Учителя взмолились: «Не
нужно нам столько здоровья!». Под этими странными
словами скрывается следующее: слишком бурная
работа в отношении здоровьесбережения приводит
к хаосу, усталости и как следствие – к
отторжению. «Вопрос внедрения нового – не
первоочередной, – заявила д.м.н. Серафима
Чечельницкая. – Нужно систематизировать то,
что мы делаем». Этими словами она начала
мастер-класс в ГОУ СОШ № 335 г. Москвы.
...Для начала следует сказать, что
приглашение посетить его получили участники
Всероссийской научно-практической конференции
«Здоровьесберегающая деятельность в
непрерывном образовании: детский сад – школа –
вуз», организатором которой выступила
лаборатория развития ребенка и
здоровьесберегающей деятельности в образовании
Московского гуманитарного педагогического
института при поддержке столичного Департамента
образования. Исходя из названий конференции и
лаборатории можно предположить основную
направленность мониторинга, освещаемого на
мастер-классе. Действительно, коллеги собрались
для обмена опытом по теме «Системный
междисциплинарный мониторинг здоровья
участников образовательного процесса и среды
ОУ».
Такое исследование подразумевает
одновременное отслеживание сразу нескольких
процессов различными специалистами (подчеркнем:
из числа школьных сотрудников). В школе № 335
ведутся следующие виды мониторинга:
социально-педагогический, психологический,
медицинский, мониторинг, включающий анализ
речевого, физического и двигательного развития.
Также изучается уровень удовлетворенности
участников образовательного процесса
здоровьесберегающей деятельностью ОУ.
Социально-педагогический мониторинг
охватывает учеников с 1-го по 11-й класс. В начале
сентября классный руководитель заполняет
социальный паспорт на каждого ребенка. Первый
блок вопросов касается образования родителей,
жилищных условий, материального положения семьи,
условий жизни ученика (живет ли он в отдельной
комнате, имеет ли свой уголок или делит с кем-то
кровать и т.д.). Во втором блоке учитель должен
описать поведение школьника во время учебы и за
пределами ОУ (выглядит ли ребенок неухоженным,
нет ли признаков насилия, часто ли отсутствуют
школьные принадлежности, регулярно ли
выполняются домашние задания и т.д.).
В случае подозрения на безнадзорность
заполняется социальная анкета, где с помощью
соответствующих вопросов жизнь семьи изучается
более детально.
Все данные попадают в электронную базу
(доступ к ней имеют лишь немногие работники
школы). Информация накапливается, позволяя
увидеть, что происходит с учениками: возникшие
проблемы в учебе могут быть вызваны смертью
родственников, потерей работы родителями...
Обращаются к базе и новые учителя, чтобы лучше
узнать учеников.
Предварительно отец и мать дают
согласие на участие ребенка в мониторинге,
подписывая бланк, в котором указывается, как он
будет вестись; кто станет взаимодействовать с
детьми; что за данные в итоге соберут
специалисты; какую информацию сможет благодаря
мониторингу получить родитель.
Если же семья отказывается, ребенок в
мониторинге не участвует. Впрочем, таких случаев
не много. Более того, эти люди порой меняют свое
решение, так как видят, насколько серьезную
помощь от психолога и социального педагога
получают другие школьники по результатам
мониторинга. Их дети тоже не лишены такой
поддержки, но с ними работают лишь по факту
обращения с проблемой, а не так направленно, как с
учениками «группы риска».
Еще один компонент системного
исследования – анализ психологического
состояния. Эта работа лишний раз доказывает, что
в школьном мониторинге все компоненты
рассматриваются во взаимосвязи: деятельность
психолога позволяет понять очередность помощи
специалистов ученику с конкретной проблемой.
Все предлагаемые методики
рекомендованы психологическим сообществом и
Минобрнауки.
Например, у ребят среднего и старшего
звена обязательно изучается важная категория,
именуемая психологами социальным возрастом. В
зависимости от того, как ребенок сам себя
позиционирует, выявляется тенденция к
инфантилизму или, наоборот, к акселерации. Это
необходимо для понимания, какие максимально
эффективные тактические шаги в дальнейшей
работе следует подготовить психологу совместно
с социальным педагогом.
