Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2010

Тема номера

Без надломов и перегрузок

Управление развитием мотивационно-потребностной сферы учащихся при реализации технологии ИСУД

Как сделать урок эффективным? Как донести до учеников все то, что они должны усвоить в рамках программы? Как сделать так, чтобы процесс обучения был для них естественным и не вел к надломам и перегрузкам? Над решением этих вопросов бьются все учителя вне зависимости от стажа и опыта.

В нашем Образовательном центре ОАО «Газпром» год назад начался локальный эксперимент по освоению технологии ИСУД под руководством ее автора – доцента МПГУ Н.Л. Галеевой. В нем приняли участие два пятых класса. Работающие в них учителя осваивали предлагаемую методику в формате постоянно действующих семинаров. Ниже мы представим опыт апробирования технологии на примере уроков природоведения.

Прежде всего на каждого ученика экспериментальных классов были составлены матрицы параметров учебного успеха. Сбором соответствующих данных занимались школьные психологи, т.к. они могли квалифицированно диагностировать параметры внимания, памяти, модальности и функционального доминирования полушарий мозга. Общеучебные умения и навыки (ОУУН) – коммуникативные, организационные, информационные и мыслительные – определялись учителями самостоятельно по методическим рекомендациям1.

После диагностики ОУУН на фоне прохождения программы мы столкнулись с тем фактом, что выстраивать урок, учитывая одновременно все параметры учебного успеха не просто сложно, а невозможно. Поскольку учитель средней и старшей школы видит своих учеников два-три раза в неделю и, как правило, их у него много, удержать в памяти всю информацию об индивидуальных характеристиках практически невозможно.

Поэтому было принято решение осваивать технологию поэтапно. Для начала мы продиагностировали уровень развития мотивационно-потребностной сферы учащихся. Диагностика, разработанная автором технологии, легко применима, с удовольствием принимается детьми и дает быстрый результат.

Ребята должны были ранжировать набор из 25 высказываний и выбрать десять наиболее для них близких. Поскольку, по данным психологов, среди учеников присутствовали дети с ведущим кинестетическим каналом приема информации, то суждения, представленные на карточках, предлагалось рассортировать вручную.

На основе сводной таблицы была сделана выборка наиболее популярных в данном классе высказываний и по ключу определены уровни развития мотивационно-потребностной сферы учащихся (таблица 1).

Таблица 1

Сводная таблица предпочитаемых учащимися форм и видов учебной работы и способов взаимодействия

№ высказывания

Текст высказывания

Кол-во выборов

Уровень развития мотивационно-потребностной сферы, соответствующий данному выбору

№ 3

На уроках нужно чаще показывать видеофильмы, слайд-фильмы и опыты

8

Базовый

№ 11

Хочу, чтобы на занятиях можно было действовать разными способами

8

Социальный

№ 14

Хочется сообща обсуждать сложные вопросы, и чтобы я всегда мог высказаться

8

Социальный

№ 17

Было бы хорошо, если бы ученики на уроках работали парами или группами

7

Социальный

№ 18

Хочу, чтобы у меня была возможность помочь однокласснику или чтобы он мог помочь мне

6

Социальный

№ 1

Пусть меня хвалят за хорошо выполненную работу

5

Базовый

№ 20

Хотелось бы на уроках проверять задания друг у друга и иметь возможность повлиять на отметку товарища

5

Социальный

№ 23

Я хочу получать задания, которые трудно выполнить, но чтобы было достаточно времени для их решения

5

Познавательный

Мы сгруппировали номера всех высказываний около фамилий (имен) ребят, которые их выбрали, а потом соотнесли с ключом к анализу результатов.

Проанализировав итоги диагностики и объединив их в сводную таблицу, мы получили представление о доминирующих уровнях развития мотивационно-потребностной сферы каждого ученика. В таблице 2 и на диаграмме 1 приведены обобщенные данные такого анализа по всему классу.

Диаграмма 1

Количество выбранных высказываний в соответствии с уровнями развития мотивационно-потребностной сферы

Таблица 2

Количество выбранных высказываний в соответствии с уровнями развития мотивационно-потребностной сферы

Уровни развития мотивационно-потребностной сферы

Базовый

Познавательный

Социальный

Социально-духовно-волевой

28

19

31

18

Таким образом, мы увидели, что доминирующие уровни развития мотивационно-потребностной сферы у детей этого класса – базовый и социальный.

