В сентябре 2009 года стартовала
дистанционная экспериментальная площадка (ЭП)
МПГУ «Технология ИСУД как дидактический и
управленческий ресурс качества школьного
образования». Ее базовыми школами стали:
МОУ СОШ № 5 им. В.Хомяковой, г. Энгельс,
Саратовская область.
Гимназия № 177, г. Екатеринбург.
Гимназия № 1, г. Троицк, Московская
область.
ГОУ Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 26,
г. Рязань.
МОУ СОШ № 10, г. Орехово-Зуево.
Гимназия № 14, г. Орехово-Зуево.
Были определены задачи
опытно-экспериментальной деятельности:
1. Разработать и апробировать
микроисследования для диагностики освоения
технологии ИСУД учителями в рамках школьной
методической работы.
2. Разработать и апробировать программу
деятельности методических объединений по
внедрению технологии ИСУД и использованию ее в
реальном учебном процессе.
3. Осуществить научно-методическое сопровождение
освоения и реализации технологии ИСУД учителями
как дидактического и управленческого ресурса в
системе «учитель-ученик», а школьными
управленцами – как управленческого ресурса на
всех уровнях управления качеством предметного
обучения.
За время, прошедшее с начала запуска
ЭП, мы отработали технологии взаимодействия в
дистанционном режиме. Материалы для
микроисследований, формы анкет и специальные
тесты для учителей были выложены в открытом
доступе на сайте galeeva-n.ucoz.ru.
Педагоги-экспериментаторы провели
самооценку профессиональных ожиданий от
внедрения технологии ИСУД (рис. 1). Им было
предложено ранжировать по значимости
предложенный перечень задач, которые могут быть
решены при ее освоении и использовании:
1. Для того, чтобы выяснить, почему
ребенок неуспешен в предмете.
2. Для работы в режиме индивидуальной траектории
обучения (для выбора форм и приемов развивающих
ИСУД).
3. Для обеспечения развивающей образовательной
среды, расставления акцентов на развивающих и
социализирующих целях в условиях
классно-урочной системы.
4. В условиях классно-урочной системы для
обеспечения дифференциации учебного процесса
и/или для обеспечения индивидуальной
психолого-педагогической поддержки на уроках.
5. Для проектирования или выбора учителем форм
работы и педагогического взаимодействия в
предметной внеурочной деятельности.
6. Для развития способности детей к саморазвитию
в процессе овладения знаниями о своем
индивидуальном стиле учебной деятельности.
7. Для обеспечения роста профессиональной
компетентности учителя:
– в психолого-педагогической компетентности
(знать своих детей – насколько каждый из них
способен использовать личные внутренние ресурсы
успеха);
– в предметно-методологической компетентности
(осознавать дидактический потенциал каждой
формы учебной деятельности);
– в управленческой компетентности (сопоставлять
ИСУД ученика с формами учебной работы для
проектирования программ развития средствами
учебного предмета, для целенаправленного
управления ростом уровня внутренних
учебно-познавательных ресурсов ребенка).
Анализ рейтинга ожиданий выявил
наиболее востребованные направления
использования технологии ИСУД для каждой школы.
Так, для трех образовательных учреждений
приоритетным оказалось выяснение причин
неуспешности в предмете, а для учителей
школы-интерната г. Рязани важно было обеспечить
режим индивидуальной траектории обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогический коллектив школы № 14
Орехово-Зуева ожидает повышения эффективности
учебного процесса при освоении новой технологии.
Учителя здесь считают, что она может выступить
как инструмент, обеспечивающий способность
детей к саморазвитию в процессе овладения ими
знаниями о своем индивидуальном стиле учебной
деятельности.
Все участники дистанционного
эксперимента ожидают роста компетентности –
психолого-педагогической, а также
предметно-методологической (чтобы
целенаправленно использовать дидактический
потенциал каждой формы учебной деятельности) и
управленческой (для сопоставления уровня
развития внутренних ресурсов ученика с формами
учебной работы, проектирования программ
развития средствами учебного предмета и
целенаправленного управления ростом уровня
учебно-познавательных внутренних ресурсов
ребенка).