В 5–11-х классах используется «методика
отношения к настоящему, прошлому и будущему».
Нужно понимать, как подросток воспринимает
события, происходившие с ним прежде. Скажем,
очень часто проблемы первого-второго классов
могут негативно сказаться на адаптации в пятом.
В связи с тем, что в последнее время
участились случаи суицида в подростковой среде
(и мотив не всегда понятен), крайне важно
отслеживать наличие депрессивных черт развития
личности. Поэтому в исследование для 9–11-х
классов включено изучение этих состояний. Причем
с помощью специальной методики можно не только
«отловить» их, но и обнаружить тенденцию к
развитию.
Применяемая методика позволяет
определить уровень мотивации к учебе, а также
выявить предпосылки, формирующие отсутствие или
снижение мотивации. Иногда причины возникших
проблем закладываются еще в младших классах. А
бывают ребята, которые «не тянут» программу, и им
просто нужно дать окончить школу, не требуя
слишком многого.
На основе всех исследований психолог
получает индивидуальные и групповые заключения
и далее выстраивает работу, взаимодействуя со
специалистами из других областей.
Медицинский мониторинг заключается в
широкомасштабной проверке здоровья учащихся.
Отметим: это образовательное учреждение не
является «школой здоровья» и не имеет
дополнительных медицинских работников. Поэтому
источник сведений – итоги диспансеризации в
поликлинике и подробное анкетирование (более
восьмидесяти вопросов анкеты составлены на
доступном для детей языке и выявляют
всевозможные виды болей и недомоганий).
Параллельно с этим проводит
обследование школьный логопед. Он исследует
письменную речь детей, анализирует работы из
контрольных тетрадей, диктанты; проверяет навыки
чтения. Таким образом выявляются ученики с
дисграфией и дислексией, требующие особого
подхода учителей и логопеда.
Два раза в год (на второй-третьей
неделе сентября и в начале мая) учитель
физкультуры осуществляет мониторинг
физического и двигательного развития. Сначала у
детей измеряется пульс в спокойном состоянии
(этой процедуре обучены все ученики, и замер
быстро, в течение минуты, проводится на любом
уроке). Затем в спортивном зале организуется
выполнение тестовых заданий. Их цель – оценить
силовую выносливость мышц спины, брюшного
пресса, плечевого пояса, ног; быстроту, гибкость,
координацию и выносливость.
Знание годичных изменений в развитии
двигательных способностей позволяет вносить
коррективы в процесс тренировок.
Мониторинг удовлетворенности
участников образовательного процесса
здоровьесберегающей деятельностью ОУ –
последний компонент общешкольного исследования.
Он охватывает учащихся, их родителей и
сотрудников школы. Для всех предусмотрены
анонимные анкеты. Для детей – с учетом их
возраста (1–2-е, 3–4-е, 5–9-е, 10–11-е классы), но суть
вопросов везде одинакова.
Часть опросников разработана в самом
образовательном учреждении – Центром
мониторинга здоровья и здоровьесберегающей
деятельности.
Приведем в качестве примера фрагменты
анкет (варианты ответов мы не публикуем, так как
наша задача – показать характер вопросов).
Анкета для сотрудников ОУ
Считаете ли вы себя здоровым
человеком?
Делаете ли вы что-нибудь, чтобы
улучшить свое здоровье?
Если ничего не делаете, то почему
(выберите самую важную причину)?
Сколько раз вы болели простудными
заболеваниями в прошедшем учебном году?
Каждый ли раз вы брали больничный
лист?
Оцените деятельность вашего
школьного коллектива по охране и укреплению
здоровья учащихся.
Заботится ли администрация о
здоровье персонала?
Какая часть ваших коллег
действительно обеспокоена тем, чтобы учеба не
вредила здоровью детей?
Какой процент ваших коллег
систематически участвует в здоровьесберегающей
деятельности школы?
Являются ли вопросы, связанные с
практическими формами сохранения и укрепления
здоровья, не менее важными для преподавания в
школе, чем математика, литература и другие
предметы школьной программы?