Педагогические наблюдения подтвердили данные нашего исследования. Стрессогенная ситуация перехода от обучения у одного учителя к требующей мобилизации всех внутренних ресурсов адаптации сразу к нескольким приводит зачастую к появлению высокой степени тревожности, особенно на фоне жестких требований родителей к получаемым отметкам. Для успешного преодоления адаптационного этапа к условиям средней школы пятиклассникам необходимы эмоциональное стимулирование, дидактические игровые задания и яркая наглядность.

В то же время высокие показатели социального уровня говорят о том, что в качестве внешнего ресурса адаптации для детей важна компания сверстников, внутри которой они чувствуют себя комфортно и где они готовы играть разные роли. Если посмотреть на приемы, эффективные для учеников, выбирающих формы и способы деятельности социального уровня, то среди прочих мы увидим создание ситуаций взаимопомощи, проявления эмпатии, парную или групповую работу по достижению общей цели.

Соотнесение своих любимых методов с приемами, эффективными для разных детей, очень полезно для каждого учителя, стремящегося оптимизировать учебно-воспитательный процесс. В нашем случае возникло несоответствие между средствами мотивации, используемыми на практике, и потребностями класса, что подвигло педагога произвести необходимую коррекцию.

Для того чтобы проанализировать потенциальную эффективность педагогических приемов, в течение трех недель мы отмечали те из них, которые наиболее часто предлагаются для работы в классе и дома. Такие данные были ранжированы в соответствии с приведенной выше классификацией, а затем соотнесены с результатами диагностики уровня развития мотивационно-потребностной сферы детей в классе.

Приемы, формы и виды учебной деятельности и педагогического взаимодействия, применявшиеся в нашем образовательном учреждении, отражены в таблице 3.

Таблица 3

Приемы, формы и виды учебной деятельности и педагогического взаимодействия

Приемы мотивации, используемые на уроках природоведения и географии

Уровень развития мотивационно-волевой сферы, на котором данный прием работает эффективнее всего

1

Создание ярких наглядно-образных представлений: видеофильмов, опытов и презентаций

Базовый

2

Ситуации познавательных затруднений

Социально-духовный

3

Создание проблемных ситуаций в зоне ближайшего развития ученика

Познавательный

4

Побуждение к поиску альтернативных решений

Познавательный

5

Ситуации проявления эмпатии (сопереживания)

Социальный

6

Опора на жизненный опыт

Познавательный

7

Предъявление заданий на смекалку

Познавательный

8

Развитие гражданской позиции

Социальный

9

Выполнение творческих заданий (по желанию)

Познавательный

10

Поощрения и порицания

Базовый

Итог

Использование приемов в соответствии с уровнями мотивации:

  • базовый – 20%;

  • познавательный – 50%;

  • социальный – 20%;

  • социально-духовный – 10%

Итак, наблюдается несоответствие между формами работы, оптимальными для учащихся данного класса, и предлагаемыми педагогом (диаграммы 2, 3):

Диаграмма 2

Приемы мотивации, которые предпочитают учащиеся

Диаграмма 3

Приемы мотивации, используемые учителем

На основании полученных результатов учитель начал выстраивать занятия в соответствии с мотивационными потребностями пятиклассников. Один из уроков, спланированных таким образом, был посвящен теме «Условия существования жизни во Вселенной».

Детям предлагались две дидактические игры. Сначала ученики выполняли задачи из функционала исследователей-теоретиков: используя текст учебника, нужно было разработать памятку для астронавтов, в которой требовалось перечислить критерии поиска жизни на других планетах, обобщая описание необходимых условий существования жизни на Земле. По форме это была работа на единую цель. В небольших группах создавался свой вариант выполненного задания, который учитывался при подведении общих итогов.

Полученный набор критериев стал основой для следующей дидактической игры, в которой каждая команда уже представала в роли астронавтов-исследователей.

Работа проходила в мини-группах с последующим фронтальным обсуждением пригодности небесных тел, таких, как Марс и его спутники Европа и Титан, для существования на них жизни. В процессе выполнения второго задания отрабатывались навыки важнейшего информационного общеучебного умения – анализа по критериям.