Для успешной реализации когнитивной
составляющей психолого-педагогической
компетентности учителю необходимо не только
понимать, но и активно использовать термины и
понятия, характеризующие такие внутренние
ресурсы ученика, как память, внимание,
функциональное доминирование полушарий,
предпочитаемые каналы приема информации и т.п.
Однако на практике эти знания и умения явно
недостаточны, что показали результаты
специального теста (приложение 1).
Самый высокий уровень
психолого-педагогической компетентности
показали педагоги коррекционной школы-интерната
№ 26 г. Рязани и гимназии № 77 г. Екатеринбурга,
где по технологии ИСУД работают уже более трех
лет. Для учителей остальных школ, участвовавших в
тестировании, самыми сложными оказались вопросы,
выявляющие связь форм, способов и видов обучения
с функциональным доминированием полушарий
головного мозга ученика и модальностью как
способом восприятия информации.
В рамках констатирующего этапа
эксперимента в образовательных учреждениях
площадки были проведены обучающие и проблемные
семинары, деловые игры и открытые уроки. Одну из
таких деловых игр мы подробно описываем в приложении
2. Ее можно провести на обучающем семинаре,
используя вкладыш со справочными материалами,
опубликованными на страницах 21–28 данного
номера газеты.
В качестве результата деятельности
нашей площадки мы ожидаем достоверного роста
внутренних ресурсов учебного успеха ученика,
определяемого по специальным
контрольно-методическим срезам, диагностическим
тестам психологов школьной службы,
педагогическому наблюдению. Мы ожидаем, что в
результате сможем дать описание форм и видов
реализации дидактического и управленческого
потенциала технологии ИСУД в реальном
образовательном пространстве школ России.
Планируем издать сборник методических
материалов для трансляции результатов ОЭР, где
будут опубликованы авторские картотеки заданий
по разным предметам с описанием их развивающего
потенциала по матрице ИСУД, уроки, при подготовке
которых использовались принципы
индивидуализации, описанные в технологии ИСУД,
примеры проектирования и реализации
индивидуализированных образовательных программ
для конкретных учащихся. С примерами таких работ
учителей читатели могут ознакомиться на диске,
который прилагается к данному номеру газеты.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Тест на уровень
психолого-педагогической компетентности
учителя
Тест выявляет актуальный уровень
знаний учителя о внутренних ресурсах ученика,
характеризуемых как психофизиологические, –
памяти, внимании, функциональном доминировании
полушарий мозга, предпочитаемом канале
восприятия информации (модальность).
В трех вопросах возможен более чем
один ответ.
1. Ученик теряется при выполнении
такой формы работы, при которой необходимо,
слушая учителя, следить за видеорядом (схемой на
доске, картой, экраном, картинкой в книге) и
отмечать разными значками какие-то детали
картинок и схем. У него низкий уровень развития
такого признака внимания, как:
A. Объем.
B. Концентрация.
C. Распределение.
D. Устойчивость.
2. Ученик должен дать сравнительный
анализ нескольких понятий, деталей, объектов.
Если он легко справляется, у него достаточный
уровень развития такого признака внимания, как:
A. Объем.
B. Концентрация.
C. Распределение.
D. Устойчивость.
3. Недостаточный уровень развития
произвольности скажется прежде всего на таком
признаке внимания, как:
A. Объем.
B. Концентрация.
C. Распределение.
D. Устойчивость.
4. Ученик сдает выполненную на уроке
письменную работу. Один вопрос остался без
ответа, так как ребенок не понял его содержания.
