ формулярных списков
преподавателей мужской и женской гимназий
Екатеринбурга показывает, что многие учителя
меняли место работы каждые 2–3 года, переезжая
при этом из одного города в другой, часто
педагоги-предметники преподавали одновременно в
государственных и частных учебных заведениях.
Выделявшиеся государством деньги
позволяли учителям средних учебных заведений нанимать
приличные квартиры и иногда даже содержать
прислугу. Отдельные преподаватели городских
школ занимались научными изысканиями, активно
участвовали в общественной деятельности, имели
разнообразные хобби, путешествовали во время
летнего отпуска, бывали за границей.
Например, статский советник Онисим
Егорович Клер, учитель французского языка
мужской и женской гимназий Екатеринбурга и
преподаватель ботаники и минералогии
Алексеевского реального училища, отдавший
учительскому труду 35 лет жизни, гораздо более
известен как один из отцов-основателей
Уральского общества любителей естествознания,
проводившего масштабные краеведческие
изыскания.
О.Е. Клер был также действительным
членом Императорского минералогического
общества в Санкт-Петербурге и Пермского
губернского статистического комитета,
членом-корреспондентом Императорского
московского общества испытателей природы,
Невшательского географического общества и
Нью-Йоркской академии наук, членом и сотрудником
Императорского русского географического
общества и Императорского русского
археологического общества, сотрудником и
корреспондентом Смитсоновского института в
Вашингтоне, делегатом-корреспондентом
Академического индо-китайского общества в
Париже, членом-соревнователем Уральского
медицинского общества в Екатеринбурге,
непременным членом Императорского общества
любителей естествознания, антропологии и
этнографии, почетным членом Общества
естествоиспытателей при Императорском
казанском университете, членом-основателем
Общества для исследования Ярославской губернии
в естественно-историческом отношении!
Он много сделал для организации
регулярных астрономических наблюдений и
метеорологической службы на Среднем Урале, ездил
в командировки на уральские заводы, был
сотрудником обсерватории. Вряд ли современный
учитель гимназии, даже весьма именитый и
заслуженный, может похвалиться столь серьезным
вкладом в науку и хотя бы третьей частью
перечисленных титулов.
Наталья Степановна Мальцева,
преподавательница пермской Мариинской гимназии,
знала семь иностранных языков, увлеченно
занималась энтомологией, регулярно
путешествовала по Средиземноморью и состояла
действительным членом Императорского русского
географического общества.
Таким образом, возможности для
профессионального и личностного роста у
педагогов были, и некоторые их использовали.
Однако большинство учителей просто выполняли
свои повседневные обязанности, получая за
выслугу лет положенные чины и награды. В среднем
каждые пять лет преподавателю мужской гимназии
присваивался очередной гражданский чин по
Табели о рангах, «за отлично-усердную службу»
педагоги регулярно награждались орденами – как
правило, Святого Станислава и Святой Анны II–III степеней. В 1896 г., в год коронации
Николая II, подавляющему большинству
гимназических преподавателей были вручены
серебряные медали в память о почившем в Бозе
императоре Александре III для ношения на груди на
ленте ордена Александра Невского.
Женская учительская карьера имела
свои особенности, обусловленные подчиненным
положением в обществе представительниц слабого
пола. Как правило, учительницами становились
молодые незамужние женщины, получившие
образование и не имевшие иных средств к
существованию. Через несколько лет, выйдя замуж,
девушка оставляла работу и посвящала себя
семейным заботам. Часто в училищах и гимназиях
преподавали старые девы или вдовы, вынужденные
сами содержать себя и детей. Замужние
преподавательницы были редкостью, они работали
либо из любви к профессии, либо, что гораздо чаще,
из-за неспособности супруга достойно обеспечить
семью.
Интересна судьба Елены Карловны
Федоровой (урожденной Яненц), начальницы
Екатеринбургской второй женской гимназии.
Будучи дочерью чиновника, она в 17 лет окончила
курс в Варшавском Александро-Мариинском
девичьем институте с аттестатом домашней
наставницы и вскоре стала преподавательницей
немецкого языка в Оренбургской и Уральской
женских гимназиях. В 25-летнем возрасте она вышла
замуж за М.П. Федорова и родила шестерых детей.
Оставшись в 40 лет вдовой статского советника,
Елена Карловна вернулась к учительскому труду,
но уже в качестве начальницы Екатеринбургской
женской прогимназии. В 1908 г. Попечительским
советом второй женской гимназии Елена Карловна
была избрана начальницей гимназии и утверждена в
этой должности распоряжением товарища министра
народного просвещения. Обе дочери ее, Ольга и
Татьяна, поступили на Высшие женские курсы, не
говоря уже о сыновьях, получивших
университетское образование.
