Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2010

Тема номера

Ожидания и перспективы

О работе дистанционной экспериментальной площадки

В сентябре 2009 года стартовала дистанционная экспериментальная площадка (ЭП) МПГУ «Технология ИСУД как дидактический и управленческий ресурс качества школьного образования». Ее базовыми школами стали:

  • МОУ СОШ № 5 им. В.Хомяковой, г. Энгельс, Саратовская область.

  • Гимназия № 177, г. Екатеринбург.

  • Гимназия № 1, г. Троицк, Московская область.

  • ГОУ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 26, г. Рязань.

  • МОУ СОШ № 10, г. Орехово-Зуево.

  • Гимназия № 14, г. Орехово-Зуево.

Были определены задачи опытно-экспериментальной деятельности:

1. Разработать и апробировать микроисследования для диагностики освоения технологии ИСУД учителями в рамках школьной методической работы.
2. Разработать и апробировать программу деятельности методических объединений по внедрению технологии ИСУД и использованию ее в реальном учебном процессе.
3. Осуществить научно-методическое сопровождение освоения и реализации технологии ИСУД учителями как дидактического и управленческого ресурса в системе «учитель-ученик», а школьными управленцами – как управленческого ресурса на всех уровнях управления качеством предметного обучения.

За время, прошедшее с начала запуска ЭП, мы отработали технологии взаимодействия в дистанционном режиме. Материалы для микроисследований, формы анкет и специальные тесты для учителей были выложены в открытом доступе на сайте galeeva-n.ucoz.ru.

Педагоги-экспериментаторы провели самооценку профессиональных ожиданий от внедрения технологии ИСУД (рис. 1). Им было предложено ранжировать по значимости предложенный перечень задач, которые могут быть решены при ее освоении и использовании:

1. Для того, чтобы выяснить, почему ребенок неуспешен в предмете.
2. Для работы в режиме индивидуальной траектории обучения (для выбора форм и приемов развивающих ИСУД).
3. Для обеспечения развивающей образовательной среды, расставления акцентов на развивающих и социализирующих целях в условиях классно-урочной системы.
4. В условиях классно-урочной системы для обеспечения дифференциации учебного процесса и/или для обеспечения индивидуальной психолого-педагогической поддержки на уроках.
5. Для проектирования или выбора учителем форм работы и педагогического взаимодействия в предметной внеурочной деятельности.
6. Для развития способности детей к саморазвитию в процессе овладения знаниями о своем индивидуальном стиле учебной деятельности.
7. Для обеспечения роста профессиональной компетентности учителя:
– в психолого-педагогической компетентности (знать своих детей – насколько каждый из них способен использовать личные внутренние ресурсы успеха);
– в предметно-методологической компетентности (осознавать дидактический потенциал каждой формы учебной деятельности);
– в управленческой компетентности (сопоставлять ИСУД ученика с формами учебной работы для проектирования программ развития средствами учебного предмета, для целенаправленного управления ростом уровня внутренних учебно-познавательных ресурсов ребенка).

Анализ рейтинга ожиданий выявил наиболее востребованные направления использования технологии ИСУД для каждой школы. Так, для трех образовательных учреждений приоритетным оказалось выяснение причин неуспешности в предмете, а для учителей школы-интерната г. Рязани важно было обеспечить режим индивидуальной траектории обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогический коллектив школы № 14 Орехово-Зуева ожидает повышения эффективности учебного процесса при освоении новой технологии. Учителя здесь считают, что она может выступить как инструмент, обеспечивающий способность детей к саморазвитию в процессе овладения ими знаниями о своем индивидуальном стиле учебной деятельности.

Все участники дистанционного эксперимента ожидают роста компетентности – психолого-педагогической, а также предметно-методологической (чтобы целенаправленно использовать дидактический потенциал каждой формы учебной деятельности) и управленческой (для сопоставления уровня развития внутренних ресурсов ученика с формами учебной работы, проектирования программ развития средствами учебного предмета и целенаправленного управления ростом уровня учебно-познавательных внутренних ресурсов ребенка).

