Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2010

Наука управлять

Создание системы управления качеством в ОУ

Р.Киплинг говорил: «Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно». Надеемся, что практика нашего педагогического коллектива в области построения системы качества образования будет достаточно интересна коллегам из других ОУ.

Для себя мы определили следующие требования к разработке нашей модели:

1. Ориентация на внутренний процесс самоанализа и самооценки, внутренний аудит всех действий по созданию условий, направленных на достижение намеченных образовательных целей и результатов.

2. Учет мировых тенденций развития образования и использование современных образовательных технологий в учебном процессе.

3. Устойчивость и воспроизводимость всех параметров и процессов образовательной среды, способствующих достижению требуемых образовательных результатов, куда входит и система управления качеством.

4. Способность образовательной системы к изменениям и самосовершенствованию.

Переход логично начинать с выявления этапов внедрения. В таблице приведена основная модель (согласно структуре циклов Э.Деминга применительно к управлению качеством образования в лицее).

Таблица

Этапы внедрения

Этапы цикла

Составляющие этапа

I. Планирование

Проектирование образовательной услуги:

– определение потребителя и его требований к образовательному учреждению;

– разработка характеристики образовательной услуги (основные параметры качества, включая создание диагностических моделей уровней обученности, воспитанности, модели диагностики базовых компетенций);

– выработка политики в области качества;

– разработка организационной структуры, включающей «владельцев» основных процессов и «карт взаимодействия» между ними;

– формирование свода корпоративных ценностей сотрудников и учащихся лицея, а также этического кодекса

II. Действие

· Подбор, обучение кадров, обеспечение необходимыми ресурсами.

· Организация образовательного процесса согласно выстроенной модели.

· Создание системы непрерывного улучшения и совершенствования процессов

III. Контроль

Разработка и внедрение системы мониторинга основных показателей качества образования в лицее

IV. Анализ и коррекция

Выявление причин расхождения измеряемых и контрольных показателей, коррекция процессов со стороны «владельцев» процессов и руководства

Реализация I этапа

Несмотря на общеобразовательный статус лицея очень важно определить, кто является основными потребителями услуги, для дальнейшего выявления и удовлетворения требований с их стороны. В рамках образовательной деятельности мы выделяем четыре группы потребителей:

– учащиеся и их родители;
– вузы;
– государство;
– внутренние потребители (сотрудники ОУ).

Для каждой из этих категорий определяются базовые, требуемые и желаемые показатели качества.

Например, для вузов базовым качеством будет соответствие уровня подготовки абитуриента требованиям получения высшего профессионального образования, а требуемое качество для категории учащихся и их родителей – соответствие образования международным стандартам качества, возможность получения разнообразных дополнительных образовательных услуг, высокая (100-процентная) вероятность поступления в вуз (прежде всего в ГУ–ВШЭ).

Зная основные потребности клиентов и предвидя их будущие запросы, следует разработать основные параметры качества образовательной услуги. При этом необходимо учесть ряд факторов, влияющих на процесс ее предоставления, а именно:

1. Качество субъекта получения услуги.

2. Качество объекта:

– управление (назначение, принципы, методы, цели, структура, организация планирования);
– структура и содержание программы обучения;

– ресурсное обеспечение процесса предоставления услуги – материально-техническое (аудитории, оборудование, лаборатории), методическое (учебная литература, пособия и т.д.), финансовое, человеческое (преподавательский и вспомогательный составы) и пр.

3. Качество процесса:

– организация и реализация применяемых технологий предоставления услуг (структура взаимодействия субъектов, форма и содержание образовательных процессов, мотивационные факторы);
– контроль за процессом предоставления услуги;
– контроль результатов.

Распределение ответственности и полномочий в рамках системы управления качеством осуществляется с помощью прописанной организационной структуры. Ответственность и полномочия руководящего персонала и всех сотрудников определены также во всевозможных документах.

Реализация II этапа

На данном этапе необходимо наладить внутри лицея управление ресурсами и другими вспомогательными процессами.

В рамках управления персоналом осуществляется обеспечение всех видов деятельности квалифицированными кадрами с требуемой компетенцией. На уровне образовательного учреждения разработана концепция развития кадрового потенциала ОУ, основанная на осознании всеми сотрудниками философии качества как неотъемлемого внутреннего, духовного требования.

