Как побудить учиться?
Пубертатный возраст является
периодом психосоциальной самоидентификации. С
одной стороны, под влиянием гормональных
изменений возникает чувство взрослости, а с
другой – у ребенка нет опыта самостоятельности,
не сформированы навыки рефлексии; расплывчатый
образ будущего препятствует возможности
понимания цели учебной деятельности. Все это
приводит к резкому падению мотивации к учебе.
Таким образом, возникает
необходимость внести изменения в учебный
процесс, направленные на формирование личности
каждого ученика и осознание ими себя как
субъектов собственной учебной деятельности.
Осмысливая, зачем он учится, подросток сам
индивидуализирует свое обучение и включает
приобретение знаний в сферу личных потребностей.
Желание учиться нельзя навязать,
поэтому нужно найти способы инициации
собственной активности подростка. П.Я. Гальперин
в деятельностной теории обучения показал
зависимость характера мотивации от типа учения.
Она вытекает из того, какой материал дается и
каким образом, является ли ученик активным
участником урока или пассивным исполнителем.
Развитие мотивов учения происходит в процессе
учебной деятельности, которая должна
заинтересовывать.
Таким образом, проблема снижения
мотивации перестает быть чисто психологической.
Возникает дидактический аспект – каким образом
организовать урок, чтобы он был развивающим,
формировал интерес к учению.
Позвольте подросткам общаться
В рамках педагогического
эксперимента по теме «Специалисты методической
службы школы как субъекты управления качеством
образовательного процесса (компетентностный
подход)» с целью детального изучения проблемы
низкой учебной мотивации на базе ГОУ СОШ № 59 было
проведено мини-исследование сферы мотивации
учеников одной параллели 9-го класса.
Основные трудности здесь были связаны
с нежеланием учиться, недостаточной
включенностью в процесс урока,
безынициативностью в выполнении заданий,
отсутствием динамики учебной успешности.
Как уже было сказано выше, для
формирования учебной мотивации нужно
действовать в рамках доминирующих потребностей
ребенка. Следовательно, первым этапом работы
должно стать определение их развития. Для этого
каждому предлагалось выбрать наиболее
желательные для себя учебные ситуации.
Таким образом определялся
преобладающий уровень потребностей – базовый
(эмоциональный), биосоциальный (познавательный),
социальный или социально-духовный. Параллельно
среди учителей-предметников проводилось
исследование видов, форм и приемов деятельности,
использующихся на уроках в данном классе.
Результаты представлены в виде диаграммы,
где показаны процент выборов педагогами приемов
мотивации и выраженность потребности детей в
определенном типе учебных ситуаций.
Благодаря исследованию видны
расхождения между приемами мотивирования,
используемыми учителями, и сформированностью
мотивационно-потребностной сферы учеников (таблица).
Таблица
№п/п |
Уровень развития
мотивационно-потребностной сферы |
Выбор (в процентах) |
учителя |
ученики |
1 |
Базовый
(биологический, эмоциональный) |
46 |
30 |
2 |
Познавательный |
12 |
29 |
3 |
Социальный |
19 |
30 |
4 |
Социально-духовный |
24 |
18 |
Педагоги уделяют недостаточно
внимания познавательной и социальной
потребностям, а ведь межличностное общение
является ведущей деятельностью в подростковом
возрасте, следовательно, опора на эти мотивы
благоприятно скажется на обучении.
При помощи описанной методики были
выявлены такие особенности обследуемой группы
школьников, которые не учтены в традиционных
программах и методиках преподавания. Обучение,
опирающееся на наиболее высокий уровень
мотивации – социально-духовный, не может быть
эффективным для этих учащихся, поскольку они его
пока не достигли.
Подростки не готовы сами быть
субъектами и определять мотивы своей
деятельности, поэтому фронтальный метод работы
не вызывает у них интереса. Подбор каждому
ученику индивидуального письменного задания
также нельзя считать эффективным, поскольку в
этом случае задача заменяет собой фигуру
учителя, не стимулируя у ребенка внутреннюю
потребность учиться.
Подлинная же индивидуализация – как
реализация индивидуальных предпочтений –
происходит для данного контингента учащихся во
время работы в группе, диспутов, решения
проблемных ситуаций. При взаимодействии со
сверстником подросток может примерить на себя
роль «учителя», показать свои способности,
высказать личное мнение. Мотивацию можно
развивать
Исследование показало необходимость
использования учителями тех приемов
деятельности, которые являются наиболее
значимыми, личностно востребованными учениками
в данном классе.
С преподавательским составом были
проведены специальные занятия. Их цель – научить
педагогов выявлять уровень мотивационной сферы
подростков и развивать его, применять актуальные
для ребят приемы мотивации, постепенно подводя к
самому высокому ее уровню – социально-духовному,
который позволит понять истинные мотивы своих
достижений, выяснилось, что наиболее сложным для
освоения учителями является умение определять
мотивационный потенциал предлагаемых
подросткам форм и приемов учебно-познавательной
деятельности.
Целенаправленную помощь по
преодолению затруднений удалось организовать
при использовании материалов методических
пособий цикла «Сто приемов для учебного успеха
ученика», созданных руководителем нашей
экспериментальной площадки доцентом МПГУ Н.Л.
Галеевой.
Уже первый опыт осознанного выбора
преподавателями приемов мотивации для учащихся
показал эффективность нашего подхода к
повышению уровня психолого-педагогической
компетентности учителя. Использование таких
форм и видов учебной деятельности, как создание
ситуаций взаимопомощи, проявления эмпатии
(сопереживания), работа на единую цель,
взаимопроверки не только вызвали активность
ребят, но и повысили познавательную мотивацию,
что показали их ответы по типу «активной
рефлексии» в конце уроков.
В следующем году в школе в формате
эксперимента запланировано масштабное
исследование, подобное описанному выше, во всех
классах средней школы. Параллельно в рамках
методической работы будут проведены
проблемно-обучающие семинары, направленные на
повышение психолого-педагогической
компетентности педагогического коллектива.
|