Для успешной реализации когнитивной составляющей психолого-педагогической компетентности учителю необходимо не только понимать, но и активно использовать термины и понятия, характеризующие такие внутренние ресурсы ученика, как память, внимание, функциональное доминирование полушарий, предпочитаемые каналы приема информации и т.п. Однако на практике эти знания и умения явно недостаточны, что показали результаты специального теста (приложение 1).

Самый высокий уровень психолого-педагогической компетентности показали педагоги коррекционной школы-интерната № 26 г. Рязани и гимназии № 77 г. Екатеринбурга, где по технологии ИСУД работают уже более трех лет. Для учителей остальных школ, участвовавших в тестировании, самыми сложными оказались вопросы, выявляющие связь форм, способов и видов обучения с функциональным доминированием полушарий головного мозга ученика и модальностью как способом восприятия информации.

В рамках констатирующего этапа эксперимента в образовательных учреждениях площадки были проведены обучающие и проблемные семинары, деловые игры и открытые уроки. Одну из таких деловых игр мы подробно описываем в приложении 2. Ее можно провести на обучающем семинаре, используя вкладыш со справочными материалами, опубликованными на страницах 21–28 данного номера газеты.

В качестве результата деятельности нашей площадки мы ожидаем достоверного роста внутренних ресурсов учебного успеха ученика, определяемого по специальным контрольно-методическим срезам, диагностическим тестам психологов школьной службы, педагогическому наблюдению. Мы ожидаем, что в результате сможем дать описание форм и видов реализации дидактического и управленческого потенциала технологии ИСУД в реальном образовательном пространстве школ России.

Планируем издать сборник методических материалов для трансляции результатов ОЭР, где будут опубликованы авторские картотеки заданий по разным предметам с описанием их развивающего потенциала по матрице ИСУД, уроки, при подготовке которых использовались принципы индивидуализации, описанные в технологии ИСУД, примеры проектирования и реализации индивидуализированных образовательных программ для конкретных учащихся. С примерами таких работ учителей читатели могут ознакомиться на диске, который прилагается к данному номеру газеты.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тест на уровень психолого-педагогической компетентности учителя

Тест выявляет актуальный уровень знаний учителя о внутренних ресурсах ученика, характеризуемых как психофизиологические, – памяти, внимании, функциональном доминировании полушарий мозга, предпочитаемом канале восприятия информации (модальность).

В трех вопросах возможен более чем один ответ.

1. Ученик теряется при выполнении такой формы работы, при которой необходимо, слушая учителя, следить за видеорядом (схемой на доске, картой, экраном, картинкой в книге) и отмечать разными значками какие-то детали картинок и схем. У него низкий уровень развития такого признака внимания, как:

A. Объем.
B. Концентрация.
C. Распределение.
D. Устойчивость.

2. Ученик должен дать сравнительный анализ нескольких понятий, деталей, объектов. Если он легко справляется, у него достаточный уровень развития такого признака внимания, как:

A. Объем.
B. Концентрация.
C. Распределение.
D. Устойчивость.

3. Недостаточный уровень развития произвольности скажется прежде всего на таком признаке внимания, как:

A. Объем.
B. Концентрация.
C. Распределение.
D. Устойчивость.

4. Ученик сдает выполненную на уроке письменную работу. Один вопрос остался без ответа, так как ребенок не понял его содержания. Учитель просит прочитать написанное вслух – и ученик сразу отвечает правильно. Скорее всего у ребенка ведущий канал восприятия информации:

A. Аудиальный.
B. Визуальный.
C. Кинестетический.
D. Нельзя сделать вывод.

5. При объяснении синтаксического правила учитель сначала разобрал правило по схеме на доске, затем раздал наборы карточек и показал, как можно моделировать схемы предложения. При проверке усвоения выяснилось, что ошибки сделали:

A. Аудиалы.
B. Визуалы.
C. Кинестетики.
D. И те, и другие, и третьи.

6. На столе лежат 7–10 различных предметов, накрытых бумагой. Учитель предлагает посмотреть на них в течение 2–3 секунд, а затем снова накрывает. Учащиеся должны перечислить то, что они увидели. Задание развивает такой признак внимания, как:

A. Объем.
B. Концентрация.
C. Распределение.
D. Устойчивость.

7. Силой постороннего раздражителя, способного отвлечь, измеряется:

A. Объем внимания.
B. Концентрация внимания.
C. Распределение внимания.
D. Устойчивость внимания.

8. Ученик заслушался учителя, не реагирует на посторонние раздражители. У него включилось:

A. Непроизвольное внимание.
B. Произвольное внимание, вызванное усилием воли.
C. Послепроизвольное внимание.

9. С заданием выбрать лишний термин или понятие из списка и объяснить свой выбор лучше всех справится (при прочих равных данных):

A. «Левополушарник», аудиал.
B. «Правополушарник», аудиал.
C. «Равнополушарник», кинестестик.

10. С заданием собрать модель процесса лучше всех справится (при прочих равных данных):

A. «Левополушарник», аудиал.
B. «Правополушарник», аудиал.
C. «Равнополушарник», кинестестик.

11. Создавать картотеки систем терминов и понятий; «сворачивать» в системы понятий или в интеллект-карты термины одной темы, делать памятки и мини-справочники по темам необходимо для развития:

A. Навыка смыслового чтения.
B. Навыков контроля и самоконтроля.
C. Умения действовать по алгоритму.

12. Ученик, описывая свой воскресный день, употребляет чаще всего такие слова: весело, погладил, стукнулся, тяжелый, пушистая, вкусный. Это характеризует его способность успешно работать в модальности:

A. Аудиальной.
B. Визуальной.
C. Кинестетической.

13. У доски работают два ученика: «правополушарник» и «левополушарник». Как их следует расставить для обеспечения ситуации успеха?

А. «Правополушарника» – у правого края доски, «левополушарника» – у левого.
В. «Левополушарника» – у правого края доски, «правополушарника» – у левого.
С. Не имеет значения.

14. Какой из этих векторов мотивации более характерен для «правополушарников»?

A. Стремление к самостоятельности.
B. Социальная значимость деятельности.
C. Высокая потребность в умственной деятельности.
D. Потребность в образовании.

15. Задания с точным сроком выполнения предпочитают учащиеся с явным доминированием:

A. Левого полушария.
B. Правого полушария.
C. Срок выполнения не играет для них роли.

16. Высокий контроль за правильностью своей речи характерен для учащихся с явно выраженным доминированием:

A. Левого полушария.
B. Правого полушария.
C. Не имеет значения.

17. Чтобы развести два понятия – вид и популяция, – учитель предложил учащимся такую задачу. В одном озере обитают ерши, плотва, окуни и щуки, в другом – плотва, окуни, щуки и сомы. Сколько видов и сколько популяций населяют оба водоема?

Это пример задания на критериальное оценивание:
A. Уровня развития мыслительных навыков.
B. Информационной компетентности.
C. Коммуникативной компетентности.
D. Применения знаний в реальных условиях.

18. Если у ребенка доминантный тип общения – говорит, «втолковывая», перебивает, многословен, учителю не рекомендуется:

A. Давать выход доминантности, предоставляя роли – ведущего, собеседника, оратора.
B. Поручать роли, сдерживающие речевую активность? – хранитель времени, ассистент учителя, оппонент.
C. Пресекать речевую активность замечаниями и/или отметками.