Среди формулярных списков учительниц
Екатеринбургской второй женской гимназии
обращает на себя внимание тот, в котором
засвидетельствован профессиональный путь Марии
Терентьевны Матвеевой, 27-летней
преподавательницы истории и словесности.
Окончив Высшие женские курсы в Санкт-Петербурге
по историко-филологическому отделению со
званием домашней учительницы, она отправилась
преподавать в Западно-Сибирский учебный округ,
получив прогонные деньги и пособие на подъем и
обзаведение как служащая в отдаленном крае (222
рубля в общей сложности). Однако уже через год она
подала прошение об увольнении и вернула в казну
выданные ей средства. Из сибирской глуши Мария
Терентьевна перебралась в Екатеринбург, где
проработала в гимназии два года, а потом – еще
ближе к столицам, в Тулу. Интересно, что только в
ее формулярном списке есть запись о пребывании в
заграничном летнем отпуске в период работы в
Екатеринбургской гимназии.
Таким образом, на рубеже XIX–ХХ вв.
учительская служба не предполагала ни особых
взлетов, ни падений. Вершиной карьеры педагога
было место начальника или инспектора гимназии,
для некоторых – должность инспектора народных
училищ. Мобильность была преимущественно
горизонтальной – из одного учебного заведения в
другое, но зато в масштабах всей Российской
империи. При этом большую часть учительства
(более 70%!) составляли мужчины, и их положение
в системе образования было более
привилегированным, нежели у женщин.
Как взойти на пьедестал?
Итак, за сто лет в школьном образовании
стало гораздо меньше мужчин, денег (во всяком
случае прислугу не наймешь и «прогонные» не дают,
хотя подъемные для молодых учителей уже
выделяются) и возможностей войти в состав
десятка уважаемых международных научных
обществ. Молоденькие учительницы перестали,
выйдя замуж, покидать школьные стены и
постепенно заполнили собой подавляющее
большинство учебных кабинетов. Уже не одно
поколение школьников получает преимущественно
женское образование и воспитание.
А вот с карьерой – обратите внимание –
все по-прежнему: у большинства «ни взлетов, ни
падений». И даже если педагог-предметник освоит
пару-тройку новых педагогических технологий,
включая работу с интерактивной доской, проектный
режим обучения и НЛП, то рассчитывать
он сможет лишь на повышение категории и
стимулирующей части оплаты труда; на его
карьерном росте это никак не скажется:
и в 25, и в 55 лет так и будет
учителем. Хорошим или плохим – разница
качественная, а не должностная.
Картина получается безрадостная… Но
давайте разберемся в сути понятия карьера: что
оно в себя включает? Открываем в Интернете
«Википедию» и читаем: «Карьера (итал.
carriera – бег, жизненный путь, поприще; от
лат. carrus – телега, повозка) – продвижение
вверх по служебной лестнице, успех в жизни, в
какой-либо сфере деятельности. Карьера в широком
смысле – это последовательность
профессиональных ролей, статусов и видов
деятельности в жизни человека; в узком смысле –
фактическая последовательность занимаемых
должностей, рабочих мест или положений в
коллективе конкретным работником».
Видите? Никакого указания на
пресловутую «лестницу в небо»! Выделяются
несколько возможных траекторий движения
человека в рамках профессии или организации,
которые приведут к разным результатам, например:
должностной рост (вертикальная
карьера);
продвижение внутри организации через
освоение других функций и специализаций (горизонтальная
карьера);
продвижение к ядру организации,
управленческой команде, все более глубокое
включение в процессы принятия решений (центростремительная
карьера).
Какой вид вам нравится больше?
Мы со своей стороны хотим замолвить
слово за продуктивную горизонталь,
исключающую подсиживание коллег, игры в поддавки
с начальством и прессинг подчиненных. Это
профессиональная самореализация без
продвижения по служебной лестнице – за счет
освоения дополнительных компетенций и видов
деятельности, совмещения различных функций и
социальных ролей, расширения прав и полномочий.
Например, учитель, оставаясь самим
собой, может стать одновременно
педагогом-наставником, членом экспертного либо
редакционного совета, руководителем проектной
группы или временного творческого коллектива,
созданных в образовательном учреждении. Все эти
горизонтальные «подвижки» должны сказываться на
повышении его статуса – как в стенах школы, так и
за ее пределами (за счет делегирования
полномочий, представительских функций,
предоставления дополнительных
возможностей – например, в повышении
квалификации и т.д.). Ну и, разумеется, выливаться
если не в стабильное увеличение доходов, то в
разовые финансовые поощрения.
А теперь мы хотим рассказать об одной
из представительниц учительства начала ХХI века, активно делающих горизонтальную
карьеру. Ирина, 48 лет, учитель математики первой
категории, педагогический стаж – 25 лет.