Учитель просит прочитать написанное вслух – и
ученик сразу отвечает правильно. Скорее всего у
ребенка ведущий канал восприятия информации:
A. Аудиальный.
B. Визуальный.
C. Кинестетический.
D. Нельзя сделать вывод.
5. При объяснении синтаксического
правила учитель сначала разобрал правило по
схеме на доске, затем раздал наборы карточек и
показал, как можно моделировать схемы
предложения. При проверке усвоения выяснилось,
что ошибки сделали:
A. Аудиалы.
B. Визуалы.
C. Кинестетики.
D. И те, и другие, и третьи.
6. На столе лежат 7–10 различных
предметов, накрытых бумагой. Учитель предлагает
посмотреть на них в течение 2–3 секунд, а затем
снова накрывает. Учащиеся должны перечислить то,
что они увидели. Задание развивает такой признак
внимания, как:
A. Объем.
B. Концентрация.
C. Распределение.
D. Устойчивость.
7. Силой постороннего раздражителя,
способного отвлечь, измеряется:
A. Объем внимания.
B. Концентрация внимания.
C. Распределение внимания.
D. Устойчивость внимания.
8. Ученик заслушался учителя, не
реагирует на посторонние раздражители. У него
включилось:
A. Непроизвольное внимание.
B. Произвольное внимание, вызванное усилием воли.
C. Послепроизвольное внимание.
9. С заданием выбрать лишний термин
или понятие из списка и объяснить свой выбор
лучше всех справится (при прочих равных данных):
A. «Левополушарник», аудиал.
B. «Правополушарник», аудиал.
C. «Равнополушарник», кинестестик.
10. С заданием собрать модель процесса
лучше всех справится (при прочих равных данных):
A. «Левополушарник», аудиал.
B. «Правополушарник», аудиал.
C. «Равнополушарник», кинестестик.
11. Создавать картотеки систем
терминов и понятий; «сворачивать» в системы
понятий или в интеллект-карты термины одной темы,
делать памятки и мини-справочники по темам
необходимо для развития:
A. Навыка смыслового чтения.
B. Навыков контроля и самоконтроля.
C. Умения действовать по алгоритму.
12. Ученик, описывая свой воскресный
день, употребляет чаще всего такие слова: весело,
погладил, стукнулся, тяжелый, пушистая, вкусный.
Это характеризует его способность успешно
работать в модальности:
A. Аудиальной.
B. Визуальной.
C. Кинестетической.
13. У доски работают два ученика:
«правополушарник» и «левополушарник». Как их
следует расставить для обеспечения ситуации
успеха?
А. «Правополушарника» – у правого края
доски, «левополушарника» – у левого.
В. «Левополушарника» – у правого края доски,
«правополушарника» – у левого.
С. Не имеет значения.
14. Какой из этих векторов мотивации
более характерен для «правополушарников»?
A. Стремление к самостоятельности.
B. Социальная значимость деятельности.
C. Высокая потребность в умственной деятельности.
D. Потребность в образовании.
15. Задания с точным сроком выполнения
предпочитают учащиеся с явным доминированием:
A. Левого полушария.
B. Правого полушария.
C. Срок выполнения не играет для них роли.
16. Высокий контроль за правильностью
своей речи характерен для учащихся с явно
выраженным доминированием:
A. Левого полушария.
B. Правого полушария.
C. Не имеет значения.
17. Чтобы развести два понятия – вид и
популяция, – учитель предложил учащимся такую
задачу. В одном озере обитают ерши, плотва, окуни
и щуки, в другом – плотва, окуни, щуки и сомы.
Сколько видов и сколько популяций населяют оба
водоема?
Это пример задания на критериальное
оценивание:
A. Уровня развития мыслительных навыков.
B. Информационной компетентности.
C. Коммуникативной компетентности.
D. Применения знаний в реальных условиях.
18. Если у ребенка доминантный тип
общения – говорит, «втолковывая», перебивает,
многословен, учителю не рекомендуется:
A. Давать выход доминантности,
предоставляя роли – ведущего, собеседника,
оратора.
B. Поручать роли, сдерживающие речевую
активность? – хранитель времени, ассистент
учителя, оппонент.
C. Пресекать речевую активность замечаниями и/или
отметками.