Как вы оцениваете общий
психологический климат в образовательном
учреждении?
Какие направления
здоровьесберегающей деятельности активно
развиваются в школе?
Стоит ли активно подключать
родителей к здоровьесберегающей деятельности
ОУ?
Как бы вы оценили реакцию родителей
большинства учеников на ваши советы по вопросам
охраны их здоровья (по режиму труда и отдыха,
ограничению нагрузок, дополнительным занятиям и
др.)?
Обращаются ли родители к вам за
подобными советами?
Анкета для учащихся 10–11-х классов
Нравится ли тебе еда в школьной
столовой?
Приятно ли тебе находиться в школьной
столовой?
Как часто ты ешь в школьной столовой
горячую пищу (булочки не в счет)?
Есть ли у тебя дополнительная
возможность купить в школьной столовой горячую
еду?
Сколько времени на уроке физкультуры
ты активно двигаешься?
Есть ли у тебя возможность принять
душ после урока физкультуры?
Объясняют ли тебе на уроке
физкультуры смысл выполняемых упражнений (для
чего они нужны, какие именно мышцы развивают и
т.д.)?
Как бы ты предложил изменить
количество часов физкультуры?
Ты много двигаешься не на уроках
физкультуры и вне спортивных секций (делаешь
зарядку, играешь с друзьями в подвижные игры и
т.д.)?
Достаточно ли тебе навыков,
получаемых на уроках физкультуры, для
самостоятельных занятий (зарядки, спортивных игр
и т.д.)?
Занимаешься ли ты в спортивной секции
(танцевальном кружке)?
Если ты не занимаешься в спортивной
секции (танцевальном кружке), то почему?
Участвуешь ли ты в школьных
мероприятиях, направленных на укрепление
здоровья (например, в спортивных праздниках)?
Знаешь ли ты своего школьного врача?
Проводил ли с тобой беседы школьный
врач или медсестра?
Проходил ли ты в прошлом году в школе
медосмотр?
Возникает ли у тебя желание обсудить
со школьным врачом свое здоровье?
Знаешь ли ты своего школьного
психолога?
Обращался ли ты когда-нибудь к
школьному психологу?
Участвовал ли ты когда-нибудь в
психологических тренингах в школе?
Как ты считаешь: по каким вопросам
консультирует школьный психолог?
Как ты считаешь: какими проблемами
занимается социальный педагог?
Как сильно ты устаешь после уроков?
Сильно ли ты устаешь от приготовления
домашних заданий?
Монотонно или динамично проходят
уроки?
Бывают ли случаи употребления
алкоголя на школьных дискотеках?
Как много твоих сверстников курят?
Есть ли у тебя возможность помыть
руки перед едой?
Регулярно ли ты моешь руки перед едой?
Как бы ты оценил чистоту в школьных
туалетах?
С каким настроением ты обычно идешь в
школу?
Нравится ли тебе проводить свое время
после уроков в школе (в кружках, секциях, на
каких-либо мероприятиях)?
С каким настроением ты обычно
вспоминаешь часы, проведенные в школе?
Нравится ли тебе отношение к тебе
учителей?
Как ты относишься к своим учителям?
Нравится ли тебе отношение к тебе
учеников в классе?
В заключение добавим, что подобный
системный мониторинг ведется более чем в десяти
школах Москвы, которые наряду с ГОУ СОШ № 335
входят в экспериментальную площадку «Сетевое
взаимодействие образовательных учреждений,
формирующих здоровую образовательную среду».
Внимание!
Уважаемые читатели!
Публикуем ответы на вопросы теста,
определяющего уровень психолого-педагогической
компетентности учителя, который был напечатан в №8/2010.
Номер
вопроса |
Правильный
ответ |
1 |
С |
2 |
A |
3 |
B (D)* |
4 |
A |
5 |
A |
6 |
A (B, D)* |
7 |
B |
8 |
C |
9 |
A |
10 |
C (B)* |
11 |
B |
12 |
C |
13 |
A |
14 |
B |
15 |
B |
16 |
A |
17 |
D |
18 |
C |
* Возможно несколько правильных
вариантов ответа. |