Правильные ответы на вопросы теста будут опубликованы в №9/2010  газеты «Управление школой»

Приложение 2

Деловая игра «Дидактический портрет ученика»

Описание игры

Учителя работают в мини-группах (2–4 человека). Каждая из них получает четыре карточки с характеристиками четырех учащихся (I) и заполненные матрицы ИСУД на троих из них (II). Сопоставляя вербальное описание особенностей каждого ребенка с матрицами, нужно определить, кому что соответствует, выявляя одного ученика, для которого матрица не составлена.

Затем педагоги приступают к обратному действию, «сворачивают» информацию о четвертом ученике, заполняя чистый бланк матрицы ИСУД.

Для обеспечения мотивации учителей к следующему этапу освоения технологии ИСУД – выбору и/или конструированию заданий по предмету с заданным потенциалом развития внутренних ресурсов – полезно предложить в конце этой игры еще один этап.

Пусть игроки проанализируют список форм, видов заданий (III, IV) и ответят на прилагающиеся вопросы.

Заполненные матрицы, списки заданий и другие материалы необходимо оставить участникам.

I. Карточки с характеристиками четырех учащихся

  • По биологии оценки – между «3» и «4». Практические задания – «5». У мальчика очень непоседливый характер – все время старается все потрогать, взять в руки, посмотреть, что внутри… Если вид деятельности ему интересен, он быстро сосредоточивается, может заниматься этим долго, но сам результат его не очень интересует. Может легко переключиться на другую работу, но и тут интерес не очень постоянен.

  • Когда на уроке надо пользоваться несколькими источниками информации (справочником, учебным диском, учебником), он справляется неплохо, но при необходимости работать одновременно с объемным содержанием (несколько параграфов, целая глава) затрудняется. Для него гораздо легче собрать систему из понятий, написанных на отдельных карточках, чем нарисовать ее в виде плоского рисунка.

  • Тетради у него не очень опрятные, в портфеле кавардак, но, действуя в группе, он может постараться оформить общее задание красиво и аккуратно. Вообще командная работа ему очень нравится, он даже пытается взять ответственность за часть поставленной задачи. Но из-за несобранности иногда не доводит дело до конца.

  • Активно участвует в диалоге и полилоге, но речь развита не очень хорошо. Читает также медленно и не всегда может глубоко осмыслить прочитанное, что связано, по данным логопеда, с логоневрозом.

  • Отличная визуальная, образная память. Термины запоминает хуже, но может их выучить, если будет повторять вслух и одновременно рассматривать объекты.

  • Очень интересуется рыбной ловлей, может часами говорить о рыбах и рыбалке. С удовольствием читает журналы о природе. В классе тяготеет к самому знающему и способному Л., авторитет которого признает, у которого ищет одобрения сделанной работе. Спортсмен. Способен подраться «за справедливость».

  • По биологии (как и по другим предметам) практически всегда оценка «5». Растет в семье ученых. Читает художественную литературу, научные и научно-популярные книги. Л. ироничный, остроумный. Физически не развит для своего возраста, но одноклассники признают его авторитет в области знаний. Устойчивых интересов нет. Ему интересно все, что дает возможность познавать новое.

  • Переключается с трудом, начав работу, должен довести ее до конца. Может работать с большим объемом информации. Внимание устойчивое, концентрируется легко. Но вот при необходимости использовать одновременно разные источники – видеофрагмент, энциклопедию, справочник – он затрудняется.

  • Прекрасно систематизирует информацию, легко строит и читает таблицы, графики.

  • Сам может составлять памятки и опорные конспекты, помогающие отвечать на уроке.

  • Работать в группе не любит, максимум в паре, причем выбирает всегда ученика К., который уважает Л. за знания. Но вот взаимодействовать с более сильными, чем К., учениками не хочет. Результаты других ребят, впрочем, как и общий результат, его не интересуют.

  • Речь развита очень хорошо. Читает также быстро, глубоко осмысливает прочитанное.

  • Про таких говорят: «Мозга вдвое больше, чем у других, а вот сердца – вдвое меньше».