Затем ученики познакомились с открытием планеты Глис-581-С, на которой природные условия схожи с земными, и обсудили предположение о возможности существования на ней жизни. На фоне комфортной обстановки на уроке тема показалась пятиклассникам увлекательной и даже вызывала горячие дискуссии по некоторым позициям.

Показательна рефлексия ребят по окончании занятия. Мы предложили им продолжить фразы, представленные в таблице 4.

Таблица 4

Итоги рефлексии учащихся

Фамилия, имя

Я раньше не знал(а), а теперь знаю, что:

Тамара С.

есть планета Глис и на ней тоже может существовать жизнь

Саша Р.

на некоторых планетах возможна жизнь

Аня И.

существует планета, на которой возможна жизнь

Денис Ш.

есть такая же планета, как Земля

Таня И.

существует планета Глис-581-С и там возможна жизнь

Женя П.

на некоторых планетах возможна жизнь

Аня К.

есть планета, которая подходит для жизни, как наша Земля

Регина Ф.

многое о том, как себя вести на публике

Глеб К.

есть планеты, похожие на Землю

Я раньше не умел(а), а теперь умею:

Тамара С.

выступать перед классом, не стесняясь

Саша Р.

анализировать и сравнивать по критериям

Аня И.

анализировать текст по схеме

Денис Ш.

высказывать свое мнение

Таня И.

сравнивать планеты

Женя П.

сравнивать по критериям

Аня К.

анализировать текст

Регина Ф.

разбирать по критериям

То, чему я сегодня научился, мне пригодится:

Тамара С.

на экзамене или в других важных жизненных ситуациях

Саша Р.

когда я буду с друзьями, я им покажу, что я умный

Аня И.

во многом

Денис Ш.

когда я буду писать рефераты по природоведению

Таня И.

когда я буду на даче следить за небом

Женя П.

когда я буду сдавать ЕГЭ

Аня К.

на ЕГЭ и в компании друзей

Регина Ф.

когда я буду выступать

19 ответов из 27 можно интерпретировать как высказывания учеников, реализующих познавательный уровень мотивации. Таким образом, была выполнена основная задача, которая и заключалась в том, чтобы подвести детей к подобной мысли.

Кроме этого, учитывая мотивационные потребности учащихся, мы выполнили ряд образовательных, развивающих и воспитательных задач:

  • ребята усвоили, какие условия необходимы для существования жизни, и применили алгоритм ее поиска на других небесных объектах;

  • в процессе работы они активизировали такие мыслительные навыки, как анализ, сравнение, действие по алгоритму, синтез, логика и вывод;

  • развивали информационные ОУУН (критериальное оценивание, сворачивание и разворачивание текстовой и наглядной информации); организационные ОУУН (распределение обязанностей при выполнении группового задания, планирование хода работы); коммуникативные ОУУН (подготовка представлений о выбранных планетах (монологическая речь), ведение диалога, активное слушание и участие в дискуссии);

  • развивали словесно-логическую, наглядно-образную и эмоциональную память.

Можно смело сказать, что мы добились внимания, возникшего вследствие большого интереса к теме, выходящего за рамки урока и распространяющегося на познавательную и социальную сферу вне школы.

Изначально мы опирались на один-единственный параметр – мотивацию, а в результате динамичности модели все остальные параметры дали прирост. Это еще раз подтверждает правило: «Если развивается и растет любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей – его обучаемость»2.

***

Эксперимент продолжается. На следующем этапе мы планируем разработать предметные дидактические ресурсы, с помощью которых можно в формате предметного обучения целенаправленно учитывать и развивать психофизиологические внутренние ресурсы ученика – память, внимание, способность работать в разных модальностях, – используя те или иные каналы приема информации.

_______________

1 Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха на уроках географии. Методическое пособие для учителей по освоению и использованию педагогической технологии ИСУД – дидактического ресурса личностно ориентированного образовательного процесса. Изд. 2-е. – М.: «5» за знания, 2007. С. 33–38.

2 Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха на уроках географии. Методическое пособие для учителей по освоению и использованию педагогической технологии ИСУД – дидактического ресурса личностно ориентированного образовательного процесса. Изд. 2. – М.: «5» за знания, 2007. С. 11.

Рейтинг@Mail.ru