Совмещает работу в «статусной» и
общеобразовательной школах; и в той и в другой,
кроме уроков и классного руководства, ведет
математические кружки и участвует в
общественных движениях (экологическом,
волонтерском). Три года назад вошла в команду
авторов и организаторов проекта
«Интеллект-школа», дважды была директором летней
интеллект-школы «Корифей Плюс» для учащихся
Екатеринбурга и Свердловской области. Как
соавтор проекта (который впоследствии получил
статус городской инновационной площадки) стала
победительницей городского конкурса инноваций в
2007 году.
С 2006/07 учебного года выступает
организатором районных и городских Турниров
новых математических игр, а также
администратором Центра повышения квалификации,
созданном при гимназии (отвечает за курсы для
учителей математики и физики). За годы столь
бурной деятельности расширила круг
профессионального общения, войдя в ядро
межрегиональной команды учителей математики и
физики, наиболее успешно работающих с одаренными
детьми. В 2008 г. стала лауреатом городского
конкурса «Профессионализм – творчество –
успех». В 2009 г. победила в конкурсном отборе
лучших учителей («стотысячников»).
Достижения Ирины, так же как ее
неподдельный энтузиазм, напрямую связаны с
диапазоном работы, интенсивностью человеческих
и профессиональных контактов. Имя этого человека
знают в разных уголках страны; ученики очень
любят свою учительницу – в общем, о
профессиональном выгорании говорить не
приходится!..
Станьте очень хорошим учителем –
тем, кого всю жизнь вспоминают с благодарностью
Вывод: горизонтальная карьера (в
отличие от стандартной вертикальной) не
«высасывает» из вас силы и нервы и не лишает
живого контакта с учениками. Наоборот, дает
мощный ресурс для профессионального долголетия.
У нас есть еще одна хорошая новость.
Перечисленными видами карьеры возможности
продвижения современного учителя не
исчерпываются. Вот как минимум еще три.
1. Стать настоящим «гуру» в своем
предмете, используемой методике, стиле
преподавания. Еще лучше – предложить авторскую
технологию, основать целое направление (систему)
или же разработать отдельный ее элемент. При этом
оставшись учителем – но уже не простым, а
известным, уважаемым и обильно цитируемым. За
примерами далеко ходить не надо: Шаталов, Зайцев,
Амонашвили, Тубельский… В каждом регионе есть
свои непревзойденные авторитеты, их успех не
менее, а то и более значим и состоятелен, чем
карьера чиновника или депутата областной думы.
2. Взяться за трансляцию опыта (как
своего собственного, так и коллег, достойных и
способных таковым поделиться): сделаться
наставником молодых учителей,
методистом-консультантом, преподавателем курсов
ПК, автором полезных разработок и т.п. – причем не
по должности, а именно по призванию. Сегодня
потребность в альтернативных формах
переподготовки педагогов просто огромна; стало
очевидным, что практиков все-таки должны обучать
практики. Не бойтесь осваивать дистанционные
методы обучения коллег, делитесь идеями,
запускайте новые проекты – и вы быстро обретете
новый статус, а ваш «индекс популярности»
поднимется вместе с уровнем доходов.
3. Сделать карьеру через своих
учеников, т.е. быть просто очень хорошим
учителем – тем, кого всю жизнь вспоминают с
благодарностью. У суперучителя, воспитавшего не
одно поколение талантливых учеников, всегда есть
шанс попасть в ЖЗЛ. Или по крайней мере в СМИ, как
это произошло с петербургской учительницей
химии Галиной Васильевной Попониной, которая и
сегодня любит говорить детям, что, возможно,
завтра те станут премьер-министрами или
президентами, как ее ученик Володя Путин. Или с
первой учительницей Дмитрия Медведева – Верой
Борисовной Смирновой, к сожалению, уже умершей,
но успевшей заслужить немало публичных
признаний в любви не только от именитого
выпускника.
Где же однообразие? Где
бесперспективность? Учитель, слава богу,
профессия творческая, а российский учитель –
несомненно, еще и призвание (хотя бы для пятой
части педагогов этого достаточно). Поэтому нашу с
вами карьеру нельзя измерять должностной
линейкой, размером зарплаты и даже объемом
портфолио. Талантливый и заинтересованный
учитель всегда будет центром притяжения для
детей и взрослых и обязательно займет самую
высокую ступеньку на пьедестале Уважения и
Благодарности.
______________________
1 Для сравнения:
во Франции в средней школе 57% женщин,
в Великобритании и Гонконге – 53%,
в Германии – 46%, в Японии – 32%.
2 Что мы знаем об
учителе? // «Эксперт» № 41 (535), 6 ноября 2006 г.
(материал подготовлен Центром социологических
исследований МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках
проекта Национального фонда подготовки кадров
«Реформа системы образования»).
|