Правильные ответы на вопросы теста
будут опубликованы в №9/2010 газеты «Управление
школой»
Приложение 2
Деловая игра «Дидактический портрет
ученика»
Описание игры
Учителя работают в мини-группах (2–4
человека). Каждая из них получает четыре карточки
с характеристиками четырех учащихся (I) и
заполненные матрицы ИСУД на троих из них (II).
Сопоставляя вербальное описание особенностей
каждого ребенка с матрицами, нужно определить,
кому что соответствует, выявляя одного ученика,
для которого матрица не составлена.
Затем педагоги приступают к обратному
действию, «сворачивают» информацию о четвертом
ученике, заполняя чистый бланк матрицы ИСУД.
Для обеспечения мотивации учителей к
следующему этапу освоения технологии ИСУД –
выбору и/или конструированию заданий по предмету
с заданным потенциалом развития внутренних
ресурсов – полезно предложить в конце этой игры
еще один этап.
Пусть игроки проанализируют список
форм, видов заданий (III, IV) и ответят на
прилагающиеся вопросы.
Заполненные матрицы, списки заданий и другие
материалы необходимо оставить участникам.
I. Карточки с характеристиками
четырех учащихся
По биологии оценки – между «3» и «4».
Практические задания – «5». У мальчика очень
непоседливый характер – все время старается
все потрогать, взять в руки, посмотреть, что
внутри… Если вид деятельности ему интересен, он
быстро сосредоточивается, может заниматься этим
долго, но сам результат его не очень интересует.
Может легко переключиться на другую работу, но и
тут интерес не очень постоянен.
Когда на уроке надо пользоваться
несколькими источниками информации
(справочником, учебным диском, учебником), он
справляется неплохо, но при необходимости
работать одновременно с объемным содержанием
(несколько параграфов, целая глава) затрудняется.
Для него гораздо легче собрать систему из
понятий, написанных на отдельных карточках, чем
нарисовать ее в виде плоского рисунка.
Тетради у него не очень опрятные, в
портфеле кавардак, но, действуя в группе, он может
постараться оформить общее задание красиво и
аккуратно. Вообще командная работа ему очень
нравится, он даже пытается взять ответственность
за часть поставленной задачи. Но из-за
несобранности иногда не доводит дело до конца.
Активно участвует в диалоге и
полилоге, но речь развита не очень хорошо. Читает
также медленно и не всегда может глубоко
осмыслить прочитанное, что связано, по данным
логопеда, с логоневрозом.
Отличная визуальная, образная память.
Термины запоминает хуже, но может их выучить,
если будет повторять вслух и одновременно
рассматривать объекты.
Очень интересуется рыбной ловлей,
может часами говорить о рыбах и рыбалке. С
удовольствием читает журналы о природе. В классе
тяготеет к самому знающему и способному Л.,
авторитет которого признает, у которого ищет
одобрения сделанной работе. Спортсмен. Способен
подраться «за справедливость».
|
По биологии (как и по другим
предметам) практически всегда оценка «5». Растет
в семье ученых. Читает художественную
литературу, научные и научно-популярные книги. Л.
ироничный, остроумный. Физически не развит для
своего возраста, но одноклассники признают его
авторитет в области знаний. Устойчивых интересов
нет. Ему интересно все, что дает возможность
познавать новое.
Переключается с трудом, начав работу,
должен довести ее до конца. Может работать с
большим объемом информации. Внимание устойчивое,
концентрируется легко. Но вот при необходимости
использовать одновременно разные источники –
видеофрагмент, энциклопедию, справочник – он
затрудняется.
Прекрасно систематизирует
информацию, легко строит и читает таблицы,
графики.
Сам может составлять памятки и
опорные конспекты, помогающие отвечать на уроке.
Работать в группе не любит, максимум в
паре, причем выбирает всегда ученика К., который
уважает Л. за знания. Но вот взаимодействовать с
более сильными, чем К., учениками не хочет.
Результаты других ребят, впрочем, как и общий
результат, его не интересуют.
Речь развита очень хорошо. Читает
также быстро, глубоко осмысливает прочитанное.
