Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2010

Наука управлять

Научить жить вместе

Мы продолжаем публикации в рамках акции «Управления школой» «Народный проект системы образования». Ведущая рубрики – к.п.н., директор МОУ СОШ № 25 г. Таганрога Наталья Александровна Штурбина – ждет писем по электронной почте upr@1september.ru или по адресу: 121165, г. Москва, ул. Киевская, 24, ИД «Первое сентября», газета «Управление школой».

Нравственность учит не тому, как стать счастливым,
а тому, как стать достойным счастья.

Иммануил Кант

В системе школьного образования формированию нравственных качеств учащихся всегда уделялось большое внимание. При этом под нравственностью подразумевался некий навык, определяемый и формируемый извне. В современном же обществе необходимо, чтобы моральные способности человека получали свое развитие как внутренние личностные структуры.

Анализ работ ряда ученых (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, В.В. Краевского, М.Монтессори, А.Нилла, В.В. Серикова, А.Н. Тубельского, С.Френе, Е.Н. Шиянова, Е.А. Ямбурга, И.С. Якиманской) показал, что решение этой проблемы лежит на пути гуманизации образовательного процесса, поворота его к личности ребенка.

Проведенный анализ теоретических источников позволил уточнить сущность понятия «гуманно-личностный подход в образовании» и сформулировать его как принцип обучения и воспитания, предписывающий гуманное отношение к ученику, развитие его субъектности, становление моральных способностей и других личностных структур сознания, обеспечивающих творческую самореализацию и саморазвитие.

Данный подход в своей основе способен создавать условия для становления нравственных ценностных ориентаций школьников. В образовательных учреждениях существуют различные частные практики по его внедрению. Но, на наш взгляд, в масштабе государственной политики он не имеет четких механизмов реализации.

Анализируя последние дискуссии, можно выделить два видения развития духовно-нравственной сферы детей: первое предполагает делать упор на религию; второе, наоборот, полагает, что религиозное образование не должно иметь приоритет в этом вопросе.

Так, например, председатель Комитета по образованию и науке Госдумы РФ Олег Смолин считает, что насаждение религиозного образования «сверху» не будет способствовать росту нравственности учащихся. А директор Федерального института развития образования Александр Асмолов на 7-й международной конференции «Тенденции развития образования» высказал такую мысль: «...Нельзя, чтобы религиозность преобладала над духовностью... в противном случае мы в образовании получим большой монастырь...».

Вместе с тем сейчас покатилась волна проектов по внедрению религиозной составляющей в образовательный процесс школ.

Как удержать разумный баланс? Насколько глубоко стоит погружать учеников в тему религии? Какие приоритеты в системе воспитания духовных ценностей детей должны лечь в основу школьной системы образования?..

В этой статье мы затронем частные вопросы по данной проблематике.

В последнее время практически нет школ, в которых бы не обучались дети из семей мигрантов. Их совместное обучение с российскими школьниками способствует развитию умения действовать на основе нравственного выбора (сопереживать, помогать, заступаться, поддерживать и т.д.).

Дети-мигранты – ученики особой категории, так как они имеют ряд специфических проблем, обусловленных:

  • другой этнокультурной и языковой средой;

  • оторванностью от привычного социального окружения – знакомых, друзей, родных;

  • пониженным социальным статусом по сравнению с тем, который они имели;

  • уязвимым положением в существующем жилищном законодательстве;

  • антимигрантскими настроениями в обществе (Е.В. Тюрюканова, Л.И. Леденева. «Социологические исследования». № 4/2005).

У таких ребят наблюдаются проблемы психологического характера. Чтобы создать для них благоприятные условия, предлагается два пути: обучение в отдельных ОУ (например, армянские школы) или интеграция в многонациональное пространство.

У обоих вариантов есть свои плюсы и минусы. Скажем, в первом – дети искусственно изолированы от общества, в котором они проживают. При включении их в жизнь обычных школ мы получаем дополнительные условия для развития «моральных способностей» всех учащихся, ставя их в условия сопереживания, толерантного сотрудничества. Таким образом достигается эффект успешной адаптации детей-мигрантов, и создается система духовно-нравственного развития школьников.

Но у семей мигрантов есть и другая головная боль. О ней заявила ученица 11-го класса МОУ СОШ № 25 г. Таганрога Айкуи Восканян в своей исследовательской работе. Ею были описаны причины перемещения армянского населения, которые привели к тому, что в настоящее время около 2 млн армян проживают в России, причем около 135 тыс. – в Ростовской области. Девушка отметила положительные моменты государственной политики в отношении армян-мигрантов. Наряду с этим поднята и следующая проблема.

«Армяне по тем или иным причинам (геноцид, нагорно-карабахский конфликт и т.д.) живут в России уже достаточно большое количество времени и, как любой народ, постепенно адаптируются в государстве. Медленно, но все же происходит ассимиляция, – пишет Айкуи. – Постепенно будущее поколение становится все дальше и дальше от своей родины в прямом и переносном смысле, и это печально. Люди средних лет прекрасно владеют языком, умеют писать и читать, великолепно знают традиции армянского народа, молодежь говорит по-армянски, но не знакома с грамматикой и не так хорошо осведомлена о традициях, а дети младших лет почти не умеют разговаривать на родном языке».

Вывод таков: «Даже живя в стране с иной культурой и другими духовными ценностями, армяне мечтают во что бы то ни стало сберечь свой язык и родную культуру».

Таким образом, посредством частного проекта мы вышли на вторую проблему учащихся из семей-мигрантов – сохранение традиций, культуры собственного народа. На наш взгляд, решение данной задачи может также лежать в контексте духовно-нравственного развития всех детей школы. Включив их в серию целостной системы мероприятий по данному вопросу, создав среду творческого сотрудничества, мы получим условия для проявления «моральных способностей».

В нашей акции уже принимала участие Ирина Галковская, к.п.н., доцент, заместитель директора МОУ «Псковская лингвистическая гимназия». В этот раз она делится с нами опытом выстраивания процессов, интегрирующих школьную жизнь с социумом с целью личностного становления учащихся. Иными словами, поговорим о поликультурном образовательном пространстве как факторе достижения нового качества образовательных результатов.

Ирина Васильевна считает, что невозможно только в условиях учебного процесса или проведения специальных педагогических мероприятий реализовывать «одну из фундаментальных целей современного образования, провозглашенную как “научить жить вместе”, воспитать человека, способного понять и принять многообразие “иного”».

Для этого необходимо создать «условия, позволяющие учащимся активно включаться в жизнь разных культур – образовательных, социальных, профессиональных, национальных и т.д., существующих как в школе, так и за ее стенами.

«Культура и компетентность, которая сегодня декларируется как главный результат образования, имеют много сходного, – читаем мы далее. – И то, и другое основывается на определенной системе ценностей, предполагает освоение социального опыта, проявляется в деятельности и отношении. Компетентность и культурность как характеристики выпускника школы взаимно обусловливают друг друга, поэтому мы считаем, что при создании поликультурного образовательного пространства одновременно возникают условия для становления спектра компетенций участников образовательного процесса. Естественно, что осуществить их можно различными способами».

Предлагаем вам, уважаемые читатели, высказать свое мнение и поделиться опытом решения проблем духовно-нравственного развития подрастающего поколения.

Рейтинг@Mail.ru