  • На уроках биологии получает оценки «3» и «4». Практические задания выполняет на «3» – «5». За зачетные работы почти всегда твердые тройки. По музыке и литературе успевает на четверки.

  • Медлительная, флегматичная девочка. Плохо запоминает зрительную информацию, хорошо – выраженную вербально. Причем предпочитает повторять вслух, как бы переспрашивая, правильно ли она расслышала.

  • С несколькими источниками информации (справочник, учебный диск, учебник), она справляется с трудом, затрудняется при необходимости производить одновременно несколько действий – например, слушать и анализировать увиденное на экране и записывать ответ на вопрос в тетрадь.

  • Систематизирует предложенный набор слов или картинок по формальным критериям: прыгать, летать, бегать – одна группа – и т.д. Сравнивает и обобщает информацию с трудом.

  • Может вести тетрадь аккуратно, но «замазку» не использует – просто зачеркивает, если написано неправильно. Отличная механическая память, выученное помнит всегда, но только в том порядке, в котором выучила.

  • В диалоге активно не участвует, но все слышит. Если к ней обращаются лично, она чаще всего отвечает правильно, хоть и нераспространенно. Читает с нормальной скоростью, что прочитано и понято, остается надолго в памяти.

  • Есть стойкий интерес – собирает коллекцию современных вокальных групп. Мечтает научиться играть на гитаре и петь «для себя» – выступать не хочет.

  • По биологии оценки – между «3» и «4». Девочка долго жила за границей с родителями. Уровень знаний не соответствует ее высокому уровню обучаемости, низкий, вследствие частой смены школ за последние три года.

  • Девочка – лидер по натуре. Умеет «завести» и организовать одноклассников, справедливая и смелая. Легко отдает руководство в группе тому, кто более компетентен в содержании конкретного дела, однако при этом все равно продолжает управлять – организует пространство, ресурсное обеспечение и пр.

  • Она одинаково легко анализирует и синтезирует, сравнивает и делает выводы. Память и внимание развиты отлично, но пробелы в обучении отрицательно сказываются на учебном успехе.

  • Очень хочет стать переводчиком и работать в миротворческих силах в горячих точках. Отлично участвует в диалоге, читает много и быстро, хорошо запоминает и осмысляет информацию. Но чтение бессистемно – поэтому она иногда не может эффективно вспомнить прочитанное в нужный момент.

 

II. Заполненные матрицы ИСУД на трех учащихся

Незаполненная матрица на одного учащегося

III. Перед вами список форм и видов учебной деятельности ученика. Проанализируйте дидактический потенциал каждого задания и ответьте на вопросы.

1

Участвовать в практической групповой работе на единую цель

2

Выбрать факты, соответствующие одному понятию

3

Выбрать лишний термин, лишнее понятие из списка и объяснить свой выбор

4

По трем-четырем отдельным словам определить, о чем идет речь

5

Сравнить модели, объекты или карточки с рисунками, выявить различия

6

Задания на установление причинно-следственных связей (логические цепочки слов и т.д.)

7

Решить кроссворд с терминами изучаемой темы

8

Составить опорный конспект по теме урока, модуля и озвучить его

9

То же самое – в паре, озвучить конспект партнера

1. Какие задания развивают монологическую речь?
2. Какие задания развивают навык самостоятельного планирования собственной деятельности?
3. В какой модальности чаще всего работает ученик, обучающийся у учителя, использующего все эти приемы?
4. Насколько успешно на уроках этого учителя будет развивать свой стиль учебной деятельности правополушарный ученик, к тому же ярко выраженный кинестетик?
5. Какая группа общеучебных навыков недостаточно развивается при применении этой группы приемов?

IV. Сопоставьте матрицы ИСУД учащихся с предложенным списком. Какие ученики из нашей четверки будут наиболее успешны у учителя, предпочитающего использовать данные формы учебной работы учащихся?

Рейтинг@Mail.ru