Про таких говорят: «Мозга вдвое
больше, чем у других, а вот сердца – вдвое
меньше».
|
На уроках биологии получает оценки
«3» и «4». Практические задания выполняет на «3» –
«5». За зачетные работы почти всегда твердые
тройки. По музыке и литературе успевает на
четверки.
Медлительная, флегматичная девочка.
Плохо запоминает зрительную информацию, хорошо
– выраженную вербально. Причем предпочитает
повторять вслух, как бы переспрашивая, правильно
ли она расслышала.
С несколькими источниками информации
(справочник, учебный диск, учебник), она
справляется с трудом, затрудняется при
необходимости производить одновременно
несколько действий – например, слушать и
анализировать увиденное на экране и записывать
ответ на вопрос в тетрадь.
Систематизирует предложенный набор
слов или картинок по формальным критериям:
прыгать, летать, бегать – одна группа – и т.д.
Сравнивает и обобщает информацию с трудом.
Может вести тетрадь аккуратно, но
«замазку» не использует – просто зачеркивает,
если написано неправильно. Отличная
механическая память, выученное помнит всегда, но
только в том порядке, в котором выучила.
В диалоге активно не участвует, но все
слышит. Если к ней обращаются лично, она чаще
всего отвечает правильно, хоть и
нераспространенно. Читает с нормальной
скоростью, что прочитано и понято, остается
надолго в памяти.
Есть стойкий интерес – собирает
коллекцию современных вокальных групп. Мечтает
научиться играть на гитаре и петь «для себя» –
выступать не хочет.
|
По биологии оценки – между «3» и «4».
Девочка долго жила за границей с родителями.
Уровень знаний не соответствует ее высокому
уровню обучаемости, низкий, вследствие частой
смены школ за последние три года.
Девочка – лидер по натуре. Умеет
«завести» и организовать одноклассников,
справедливая и смелая. Легко отдает руководство
в группе тому, кто более компетентен в содержании
конкретного дела, однако при этом все равно
продолжает управлять – организует пространство,
ресурсное обеспечение и пр.
Она одинаково легко анализирует и
синтезирует, сравнивает и делает выводы. Память и
внимание развиты отлично, но пробелы в обучении
отрицательно сказываются на учебном успехе.
Очень хочет стать переводчиком и
работать в миротворческих силах в горячих
точках. Отлично участвует в диалоге, читает много
и быстро, хорошо запоминает и осмысляет
информацию. Но чтение бессистемно – поэтому она
иногда не может эффективно вспомнить
прочитанное в нужный момент.
|
III. Перед вами список форм и
видов учебной деятельности ученика.
Проанализируйте дидактический потенциал
каждого задания и ответьте на вопросы.
1 |
Участвовать
в практической групповой работе на единую цель |
2 |
Выбрать
факты, соответствующие одному понятию |
3 |
Выбрать
лишний термин, лишнее понятие из списка и
объяснить свой выбор |
4 |
По
трем-четырем отдельным словам определить, о чем
идет речь |
5 |
Сравнить
модели, объекты или карточки с рисунками, выявить
различия |
6 |
Задания
на установление причинно-следственных связей
(логические цепочки слов и т.д.) |
7 |
Решить
кроссворд с терминами изучаемой темы |
8 |
Составить
опорный конспект по теме урока, модуля и озвучить
его |
9 |
То же
самое – в паре, озвучить конспект партнера |
1. Какие задания
развивают монологическую речь?
2. Какие задания развивают навык
самостоятельного планирования собственной
деятельности?
3. В какой модальности чаще всего работает ученик,
обучающийся у учителя, использующего все эти
приемы?
4. Насколько успешно на уроках этого учителя
будет развивать свой стиль учебной деятельности
правополушарный ученик, к тому же ярко
выраженный кинестетик?
5. Какая группа общеучебных навыков недостаточно
развивается при применении этой группы приемов?
IV. Сопоставьте
матрицы ИСУД учащихся с предложенным списком.
Какие ученики из нашей четверки будут наиболее
успешны у учителя, предпочитающего использовать
данные формы учебной работы учащихся?
|