«Владельцами» процессов согласно организационной структуре лицея становятся заместитель директора по УВР, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по АХЧ, руководители структурных подразделений, заведующая библиотекой. Для организации их работы составляются карты с прописанными «входами» и «выходами» процессов, управляющими воздействиями и реальными ресурсами.

Ответственный за систему качества совместно с «владельцами» процессов разрабатывает должностные инструкции для сотрудников согласно требованиям системы управления качеством. Таким образом, у каждого «владельца» формируется своя команда для решения частных вопросов, и в то же время эти группы всегда можно объединить для решения общелицейских задач.

Реализация III этапа

Особое внимание уделяется процессу мониторинга различных групп участников образовательного процесса. Для удобства понимания различия мониторинговой деятельности выделим три группы:

1. Учащиеся.
2. Педагоги и классные наставники.
3. Родители учащихся как непосредственные заказчики образовательных услуг.

Для осуществления мониторинговой деятельности, а также обработки и анализа полученной информации в лицее создан Центр оценки качества. В основе проведения мониторинга качества обучения лежит внедрение в практику специальной компьютерной программы тестирования учеников.

Организация мониторинга в первой группе.

Мониторинг группы учащихся носит наиболее сложный по своей структуре характер. Он учитывает:

– уровень обученности (по предметам);

– диагностику базовых компетенций учащихся;

– удовлетворенность лицеистов уровнем обучения.

Подобный внутренний аудит, который проводится системно, с последующей коррекцией результатов, позволяет выстраивать диагностику освоения конкретным учеником отдельно взятого предмета в определенный период времени, например, в месяц, полугодие, год.

При использовании внутреннего мониторинга администрация получает контрольные функции над преподавателями-предметниками, тем самым обеспечивая учителей, показывающих хорошие результаты по мониторингу, стимулирующими доплатами.

С точки зрения потребителя, то есть родителей и учеников, система внутреннего ежемесячного аудита дает более объективную картину успеваемости по конкретному предмету. Это позволяет детям не отставать, а имеющиеся задолженности ликвидировать в короткий промежуток времени. Вместе с тем родитель, получая ежемесячно результаты попредметного мониторинга своего ребенка, будет реально оценивать его успеваемость и продвижение по образовательной траектории.

При организации внутреннего аудита администрация учреждения оставляет за собой право проведения в конце каждого полугодия внешней экспертизы по двум направлениям:

– мониторинг валидности и релевантности тестовых заданий, составленных в методических объединениях;

– мониторинг качества обученности по имеющимся тестовым федеральным и международным базам.

Без сомнения, внутренний мониторинг должен стать основой построения системы качества образования как на уровне отдельно взятого учреждения, так и отрасли в целом.

Организация мониторинга во второй группе строится на основе использования следующих процедур:

1. Параметрическая оценка качества урока.
2. Мониторинг качества деятельности классного наставника.
3. Мониторинг профессиональных компетентностей педагогов.

Абсолютно во всех группах в ходе мониторинговых исследований применяются методы анкетирования по широкому спектру вопросов, связанных как с конкретным педагогом, классным наставником, классом, так и со всем лицеем.

Реализация IV этапа

Результаты внутреннего мониторинга деятельности используются по следующим направлениям:

1. Корректировка и дополнение блоков программы развития учреждения. При этом устанавливаются новые задачи по улучшению качества образовательного процесса на долгосрочную перспективу.
2. Формирование годового плана лицея на следующий год, что обеспечивает краткосрочное планирование.
3. Создание рабочих групп по решению конкретных проблем, выявленных в результате мониторинга, либо по совершенствованию самих диагностических процедур.

Без сомнения, внутренний мониторинг должен стать основой построения системы качества образования как на уровне отдельно взятого учреждения, так и отрасли в целом. Именно внутренние процедуры позволят перейти на новую ступень мониторинга: оценивание качества «по последствию» – например, оценка качества подготовки учащихся по успешности их обучения в вузе, а затем – карьере; оценивание достигнутых результатов путем сравнения с лучшими в данной отрасли.

Рейтинг@Mail.ru